Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Зоя Федоровна Денисова: Музыкант с молодым и горячим сердцем

Зоя Федоровна Денисова: Музыкант с молодым и горячим сердцем

3 февраля 2013 года исполнится  85-лет заслуженному работнику культуры России и Чувашии, отличнику культуры СССР, лауреату Всесоюзного конкурса артистов эстрады (в составе вокального квартета) Зое Фёдоровне Денисовой.

Бывают в жизни встречи, которые определяют судьбу человека. Таковой стала для меня встреча с Зоей Фёдоровной Денисовой. Директор Чебоксарской детской музыкальной школы им. С.М. Максимова, старейшего музыкального учебного заведения Чувашии, значение которого в культуре нашей республики соотносимо с деятельностью вуза, разрешила сдать мне экстерном всю семилетнюю программу фортепианного отделения.

С творческого благословения и лёгкой руки Зои Фёдоровны начинали свой путь в искусство выпускники ДМШ им. С.М. Максимова доктор искусствоведения, академик, заслуженный деятель искусств РФ М.Г. Кондратьев, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств ЧР И.В. Данилова, члены Союза композиторов России и Чувашии заслуженные деятели искусств ЧР В.Г. Салихова и Л.В. Чекушкина, А.Н. Лоцева. Здесь учился лауреат Всероссийского и дипломант Всесоюзного конкурсов заслуженный деятель искусств ЧР Г.З. Степанов.

О каждом из воспитанников школы Зоя Фёдоровна знает, наверное, всё. Она внимательно следит за их судьбами, гордится достижениями. А успехи большинства её питомцев весьма впечатляют. Есть среди них лауреаты международных и всероссийских конкурсов, заслуженные артисты и работники культуры РФ и ЧР, доктора и кандидаты наук, талантливые руководители творческих коллективов.

- Зоя Фёдоровна, в вашей богатой биографии школа им. С.М. Максимова, уверена, занимает одно из главных мест?

- Да, это мой дом, моя семья. Там я проработала 25 лет - с 1963 по 1988 год, где первые 20 лет занимала пост директора, а потом была преподавателем. Сегодня большинство педагогов ДМШ №1 - выпускники этой школы. Многие из них получили высшее образование в музыкальных вузах страны и стали авторитетными музыкантами, но в памяти моей всё равно продолжают оставаться малышами.

Я бывала на всех экзаменах, наблюдала, как дети продвигаются в искусстве. Раньше у родителей мода была на фортепиано, и конкурс при поступлении составлял 10-12 ребятишек на место. Но прекрасно звучание и таких инструментов, как скрипка, виолончель, в которых, к тому же, остро нуждались коллективы республики. Так вот, если я видела, что ребёнок показывает хорошие данные, отводила его к преподавателям – струнникам.

В школе мы открывали новые отделения: домры, аккордеона, был организован ансамбль скрипачей, который возглавляли выпускник Московской и Казанской консерваторий скрипач и композитор Михаил Алексеев, а вслед за ним преподаватели Валентин Крылов и Вячеслав Миронов. Позже на общественных началах под управлением Валерия Потапова стал функционировать камерный оркестр. А с какой отдачей, самоотверженно работали преподаватели – самые лучшие музыканты республики! 

 Хором начинал у нас руководить композитор и дирижёр Аристарх Орлов-Шузьм. До сих пор помню, как проникновенно дети исполняли «Вей, вей, ветерок». Его эстафету подхватила Анна Шабуневич. Аристарх Гаврилович в 1967 году встал во главе хора Чувашского радио и телевидения. Работали у нас ансамбль домристов под руководством Тамары Токмаковой, оркестр баянистов с Валентином Алексеевым, оркестр народных инструментов с дирижёром Юрием Петровым. 

А какой интересной была внеклассная творческая жизнь! Бурлили мероприятия «Клубы юных музыкантов», «Музыкальные календари», «Филармония школьника». Ни один праздничный концерт в Чебоксарах не проходил без участия наших учеников. В школе бывали и гости республики, приезжавшие то из Японии, то из Венгрии. Ребята выступали перед ними, а потом показывали наш замечательный музей.

Привелось мне заниматься и строительством школы. 12 июня 1963 года на улице Гагарина, где был пустырь с фундаментом долгостроя, появилась будка, и началась работа в две смены. Здание сдали 28 сентября. Даже для наших дней это срок невероятный! За новое здание мне пришлось и побороться. Его хотели передать другому учебному заведению. Собрала я подписи детей, родителей, заручилась поддержкой Андрияна Николаева - и отстояла школу, хотя и получила партийный выговор «за неправильное воспитание детей». 

