Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

XX Международный балетный фестиваль. День третий

XX Международный балетный фестиваль. День третий

Труппа Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева – давний друг международных балетных фестивалей в Чебоксарах. Но если раньше гости из соседнего региона баловали нас классикой, то на этот раз решили удивить экзотическим блюдом современной хореографии. «Мастер и Маргарита» эстонского балетмейстера Май-Эстер Мурдмаа – спектакль невероятной внутренней силы и фантастической энергетики, пропитанный духом свободы и бунтарства.

Космос человеческих отношений, паутина миров и бездонная философичность. Пути Михаила Булгакова воистину неисповедимы, но Мурдмаа подвластно все. Ее хореографический почерк тверд, упруг, где-то даже брутален. Массовые сцены решены в духе громогласных демонстраций, где принято выкрикивать лозунги и чеканить шаг. От одинаковых, «растиражированных» комбинезонов, красных косынок, серпов и молотов на представителях рабочего класса двоится в глазах (удачная находка художника Бориса Голодницкого). Здесь нет мужчин и женщин, все равны и едины, словно клонированные в какой-то неведомой лаборатории. Но вдруг в этих вышколенных тружениках фабрик, заводов и строек, бодро возвращающихся со смены, мы видим страшную машину советской системы. Набирая ход и напирая с разрушительной силой, она бесцеремонно давит таланты, судьбы, завтрашний день.

На фоне обезличенной, уверенно движущейся навстречу коммунизму пролетарской толпы – две отстраненные фигуры, возникающие подобно центру мироздания. Мастер и Маргарита, одетые в девственную белизну, напоминают древнегреческих богов. Их костюмы не привязаны к эпохе с ее чудовищной идеологией, они вне времени и вне пространства. Дуэт-знакомство начинается вкрадчивой недосказанностью, с полуоборотов, полувращений и полунаклонов, и вырастает до масштабов вселенской любви. В кульминации герои уже не могут представить жизни друг без друга. Они должны быть вместе, чтобы выстоять против агрессии и грубости.

Однако не все так однозначно. Образ Маргариты в воплощении заслуженной артистки Республики Марий Эл Ольги Челпановой рожден на стыке состояний. Маргарита-дева, невинно прижимающая к груди букетик цветов. Маргарита-дьяволица, потерявшая стыд и беснующаяся на сатанинском балу (мистическая линия тоже имеет влияние на драматургию спектакля, вплетаясь в повествование подобно коварному змею). Наконец, Маргарита кающаяся, защищающая своего бедного Мастера от гнета. В претворении заслуженного артиста Республики Марий Эл Константина Короткова он отрешен и немногословен. Его танец – словно тихая проповедь, сакральный смысл которой доступен лишь избранным. Внутри героя живет маленький Иисус, терпеливо несущий свой крест на Голгофу. Но за внешним смирением скрывается мятежная, рвущаяся на части душа Художника.

Композитор Эдуард Лазарев воспользовался всеми возможными и невозможными средствами, от электроники до бравых советских маршей, от подражаний Валерию Гаврилину с его «Анютой» и «Женитьбой Бальзаминова» до русских народных мелодий в современной обработке. Впрочем, стилистическая и жанровая пестрота музыкального материала не помешала цельности спектакля. А это значит, что творческий эксперимент йошкаролинцев удался. 

Фото Андрея Добрынкина

Чувашский государственный театр оперы и балета 



02 апреля 2016
11:30
Поделиться