11:30 24 октября 2016 г.
Интервью со статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации Николаем Александровичем Панковым
Вступительная кампания закончилась, и сейчас время подвести итоги. Скажите, пожалуйста, как вы оцениваете ее результаты для военных вузов?
Да, действительно, все мероприятия «наборной кампании» 2016 года в военных вузах завершены. Причем проведены они были в очень непростых условиях. В стране продолжает сохраняться сложная демографическая ситуация, в целом количество бюджетных мест для получения высшего образования не уменьшается. Кроме этого, нам приходится выдерживать конкуренцию с военно-учебными заведениями других силовых министерств и ведомств.
Уровень квалификации педагогов довузовских образовательных учреждений Минобороны РФ достаточно высок
При этом нам удалось полностью и с высоким качеством укомплектовать первые курсы наших вузов переменным составом. Конкурс в них в этом году составил в среднем 4 кандидата на одно учебное место, а в ряде вузов достигал 10 человек.
Для сравнения в 2015 году средний конкурс был 2,6 человек на место.
О чем говорит статистика поступления в военные учебные заведения в этом году? По какой причине молодые люди и девушки выбирают военное образование?
Результаты социологических исследований показывают, что подавляющее число юношей и девушек выбирают военный вуз из-за желания стать офицером. Немаловажную роль играет чувство причастности к защите Отечества, а также желание продолжить семейную традицию, стать квалифицированным специалистом и получить бесплатное образование.
Увеличению количества кандидатов, желающих поступить в наши вузы курсантами, способствовала впервые проведенная в период с 8 по 23 февраля 2016 года Всероссийская информационно-агитационная акция «Есть такая профессия - Родину защищать!», охватившая более шестисот тысяч молодых людей и их родителей.
Известно, что в разных военных вузах осуществляется подготовка по разным направлениям: где-то готовят специалистов гуманитарной сферы – переводчиков, психологов, журналистов, юристов, другие обучают боевым специальностям. Какие специальности пользуются большей популярностью?
Самым ярким показателем популярности специальности является конкурс.
Самый высокий конкурс среди юношей традиционно был зафиксирован в Военно-медицинской академии (9 человек на место), Новосибирском высшем военном командном училище (7 человек на место) и Военном институте физической культуры (5,6 человек на место).
Среди девушек максимальный конкурс составил 36 человек на место в Военную академию материально-технического обеспечения, 23 человека на место в Военную академию связи и 13 человек на место в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище.
Большой популярностью у молодежи пользуются командные вузы Сухопутных войск, конкурс в которые также вырос и составил в эту наборную кампанию более 6-ти человек на место.
Как вы оцениваете уровень преподавания в военных вузах и училищах?
В настоящее время в отечественной военной школе проходят военную службу и работают высококвалифицированные военные и гражданские педагоги. В их числе более 1 тысячи 200 докторов наук и свыше 6 тысяч 800 кандидатов наук. Их вклад в развитие военного образования и военной науки весьма значителен.
Благодаря принимаемым на протяжении последних лет мерам укомплектованность военно-учебных заведений преподавателями с учеными степенями остается стабильной и составляет в среднем 65%, что позволяет обеспечить требования федеральных государственных образовательных стандартов к кадровом условиям реализации образовательных программ.
Большинство из них имеет опыт службы на различных воинских должностях, профильных преподаваемым учебным дисциплинам, в том числе и боевой опыт.
Благодаря высокому качеству профессорско-преподавательского состава за последние годы наметилась устойчивая тенденция роста выпускников, завершивших обучение с отличием с 7,5% в 2011 году до 20,5% в 2015 году.
И это, конечно, зависит от уровня подготовки самих преподавателей?
Уровень профессиональной подготовки, как и уровень квалификации педагогов довузовских образовательных учреждений Минобороны России достаточно высок: они имеют первую либо высшую квалификационную категорию.
Но главное, не признание их несомненных профессиональных заслуг, главное - объединяющее их понимание педагогической деятельности как особой, социально значимой миссии воспитания и обучения подрастающего поколения в духе высоких гуманитарных ценностей, осознания патриотического долга и верности гражданским идеалам служения Отечеству.
БУ ЧР ДПО "Чувашский республиканский институт образования" Минобразования Чувашии
Первоисточник: Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