Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

«Отелло»: герои жили, с головой погружаясь в музыкальные омуты

«Отелло»: герои жили, с головой погружаясь в музыкальные омуты

Говорят, подлинные шедевры можно пересматривать бесконечно, каждый раз удивляясь и открывая в них новое. XXIII Международный оперный фестиваль имени М.Д. Михайлова, а точнее премьера оперы Дж. Верди «Отелло» 23 ноября 2013 г., подтвердил эту вечную историю.

На сцене Чувашского государственного театра оперы и балета развернулась настоящая битва. Внутренняя динамика, зашкаливая сотни вольт, фантастическая энергетика и неистовые откровения - подобное надо было пережить. Сердце Отелло не билось, оно ухало тяжело и лихорадочно, отзываясь дрожанием звезд и колыханием парусов, распускаясь благоухающим бутоном дикого цветка. Эту сложнейшую партию исполнил Сергей Кузнецов. Чуткий актер и изумительный тенор, он протянул спектакль на едином нерве, напряженном до предела подобно тетиве лука.  Мавр буквально «схватил за глотку» уже с первых минут драматического действа, когда под ветровые стоны и призывы кишащей толпы из бушующих вод поднялась его мощная фигура. Он виделся то доблестным воякой, с готовностью отдающимся службе, то шекспировским романтиком, вдохновенным и обескураживающим, то замкнутым мыслителем, пытливо взвешивающим все «за» и «против», то изголодавшимся животным, накрывающим необузданной страстью.

Отелло изменился. Каким герой был вначале и каким стал в конце - два шоковых противоречия. Чем лиричнее текли первые монологи, чем нежнее он любил Дездемону, тем страшнее и «наотмашь» обрушивался финал спектакля. Убийца... И на могучих ладонях мерещилась кровь, и душа билась в предсмертных судорогах, исходя безмолвным плачем...

Стоили ли она того? наверное, да. Татьяна Тойбахтина наделила образ Дездемоны миллионами контрастов. Хрустальная, грандиозная, звенящая всем телом и словно благословлённая Терпсихорой, она манила ангельским взглядом Мадонны и пленяла земным очарованием, излучала заоблачный свет и жаждала плотских утех. Но, главное, она была готова на все ради своего Отелло, и даже саркастический Яго Ивана Николаева не мог ей помешать. Хотя сегодня он действительно испускал магическую силу черного Люцифера. Резкие изломы вокальной партии рассыпались угловатыми очертаниями драматического рисунка, похожего на геометрическую диаграмму, взгляд метался из стороны в сторону подобно шаровой молнии. Перед мичманом робели даже Кассио Василия Николаева и Монтано заслуженного артиста Чувашии Михаила Мокшанова.

Исполнители существовали в стране конфликтов и слез. Впрочем, «существовали» - совсем не то слово. Они именно жили, с головой погружаясь в музыкальные  омуты и не боясь захлебнуться в них. В какой-то момент показалось, что на сцене вовсе Отелло и Дездемона, а Ромео и Джульетта - столько молодости и первозданной красоты, столько тепла во что бы то ни стало.

Чувашский государственный театр оперы и балета



25 ноября 2013
14:32
Поделиться