13:42 24 октября 2016 г.
С 19 по 21 октября 2016 года центр духовно-нравственного развития личности и национального образования совместно с кафедрой педагогики и практической психологии БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии провел обучающий семинар для педагогических работников по теме «Духовно-нравственное воспитание обучающихся на социокультурном опыте (учебный курс "Истоки")».
Ведущий семинара, заведующий центром духовно-нравственного развития личности и национального образования С.П. Руссков рассказал собравшимся, что учебный курс «Истоки» сформировался на стыке социальной и культурной антропологии, этнологии и этнопсихологии, культурологии и теологии, философии и педагогики. Остановился на концептуальной новизне вышеназванного курса, не имеющего аналогов в современном отечественном образовании. Лектор подчеркнул, что учебный курс «Истоки» разработан для реализации в системе общего образования: в дошкольном образовании, в начальной, средней школе; может быть использован в качестве альтернативной программы по реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
«Социокультурные истоки» содержат ценные материалы для педагогов и родителей, направлены на гармоничное развитие, образование и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.
Курс «Истоки» концентрирует в себе духовно-нравственные ценности российского народа, российской цивилизации и решает, оставаясь в рамках светского предмета, проблему религиозной образованности, которая является необходимой частью национальной культуры.
На практических занятиях, проведенных учителями МБОУ «Гимназия № 6» г. Алатыря Т. В. Дмитриевой, Е. Б. Борисовой, И. Н. Зорькиной, О. В. Голькиной, О.В. Тиликиной, В.В. Душенькиным, было продемонстрировано, что курс «Истоки» в образовательном процессе школы может быть представлен в различных вариантах:
а) использован в качестве отдельного учебного предмета в течение всех лет обучения, вводимого за счет регионального компонента образования (со 2 по 11 класс); данный вариант представляется предпочтительным, поскольку в наибольшей степени реализует цели и задачи программы;
б) включен в преподавание курсов образовательных областей «Обществознание», «Филология», «Искусство», «Технология»;
в) представлен в качестве курса дополнительного образования;предпрофильного и профильного общеобразовательного предмета любого профиля, а также элективного учебного предмета;использован во внеурочной, проектной деятельности;
ж) включён при организации работы «Родительской школы».
Слушателям семинара был предложен образовательно-воспитательный потенциал программы «Истоки», ее оснащенность учебно-методическими комплектами (учебные пособия, рабочие тетради, научно-методическиеиздания – сборники «Истоковедение», методические пособия для учителей, книги для развития детей дошкольного возраста (3–7 лет) и обучающихсяобщеобразовательной школы, система активных форм работы с родителями).
Заключительный день семинара прошёл в библиотеке и музее Храма Новомученников и исповедников Российских. Настоятель храма архимандрит Гурий, обращаясь к слушателям семинара, акцентировал их внимание на необходимости объединения совместных действий всех социальных институтов государства и Православной Церкви по духовно-нравственному развитию и воспитанию.
Доцент кафедры педагогики и практической психологии С. Г. Краснова рассказала об инновационных психолого-педагогических технологиях воспитания духовности и нравственности в семье. Она подчеркнула, что«Истоки» – уникальный курс, обеспечивающий проведение системы занятий с родителями по программе «Моя семья», устанавливающий взаимодействие детей и родителей на основе серии книг, способствующий проведению совместных занятий родителей и детей по курсу пропедевтики «Истоки» и по программе «Воспитание на социокультурном опыте».
БУ ЧР ДПО "Чувашский республиканский институт образования" Минобразования Чувашии