О пропаганде здорового образа жизни среди несовершеннолетних и молодежи

О пропаганде здорового образа жизни среди несовершеннолетних и молодежи

Распространенность употребления психоактивных веществ (далее – ПАВ) среди несовершеннолетних и молодежи на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества.

Одним из наиболее активных участников процесса профилактики зависимости от ПАВ в Российской Федерации является система образования. Имеющийся у нее профессиональный, организационный ресурс, а также сфера ее социального влияния позволяют обеспечивать комплексное, системное воздействие на целый ряд социальных групп, прежде всего, несовершеннолетних и молодежи, а, следовательно, вносить существенный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения.

При проведении профилактической работы учитываются организационные принципы Комплексной активной профилактики и реабилитации:

1      принцип – комплексность – подразумевает комплексное взаимодействие органов и учреждений.

2       принцип – дифференцированность профилактических подходов: по возрасту, по степени вовлеченности в наркогенную ситуацию, по степени наличия факторов риска развития наркозависимости.

3       принцип – аксиологичность – предполагает формирование у детей и молодежи представлений о здоровом образе жизни, законопослушности. Воспитание у ребенка готовности избежать приобщения к одурманиванию невозможно без осознания им личностной ценности здоровья, важности и необходимости соблюдения законов здорового образа жизни, овладения приемами и навыками сохранения и укрепления своего организма.

4     принцип – многоаспектность – включает сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности. Учитывая этот принцип, применяются разнообразные формы и методы работы.

5       принцип – непрерывность – профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования.

Можно выделить три основных направления работы школ по профилактике употребления ПАВ:

1. Работа с детьми:

1)      воспитательная работа – повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов.

Вся учебная программа средней общеобразовательной школы дает возможность для сообщения научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения при изучении различных дисциплин. На уроках литературы, биологии, обществознания, истории, химии, ОБЖ и др. учителя находят убедительные факты, показывающие учащимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека.

Важную роль в профилактической работе имеет альтернативная употреблению ПАВ деятельность. С этой целью большое значение уделяется развитию сети дополнительного образования. Анализируя занятость учащихся школ в кружках и секциях за последние три года, можно отметить, что происходит постепенное увеличение % охвата учащихся досуговой деятельностью.

2)        оздоровительное воспитание – пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек

Реализуя работу в данном направлении, в школах проводятся мероприятия для учащихся, используются разнообразные формы работы:

- Физкультминутки на каждом уроке

- Ежедневная утренняя гимнастика

- Динамические паузы, проводимые старшеклассниками и педагогами

- День здоровья (1 раз в четверть)

- День профилактики (2 раза в год)

- Тематические классные часы

- Круглые столы

- Факультативный курс "Поговорим о правильном питании"'

- Мастер-класс

- Конкурсы рисунков, плакатов, тематических стенгазет

- Ролевые игры

- Конкурс агитбригад «Мы за здоровый образ жизни»

 - Участие в соревновании «Класс без курения»

3) Общественные меры борьбы – привлечение общественности к профилактической работе.

2.     Работа с педагогическим составом.

Понимая важность данной проблемы, в школе проводятся: Педсоветы, педчтения, педпрактикумы, круглые столы, обучающие семинары, ШМО классных руководителей.

3.     Работа с родителями

Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому школы организовывали тесное сотрудничество с родителями обучающихся, жителями микрорайона. Сформирован банк данных о семьях и родителях обучающихся (социальный паспорт школы). Проводятся общешкольные родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ с участием специалистов КДН и ЗП, прокуратуры, ОВД, психологов, медицинских работников, социального педагога. Организованы родительские всеобучи по тематике «Здоровый ребёнок – здоровое общество» (с участием медицинских работников). На заседаниях общешкольного родительского комитета, Общественного совета школы рассматриваются вопросы организации ЗОЖ учащихся. Проводятся индивидуальные беседы и консультации с родителями.

Профилактика употребления ПАВ эффективна, приведет к снижению риска употребления ПАВ, повышения качества ЗОЖ, если:

- Применяются как традиционные, так и современные подходы в профилактической работе.

- Профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

- Детям и взрослым предоставлена объективная информация о психоактивных веществах; их воздействии на человека, последствиях применения

- В процессе профилактической работы происходит формирование устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим и другим психоактивным веществам, адекватной самооценки, навыков общения и саморегуляции.

 



22 марта 2013
00:00
Поделиться