00:00 13 мая 2003 г.
18 мая Госэнергонадзору исполняется 59 лет. В систему органов государственного энергетического надзора тогда вошли Государственная инспекция по промышленной энергетике и энергонадзору при Наркомате электростанций СССР, 41 энергосбыт. На энергосбыты была возложена задача – осуществление функций контроля и надзора за рациональным расходованием электрической и тепловой энергии на промышленных предприятиях, установленными режимами и лимитами отпуска энергии и выполнением правил технической эксплуатации в электрическом и тепловом хозяйстве предприятий.
В 1963 г. Правительство упразднило инспекции Госсельэнергонадзора и инспекции по коммунальной энергетике министерств коммунального хозяйства союзных республик. На Государственную инспекцию по энергетическому надзору были возложены функции технического надзора за состоянием промышленных, сельских и коммунальных электроустановок в стране. В 1980 г. предприятия по сбыту энергии и контролю за ее использованием (энергосбыты) были переименованы в предприятия государственного энергетического надзора и сбыта энергии "Энергонадзор".
Благодаря созданной системе государственного энергонадзора и контроля было внедрено нормирование на единицу продукции, отработана система лимитирования отпуска электрической и тепловой энергии, создан ряд принципиальных технических документов по рациональной эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, упрощению схем электро- и теплоснабжения. Единые общесоюзные Правила устройства электроустановок, Правила технической эксплуатации электроустановок, теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации этих установок позволили провести большую работу по реконструкции и упорядочению энергохозяйств предприятий, повышению квалификации энергетического персонала.
Значительная работа проделана в области автоматизации учета электрической и тепловой энергии. По инициативе Госэнергонадзора с 1974 г. начали серийно выпускаться автоматизированные системы учета электрической и тепловой энергии. В настоящее время отечественная промышленность выпускает несколько типов таких систем.
12 мая 1993 г. Совет Министров – Правительство Российской Федерации утвердило "Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации". 17 мая 1993 г. Министерством топлива и энергетики Российской Федерации принято решение "О функционировании органов государственного энергетического надзора в условиях акционирования в энергетике". В систему органов государственного надзора вошли: Главное управление государственного энергетического надзора Минтопэнерго РФ (Главгосэнергонадзор России); шесть региональных управлений государственного энергетического надзора; 72 подразделения государственного энергетического надзора.
В 1993 г. в Российской Федерации имелось 26,7 млн. потребителей, и в том числе 234,6 тыс. — промышленных и приравненных к ним. Было проведено 289,4 тыс. обследований электроустановок. В результате комплексной проверки эффективности использования ТЭР на 66 тыс. предприятий промышленности и строительства (28% общего количества) выявлен нерациональный расход электроэнергии в объеме 1,9 млрд. кВт-ч и тепловой энергии в объеме 12,2 млн. Гкал в год. Общие потери (с учетом выявленных резервов экономии) составили 2,7 млрд. кВт-ч электроэнергии (0,36% годового электропотребления) и 22,6 млн. Гкал тепловой энергии. При этом инспекторами за бесхозяйственное использование электроэнергии были отключены установки суммарной мощностью более 0,37 млн. кВт, а также 2015 теплоиспользующих установок. Было проведено более 5,5 тыс. рейдов, по результатам которых отключены электроустановки суммарной мощностью более 49 тыс. кВт. Активно велись работы по совершенствованию и автоматизации учета на межсистемных и межгосударственных перетоках. Количество автоматизированных систем различных типов на объектах энергосистем выросло до 319.
12 августа 1998 г. Постановлением Правительства Российской Федерации №938 утверждено "Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации". Министерство топлива и энергетики Российской Федерации приказом №400 от 8.12.98г. образовало в структуре центрального аппарата Министерства Департамент государственного энергетического надзора и энергосбережения (Госэнергонадзор) на базе упраздненного Главного управления государственного энергетического надзора и контроля рационального использования топливно-энергетических ресурсов и передачи части функций упраздненного Департамента координации проектов Федеральной программы энергосбережения и энергетической политики.
Приказом № 400 от 8.12.98г. Министерство топлива и энергетики Российской Федерации сформировало систему государственного энергетического надзора в Российской Федерации.
На сегодня основными задачами Госэнергонадзора являются:
осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и тепловых установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций.
управление рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии, нефти, газа, угля, торфа, горячих сланцев и продуктов их переработки в организации независимо от формы собственности.
Государственный энергетический надзор по Республике Марий Эл.
До 1964 г. функции энергоназора в Марийской АССР выполнял Энергосбыт ТЭЦ-1 и организация «Сельэнерго».
