14:21 20 мая 2016 г.
Уважаемые коллеги!
Рад от имени Совета Федерации приветствовать вас на научно-практической конференции с очень правильно декларируемой темой «Подъем экономики регионов – стратегический приоритет для России». Мне так и хочется после этого спросить как законодателю, как бывшему министру юстиции, сельского хозяйства России, главе региона: «Что это означает?» Установки и программы Правительства? Мечта ученых? Желание губернаторов? Думаю, что цель конференции – как раз попытаться понять, как мы живем в реальности.
Я еще вернусь к этой теме. А пока хотел бы порадоваться тому, что оказался здесь, в старейшем отечественном экономическом вузе с более чем вековой историей. Хочу от имени Совета Федерации воздать вам должное за то, что вы занимаетесь изучением экономики в прочной привязке с реалиями экономического развития нашей страны. Научная школа университета стала настоящим ядром отечественной экономической мысли. Это целое созвездие громких имен. Могу как выпускник Казанского университета, моей alma mater с двухвековой историей, сказать, что здесь у вас особая атмосфера, особый дух, что и формирует творческую устремленность студентов и аспирантов, ученых и педагогов.
Несколько сюжетов по теме конференции. В Совете Федерации продолжается работа над проектом доклада основных направлений государственной региональной политики. Мы разослали базовую версию доклада регионам, научным организациям, экспертам и получили конкретные предложения от 126 губернаторов и региональных парламентов. Благодарю всех, кто откликнулся. Мы стараемся максимально учесть ваши идеи. В розданном вам проекте итогового документа сегодняшнего заседания отражены и наши выводы и рекомендации.
Второе. 30 мая запланировано заседание Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации, посвященное проблематике федеративных отношений. Вам роздан проект решения Совета. Мы также ждем ваших замечаний и предложений в этот проект. Итогом нашей совместной работы должна стать подготовка системных предложений по реформированию экономики и социальной сферы регионов, которые будут представлены главе государства.
И третье. С учетом темы конференции хотел бы обратить ваше внимание на несколько сюжетов. В проекте решения Абалкинских чтений записано: «Политика межрегионального выравнивания решила свою историческую задачу, обеспечив социальную стабильность в регионах и муниципалитетах». Так ли это? В 2001 году была принята Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)». Когда началась ее реализация, например, разница в показателе валового регионального продукта на душу населения составляла 17 раз (в Ингушетии 3,4 тыс. рублей, в Тюменской области - 58,6 тыс. рублей, данные 1998 года). В 2014 году ВРП на душу населения в Чеченской Республике составил 104 тыс. рублей, в Ненецком автономном округе – 4 млн. 252 тыс. руб. Разница в 41 раз. Между тем в США разница в ВРП между территориями в 5 раз, в Китае – в 4,7 раза, в Германии – в 2,3 раза. Они живут в одной стране. А мы? Разница в 41 раз…что это? Разные регионы одной страны? Или разные страны? Или вообще разные планеты? Порой кажется так…
Еще один важный момент. Владимир Владимирович Путин поставил задачу к 2020 году создать 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест. В 2015 году, по данным Росстата, в стране насчитывалось 16,8 млн. таких рабочих мест. Это минус 9 процентов к результату предыдущего года. Казалось бы, нужно двигаться в этом направлении, выполнять установку Президента России, чтобы хотя бы частично сгладить проблему вопиющих различий жизни в регионах. Вместо этого имеем тенденции такие, что можно их и не комментировать.
Далее. В финансово-экономическом обосновании к проекту реформаторского Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (теперь этот закон №131-ФЗ), Правительство в 2002 году пишет: «Одной из основных целей реформы местного самоуправления является формирование реальной финансовой и экономической основы местного самоуправления». Предполагалось, что в результате законодательных новаций объем налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов составит не менее 4,2% валового внутреннего продукта. Каков результат? В 2015 году объем налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов составил 1 трлн. 300 млрд. рублей. Это 1,59% ВВП. При этом доля доходов местных бюджетов по отношению к ВВП с 1998 по 2015 годы уменьшилась в два раза. Тенденция абсолютно обратная! Прогнозы одни, а результаты – другие. Страна не только не продвинулась к достижению целей, а даже отдалилась от них.
Можно, конечно, послушать отчеты министров, других руководителей, где говорится, что ситуация в общем-то неплохая. Но показатели Росстата обратные в сравнении с тем, что было заявлено в федеральных целевых программах и законах.
Хотел бы озвучить несколько мыслей, которые, если так можно выразиться, «вопиюще просятся» в повестку дня федеральной поддержки регионов и требуют безотлагательного решения. Может быть, благодаря рекомендациям Абалкинских чтений мы сможем достучаться до тех, кто такие решения должен принимать.
В статье 72 Конституции Российской Федерации говорится, что борьба с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. А о проблемах эпизоотии и скотомогильников не сказано. Что это означает? То, что, по замыслу авторов Конституции 1993 года, проблемы эпизоотической безопасности относятся к предметам ведения субъектов Российской Федерации. Юридически это так. А хитроумные губернаторы, чтобы не отвечать за эти проблемы, решили делегировать эти полномочия муниципалитетам. Кто может ответить в Правительстве, в Минфине, во сколько обходится, например, решение проблем должного оборудования и безопасного содержания скотомогильников в регионах? На это нужны десятки миллиардов рублей ежегодно. Но средства на решение этих и других проблем эпизоотической безопасности не заложены в бюджетах субъектов Федерации. В бюджетах муниципальных образований – тем более. Хочется спросить у авторов Конституции: «Вы думали, что поведение диких животных более управляемо, чем поведение людей?» Для любого здравомыслящего человека очевидно, что эпизоотическая безопасность не может быть предметом ведения муниципалитета или региональным вопросом. Это вопрос национальной безопасности! Конечно, надо исправлять эту ситуацию, в том числе путем изменения Конституции. А пока решением может стать принятие специальной федеральной целевой программы, чтобы поддержать регионы. В любом случае, оставлять эту проблему в ведении муниципалитетов ненормально, преступно.
Такие вопросы надо оперативно решать. Да, богатые регионы могут потратить немалые деньги на выплату компенсации сельхозтоваропроизводителям и гражданам в связи с уничтожением животных, больных африканской чумой свиней или ящуром. А другим субъектам Федерации как быть? Но, повторюсь в главном, вопросы ветеринарной безопасности по природе своей не региональные, а общенациональные.
Произносим правильные слова, а дело не делается. Теряем время, теряем темп. Это опасно для страны. Хочу пожелать, чтобы Абалкинские чтения помогли сдвинуть с мертвой точки все то, что у нас пока никак не движется.
Первый Президент Чувашской Республики