Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики

Организация консультативно-просветительской работы в Чебоксарском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

С момента своего рождения человек попадает в общество. Он растет и развивается в нем. На развитие человека большое влияние оказывает множество различных факторов, как биологических, так и социальных.

Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек будет развиваться, получать знания, по какому пути он пойдет.

В БУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Чебоксары» Минтруда Чувашии на базе отделения диагностики и социальной реабилитации несовершеннолетних проходят реабилитацию дети, родители которых ненадлежащим образом исполняют обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних детей.

Родители данной категории демонстрируют недостаточную осведомленность в вопросах воспитания и развития своего ребенка и как результат – задержка психического и снижение интеллектуального развития ребенка вследствие педагогической запущенности.

Перед учителем-дефектологом учреждения встает   необходимость повысить педагогическую культуру родителей, в понятной и доступной форме объяснить особенности развития ребенка, включая описание его сильных и слабых сторон, способов компенсации трудностей в условиях домашнего воспитания и развития.

При организации консультативно-просветительской работы учитель-дефектолог решает следующие задачи:

1. Профилактика отклонений в развитии ребенка.

2. Профилактика перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха в школе и дома.

3. Оказание профессиональной помощи родителям в вопросах воспитания и в решении возникающих проблем.

4. Выбор стратегии семейных взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития.

5. Включение родителей в процесс решения коррекционно-воспитательных задач.

Для проведения консультативной деятельности учитель-дефектолог использует такие организационные формы как:

  • анкетирование родителей;
  • индивидуальное консультирование по обращениям;
  • консультирование педагогов учреждения и родителей по итогам обследования;
  • обучающее консультирование (разъяснение этапов работы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно-развивающих заданий, игр и упражнений);
  • этапное консультирование родителей (корректировка программы коррекции и развития, сбор дополнительных сведений о ребенке, получение «обратной связи»).

Чаше всего родителей волнуют трудности, возникающие в процессе развития, обучения и воспитания ребенка (ребенок не справляется с образовательной программой, неусидчив), неадекватные поведенческие реакции ребенка (странности, страхи, непослушание, агрессивное отношение к родителям), задержка речевого и интеллектуального развития, особенности и возможности обучения ребенка,  организация условий воспитания ребенка в семье.

В последнее время особой популярностью пользуется такая форма консультативной помощи как «активная почта». Родители могут получить информацию по интересующим их педагогическим темам, обращаясь на личную электронную почту учителя-дефектолога. Так, родители получили информацию об особенностях развития детей раннего возраста, возрастных кризисах в период раннего и дошкольного детства, рекомендации по организации учебного процесса в домашних условиях, рекомендации по развитию правильных речевых навыков и др.

К сожалению, бывают ситуации так называемого «принудительного» консультирования, когда учитель-дефектолог считает необходимым включить родителей воспитанника в коррекционно-развивающий процесс. В таком случае возможно изменение мотивации и предпосылок для возникновения продуктивного контакта.

Полноценное развитие ребенка – одна из важнейших задач общества на современном этапе развития – требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Своевременная консультативная помощь и педагогическое просвещение родителей способствуют педагогической поддержке семей и являются составляющими в организации ранней целенаправленной работы по развитию интеллектуальной сферы ребенка, предупреждению отклонений в его развитии.



17 мая 2017
19:17
Поделиться