г. Шумерля Чувашской Республики

11:38 г.Шумерля: знакомству с процедурой решения исследовательских задач был посвящен мастер-класс Александра Кавтрева - кандидата физико-математических наук, Соросовского учителя, изобретателя СССР

11:38 г.Шумерля: знакомству с процедурой решения исследовательских задач был посвящен мастер-класс Александра Кавтрева - кандидата физико-математических наук, Соросовского учителя, изобретателя СССР

Педагоги многих развитых стран пришли к выводу, что новые условия жизни в динамичном информационном обществе требуют не столько обучения «запоминающего», сколько «формирующего мышление». Некоторые страны уже начали соответствующие реформы систем образования.

В Советском Союзе около 30 лет назад группа последователей Г.С. Альтшуллера — основоположника теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), начала работу по развитию ТРИЗ-педагогики. Одной из целей ТРИЗ-педагогики является научить детей решать открытые (творческие, эвристические, жизненные) задачи. Такой подход позволяет сформировать «решательный» подход к любой ситуации, как учебной, так и жизненной.

В ТРИЗ-педагогике выделяется два основных типа открытых задач: изобретательские и исследовательские. Известно, что открытые задачи не имеют четкого однозначного условия, могут не содержать каких-то данных или, напротив, содержать избыточные данные. Поэтому учащемуся необходимо самостоятельно осмыслить и дополнить условие открытой задачи, найти необходимые для ее решения сведения в литературе или в Интернете.

Именно знакомству с процедурой решения исследовательских задач и был посвящен мастер-класс с обучающими СОШ №3 и №6 Александра Кавтрева - кандидата физико-математических наук, Соросовского учителя, изобретателя СССР. В настоящее время он - заведующий лабораторией методики использования информационных технологий в преподавании предметов естественнонаучного цикла Центра информационной культуры г. Санкт-Петербурга, методист Федерации Интернет-образования,

Мероприятие прошло интересно и динамично. В его организации и подготовке приняли большое участие учитель истории и обществознания СОШ №3 Т.А. Алексеева, учитель физики СОШ №6 Л.Р. Иванова

Вот некоторые отзывы участников:

Г.В. Макарова – зам. директора по УВР «СОШ №2»:

- Александр Федорович, спасибо за мастер-класс. Считаем его очень актуальным, особенно в связи с ФГОС: тут тебе и практика деятельностного подхода, и инструменты для формирования УУД и т.д., и т.п. Конечно, если будет организован очный семинар в Шумерле, мы будем участвовать - и учителя, и ученики. Также мы готовы выполнить любое Ваше поручение и помощь в организации такого семинара.

Наташа Васькова 9 класс, СОШ №3:

- Мне очень понравилось решать открытые задачи. Очень интересно находить и продумывать всевозможные пути их решения. Открытые задачи более жизненные и интерес к ним от этого больше.

Т.А. Алексеева, учитель истории и обществознания СОШ №3:

- Мне, как учителю обществознания и истории, очень понравился мастер-класс, проведенный в режиме он-лайн к.ф-м.н. А.Ф. Кавтревым «Развитие креативного мышления методами ТРИЗ-педагогики», т.к. методы его работы способствуют развитию логики у обучающихся. Я считаю, что в век наукоемких технологий особую актуальность приобретает проблема развития у обучающихся научной грамотности, исследовательских и творческих умений и навыков. В этом контексте креативность и креативная деятельность рассматриваются в качестве цели и результата образования.

Современное общество требует от ребенка не шаблонных, привычных действий и подходов, а гибкости, беглости, оригинальности и разработанности мышления при решении актуальных задач, возникающих в процессе жизнедеятельности. Но, большинство задач в традиционных учебниках  являются стандартными задачами, решаемыми по известным алгоритмам, в то время как обучить учащегося установить причинно-следственные связи тех или иных событий, поиску вариативных решений, выбору лучших результатов эффективнее через «открытые» задачи - задачи, предполагающие многовариантность решений, ответов, исследований, изображений, прогнозов и т.д., т.е. задач дающих возможность проявлению креативности.



28 августа 2012
00:00
Поделиться