Министерство финансов Чувашской Республики

Центробанк и клиенты-отказники

О том, что ЦБ подготовил для банкиров черный список клиентов-отказников (по операциям, имеющим признаки подозрительных), но не спешит передать его участникам рынка, говорят представители нескольких банков. О разработке такого реестра, который будет доступен банкам с начала текущего года, ЦБ РФ сообщал в мае 2016 года. "Процедуры предоставления информации банкам о клиентах, которым было отказано в проведении операции, находятся в завершающей стадии согласования Банком России и Росфинмониторингом", - подтверждает  пресс-служба ЦБ РФ.

Согласно антиотмывочному закону - 115-ФЗ, сейчас банк отказывает в проведении операций клиенту, если есть основания полагать, что операция направлена на отмывание преступных доходов или на финансирование терроризма. Обо всех случаях отказа в проведении операций банки по закону должны сообщать в Росфинмониторинг, который начиная с 2016 года передает эту информацию в ЦБ РФ, но банкам она недоступна. Новация должна была дать банкам конкретный список компаний и граждан (основанный на данных ЦБ РФ и Росфинмониторинга), уже получавших отказы по подозрению в нарушении 115-ФЗ, чтобы облегчить процедуру выявления подозрительных лиц.

Изначально планировалось, что одновременно с этим списком будет разработан и механизм реабилитации клиентов, попавших туда по ошибке, уточняет Росфинмониторинг. Именно с отсутствием такого механизма и связано промедление с передачей списков банкам. "Отсутствие механизма реабилитации попавших в список, скорее всего, и побуждает ЦБ тормозить реестр, так как одно без другого работать не будет", - считает сопредседатель комитета АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс-рискам Алексей Тимошкин. В Росфинмониторинге также считают, что предоставлять банкам черный список без возможности исправления ошибок не стоит. Однако сам ЦБ РФ разработать механизм реабилитации не может. "Банк России федеральным законом не наделен полномочиями по разработке механизма реабилитации", - объясняют это в пресс-службе ЦБ РФ.

Без механизма реабилитации черный список применять слишком рисковано, уверены эксперты. Четких критериев, по которым банки относят операции к подозрительным, в законе нет, а значит, возможны ошибки. Присутствие клиента в реестре не является однозначным основанием для отказа ему в открытии счета, а лишь сигналом для проявления бдительности. "Но на практике любые рекомендации ЦБ банки воспринимают как руководство к действию, и потому отказы неизбежны", - отмечает юрист Александр Ястрембский. "Нельзя исключить ситуации, когда из-за излишней бдительности отдельного банка в реестр попадет вполне добросовестный гражданин, который в итоге будет лишен возможности открыть счет, получать зарплату на карту и др., что недопустимо, - отметил председатель НСФР Андрей Емелин. - При этом если компании могут выйти из ситуации перерегистрировавшись, то граждане такой возможности лишены".

При разработке механизма стоит учесть международный опыт, считают эксперты. "Было бы разумно, если бы при ЦБ была создана специальная комиссия, на которой бы рассматривались возражения клиентов и доводы банка", - указывает управляющий партнер "Дмитрий Матвеев и партнеры" Дмитрий Матвеев. Подобная практика существует на Западе, уточняет Андрей Емелин. "Не думаю, что банки стали бы утаивать от ЦБ причины отказа, - рассуждает Д. Матвеев. - Иначе клиентам придется оспаривать попадание в реестр через суд, в чем не заинтересованы ни банки, ни сами клиенты". Кроме того, полезно было бы сделать реестр достаточно подробным. "Если в реестре будет указано, в какой именно операции отказал банк, то другая кредитная организация может проявить повышенную бдительность именно в отношении аналогичных, а не всех трансакций", - рассуждает партнер юридической компании "Ионцев, Ляховский и партнеры" Игорь Дубов.

 

Информация подготовлена на основании материалов интернет-издания "КоммерсантЪ"



07 февраля 2017
12:25
Поделиться