Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Чувашская композиторская школа и в XXI веке достойно обогащает достижения отечественной музыкальной культуры

Чувашская композиторская школа и в XXI веке достойно обогащает достижения отечественной музыкальной культуры

Замечательным событием культурной жизни Чувашской Республики стал прошедший в Чувашском государственном театре оперы и балета гала-концерт из произведений современных чувашских композиторов, завершивший Фестиваль чувашской музыки. Возвратила на сцену театра симфоническую, камерную и хоровую музыку членов Союза композиторов нашей республики художественный руководитель и главный дирижёр театра, Заслуженный деятель искусств республики Ольга Нестерова. С большой радостью творческая интеллигенция Чувашии откликнулась на событие, соединившее национальные оркестровые достижения прошлого, связанные с именем Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации и Чувашской Республики, дирижёра Валерия Важорова (1940-2000), с современностью.

Богатая концертная программа познакомила слушателей с творчеством нового поколения чувашских композиторов, представляющих и развивающих традиции национального профессионального музыкального искусства. Прозвучавшие произведения позволили подтвердить то, что чувашская композиторская школа и в XXI столетии продолжает достойно обогащать достижения отечественной музыкальной культуры.

Программу открыла эпико-драматическая «Симфония с колоколом» Юрия Григорьева (I-II части), заявившая о возрождении в Чувашии жанра «большой симфонии», последние произведения которого были созданы в конце 1980-х годов - Пятая симфония Аверия Токарева и Вторая симфония Тимофея Фандеева. Опираясь на традиции классической Симфонии c-moll Геннадия Воробьёва, композитор создал глубокое, остроконфликтное произведение, пронизанное думами о судьбе родного народа. Впервые в Чувашии состоялось исполнение симфонической поэмы Анатолия Никитина «Сказание о Суварах», продолжившей традиции эпической поэмы «Сказ о подвиге народном» Анатолия Петрова и в новом, драматическом ключе развившей одну из главных тем чувашского искусства. Театрализовало сочинение участие чтеца – лауреата международных конкурсов Максима Карсакова.

Проникновенным лиризмом, свойственным стилю композитора, тронуло слушателей Андантино из сюиты для камерного оркестра Андрея Галкина. Позитивным заокеанским настроем и оригинальной игрой современных ритмоинтонаций запомнилось симфоническое Скерцо Юрия Эриванова, ныне продолжающего свой творческий путь в США. Юрий Эриванов – первый в Чувашии композитор, получивший высшее композиторское образование у себя на родине – на факультете искусств ЧГУ им. И.Н. Ульянова в классе Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации и Чувашской Республики Александра Васильева. Первым и весьма успешным выходом молодого автора в академическое профессиональное искусство стало исполнение в концерте симфонической фантазии «Битва у башни» Антона Якшибаева. Антон в нынешнем году оканчивает Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова, где занимается в классе Заслуженного деятеля искусств Чувашской Республики композитора Ларисы Быренковой.

Почти все произведения в концерте исполнялись впервые. Слушатели узнали, над чем работают сейчас члены Союза композиторов Чувашии. Примечательно, что зрители могут ожидать появления на театральной сцене новой оперы и нового балета. Лариса Быренкова представила «Пантомиму» – оригинальный симфонический фрагмент из будущей оперы – современного взгляда на библейскую притчу о блудном сыне. Анита Лоцева показала сцены из балета «Дорога лебедей», который она создаёт вместе с народным писателем Чувашии Михаилом Юхмой.

Инструментальную часть концертной программы украсило исполнение Андреем Осиповым Новеллетты для скрипки соло Александра Осипова. Прозвучала в концерте и вокально-хоровая симфоническая музыка. Дыхание приближающейся весны чувствовалось в национальном произведении Ларисы Быренковой на стихи Раисы Сарби «Асамҁă ҁуркунне» (Волшебница-весна), где трепетно солировала певица Надежда Степанова. Величественной, торжественной вершиной программы стало исполнение «Нимене» Лолиты Чекушкиной для солиста, хора и симфонического оркестра. Широта, масштаб, глубина, экспрессия этой партитуры были сродни музыке Мусоргского. Солировал Андрей Белов, хормейстер – народный артист Чувашии Анатолий Фишер.

Прошедший концерт стал не только вехой чувашского профессионального музыкального искусства XXI века, но и одним из важных событий в жизни чувашских композиторов, получивших признание музыкантов-исполнителей и слушателей и ощутивших мощный прилив творческих сил для новых свершений во благо нашей национальной культуры.



16 февраля 2017
08:11
Поделиться