00:00 08 октября 2010 г.
23 ноября в Чувашском государственном театре оперы и балета стартует один из самых значимых культурных проектов Чувашии – XX Международный оперный фестиваль им. М.Д. Михайлова.
Юбилейный фестиваль откроет премьера оперы «Шывармань» Ф. Васильева. Постановка спектакля поддержана грантом Президента Чувашской Республики. Спектакль посвящается 50-летию Чувашского государственного театра оперы и балета и 90-летию со дня рождения автора первой национальной оперы Федора Семеновича Васильева. Именно опера «Шывармань», премьера которой состоялась 50 лет назад – 22 мая 1960 года – ознаменовала рождение и становление профессионально-музыкально-театрального искусства Чувашской Республики. В 1981 году театр вновь обратился к этому произведению. Постановку осуществили дирижер Г. Максимов, режиссер А. Васильев, художник Н. Максимов. 12 декабря 1987 года в театре состоялась новая постановка спектакля. Дирижёр – Ш. Мегрелишвили, режиссёр – И. Дмитриев, художник – С. К. Кошкин, хормейстеры – А. А. Фишер, В. Васильев, балетмейстер – Н. Н. Никифоров.
Над новой постановкой оперы «Шывармань» работают: режиссер-постановщик – Максим Жучин, художник-постановщик – заслуженный художник Чувашии Валентин Федоров, хормейстеры-постановщики – народный артист Чувашии Анатолий Фишер, Любовь Казанцева, балетмейстеры-постановщики – заслуженная артистка России и Чувашии Елена Лемешевская и заслуженная артистка Чувашии Галина Никифорова, музыкальный руководитель и дирижер-постановщик – заслуженный деятель искусств Чувашии Ольга Нестерова.
P.S.: Родился Максим Дормидонтович 13 августа 1893 года в деревне Кольцовка Вурнарского района в бедной крестьянской семье. Учился два года в своей деревне, затем перешел в земскую школу. В земской школе был хор, в котором он пел тогда еще дискантом и бал даже солистом.
Однажды в школу приехал брат сельского священника – учитель К.Н. Поливанов. Послушав пение, он увез его к себе в школу в село Бетьки, что за Казанью. Семнадцатилетним юношей Михаил приехал в Казань искать счастья. Его приняли в хор Спасского монастыря, в это же время он стал вольнослушателем пасторских курсов.
Многим был обязан Михайлов профессору Казанского музыкального училища, вокалисту Ф.А. Ошустовичу. Вскоре после первой встрече с профессором в одной из газет, издающейся в Казани, появилась статья под названием «Многообещающий бас Михайлов» (1913). Это была рецензия на первое публичное выступление будущего знаменитого певца.
По окончании занятий на пасторских курсах Максим Дормидонтович вынужден был вернуться к культовому пению. Он служил в должности дьякона, затем протодьякона в Уфе, Омске, Казани, а с 1924 года – в Москве (храм Василия Кессарийского).
Когда Михайлов попал в Москву, он начал брать уроки пения у разных певцов и потихоньку ходил в театр.
Большую роль в творческой судьбе Михайлова сыграли А.М. Горький и А.В. Луначарский. В 1929 году Максим Дормидонтович оставил службу в церкви и стал певцом в студии радиовещания. А через три года сбылась его заветная мечта – он был приглашен в Большой театр.
7 января 1933 года Михайлов впервые пел партию Варяжского гостя в опере «Садко». Михайлов достойно вошел в труппу ведущих оперных певцов Большого театра. Его партнерами по сцене были такие выдающиеся певцы, как Нежданова, Обухова, Держинская, Борисова, Козловский, Лемешев, Пирогов, Рейзен, Ханаев и другие.
В годы Великой Отечественной войны Максим Дормидонтович был вместе с защитниками Родины – выезжал на фронт в составе концертных бригад, пел в госпиталях для раненых бойцов.
Почти четверть века (1932-1958) звучал неповторимый голос М.Д. Михайлова со сцены Большого театра. Спел он в 25 операх русских, советских и зарубежных авторов. Михайлова слушали в 12 странах Европы и Азии.
Не раз бывал Максим Дормидонтович и у себя на родине – выступал в Чебоксарах, в родной Кольцовке. Навсегда запомнилось его исполнение русских народных песен с хором Чувашского радио и заслуженной артисткой Чувашии А.Г. Казаковой (сентябрь 1956 г.).
Имя нашего великого земляка, истинно русского певца Максима Дормидонтовича Михайлова навсегда осталось в истории музыкальной культуры России и Чувашии.