00:00 03 сентября 2008 г.
Появление в российских школах курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и предмета «Безопасность жизнедеятельности» в высших учебных заведениях страны стали отражением осознанной государственной и общественной потребности в организации целенаправленного, непрерывного, массового образования населения по вопросам культуры безопасности жизнедеятельности.
Такая необходимость возникла в связи с крайне обострившейся проблемой выживания всего человечества в условиях небывалого роста глобальных вызовов и угроз. Именно сегодня должна идти речь о создании мировоззренческой системы культуры безопасности. Гуманистическое мировоззрение нельзя просто усвоить, вычитать из книг, его нельзя навязать кому-либо кем-то. Это область нравственного, эстетического, политического самосознания. Это личностные взгляды и убеждения, прочувствованные и глубоко осознанные, определяющие духовность, ценностные ориентации детей и молодежи, собственное Я, творческое отношение к миру, к людям, своему месту в обществе. Но для этого нужна и социальная среда, и образование.
Для этого процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности должен начинаться с раннего детства, и мы со «школьной скамьи» должны готовить детей к тому, что во взрослой жизни они будут вовлечены в серьезные процедуры по воздействию на здоровье и окружающую среду. Конечным результатом этого процесса должен стать сформированный высший нравственный идеал, когда личность строит свою жизнедеятельность безопасной, потому что по другому просто не может, не приучена! И тогда станут воплощаться в жизнь слова главы МЧС Сергея Шойгу: «Чтобы спасатели были всегда готовы, но никому не нужны».
P.S. Впервые термин «культура безопасности» начали использовать эксперты Международной консультативной группы по ядерной безопасности после аварии в Чернобыле (в 1986 г.).