Сайт первого Президента Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Новости » Народная программа стала сигналом для власти. Интервью Николая Федорова "Парламентской газете"

00:00 28 октября 2011 г.

Николай Фёдоров – в прошлом народный депутат СССР, министр юстиции России, затем в течение 16 лет – президент Чувашской Республики. Сейчас он член Совета Федерации, одновременно возглавляет Институт социально-экономических и политических исследований, разработавший на основе предложений и инициатив граждан, партий и общественных объединений, учёных и экспертов Народную программу. О том, на что надеются жители России, чем они сегодня озабочены и что активно не приемлют, Николай Фёдоров рассказал в интервью «Парламентской газете».

– Многих поразили две цифры. Первая: институт получил, проанализировал и обработал предложения более миллиона граждан, послужившие основой Народной программы. И вторая: все инициативы уместились на 130 страницах доклада. Откровенно говоря, что-то не верится в миллион.

– Мне и самому порой не верится. Но эта цифра – не преувеличение. Предложения поступали не только от отдельных граждан, но и от коллективов. Мы обрабатывали полученные материалы, группировали их, направляли специалистам на экспертизу, те возвращали их нам со своими замечаниями. Такая работа шла практически круглосуточно. К августу сложилось итоговое представление о структуре документа, появились разделы, главы и подглавы. На данном этапе начался процесс конкретизации, уточнений, обогащения документа новыми идеями. И в этом участвовал не только институт. Тысячи специалистов формировали 130-страничный свод конкретных дел.

– И каков камертон настроений? Что конкретно хотят россияне?

– Большая часть предложений и пожеланий связана с экономическим и социальным положением семьи. Зарплата, тарифы, ЖКХ, жильё, медицинское обслуживание, образование, состояние дорог – словом, всё, что мы называем повседневной жизнью, что касается каждого.

С одной стороны, вроде бы ничего нового. Но с другой – в ходе исследования подтверждены предпочтения и чаяния людей, а это сигнал для власти. Ведь и в парламенте, и в Правительстве, как и в обществе в целом, борются различные течения и существуют разные представления о путях развития страны. Кто-то, например, считает, что надо срочно увеличивать пенсионный возраст, рабочую неделю, приостановить рост заработной платы, видя в этом путь к созданию мощной экономики, приводит серьёзные доводы. Например, как обеспечить рост заработной платы, если не увеличивается производительность труда? Но посмотрите на Грецию, и вы увидите, что такой тренд очень и очень опасен.

Задача любой власти – сохранять баланс тысяч и тысяч различных, зачастую противостоящих друг другу, интересов. В нашем случае признание приоритета конкретных народных нужд – осознанный выбор действующей власти. Разумеется, существуют и расчёты: как, благодаря чему будут решаться данные проблемы. И, согласитесь, изменения есть. Растёт заработная плата, государство готовится обуздать непомерный рост коммунальных платежей, не забыты пенсионеры, увеличиваются стипендии, оснащаются новейшим оборудованием больницы и поликлиники…

Да, недовольство и критика наших сограждан звучат порой значительно сильнее, нежели слова об удовлетворённости жизнью. Но нельзя не отметить, что тон высказанных предложений чаще всего доброжелательный. А это свидетельствует, на мой взгляд, о том, что люди понимают, с какими сложностями и трудностями встречается власть, решая экономические и социальные проблемы. Надрыва и воплей в критике нет – вот что я имел в виду. За исключением, правда, такой стороны нашей жизни, как коррупция, поборы, чиновничья спесь. Тут и ненормативная лексика временами зашкаливает.

– Николай Васильевич, в последние годы начали всё чаще говорить об утрате нравственности, совести, моральных ориентиров, о поклонении «золотому тельцу». Тревожно оттого, что российское общество всё более становится потребительским. И крен всё опаснее. Этот мотив звучит в народных обращениях?

– Не могу утверждать, что эта тема преобладает, однако накал суждений побуждает взглянуть на проблему пристальнее. Впечатление такое, что проблемы духовные тревожат людей не меньше, чем материальные.