В 1964 г. после организации Марийских электрических сетей «Горэнерго» надзорные функции выполнялись фабрично-заводской инспекцией Горэнерго. В 1979 г. организуется Марийское автономно-республиканское отделение Энергосбыта Горэнерго (с отделениями Сернурское, Йошкар-Олинское и Горномарийское), которая с 1 марта 1982 г. стала именоваться Марийским автономно-республиканским отделением энергонадзора Горэнерго.
В связи с созданием энергосистемы «Мариэнерго» в 1986 г. все функции государственного энергетического надзора осуществлялись его структурным подразделением Энергонадзор.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8.05.96 г. № 560 "О реорганизации органов государственного энергетического надзора в Российской Федерации" и приказа Главного управления государственного энергетического надзора "Главгосэнергонадзора России" от 28.03.97г. №79-к 1 августа 1997 г. на базе структурного подразделения Энергонадзор АО "Мариэнерго" создано Территориальное управление государственного энергетического надзора по Республике Марий Эл.
2 марта 1999 г. руководителем Департамента государственного энергетического надзора и энергосбережения Минтопэнерго России утвержден Устав Государственного учреждения "Управления государственного энергетического надзора по Республике Марий Эл", сокращенно «Маригосэнергонадзора».
Приказом Минэнерго России от 18.11.2002 № 409 Государственное учреждение "Управление государственного энергетического надзора по Республике Марий Эл", путем слияния с «Региональной государственной инспекцией по надзору и контролю за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов на территории Республики Марий Эл», было реорганизовано в Федеральное государственное учреждение «Управление государственного энергетического надзора по Республике Марий Эл» Министерства энергетики Российской Федерации.
Итоги работы ФГУ «Маригосэнергонадзор» за 2002 год
Надзор за техническим состоянием энергоустановок
В 2002 году инспекциями управления проведено1511 проверок предприятий и организаций, в том числе 36 совместно с другими надзорными организациями в республике.
По результатам проверок приняты меры:
отключено за неудовлетворительное состояние (п. 2 статьи 546 ГК РФ):
- электроустановок - 54 (мощностью 15830 кВт),
- теплоустановок - 60 (мощностью 1120,07 Гкал/ч);
прекращена подача газа на газоиспользующие установки:
- на 36 предприятиях.
За нерациональное использование электроэнергии привлечено к административной ответственности по ст 9.9 КоАП РФ – 2 человека;
отстранено от работы: электротехнический персонал – 87 человека, теплотехнический персонал – 6 человек;
приостановлена деятельность шести электролабораторий;
выдано заключений для сертификации услуг розничной торговли – 187;
принято участие в расследовании технологического нарушения – 3;
работа по бесхозяйным объектам, выявлено:
бесхозяйных трансформаторных подстанций – 54.
Энергоэффективность (Энергосбережение)
По программе обязательных энергетических обследований предприятий и организаций с годовым потреблением ТЭР 6000 т у. т. и выше Управлением проведено обследование 7-и предприятий. В том числе вне плана основных работ по письму Самарской КЭЧ района проведены энергетических обследования военных городков в/ч 68020 и и в/ч 39840 (федеральный бюджет). Выявленный резерв экономии ТЭР по всем предприятиям – 8,1 тыс. т у.т;
По инициативе Правительства Республики Марий Эл, администраций муниципальных образований и руководителей организаций проведены энергетические обследования 13-ти предприятий и организаций с годовым расходом ТЭР менее 6000 т у. т. Выявленный резерв экономии ТЭР по предприятиям с годовым расходом ТЭР менее 6000 тут – 1,45 тыс. т у. т.
Проведены предпусковые (приборные) энергетические обследования 62 отопительных котельных на природном газе, в том числе 42 автономные котельные.
Работа с бюджетными организациями
Проведен мониторинг внедрения энергосберегающих мероприятий Спорткомплекса “Юбилейный” (местный бюджет). Экономический эффект – 788 тыс. руб. за 2 мес. (4,7 млн. в год).
В порядке надзора за исполнением Постановления Правительства РМЭ №413 от 25.12.2001г. “О порядке формирования лимитов потребления и учета холодной воды в организациях и учреждениях, финансируемых из республиканского бюджета Республики Марий Эл”. Подготовлены и разосланы методические указания по определению лимитов потребления холодной воды для бюджетных организаций (направлены в адрес 14-и организаций - главных бюджетополучателей, а также 17-ти главам администраций городов и районов республики).
По инициативе администрации Оршанского района проведена проверка правильности расчетов в договорах теплоснабжения Отдела культуры, РОО, ОВД, здания администрации района, территориального центра социального обслуживания Оршанского района (местный бюджет, всего по 6-и объектам).
По инициативе Республиканского наркологического диспансера проведена проверка расчета потребности тепловой энергии на отопление и ГВС. Результат – за счет упорядочивания договорных отношений на теплоснабжение, снижение затрат – 146 т. руб. год (республиканский бюджет).