- С чего начинался ваш путь в профессиональное искусство?

- С поступления в 1943 году на учёбу в чувашскую оперную студию при Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова и, с третьего курса,  параллельных занятий на дирижёрско-хоровом отделении Саратовского музыкального училища. У меня были замечательные учителя. По вокалу я занималась у доцента К.А. Корзюковой, кстати, у неё учился и мой будущий супруг М.И. Денисов. Корзюкова была ученицей В.Ф. Туровской, профессора Московской, а с 1945 года – Саратовской консерватории. У Веры Фёдоровны я проходила  методику и педпрактику. Меня она любила и каждый раз, встретив в консерватории, приглашала: «Зоечка, заходи!» Я часами сидела на её уроках. До революции Туровская пела в La Scala, а в Петербурге выступала с великим итальянским тенором Джильи.

Также мне нравилось дирижирование. Из числа студийцев я организовала хор, с которым выступали в Большом зале консерватории и в училищах города. Исполняли a cappella классику, знакомили слушателей с чувашской музыкой. Особо хорошо принималась «Белая голубка» В.П. Воробьёва.

Отношение к нам, посланцам Чувашии, в Саратове было тёплым, доброжелательным. Для занятий в консерватории нам отводилось лучшее время и классы. Мы обеспечивались контрамаркам на посещение спектаклей Театра оперы и балета и филармонических концертов. И сами принимали участие в исполнении массовых сцен из опер «Аида», «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Князь Игорь». Нам посчастливилось познакомиться с искусством величайших дирижёров, народных артистов СССР К.Иванова и О.Димитриади. Всё делалось для нашего развития, и мы слушали настоящую музыку.

Со своей стороны, и мы очень старались. Были трудолюбивы, дружны. Помню, вместе со всей молодёжью Саратова на Лысой горе, буквально на камнях сажали деревья. Тепло и радостно становится на душе, когда летом, подъезжая к Саратову, вижу, как колышет густою листвой наш лес.

Жили мы активно и весело, хотя были и трудности, ведь шла война. С удовольствием дежурила я в консерваторской столовой - там давали поесть, по воскресеньям иногда подрабатывала на заводе. При содействии Правительства и Управления культуры Чувашии нашему хору были присланы концертные костюмы, а как-то в течение года ежедневно получали мы по полкилограмма куха – саратовского хлеба, однажды нам прислали даже чувашскую картошку. Большой радостью для нас, выпускников 1949 года, стала поездка по бесплатным путёвкам в «Учительский» дом отдыха за Волгу. Как мы были благодарны министру культуры В.Т. Ржанову!  

После окончания консерватории Зою Петрову (с 1951 года – Денисову) распределили на работу солисткой Чувашской государственной филармонии. Начался новый, полный творческих побед этап её биографии, где кульминацией стало выступление созданного ею чувашского вокального квартета на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве.

- Зоя Федоровна, расскажите, пожалуйста, о вокальном квартете, вписавшем яркие страницы в историю нашей чувашской культуры.

- Летом 1950 года, во время гастролей с Чувашским государственным ансамблем песни и танца, у меня оказались ноты песни Дунаевского «Не забывай». Я расписала аккорды 2-х-голосной песни на 4 партии, и мы начали пробовать звучание. Это услышал проходивший мимо хормейстер Г.С. Лебедев: «Хорошо поёте, хорошо сливаетесь!», забрал ноты и на следующий день принёс свой, композиторский вариант. Исполнение понравилась всем, и художественный руководитель коллектива Ф.М. Лукин включил выступление квартета в концертную программу. 

Для квартета, в котором пела я вместе с Тамарой Чумаковой, Марией Васильевой (Асламас) и Верой Корнишиной, стали писать все чувашские композиторы. В рождении нового жанра чувашской музыки участвовали Г.Лебедев и Г.Хирбю, А.Токарев и В.Ходяшев, Т.Фандеев, А.Асламас, О.Агакова, Г.Моклаков и многие другие авторы. Исполняли мы и песни нашего баяниста-аккомпаниатора Ю.Мясникова. В бесчисленных концертных поездках в составе эстрадной группы и в качестве руководителя всегда был у нас Мефодий Денисов. Объездили мы всю Чувашию, Ульяновскую, Куйбышевскую области, выступали в Татарии, Башкирии и Марийской республике. Добирались до самых отдалённых уголков – несмотря на холод или дождь, застревая в грязи с машиной, которую приходилось толкать. Но трудности забывались, когда выходили на сцену. И это было самой большой радостью. 

