Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Работает выставка «Материальная культура башкирского народа»

Работает выставка «Материальная культура башкирского народа»

С 1 по 30 июня 2013 г.  в Чувашском государственном художественном музее в рамках Дней культуры Республики Башкортостан в Чувашской Республике работает выставка «Материальная культура башкирского народа». Вниманию зрителей представляются изделия декоративно-прикладного искусства, образцы национальных костюмов и уникальный экспонат – башкирская юрта.

Кочевым жилищем башкирского народа была юрта. Стены ее состояли из деревянного каркаса, который покрывали войлоком. Войлок служил для защиты жилища не только от холода, но и палящего солнца.

На  планировку юрты определяющее действие оказали традиции и представления, сложившиеся в кочевом обществе, а также ислам, одним из требований которого было разделение жилого пространства на мужскую и женскую половины. В юрте это разделение происходило при помощи богато орнаментированной занавеси – шаршау.  

Левая часть от входа – мужская – была парадной. Здесь принимали гостей, пили кумыс, устраивали домашние трапезы.

Выразительной частью интерьера был сундук на деревянной подставке и сложенная на него горкой постель, которая перетягивалась нарядной вышитой лентой – тушек тартма.

Культовым предметом является молитвенный коврик – намазлык,  орнамент образовывал арку, внутри которой располагался человек во время моления.

На стенах юрты развешивали полотенца, одежду, охотничье снаряжение, седло.

Правая от входа сторона юрты была женской, хозяйственной. Здесь находилась колыбель с ребенком. Размещали на правой половине кожаную и деревянную утварь, предметы, используемые в быту.

В деревянной утвари хранили муку, зерно, топленый жир, солонину и другие припасы. В больших чашах  подавалось мясное угощение (бишбармак, куллама). Резные кадки (тәпән) предназначались для кумыса и медовки.

Предметом, наличие которого было обязательным в любой башкирской юрте, является безворсовый палас. Закрытые войлоком стены, пол юрты застилали паласами для утепления. Пестрые цветные паласы также предохраняли белый войлок от загрязнения. Материалом для их изготовления служила козья и овечья шерсть. Ткались паласы узкими полотнищами, которые разрезались по длине на равные части и затем сшивались. Большинство паласов (асалы балас) имеют замкнутую композицию узоров. Они состоят из центрального поля и каймы. Орнамент паласов преимущественно геометрический – ромбы, восьмиконечные звезды, мелкие квадраты, треугольники.

Внутреннее убранство башкирской юрты характеризуется исключительной простотой, рациональностью, строгой конструктивностью. В нем минимальное количество вещей, но каждая из них продумана с точки зрения целесообразности, стало быть, и художественности. Поэтому они несут максимальную функциональную нагрузку.

Вещи в юрте размещались так, чтобы как можно большее пространство пола оставалось свободным для людей. Убранство юрты производило наибольшее впечатление именно на уровне зрения сидящих.

В конструктивной ясности жилища, в подчинении его местным природно-климатическим условиям, в организации его внутреннего и внешнего пространства – во всем прослеживается черта, характерная и для всей культуры башкирского народа в целом - большая забота о человеке. 

Одним из ценнейших памятников народного творчества башкирского народа является национальный костюм. В покрое и декоре одежды сказывается не только природная среда, хозяйственно-бытовой уклад, но и этнические особенности народа, его духовная культура и верования.

В народной одежде башкир выделяется  семь локальных комплексов.  На выставке представлены четыре: юго-восточный, юго-западный, северо-западный, восточный (зауральский).

Башкирский мужской костюм в ХIХ в. был однотипен для всех регионов. Нательной и одновременно верхней одеждой служили просторная  длинная рубаха (кулдэк) с широким отложным воротником и длинными рукавами, а также штаны с широким шагом (ыштан).

Как у многих других скотоводческих народов, у башкир было обязательным присутствие в костюме верхних одежд. Это могли быть безрукавки, тканевые или суконные халаты. Здесь мужской халат (елян) украшен позументом, вышивкой и подпоясан поясом на ковровой основе с ювелирной застежкой.

Женская одежда была более разнообразной. Нательной одеждой башкирок были платья (кулдэк). Подолы  праздничных женских платьев, например, курганских башкирок, украшались тамбурной вышивкой. Орнамент имел линейные контурные очертания, пространство внутри мотивов не заполнялось.

На платье надевали безрукавку (камзул), халаты (еляны). На праздничные  бархатные халаты нашивали позумент, монеты, подвески, кораллы, бисер.

Очень декоративно выглядел кушъяулык  - большой двойной платок. Он покрывал голову сверху и подвязывался под подбородком особыми пришитыми к нему завязками.

Ярким дополнением национального костюма являются нагрудные украшения. Они состоят из тканевой основы красного цвета, на которую нашиваются серебряные монеты, металлические бляхи, украшенные орнаментом, кораллы, сердолик, бирюза, перламутровые пластинки, раковины-каури, янтарь, красное, зеленое, голубое  шлифованное стекло. Эти материалы, помимо декоративных качеств, обладали в представлении людей магическими свойствами. Кораллы обеспечивали плодовитость и богатство, сердолик был камнем счастья, каури и серебро считались оберегом от дурного глаза.

Редкими этнографическими предметами, представленными на выставке, являются мужской головной убор – колаксын, сшитый из меха лисицы, с небольшой тульей и широкой лопастью, прикрывавшей затылок и уши, а также  кашмау - старинный головной убор замужней женщины с круглым вырезом на макушке и длинной лопастью, спускающейся по спине, которая богато украшалась кораллами, бляхами, серебряными монетами и подвесками.

Обувью служили кожаные сапоги итек, сарыки, ката с кожаными головками и суконным верхом, кожаные туфли и башмаки и др.

Праздничные сапоги – итек – шили из черной или подкрашенной кожи, с мягкими голенищами. На низ шла воловья или коневая кожа, верх  могли делать из козлиной или телячьей.

Для башкирских сапог были характерны широкий носок, относительно прямое по всей длине, слегка приподнятое уступом на колене голенище. Шов располагался сзади. Праздничные сапоги, особенно женские, могли быть на высоком каблуке.

Обувь с суконными голенищами представлена у башкир несколькими видами. Наиболее самобытны сарыки с головками из грубой, домашней выделки кожи и длинным суконным верхом, закреплявшимся под коленками плетеными шерстяными шнурками. Подошва сарыков заходила наверх, формируя края и задник, к передку пришивали полуовал, рассчитанный на подъем ноги. Женские сарыки красочно орнаментировались, служили и повседневной, и праздничной обувью.

Аппликация и вышивка на белом сукне башкирской обуви представляет самостоятельную область женского творчества, связанную своими истоками с древними традициями тюркских племен. На дошедших до нас экземплярах обуви выявляется бесконечное множество вариаций основных элементов: кускаров, ромбов, треугольников, уголков.

Праздничные женские ката восточного Зауралья изготавливались с длинными белыми голенищами, закрепляемыми под коленками плетеной тесьмой по форме голенищ, и украшались орнаментом.

Сегодня творческие достижения и находки башкирских мастеров не остались лишь достоянием истории. В них  черпают вдохновение самодеятельные и профессиональные художники, создавая декоративные бытовые изделия и высокие произведения искусства.   

 



06 июня 2013
10:47
Поделиться