Подготовлен доклад и принято участие 14.06.2002 в совещании Комитета профессионального образования РМЭ по вопросам энергосбережения.
Оказана практическая помощь в проверке тепловых расчетов при пересмотре договоров, тем самым, в установлении лимитов и снижении бюджетных Министерству социальной защиты Республики Мари Эл по 26 объектам, администрации Советского района по 4 объектам.
В рамках совместной работы ФГУ "Маригосэнергонадзор" и Министерства экономики и промышленности Республики Марий Эл с каждым бюджетополучателем Республиканского бюджета проведено индивидуальное согласование лимитов потребления ТЭР на 2003 год. По некоторым были проведены внеочередные энергетические обследования. Результат – снижение бюджетных затрат около 10,3 млн. руб.
Результаты работы с Правительством РМЭ
В Министерстве экономики и промышленности республики Марий Эл образован "Отдел ТЭК", в основные функции которого вошли координация и ведение единой энергетической политики на территории Республики Марий Эл, составление и анализ ТЭБ, лимитирование бюджетных организаций и ряд других функций;
По поручению Правительства РМЭ проведены обследования сельскохозяйственных предприятий Сернурского района – 4. Выявленные резервы неэффективного использования электроэнергии (в основном на электроотопление) – 21-25% от общего потребления электроэнергии предприятиями.
Участие в разработке программы реформирования ЖКХ РМЭ
- С Министерством экономики и промышленности РМЭ проведена паспортизация административных образований – составлены энергетические паспорта на все 17 административных образований республики.
- По просьбе отдела ТЭК Министерства экономики и промышленности Республики Марий Эл проведена работа по уточнению перечня отопительных котельных, находящихся на территории республики, с годовой потребностью их в топливе для составления предварительного топливно-энергетического баланса Республики Марий Эл. Продолжается работа по уточнению ТЭБ районов и Республики в целом.
- По поручению Правительства и РЭК Республики Марий Эл проведены приборные энергетические обследования отопительных котельных с целью определения как фактических КПД котлоагрегатов, так и КПД отопительных котельных в целом:
№ 1301 ГУПЭП «Маркоммунэнего» - п. Оршанка;
№ 0306 ГУПЭП «Маркоммунэнего» - г. Волжск;
ОК № 1 МУМПКХ - п. Новый Торьял.
Подготовлены материалы, справки для рабочей группы по составлению топливно-энергетического баланса г. Йошкар-Олы. Принято непосредственное участие в совещаниях.
В Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл во второй половине 2002 года восстановлен отдел главного энергетика. В основные функции его вошли функции энергосбережения и энергоэффективности в отрасли сельского хозяйства.
Результаты работы с главами администраций районов
С января 2002 года в администрации Килемарского района введена должность инженера по энергосбережению. В обязанности его также вошли вопросы подготовки объектов теплоснабжения к ОЗП. Результат его работы за 2002 год:
- снижение бюджетных платежей района за потребляемую электрическую энергию за счет наведения элементарного порядка в договорах, в точках коммерческого учета, а также постоянного контроля за выставляемыми Энергосбытами счетами бюджетным организациям - на 43% (с 350 до 200 тыс. руб. в месяц или на 1,8 млн. руб. в год);
- полная ликвидация бюджетной задолженности по текущим платежам за электроэнергию;
- договора теплоснабжения бюджетных организаций в части определения потребности организаций в тепловой энергии приведены в соответствии с нормативными документами.
Таким образом, в результате проведения организационных работ были сокращены расходы местного бюджета на оплату за энергоресурсы на 4,2 млн. руб. в год (17,9%).
Далее совместно с администрацией Килемарского района отделом энергоэффективности проведены энергетические экспресс обследования объектов местного бюджета с разработкой энергосберегающих мероприятий (Килемарская центральная районная больница, Килемарский районный отдел образования). Снижение бюджетных затрат - 0,66 млн. руб. в год.
Проведены инструментальные обследования основной части отопительных котельных п. Килемары и Визимьярского МПКХ. По предварительной оценке потенциал экономии только каменного угля может составить более 30% или около 6 млн. руб. в год. (Для справки – общая потребность в денежных средствах района на покупку топлива составляет 17 млн. руб. Практически все средства дотационные и идут из республиканского бюджета).
Администрацией района установлено 4 прибора учета тепловой энергии за счет сэкономленных средств районного бюджета.
На сегодняшний день должность инженера по энергосбережению официально введена в структуру Администрации Килемарского, Оршанского, Сернурского районов и г. Волжска.
Как бы итогом проведенной работы по энергосбережению в 2002 году на территории Республики Марий Эл стал тот факт, что Правительство Республики Марий Эл награждено Дипломом IY Всероссийской выставки "Энергосбережение в регионах России - 2002" за успехи в реализации региональной программы энергосбережения.