13:19 24 июня 2016 г.
Уважаемые коллеги!
Приветствую вас на очередном заседании Совета!
29 июня на следующем заседанииСовета Федерации планируется рассмотреть семь федеральных законов, связанных с вопросами использования и охраны земель сельхозназначения. Эффективные импульсы для их разработки и принятия дал Президент России в Послании Федеральному Собранию. Эти законы касаются вопросов изъятия неиспользуемых или используемых не по целевому назначению земельных участков, предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков и земель сельхозназначения в собственность или аренду гражданам и юридическим лицам без проведения торгов, совершенствования муниципального земельного контроля, охраны земель и определения органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, выдела земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, а также установления положения о том, что порядок определения размеров земельных долей, выраженных в гектарах или в баллах в виде простой правильной дроби, устанавливается Правительством Российской Федерации, исключения нормы об обязательном нотариальном удостоверении сделок по продаже земельных долей.
Жизненно важным для отечественного агропромышленного комплекса и страны в целом является обеспечение эффективного и рационального использования общенационального богатства – земель сельскохозяйственного назначения. Между тем, по данным Минсельхоза России, в 2014 году площадь земель сельскохозяйственного назначения в России составляла 386,5 миллиона гектаров, в том числе 196,2 миллиона гектаров сельхозугодий. При этом около 20 миллионов гектаров сельскохозяйственных земель не использовалось по целевому назначению. Некоторые наши коллеги не без оснований говорят, что не 20 миллионов, а значительно больше. Вопрос актуальности данной темы - риторический, тем более для нашей аудитории.
Нам необходимо сосредоточить усилия на создании и скорейшем внедрении результативных механизмов стимулирования рационального землепользования. Часто не просто нерационально, а хищнически используются уникальные российские чернозёмы. Нужно поставить заслон таким негативным явлениям, в том числе путем усиления ответственности пользователей за порчу земель и уничтожение их плодородия.
Особого внимания требует охрана особо ценных сельскохозяйственных земель. Все декларируют важность этого вопроса, но всё же появляются инициативы, ставящие особо ценные сельхозземли под угрозу.
Не менее актуальный вопрос – обеспечение эффективного управления земельными ресурсами. Отсутствие четко определенных границ земельных участков, использование неверных и неточных данных порождают многочисленные земельные споры, нарушения прав и законных интересов собственников.
Для формирования действенной системы управления в сфере землепользования должен быть создан банк данных с актуальными и достоверными сведениями о количестве и качестве земель. Такая информация остро необходима для подготовки управленческих решений, связанных с организацией землепользования и охраной земель. Вслед за этим можно было бы активнее заняться и земельной ипотекой, и рынком ценных бумаг в данной сфере.
Отдельно требует дополнительных усилий решение проблемы, возникшей в ходе земельной реформы 1992-1994 годов. 115 миллионов гектаров сельхозугодий были переданы гражданам, но не как определенные на местности участки, а как земельные доли.
Но оборот земельных участков возможен только в случае оформления на них прав собственности. Для этого владельцам земельных долей необходимо выделить свои участки из общей собственности, провести межевание, поставить их на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности.
Такая непростая и дорогостоящая процедура зачастую непосильна для потенциальных землевладельцев. В результате из 88,6 миллиона гектаров земель, находящихся в общей долевой собственности, около 18 миллионов составляют невостребованные земельные доли, собственники которых в установленный законодательством срок не передали их в аренду, либо не распорядились иным образом.
Множество нареканий вызывает сложная и забюрократизированная процедура кадастрового учёта, что существенно тормозит процесс оформления земель. На сегодняшний день на кадастровый учёт поставлено, согласно экспертным оценкам, около 15-20 процентов всех земельных участков. Остальные участки не описаны, их точные границы не определены, объективная информация отсутствует. Немало претензий накопилось и к использованию фонда перераспределения земель.
Проблемы землепользования волнуют наших коллег в субъектах Федерации. Мы получаем очень много обращений и от губернаторов, и от законодателей в регионах.
Например, депутаты Владимирской области предлагают проводить ежегодные плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства. Дума Ставропольского края полагает целесообразным ввести преимущественное право субъекта Российской Федерации на покупку доли или долей в праве общей собственности на земельный участок. Законодатели Самарской области выступили с предложением определять законом субъекта Российской Федерации «дополнительные условия» предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Есть и еще ряд предложений. В каждом из них есть рациональное зерно. Нужно обсудить эти инициативы, оценить последствия их принятия и, может быть, отразить в виде соответствующих изменений действующего законодательства. Приглашаю принять участие в этой работе представителей экспертного сообщества.
Вспоминаю, когда работал министром сельского хозяйства России, искал идейную опору и нашел ее в очень красивом и глубоком выражении нашего, можно сказать, почти коллеги. «Нет ничего красивее хорошо возделанного поля…». Вроде бы ничего особенного в этой фразе нет. Но мало кто догадается, чьи это слова. Произнес их Цицерон – блестящий оратор, философ, государственный деятель. А по духу – аграрий.
ФОТОРЕПОРТАЖ ПРЕСС-СЛУЖБЫ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
Первый Президент Чувашской Республики