09:17 Чувашская государственная академическая симфоническая капелла завершает сезон Посвящением Великой Победе

09:17 Чувашская государственная академическая симфоническая капелла завершает сезон Посвящением Великой Победе

23 апреля в зале Чувашской государственной филармонии состоится закрытие 42-го концертного сезона Чувашской государственной академической симфонической капеллы под управлением народного артиста России Мориса Яклашкина. Этот концерт коллектив посвящает 65-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне.

В первом отделении концерта прозвучат Симфония № 7 «Ленинградская» Д. Шостаковича и Кантата для солиста, хора и симфонического оркестра «Александр Невский» С. Прокофьева.

Кантата Александр Невский была создана Прокофьевым на основе музыки к одноименной кинокартине. Первое исполнение кантаты состоялось 17 мая 1939 года в Москве, дирижировал автор.

В кантате семь частей, дающих сжатое, но достаточно целостное развитие сюжета. Основной драматургический прием заключен в резком контрасте музыкальных образов, связанных с русским войском (музыка имеет здесь ярко выраженный русский национальный характер, она душевна, человечна) и образов, связанных с рыцарями-крестоносцами.

Первая часть кантаты — Русь под игом монгольским — пейзаж: русская земля, истерзанная иноземными захватчиками, бескрайнее поле со следами прошедших битв, безмолвие, прерываемое лишь зловещими криками хищных птиц. Во второй, былинно-эпической по характеру музыки части — Песне об Александре Невском — дружинники вспоминают о невской битве; звучат вещие слова: «Кто на Русь придет, будет насмерть бит». В третьей части Крестоносцы во Пскове — даны экспозиция образа тевтонских рыцарей и первое прямое противопоставление контрастных образов: средний эпизод части рисует чувства псковитян, попавших в рабство к тевтонцам. В четвертой части — Вставайте, люди русские — дан активный призыв к борьбе с врагами. Эта подъемно-героическая, полная сурового боевого колорита и внутренней мощи хоровая песня — одна из лучших творческих находок Прокофьева. Пятая часть — Ледовое побоище — грандиозная батальная картина — кульминация всего произведения. Один из заключительных эпизодов части имеет изобразительный характер: крестоносцы проваливаются под лед Чудского озера. Шестая часть - Мертвое поле — грустная, полная глубокого лирического чувства песня русской девушки - псковитянки, вышедшей ночью на поле брани. Наконец, седьмая часть кантаты — Въезд Александра во Псков - рисует картину народного праздника по поводу возвращения Александра Невского и его дружины с победой.

Седьмая симфония Д. Шостаковича была создана в первые месяцы Великой Отечественной войны в осажденном Ленинграде и посвящена композитором городу-герою.

«Я никогда в жизни не посвящал никому своих произведений, — писал Шостакович в газете «Советское искусство» 9 октября 1941 года, — но эту симфонию, если она удастся мне, я хочу посвятить Ленинграду. Потому, что все, что я писал в ней, все, что я в ней выразил, связано с этим родным моим городом, связано с историческими днями обороны его от фашистских насильников».

В августе 1941 года были закончены три части Седьмой симфонии. Последнюю часть партитуры, завершенной 27 февраля 1942 года, композитор написал уже в Куйбышеве, где 5 марта 1942 года состоялось первое исполнение симфонии находившимся там оркестром Большого театра СССР под управлением С. А. Самосуда.  Вскоре симфония зазвучала и в других городах Советского Союза.      Непосредственно эмоциональное воздействие ее на слушателей было огромным. Были случаи, когда после исполнения симфонии стихийно возникали митинги.

Большой общественный резонанс получила «Ленинградская симфония» (как стали называть Седьмую симфонию) и за рубежом.

Седьмая симфония — произведение огромной впечатляющей силы. В нем Шостакович «выдвигает на первый план трагический конфликт, сталкивая в невероятно напряженном развитии образы мирной жизни и образы враждебных сил» (Д. Кабалевский).

Открывается симфония мужественной, героико-эпической темой. Вторая и третья темы первой части симфонии полны лирической проникновенности.

Заключительная тема экспозиции — «поэтический ноктюрн, прозрачные звучания которого рисуют образ засыпающей природы и тающих в сумраке ночи далей...» (И. Бэлза). Картинам природы и мирной жизни противопоставлены образы зла и насилия, воплощенные в бездушной, механической и зловещей «теме нашествия». Эта тема постепенно достигает мощного звучания, разрастаясь в яростный шквал (кульминация совпадает с началом репризы).

Скорбно звучит в репризе вторая лирическая тема. Это память погибшим в бою за Родину, траурный марш. Он не вызывает слез, — писал Е. Петров, — слишком глубока печаль, что6ы вызвать слезы. И реквием в память героев наших, братьев наших,  сыновей и отцов наших оставляет глаза сухими и кулаки сжатыми.

Во второй части композитор, по его собственным словам, хотел передать упоение жизнью, преклонение перед красотой природы.

В третьей части происходит расширение круга тех гуманистических образов, которые противостоят «теме нашествия». Но и в этой части симфонии чувствуется нагнетание драматизма.

Финал, завершающий симфонию, является художественным, обобщением всего предшествующего развития, утверждением гуманистической идеи о победе жизни, красоты, созидания над безобразными силами мрака и разрушения.

Во втором отделении концерта «Песни военных лет» выступят солисты и хоры Чувашской государственной академической симфонической капеллы и Муниципальной капеллы «Классика».

По материалам Чувашской государственной филармонии

 



22 апреля 2010
00:00
Поделиться