Сайт первого Президента Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Новости » «Эту тему мало знать. Ее надо еще и чувствовать». Из выступления первого заместителя Председателя СФ Николая Федорова на заседании Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации

12:33 22 апреля 2016 г.

Уважаемые коллеги!

Сегодня первое заседание обновленного Совета, где собрались люди,  не только глубоко знающие тему, но еще и чувствующие ее. Потому что нашу тему мало знать, ее надо еще и чувствовать.

Хочу поблагодарить вас за ответственное решение включиться в нашу серьезную работу. Мы ждем ваших предложений по совершенствованию правового регулирования сферы национальной политики и отношений государства с религиями. Нам важна экспертная поддержка в работе над проектами правовых актов и мониторинге законодательства и правоприменительной практики.

Межнациональные и межконфессиональные отношения традиционно находятся в сфере внимания Совета Федерации, который не без оснований часто  называют палатой регионов, а я бы назвал еще не без оснований своего рода  и правопреемником палаты Верховного Совета СССР – Совета Национальностей. Считаю важным максимально использовать наработанный позитивный опыт. Это касается и деятельности профильных комитетов палаты, и консультативных, экспертных органов. Особо хочу обратить внимание на необходимость изучения регионального и муниципального опыта в реализации национальной политики и межконфессионального диалога.

Основной вопрос заседания – совершенствование механизмов реализации государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.Эта тема в наши дни особенно актуальна. Интересы разных народов, этнических групп, этнокультурные различия, историческая память, традиции серьезно влияют практически на все сферы жизни общества. Несмотря на глобализацию, а во многом и благодаря ей, национальный вопрос по-прежнему остается одним из злободневных для многих государств.

Например, в странах Европейского Союза кризис, связанный с наплывом миллионов мигрантов, уже привел к усилению популярности националистических партий и к необходимости коррекции политики мультикультурализма. С другой стороны, на примере Украины мы наглядно убедились в разрушительности радикального национализма и ксенофобии, которые не получили своевременного отпора.

«Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим. Любя свой народ, свою семью, скорее будешь любить другие народы и другие семьи и людей», - подчеркивал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Выдающийся ученый и просветитель справедливо полагал: истинный патриотизм состоит в том, чтобы духовно обогащать других и при этом самим духовно обогащаться.  Взаимоуважение   представителей  различных народов и религий, взаимный интерес к культуре и традициям – все это особенно важно для России как многонационального и многоконфессионального государства.

Мы, законодатели,  полагаем, что приоритетами в области национальной политики являются и ее качественное нормативное обеспечение, и усиление согласованности действий органов власти всех уровней с институтами гражданского общества. Не менее важно обеспечить на практике равенство граждан независимо от их национальной и религиозной принадлежности, неукоснительное выполнение требований законодательства. В эту работу должен органично встроиться и наш Совет.

За последние годы в сфере государственной национальной политики принят ряд значимых решений. Полагаю, о них и о том, как они работают, еще скажет руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Вячеславович Баринов.

Особо отмечу большую работу, которая ведется на уровне субъектов Федерации.

Практической и полезной мерой стало проведение семинаров-совещаний руководства Администрации Президента России с должностными лицами регионов по вопросам реализации государственной национальной политики. Но нам еще нужно подумать над тем, чтобы эти семинары получили большее содержательное наполнение, чтобы польза была более ощутимой. 

Напомню, что наши коллеги-сенаторы были в числе инициаторов федерального закона, который определил полномочия и ответственность региональных властей в сфере межнациональных отношений. В перечень показателей эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти включены оценки гражданами состояния межнациональных и межконфессиональных отношений.

Немало сделано для выстраивания межэтнического и межконфессионального диалога в Крыму после его воссоединения с Россией. Юридически закреплены меры реабилитации и государственной поддержки народов, подвергавшихся в советский период незаконной депортации и политическим репрессиям. В Республике Крым установлены три государственных языка, начал вещание первый в  регионе крымско-татарский телеканал.

Сегодня можно говорить о происходящих позитивных изменениях межнациональной обстановки в России. Исследования общественного мнения показывают рост нетерпимости к проявлениям национализма, снижение напряженности между представителями разных национальностей. На протяжении нескольких лет отмечается снижение количества жертв насилия на этнической и расовой почве.

Есть некоторые результаты. Но предстоит еще многое сделать для совершенствования правовых основ и механизмов национальной политики. Так, необходимо усилить координацию и взаимную согласованность действий органов власти и общественных структур в реализации целей и задач национальной политики как на федеральном, так и на региональном и   муниципальном уровнях. Наш Совет должен стать одной из практических площадок для конструктивного диалога и выработки решений по этой теме.

В итоговом докладе о деятельности Федерального агентства по делам национальностей указывается, цитирую: «В настоящее время мероприятия по реализации Стратегии национальной политики не имеют программно-целевого системного подхода. Многие из них не обеспечены финансированием, часть реализуется в рамках государственных и федеральных целевых программ, в которых исполнителем определены различные федеральные органы исполнительной власти». Это плохо… Параллелизм и дублирование в управлении вообще, тем более в такой теме, нередко ведут к параличу управления…

Ситуацию необходимо исправлять. Разрабатываемые министерствами и Правительством России проекты документов, государственные программы социально-экономического развития должны обязательно учитывать задачи национальной политики.  

Для эффективной реализации задач национальной политики фундаментально важно обеспечить высокий уровень экспертной поддержки принимаемых решений. Деятельность нашего Совета – один из позитивных откликов на необходимость усилить экспертное сопровождение работы органов власти, прежде всего – Федерального агентства по делам национальностей.  

Большой вклад в реализацию государственной национальной политики вносят национально-культурные автономии. Отмечу, что необходимо способствовать созданию таких условий, чтобы национальные объединения активнее занимались формированием культуры межнациональных отношений.

Хотел бы еще раз подчеркнуть: вопросы национальной политики требуют постоянной, планомерной и, без преувеличения – круглосуточной работы. Это касается представителей органов законодательной и исполнительной власти, религиозных и национальных общественных объединений, всех, кто заинтересован в укреплении межнационального согласия и межконфессиональной гармонии.

Спасибо за внимание. 

Фоторепортаж Пресс-службы Совета Федерации

Первый Президент Чувашской Республики

Мой МирВКонтактеОдноклассники
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика