Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

17:18 Борис Чиндыков о мюзикле "Нарспи": Главная тема в постановке - конфликт между свободой личности и традициями

Сегодня в Филармонии состоится премьера первого национального чувашского мюзикла "Нарспи" Н.Казакова. Идея постановки родилась 20 лет назад. Драматург и автор либретто, лауреат Госпремии Чувашии Борис Чиндыков и композитор, заслуженный деятель искусств Чувашии Николай Казаков решили по-новому взглянуть на классическое произведение – поэму "Нарспи" Константина Иванова глазами самого автора, но в рамках эпохи современной жизни.

Это уже четвертая театральная постановка знаменитого произведения. Знаменательно, что первая постановка была осуществлена 70 лет назад в исполнении симфонического оркестра, хора и солистов Филармонии. И через семь десятилетий состоялся своеобразный диалог эпох, символизирующий творческую преемственность. Символично и то, что премьеры проходили весной, ведь именно эта удивительная пора пробуждения природы описывается в первых строчках поэмы.

Знаменателен тот факт, что впервые за последние восемь лет национальная тематика вновь стала основой для творческих поисков режиссеров. Во многом это стало благодаря конкурсу грантов Президента Чувашии для реализации творческих проектов профессиональных коллективов, который впервые был объявлен в 2006 году. Размер каждого гранта составляет 1 миллион рублей. Первыми грантодержателями стали коллективы Чувашского государственного театра оперы и балета за проект постановки национального балета "Свет вечерней зари" и Чувашской государственной филармонии за проект постановки мюзикла "Нарспи". "Если бы не было понимания и поддержки Правительства Чувашии и первых лиц в культуре, ничего бы не получилось", - подчеркнул Николай Казаков.

В новом тысячелетии авторы мюзикла "Нарспи" перечитали знаменитое произведение и обнаружили немало точек ее соприкосновения с днем сегодняшним. Борис Чиндыков, рассказывая о работе над постановкой мюзикла, подчеркнул, что в отличие от предыдущих спектаклей конфликт разрешен в другом плане. "Раньше в центре внимания была тема классовой борьбы и денег. Это все отчасти верно, но я считаю, что проблема лежит гораздо глубже. Это конфликт между свободой личности и традициями, ведь любой человек от природы стремится к свободе, но вековые традиции – это закон. Но ведь когда-то народ сам устанавливал эти самые законы, традиции и человека, переступившего их, настигала какая-то кара. Любовь находится вне рамок традиций".

И в этом взгляды всей творческой группы – солидарны. "Тема традиций и любви – главная, – поддерживает коллегу заслуженный художник Чувашии, лауреат Госпремии Чувашии Валентин Фёдоров, выступивший в творческом проекте сценографом и художником. – Традиции, конечно, проверены временем, защищают от ряда неправильных действий, но в каких-то случаях становятся преградой на пути и мешают развитию".

В мюзикле гармонично совмещена национальная и современная музыка, характер чувашского народа, традиции и современность. Национальный колорит отражен в разрезе сегодняшнего дня. Николай Казаков отметил, что мюзикл находится на грани эстрады и оперы. "С точки зрения национального колорита песни оркестрованы нетрадиционно. За основу взяты народные мелодии. Постановка мюзикла – это новый шаг в развитии современной качественной эстрады". Композитор также отметил, что весь творческий состав, участвующий в постановке, работал с интересом и удовольствием. "Сначала они слушали музыку и затем принимали решение об участии в проекте. Весь творческий состав работал по велению сердца, а не по принуждению – это вы увидите на сцене".

– Общество находилось в ожидании этого спектакля, – уверен Валентин Фёдоров. – В своей работе мы стремились создавать как можно более точные костюмы, которые отвечали бы характеру и образу персонажей, жанру и задачам, которые ставились в спектакле. Особенность в том, что это не опера и не драматический спектакль.

По признанию исполнителя роль Тхтамана - солиста Чувашского государственного театра оперы и балета Константина Ефремова, ему сразу понравились и музыка, и мелодия. "В отличие от оперы "Нарспи", в мюзикле совершенно другой образ – более многогранный, энергичный. Тхтаман – хороший хозяин и мужчина, который хочет любить. Возникает даже жалость и сопереживание Тахтаману, так как начинаешь понимать, почему он такой жестокий, показываются истоки его суровости".

В отличие от других постановок, сюжет мюзикла остался практически неизменным. Известно, что либретто к поэме когда-то начал писать сам Константин Иванов, но эта работа не была завершена. По признанию постановщиков, в период, когда работа над проектом пришла в некоторый тупик, позвонил Атнер Хузангай и сообщил, что нашел либретто своего отца – Петра Хузангая, написанное еще в 1938 году. "Мы восприняли это как напутствие Хузангая, и у нас пошла работа дальше", – рассказал Борис Чиндыков.

По признанию режиссера-постановщика Андрея Сергеева, постановка близка современной хореографии, которая строилась на основе характеров и образов. "Это своего рода пластическая драматургия", – отметил он.

Исполнительница главной роли Наталья Ильц подчеркнула, что ей близка тема, поднятая в поэме. "Я переживаю те же чувства, что были и тогда – все это по-прежнему актуально. И любовь, и трагедия", - призналась она.

Мюзикл будет представлен также 22 марта.

Начало в 18.30.



20 марта 2008
00:00
Поделиться