В 1957 году М.Денисов предложил нашему квартету принять участие в отборочных состязаниях на I Всесоюзный конкурс и VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Мы рискнули и выдержали по три тура: в Чувашии, которая впервые провела конкурс, и в Горьком заняли первые места, в Москве – третье.

- Наверное, волнительно было быть участником Всемирного фестиваля?

- Это самое незабываемое событие в моей жизни. 28 июля 1957 года, в 2 часа дня в Лужниках, собравших юношей и девушек из 131 страны мира, раздались фанфары, возвестившие о начале фестиваля, и на весь стадион им. Ленина зазвучала песня «Летите, голуби». Одновременно в небо взметнулось несколько тысяч белых голубей. На минуту они закрыли солнце. От восторга и радости мы и плакали, смеялись, а Мария Васильева от избытка чувств даже упала в обморок.

У нас было много интересных встреч и знакомств. Мы выступали в концертных бригадах вместе с французами, итальянцами, египтянами и нигерийцами. После фестиваля нам были предложены гастроли по Уралу и Дальнему Востоку, но по семейным обстоятельствам поездку пришлось отменить.

В 1957 году я перешла из филармонии на работу в Чебоксарское музыкальное училище, где преподавала по совместительству со времени окончания консерватории. Проработала там 25 лет, одновременно работая также и директором ДМШ.

- У Вас в училище было много талантливых учеников.

- Да, так. С Ольгой Терентьевой, ныне заслуженной артисткой ЧР, мы ездили в Казанскую консерваторию для участия в зональном конкурсе. Оля получила там звание лауреата, а мне вручили Почётную грамоту Учёного совета КГК. Радовала своими успехами и заслуженная артистка РФ, солистка Красноярского театра музкомедии Людмила Мартынова. У меня начинали свой путь в искусство Тамара Чумакова, Тамара Соколова, Зоя Лисицына. Выпускники моего класса работают не только  в Чувашии, но Петербурге и Мурманске, Самаре и Красноярске.

- В юбилейной книге «Говорят и показывают Чебоксары» есть Ваши фотография и статья.

- В 1961-м году, сразу после открытия студии, я начала работать музыкальным редактором Чувашского телевидения. Время это вспоминаю с радостью. Мне посчастливилось общаться с И.Кобзоном, солисткой Большого театра В.Левко. В моих передачах участвовали известные чувашские композиторы и исполнители, писатели и поэты.

- Телевидение, музучилище, музыкальная школа, да еще общественная работа с хором Промкооперации в течение 19 лет, а оставалось ли время на вокальный квартет?

- После Всемирного фестиваля наши встречи не прекратились, хотя пути и разошлись. Композиторы продолжали для нас писать музыку, а мы её исполнять. Именно в 1960-70-е годы было выпущено 20 дисков - студиями грамзаписи. Большинство записей вошло в золотой фонд Всесоюзного радио, 70 фонограмм хранится в фондах Чувашского радио. А всего в репертуаре квартета было около 200 произведений. В 70-е годы мы принимали участие в телепередаче «Голубой огонёк». Пели с оркестром под управлением Олега Лундстрема. Привелось нам выступить и в Уфе, на фестивале телевизионных фильмов Поволжья и Приуралья. Квартет был неизменным исполнителем и участником всех съездов, пленумов и выездных концертов Союза композиторов Чувашии. Творческую деятельность мы завершили в 1983 году, выступив в концерте, посвящённом 50-летию Т.Чумаковой.

Зоя Фёдоровна и сегодня полна энтузиазма. Характер её по-прежнему неутомимый. Ни одно творческое событие Чувашии, страны не проходит мимо её внимания. Она всегда в состоянии поиска и внедрения так называемых инновационных проектов. Будучи директором, она организовала и возглавила первый в республике методический кабинет, существовавший в течение 10 лет, курировавший ДМШ республики. По инициативе З.Ф. Денисовой издавались первые учебники по чувашской музыке. 

Всю жизнь служа искусству и образованию, имея в домашней библиотеке редкие издания и раритеты, З.Ф. Денисова передала районным библиотекам Шемурши, Шумерли, музучилищу, факультету искусств ЧГУ ценные книги, нотные сборники, пособия. Являясь Почётным гражданином родной деревни Верняя Кумашка Шумерлинского района, Зоя Фёдоровна собирает в дар сельскому музею книги, аудио- и видеодиски и газетные материалы, связанные с историей чувашского музыкального искусства. 

 

Фоторепортаж

 

Светлана Макарова, заслуженный деятель искусств Чувашии



01 февраля 2013
00:00
Поделиться