Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики

На инженерном факультете Чувашской ГСХА вернули в строй сорокалетний легендарный ДТ -75М

На инженерном факультете Чувашской ГСХА вернули в строй сорокалетний легендарный ДТ -75М

У каждой вещи, как и каждого человека, своя судьба. Некоторые предметы попадают в руки особенных людей и служат по своему назначению много-много лет, принося хозяину большую пользу, а иногда и удовольствия. Иные вещи, предметы, порой и техника быстро выходит из строя и сдаются в утиль, а еще лучше в металлолом. У некоторых экземпляров машин, к примеру, тракторов - особая история.

В стенах Чувашского СХИ, а ныне Чувашской ГСХА, около сорока лет, внутри одной из множества учебных лабораторий стоял учебный макет – гусеничный трактор Волгоградского тракторного завода ДТ-75М. Было время, когда его заводили, и студенты снимали с него лабораторные показатели…

Как рассказывает декан инженерного факультета Николай Пушкаренко, в ходе различных перестановок, объединений-разъединений кафедр факультета механизации сельского хозяйства (ныне инженерный факультет) гусеничный трактор, в хозяйствах прозванный «почтальон» за боковое наружное расположение топливного бака, несколько раз менял свою дислокацию. Каждое перемещение трактора сопровождалось полной его разборкой и сборкой. С каждой такой сборкой убывала и комплектация трактора…

Шло время, появлялись более совершенные и производительные машины и трактора для сельского хозяйства. Академия шла ногу со временем, и для обучения студентам практическим навыкам на современной технике приобретала, принимала на ответственное хранение новые типы, модели сельскохозяйственной техники… К легендарному советскому трактору оранжевого цвета, который поднимал целину, складывалось отношение как к музейному экспонату.

Своего часа трактору ДТ-75М в стенах сельхозакадемии пришлось ждать около сорока лет. Доценты кафедры технического сервиса Роман Андреев, Александр Васильев и группа студентов решили вернуть легенду в строй мехпарка инженерного факультета и вывести в этом сезоне на весенне-полевые работы в УНПЦ «Студенческий».

В феврале нынешнего года трактор снова разобрали до последнего винтика и стали собирать и модернизировать уже в учебном корпусе современного инженерного факультета. Многое из деталей трактора было утеряно, много чего не хватало, но это не останавливало знатоков сельхозтехники.

В течение месяца трактор был восстановлен, а попутно и перекрашен в «молодежный» цвет. Несмотря на то, что трактор в такой модификации давно не выпускается и в сельских хозяйствах давно списан на металлолом, возникли большие трудности с запасными частями. Многие детали пришлось студентам и преподавателям восстанавливать, а где-то и изготавливать своими руками. Благо, имеющийся станочный парк инженерного факультета позволяет изготовить любую деталь.

К сбору трактора причастны не только закрепленные студенты Александр Лоскутов, Андрей Петров и Роман Сергеев, но и весь инженерный факультет. На месте сбора трактора преподаватели проводили свои практические занятия по конструкции и устройству (трактора), а многим студентам просто было очень интересно: нечасто видишь, как до винтика разобранная махина приобретает свое очертание трактора. Особый восторг был у студентов, когда они его сами завели - это после сорока лет его молчания…

Пройдя все необходимые процедуры технического осмотра, совершенно с новым госномером учебное пособие – макет – легендарный советский гусеничный трактор ДТ-75М снова в строю, наряду с другими тракторами участвует в проведении весенне-полевых работ в УНПЦ «Студенческий». Во время своей обкатки трактор ДТ-75М задействован на бороновании полей.

В этом году на выполнении весенних полевых работ в УНПЦ привлечен вновь созданный «Мехотряд» из числа студентов инженерного факультета, имеющих соответствующие права на управление сельскохозяйственными агрегатами. В частности, на тракторе ДТ-75М работает студент 3 курса Геннадий Митрофанов, а возглавляет мехотряд студент 5 курса Алексей Васильев.

Хотим  пожелать мехотряду безотказной работы техники - как новой, так и модернизированной, благоприятной погоды и скорейшего завершения весенне-полевых работ 2017 года.

Забегая вперед, скажем: к уборочным работам формируется еще один мехотряд уже из числа комбайнеров.

Кстати, своего счастливого часа дожидаются не менее известные трактора МТЗ-80,Т-25 и Т-16, но это уже будет другая история...

 

Справочно:

ДТ-75 (75М, Б, К, В, МВ, Н, Д, МЛ) - гусеничный сельскохозяйственный трактор общего назначения. Самый массовый гусеничный трактор в СССР. В 2013 году Волгоградский тракторный завод отметил полувековой юбилей со дня начала производства ДТ-75. Трактор приобрёл хорошую репутацию благодаря удачному сочетанию высоких эксплуатационных свойств (простоте, экономичности, ремонтопригодности) и невысокой стоимости.

За время выпуска ДТ-75 несколько раз проходил модернизацию. Первоначально на тракторе устанавливался четырёхцилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель СМД-14 жидкостного охлаждения мощностью 75 л. с. В модификации ДТ-75М применен двигатель А-41 мощностью 90 л. с., а в модификации ДТ-75Н - двигатель СМД-18Н, отличающийся от СМД-14 наличием турбонаддува и увеличенной до 95 л. с. мощностью. Узлы и механизмы трактора смонтированы на сварной раме, которая состоит из двух продольных сварных лонжеронов замкнутого прямоугольного сечения, соединенных между собой поперечными связями.

Муфта сцепления сухая, двухдисковая, постоянно замкнутая. Коробка передач и задний мост смонтированы в одном корпусе. Задний мост имеет два одноступенчатых планетарных механизма поворота с ленточными тормозами, обеспечивающими надежное торможение трактора как при переднем, так и при заднем ходе. Планетарный механизм позволяет снизить усилия на рычагах управления поворотом трактора. Ходовая часть состоит из ведущих и направляющих колес, поддерживающих роликов с резиновыми бандажами, четырёх балансирных кареток подвески и двух гусеничных цепей.

Первоначально трактор был оборудован кабиной закрытого автомобильного типа: цельнометаллической двухместной герметизированной, унифицированной с кабиной автомобиля ГАЗ-51. Трактор ДТ-75М имел кабину с более глубокой по высоте выштамповкой потолка кабины (увеличена высота над головой водителя) и рычаги управления, загнутые к трактористу. С 1978 года трактор комплектуется новой подрессоренной кабиной и оперением. Для улучшения обзора кабина нового образца смещена вправо от оси трактора, а топливный бак увеличенной вместимости размещен с левой стороны кабины. Однако многие механизаторы были недовольны новой панорамной кабиной. Хотя кабина нового образца более комфортабельна по сравнению со старой, трактор с новой кабиной не может обрабатывать почву под кронами деревьев (мешает высота кабины). В итоге завод стал получать письма от потребителей с просьбой вернуть кабину автомобильного типа.

 

Трактор ДТ-75 стал одним из «героев» кинофильма «Русское поле» 1971 года, где на нём работает главная героиня фильма Федосья Леонтьевна Угрюмова в исполнении актрисы Нонны Мордюковой. ДТ-75 присутствует в фильмах «Песни над тихой сосной», 1981 г., «И вся любовь»,1989 г., музыкальном фильме «Песни под облаками»,1976 г. (ранний ДТ-75 с округлой облицовкой радиатора).



17 мая 2017
15:29
Поделиться