Понятно, откуда и почему появляются подобные мысли. В последнее двадцатилетие многие традиционные для России нравственные принципы поколеблены, а иные и вовсе утрачены. Насаждаются индивидуализм и эгоизм, разврат и наслаждение от излишеств, цинизм и равнодушие. ­Такие понятия как «совесть», «стыд», «сострадание» – то, что делает человека Человеком, – вытесняются из лексикона не только бизнесменов и политиков, но даже писателей, актёров, журналистов. Действительно, редко, а главное, неярко, казённо звучат голоса в защиту нравственности, этических норм.

Почему так случилось? Да потому что, как цинично заявил однажды один лондонский сиделец, «совесть не есть категория экономическая». Но неуёмное стремление к богатству поражает души людей и совесть, которую Даль определил как «тайник души».

Между тем мир, который на наших глазах меняется, решительно отвергает идеалы потребительского общества. В людях всех континентов вызревает понимание, что «не хлебом единым жив человек», что истинно драгоценными качествами являются стремление к справедливости, к свободному труду, добру, дружбе, бескорыстию. Такой вектор определяется сегодня в мире, и Россия должна не просто стать в ряды этого движения, а возглавить его, потому что, слава богу, ещё не успела в полной мере подхватить вирус потребительства.

Вся история человечества – это борьба за справедливость. Правда, очень часто справедливость путали и путают с равенством. Между тем равенства, увы, не может быть по определению. Кто-то рождается богатырём, а кто-то – физически слабым. Кто-то – гением, а кто-то – обладателем скромных способностей. Очевидно, что выстраивание всех по одному ранжиру означало бы пресловутую уравниловку. Другое дело, что государство, общество обязаны обеспечить человеку равные права как при рождении, так и на всю его дальнейшую жизнь.

Приведу ещё одно суждение из поступивших к нам писем: справедливость – не в равенстве, а в равноправии. И в социальном государстве, каковым по Конституции является Россия, предоставляются равные права на труд и справедливую его оплату, на свободный выбор профессии и занятий, на образование, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение. Беда в том, что правами этими воспользоваться многим не удаётся. Причин тому немало, и в большинстве своём они связаны с экономикой.

Россия лишь в последнем десятилетии смогла несколько приблизиться к нормам, заложенным в Конституции. Удалось сократить уровень безработицы, поднять заработную плату, увеличить размер пенсий, помочь матерям и детям, инвалидам, повысить уровень медицинского обслуживания. Но это только первые шаги, малая часть того, что предстоит сделать.

– Согласитесь, единство нации обеспечивает и равноправие регионов. Вы долгое время руководили Чувашской Республикой, надо полагать, изъездили и исходили её вдоль и поперёк. И наверняка слышали горькие слова о том, что в Москве, Петербурге да и в других крупных городах жизнь получше, чем на периферии.

– Эта обида звучит и в обращениях, с которыми мы работали. Люди считают, что власть обязана сосредоточиться на модернизации Российского государства, которая прежде всего должна происходить на двух перекрёстках. Первый: федеральный Центр – регион. И второй: регион – местное самоуправление. Суть преобразований: точное определение меры свободы и ответственности субъектов управления. Каждый должен получить прав и обязанностей ровно столько, на сколько ему хватит сил и возможностей, чтобы сделать свою территорию процветающей. Понятно, что при этом федеральный Центр должен внимательнее – то есть ответственнее – относиться к распределению налоговых платежей.

Вообще следует свежим взглядом посмотреть на размещение производительных сил в стране, тщательно проанализировать, какие предприятия деградируют, а какие небезнадёжны. На базе последних создавать новые производства, обеспечив тем самым занятость людей. Мы впадём в маниловщину, если поддадимся желанию перестроить всю экономику по инновационным чертежам. Через эры не перепрыгивают. Внедряя новейшие технологии (и отдавая им предпочтение), нужно считаться с реальностью. А она и в том, что необходимо прежде всего насытить рынок отечественным продуктом, при производстве которого далеко не всегда требуются новшества. Зачем завозить лопаты, грабли, шурупы, болты, практически весь ширпотреб за валюту из-за рубежа? Давайте будем делать сами!

