00:00 28 ноября 2008 г.
Сегодня в 13.00 в Чувашском государственном театре оперы и балета журналисты и музыковеды смогут принять участие в пресс-конференции, посвященной XVIII Международному оперному фестивалю имени М.Д. Михайлова.
Россия издавна славилась могучими басами – мы знаем Осипа Петрова, первого исполнителя партии Сусанина, Фёдора Шаляпина, династию Пироговых… Максим Дормидонтович Михайлов стал их преемником в советское время. В этом году исполняется 115 лет со дня рождения прославленного баса Максима Михайлова.
P.S. Родился Максим Дормидонтович 13 августа 1893 года в деревне Кольцовка Вурнарского района в бедной крестьянской семье. Учился два года в своей деревне, затем перешел в земскую школу. В земской школе был хор, в котором он пел тогда еще дискантом и бал даже солистом.
Однажды в школу приехал брат сельского священника – учитель К.Н. Поливанов. Послушав пение, он увез его к себе в школу в селе Бетьки, что за Казанью. Если бы не этот педагог - большой любитель музыки, первый обративший внимание на незаурядный голос мальчика, то талант Михайлова мог остаться незамеченным и не стал бы достоянием народа.
Семнадцатилетним юношей Михаил приехал в Казань искать счастья. Две недели ходил в поисках работы, но смог устроиться лишь грузчиком на пристани. Позже его приняли в хор Спасского монастыря, в это же время он стал вольнослушателем пасторских курсов.
Многим был обязан Михайлов профессору Казанского музыкального училища, вокалисту Ф.А. Ошустовичу. Вскоре после первой встрече с профессором в одной из газет, издающейся в Казани, появилась статья под названием «Многообещающий бас Михайлов» (1913). Это была рецензия на первое публичное выступление будущего знаменитого певца.
По окончании занятий на пасторских курсах Максим Дормидонтович вынужден был вернуться к культовому пению. Он служил в должности дьякона, затем протодьякона в Уфе, Омске, Казани, а с 1924 года – в Москве (храм Василия Кессарийского).
Когда Михайлов попал в Москву, мечта о светском пении окончательно одолела его. Он начал брать уроки пения у разных певцов и потихоньку ходил в театр.
Большую роль в творческой судьбе Михайлова сыграли А.М. Горький и А.В. Луначарский. Встречи и беседы с ними круто изменили его жизнь: в 1929 году Максим Дормидонтович оставил службу в церкви и стал певцом в студии радиовещания. А через три года сбылась его заветная мечта – он был приглашен в Большой театр.
7 января 1933 года Михайлов впервые пел партию Варяжского гостя в опере «Садко». Он хорошо справился со своей задачей и имел большой успех у публики.
Михайлов достойно вошел в труппу ведущих оперных певцов Большого театра. Его партнерами по сцене были такие выдающиеся певцы, как Нежданова, Обухова, Держинская, Борисова, Козловский, Лемешев, Пирогов, Рейзен, Ханаев и другие.
В годы Великой Отечественной войны Максим Дормидонтович был вместе с защитниками Родины – выезжал на фронт в составе концертных бригад, пел в госпиталях для раненых бойцов.
Почти четверть века (1932-1958) звучал неповторимый голос М.Д. Михайлова со сцены Большого театра. Спел он в 25 операх русских, советских и зарубежных авторов. От Мурманска до Ташкента, от Москвы до Сахалина протянулись маршруты его многочисленных гастрольных поездок. Михайлова слушали в 12 странах Европы и Азии.
Не раз бывал Максим Дормидонтович и у себя на родине – выступал в Чебоксарах, в родной Колцовке. Навсегда запомнилось его исполнение русских народных песен с хором Чувашского радио и заслуженной артисткой Чувашии А.Г. Казаковой (сентябрь 1956 г.).
Имя нашего великого земляка, истинно русского певца Максима Дормидонтовича Михайлова навсегда осталось в истории музыкальной культуры России и Чувашии.