Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

09:00 Василий Нестеренко: «Сверхзадача художника – показать душу»

09:00 Василий Нестеренко: «Сверхзадача художника – показать душу»

3 сентября в Чувашском государственном художественном музее состоялась творческая встреча с народным художником России, действительным членом Российской академии художеств Василием Нестеренко. Его персональная выставка впервые открылась в Чебоксарах 18 августа.

«18-19 августа в Чувашии состоялись Дни культуры Москвы, благодаря которым мы имеем возможность познакомиться с творчеством интереснейшего художника современности Василия Нестеренко и задать ему вопросы», - отметила и.о. министра культуры Чувашии Роза Лизакова.

Председатель Союза художников Чувашии, действительный член Российской академии художеств, народный художник Российской Федерации Ревель Федоров, приветствуя гостя, подчеркнул: «Мне, как художнику, доставляет огромное удовольствие быть на празднике искусства. Развернувшаяся выставка Василия Игоревича стоит в ряду знаковых, событийных для Чувашии - вслед за «Большой Волгой» и выставкой Зураба Константиновича Церетели. Художник несет в 21 век весь тот бесценный багаж, который имеет историческую ценность для России. Это еще и разговор о культуре и мире в целом».

«Меня переполняет чувство радости от того, что я нахожусь здесь. Я видел зал только в электронном виде, и несколько волновался по поводу того, как выстроится экспозиция. Каждый город требует особого подбора работ. Например, в рамках Дней культуры Москвы в Берлине, я представил серию русских зимних пейзажей. Я думаю, что и в Чебоксарах не ошибся с подбором работ. Благодарю сотрудников музея за оказанную помощь», - начал Василий Игоревич.

Зал буквально засыпал вопросами гостя.

«Вам запомнилась Ваша первая выставка?»

«Это было в далеком 1989 году, принимал  участие во Всесоюзной выставке “Молодость России” в Центральном выставочном зале “Манеж”. Я еще был только студентом второго курса, а показать свои работы авторы могли только после окончания второго курса. И передо мной встал вопрос, как же ответить на вопрос, какое у меня образование».

«В каких городах Вы выставлялись?»

«По России это Оренбург, Тюмень, Липецк, Рязань, Калуга, Вологда, Петрозаводск, Белгород, Брянск… Ближнее зарубежье: в дорогой мне Украине – Киев, Севастополь. Дальнее зарубежье: Япония, множество выставок в США».

«Ваш талант наследственный или это Божий дар?»

«Даже если наследственный, это Божий дар. Задача каждого человека – не растерять то, что в него вложили. Потом надо держать отчет за талант. Как-то Церетели сказал на одной моей выставке: «Он учился у матери и стал хорошим человеком».

«Когда Вы захотели стать художником?»

«Рисовал я как все дети. Вначале родители были против, но отдали меня в детскую художественную школу. На второй год учебы моя учительница Людмила Присекина, жена баталиста Николая Присекина, посоветовала моим родителям отдать меня учиться в школу при Суриковском институте. Так началась моя профессиональная жизнь – постоянные занятия. В 10 лет у меня уже была такая жизнь, как сейчас».

«Сколько у Вас работ?»

«Мне еще далеко до Айвазовского, у которого 2 тысячи работ».

«Какая из них самая лучшая?»

«Несделанная. Мне особо дороги работы, выполненные недавно.  Одна их них -  картина «Наедине с собой». Две премьерные работы находятся и в этом зале – из серии «Эхо прошедшей войны», созданной специально к 65-летю Великой Победы.   «Непокоренный» создана чуть раньше, две другие работы выставляются впервые.  Мне хотелось показать преемственность и  новое прочтение войны, ощущение современного человека и его понимание войны. Я надеюсь, что все лучшее у меня впереди». 

«Видно, что Вы любите своих натурщиков…»

«У меня есть серия портретов деятелей культуры, наших современников. Две картины вы видите здесь – Владимир Маторин в роли Бориса Годунова и Василий Лановой в роли Бернарда Шоу. Первая работа такая была – портрет Ирина Архиповой, она находиться в Третьяковке.  Сверхзадача художника  - показать душу человека. Все должно играть на это. Но и художник познает себя, изображает и свою душу, пронеся через себя эти образы. В пейзаже сверхзадача – показать то, что лежит за пределами живописи – шум моря, тяжесть мокрого снега, ароматы и запахи…»

«Значительную часть Вашего творчества занимают исторические полотна. И это, наверное, не случайно?»

«Да, мне очень интересна история России. Сейчас я работаю над 8-метровым холстом, посвященным Смутному времени. Зародился и новый проект: мои работы переводим в мозаику в Ярославле.

Моя дипломная работа была на историческую тематику. К 2012 году я пишу картины «Избавление от Смуты» и «Избавление от французов». Интерес он есть, хочется писать такие вещи».

«Как проходил конкурс для росписи в Храм Христа Спасителя?»

«Эта тема крайне интересна. В 19 веке копья ломались, немало было трагических историй. Один художник расписал барабан. Император велел заплатить ему денег, но все расчистить и поручить работу другому художнику. Через 10 дней тот художник от горя умер. Первый архитектор, построивший обновленный храм, через некоторое время начал везде говорить о том, чтобы снести храм. Чем ближе к храму, тем больше искушений. Много художников хотели участвовать в росписи. В итоге были допущены только те, кто искренне хотел и достоин. Кто хотел много, получил мало, или те, кто хотел мало, смог многое.

В 19 веке его расписывали 10 лет, сейчас мы это сделали за 7 месяцев. Это чудо. Участвовали питерская, московская, ярославская школы. В результате получился хороший ансамбль».

«Кто Вас воодушевляет на творчество?»

«Подстегивает многое. Мой учитель Таир Салахов как-то рассказывал: приехал в Париж, увидел, что другие уже сделали то, что он хотел. Хотелось бежать в мастерскую и рисовать,  рисовать. Зависть есть у всех художников. Но это стимул для работы. Не нужно злиться,  а надо самому работать. У меня много идей. В работе два больших исторических полотна, серия пейзажей…»

«Есть ли у Вас ученики?»

«Учеников нет, но есть люди, которые «учатся» у меня. Я приезжаю в какой-нибудь город  и обнаруживаю, что росписи в храме похожи на мои или скопированы. В Липецке одна женщина подошла: на шкатулках  - мои картины. Она спрашивает разрешения и дальше писать их. Что я могу сказать? Пусть, конечно же, пишет…»

«Кто из русских и зарубежных художников Вами наиболее любим?»

«Александр Иванов и Микеланджело».

«Что Вы любите и что ненавидите?»

«Это очень глубокий вопрос. Но каждый из нас, наверное, ответит на него одинаково. Мы любим добро и ненавидим зло. У художника есть свой язык. В силу своего дарования он это может выразить на холсте. Творчество – это как лакмусовая бумага. Спаситель говорил: «Узнаете по их плодам». Мое отношение к жизни отражается в моих работах».

«Что Вам дала учеба в США?»

«Я думаю, что систематическое образование нужно получать в России. У нас прекрасная школа, история, традиции. Но дополнять его нужно в другой школе, это позволяет расширить кругозор.

Во время учебы в школе у меня была однажды в четверти четверка, больше не было. Мой принцип: если ты чем-то занимаешься, будь первым.

Когда я стажировался в США, у меня была соседка – она работала в особой технике – рисовала мастерком, подтеки особые на холсте… Я нарисовал ее на фоне ее же больших полотен, повторив ее манеру письма. Но она на фоне этих картин стояла во весь рост, с ее руками, ногами… И сказал: я умею рисовать, как вы, попробуйте как я».

«У Вас тоже своя манера письма…»

«Сейчас для российского художника быть в традиции своей школы – это трагедия, но и миссия, подвиг… В мире идет тенденция против реалистического классического искусства. Миссия молодых – суметь сохранить то заповеданное, сохранить и развивать русские национальные традиции».

Чебоксарцы с искренним восхищением перед талантом и умом художника подарили гостю добрые улыбки и продолжительные аплодисменты. «Вот это и дает мне рисовать, вот это и вдохновляет!» - признался художник.

Свой музыкальный сюрприз художнику преподнес ансамбль «Дольче» Детской музыкальной школы имени Максимова г. Чебоксары.

 

Фоторепортаж С. Журавлева

 

Видеорепортаж



06 сентября 2010
00:00
Поделиться