Власть на местах многому научилась в последние годы и, считаю, готова и обязана взять на себя как права, так и ответственность. Для этого у нас есть все ресурсы – человеческие, природные, интеллектуальные. Мы всё можем и всё умеем. Нам лишь недостаёт воли и того, что отличало наших великих предков, создавших Российскую империю, – пассионарности. Всем надо встряхнуться, поверить в себя.

Одновременно государству следует усилить и контроль, и свою регулирующую роль в сфере экономики и финансов, решительно пресекать алчность тех собственников и предпринимателей, которые озабочены только одним – как можно больше положить в собственный карман. И в то же время чрезмерное проникновение государственной власти во все поры общественного бытия иссушает народную жизнь. Это, помимо всего прочего, развивает иждивенческие настроения, социальное попрошайничество. В результате человек теряет способность выбирать собственную дорогу, становится пассивным, утрачивает индивидуальность – то, что дано ему свыше. Так что важно отыскать золотую середину во взаимоотношениях государства и человека, государства и общества, человека и общества. Хотя на практике сделать это нелегко, потому что государство не обходится без принуждения и насилия, а общество и личность в этом противостоят государству.

– XXI век принёс с собой не только новые вызовы, но и обострение давних проблем. По миру расползается агрессивность. Мы существуем не в изолированном пространстве. Очаги напряжения, как метастазы, захватывают и нашу страну. Да и внутренних меж­этнических проблем у нас всегда хватало. Возникает извечный российский вопрос: «Что делать?»

– Люди осознают необходимость неотложного решения назревших и перезревших проблем в меж­этнических отношениях. Их недооценка, считают они, стала одной из главных причин провала модернизации СССР в конце 80-х­­ годов прошлого века, что в конечном счёте привело к гибели дер­жавы.

Россия – сложное для управления общество и государство. И сложность определяется в первую очередь её полиэтническим характером. Если образно выразиться, народы России не переваривались «в плавильном котле с высокой температурой» и не стали плотной однородной массой. Мы не страна мигрантов. Мы страна сотен коренных народов, много веков живущих на этой земле. Приспосабливаясь друг к другу, мы во многом сумели сохранить свою индивидуальность, культуру, религию. Это очень ценно, но в этом заключена и некая, скажем так, «рыхлость». Однако сегодня это качество начинает играть положительную роль. Многие, и не без оснований, тоскуют по СССР. Горько сейчас говорить об этом… Только будущее покажет, чем стал распад великой державы: трагедией или Божьей милостью. Но, может, стоит поблагодарить судьбу за то, что уход союзных республик способствовал кристаллизации российской цивилизации и Российского государства? Может, стоит быть благодарным судьбе и за то, что «развод» состоялся до нынешнего обострения межнациональных отношений в мире и прошёл у нас относительно спокойно?

Эмоциональное отношение к серьёзной проблеме, тревогу и одновременно надежду на дружбу российских народов выразил один из участников обсуждения проекта Народной программы: «Мы все – дети России, и как мать любит и жалеет своих чад, так и наше Отечество должно равно и горячо любить и русского, и чеченца, и башкира, и татарина, и якута, и чуваша»…

От сердца идущие слова! Напомню: в России проживают 182 народа, говорящих на 239 языках и диалектах. Но что знаем мы о нас самих? Наши дети в школах учат историю Египта, Греции, Рима, но они не знают или имеют очень смутные представления о народах Поволжья, Севера, Кавказа, Дальнего Востока. Не знают об их культуре, религии, о том, как они появились, как развивались, какое влияние оказали на них русские и они на русских. Как же можно любить и уважать то, что ты не знаешь? Поэтому нужно в короткий срок создать объективный, интересный и сильный учебник по истории народов России, ввести эту дисциплину в обязательный перечень предметов. Надо подготовить и фундаментальный атлас народов России «Кто живёт в России», обеспечить им все библиотеки. Сохранение языков, традиций, культуры народов России – это сохранение самой России как цивилизации. На роскошном российском этническом лугу – многоцветье; каждый цветок уникален и дорог.

 

Мой МирВКонтактеОдноклассники
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика