00:00 13 апреля 2009 г.
История этого праздника своими корнями уходит в глубокую древность. Примерно 5 тысяч лет назад иудейские племена отмечали Пасху весной как праздник отела скота, затем его связывали с началом жатвы, позднее – с уходом евреев из Египта. Христиане же вложили в Пасху иной смысл и отмечают ее в связи с воскресением Христа.
Исстари в день Пасхи люди одаривали друг друга крашеными яйцами, собирались за праздничным столом, чтобы отведать пасхальные кушанья: кулич и пасху.
Куличем называют высокий круглый хлеб, на верху которого часто выкладывают из теста крест, а иногда еще какое - нибудь украшение. Считалось, что если кулич удался, то в семье будет все хорошо, если же в печи не подошел, растрескалась корка или произошли какие-нибудь другие дефекты, то надо ждать несчастья.
Пасху делают «сырную», из творога, в который кладут масло, сахар, яйца, изюм и некоторые другие приправы. Все это перемешивают и выкладывают в деревянную форму в виде четырехгранной пирамиды; на стенках ее обычно вырезают узоры и буквы.
Пасху и кулич вместе с окрашенными в «чистый» четверг яйцами святят в церкви, а потом ими разговляются. Вообще, к «чистому» четвергу была отнесена основная подготовка к Пасхе: в этот день убирали в избе, все мыли, чистили, и это органически увязывалось с очистительным характером обрядов этого дня.
В «чистый» же четверг готовили некоторые кушанья и обязательно красили яйца. В этот же день варили овсяный кисель для «ублажения» мороза. Кое-где этот кисель хранили до Пасхи, а на Пасху его ели даже раньше кулича.
Центральное место в пасхальной обрядности занимало крашеное яйцо, оно являлось символом праздника. Освященное яйцо за пасхальным столом едят первым, когда, придя от заутрени, садятся за трапезу. Но роль яйца этим не исчерпывается. Яйца дают родным, соседям, пришедшим поздравить, берут с собой, когда идут в гости, раздают нищим, оставляют в церкви.