Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

13:00 Валентин Алексеев о Кубке мира: Это будет зрелищный, масштабный театрализованный праздник спорта

В успешном проведении стартов 23 Кубка мира по спортивной ходьбе 2008 года в российском городе – столице Чувашии заинтересовано все мировое легкоатлетическое сообщество. Учитывая прежний опыт проведения в Чебоксарах Кубка Европы по спортивной ходьбе, который был признан лучшим Европейским стартом сезона 2003, Международная ассоциация легкоатлетических федераций не раз заявляла о своей уверенности в том, что, Кубок мира также обещает стать одним из самых запоминающихся мировых стартов спортивной ходьбы.
В республике работает Комитет по организации и проведению Кубка мира, режиссерско-постановочная группа во главе с Юрием Филипповым, над культурной программой трудится Республиканская дирекция культурных программ. Для оказания практической помощи в решении некоторых организационных вопросов на несколько дней в Чебоксары прибыл гость из Москвы – Валентин Александрович Алексеев, консультант по проведению Кубка мира.
Валентин Александрович, без преувеличения, легендарная фигура. Он является главным режиссером всех Спартакиад народов СССР, начиная с 1956 года, XXII Фестиваля молодежи и студенчества в 1985 году в Москве, V Всеафриканских игр в Египте, X Средиземноморских игр в Сирии. Одна из последних работ – открытие Нового Олимпийского года в Греции (2004 г). Проводит мероприятия в Кремлевском дворце, Санкт-Петербурге.
Сразу по прибытии Валентина Александровича закипела работа – эскизы, новые образы, идеи – работа продолжалась и ночью. В короткие минуты отдыха удалось задать ему несколько вопросов:
- Валентин Александрович, Вы не в первый раз в Чебоксарах?
- Нет, впервые я был приглашен в ваш прекрасный город 1986 году, проводил Слет комсомольцев по местам боевой и трудовой славы, был я здесь и в 87, 88, 90-м годах. В 2004 году проводил V Кубок Европы по спортивной ходьбе.
- Какие мероприятия запомнились больше всего?
- 525-летие города Чебоксары. Это был большой праздник на Набережной, с массовым театрализованным мероприятием и карнавальным шествием. На залив было выпущено боле 200 факелов – "живого" огня, большой получасовой фейерверк, отражающийся в воде (тогда еще не было фонтанов, большие поливальные машины создавали каскады в воде) – уникальное зрелище. В Мемориальном комплексе Победы в 90-ые годы провели большое факельное шествие в память павших в Великой Отечественной войне. Помню еще, как на Площади Ленина провели свадеюную акцию: сюда прибыли 50 свадебных кортежей и все это сопровождалось красивой музыкой, яркими картинами. Это и 10-летие Тракторного завода – про все и не расскажешь. И вот, я вновь призван…
- Изменился ли город за эти годы?
- Город преобразился. Созданы уникальные комплексы - монумент Матери, сама Набережная, мемориальный комплекс Победы – площадки, на которых можно реализовать не одну идею.
- Спортивная режиссура – это своеобразное искусство?
- В театре образ создает актер – один человек. Его речь, мимика, действия. В спортивной режиссуре образ создает масса. Если ты справляешься массой, делаешь образ, яркий, пластичный – ты владеешь режиссурой спорта. Для того, чтобы создать готовый продукт, необходимо усилие сотни людей.
- Получается, что идея первична?
- Идею надо выдумать, родить. Все свои «праздники» (идеи) я создаю исключительно ночью. Наедине с собой. Со своими мыслями.
Я работаю с художником – это второй человек в создании образа. Затем музыкальный руководитель, заместители по постановочной части, режиссеры по эпизодам. Отработаны отдельные эпизоды, но этого еще недостаточно. Должно быть сквозное действие. Единое действо. Допустим, появляется фигура Богини, девушки – «жрицы» Богини танцуют, и как завершение – возложение лавровых венков как чествование победителей.
О жанре: элементы театрализованного, если можно так выразиться, действа, в том числе в спорте, весьма характерны для Древней Греции - вспомним хотя бы Олимпийские игры. Сама спортивная режиссура получила большое развитие в советское время, когда проводились массовые праздники. Сейчас, к сожалению, спортивная режиссура не может похвалиться большим количеством специалистов. Главное в овладении этим искусством – работать и работать. Я так говорю своим воспитанникам: будь рядом со мной, смотри, копируй, поработай год упорно – и ты чего-то добьешься.
Принцип «Хлеба и зрелищ!» действует и сегодня. Понимаете, недостаточно хлеба, народ требует и зрелищ. Неожиданным, например, было проведение Дня спорта в Сочи в рамках Фестиваля искусств. Более 800 участников действа – и праздник действительно удается.
- Народ на таком празднике – зритель или участник?
- Зачастую участник. Режиссер делает так, чтобы зритель стал соучастником процесса.
- Что будет из себя представлять культурная программа в рамках проведения Кубка мира?
- Это будет зрелищный, масштабный театрализованный Праздник Спорта Уже сделаны ряд эскизов, намечены эпизоды, которые предстоит тщательно отработать. Мной и режиссерской группой специально придуманы предметы, элементы декора, которые и вызовут нужный эффект. Звездная дорожка к пьедесталу, богиня Ника, титаны… Все раскрывать не будем.
- Валентин Александрович, какая у вас мечта?
- … оставить след. Написал учебник, провел мероприятие – красивый, достойный праздник, вот след.
Валентин Александрович живет и работает сейчас в Москве. Является членом Совета театрализованных представлений Российской Федерации, лауреатом премии «Грани Театра Масс» (нужно заметить, что кроме него, эту премию получали в России только Игорь Моисеев и Борис Петров), преподает в Институте культуры, читает курс «Спортивная режиссура», академик, полковник (дочь и сын – подполковники).
Праздник – когда каждый участник чувствует радость, причастность к великому – Красоте, Силе, Добру… Вот то прекрасное, что остается в душе каждого человека после праздника, который первоначально рождался в душе Валентина Александровича, как он говорит, ночью.
 
Надежда Андреева, пресс-секретарь Республиканская дирекция культурных программ


14 марта 2008
00:00
Поделиться