Повышение качества дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГТ
Нормативные правовые документы федерального уровня последних лет внесли значительные коррективы в определение правового поля содержания системы дошкольного образования, необходимость пересмотра организационных и содержательных аспектов дошкольного образования, поставили задачу разработки новых основных общеобразовательных программ дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации. А для создания необходимых условий для малышей в дошкольных группах образовательных учреждений, руководителями нашего муниципалитета сделана огромная работа, что подтвердила и межведомственная комиссия по приемке школ к новому учебному году.
Хочется обратить внимание на те теоретические аспекты инновационных преобразований, которые в соответствии с ФГТ способствуют повышению качества дошкольного образования.
Возникновение новых тенденций в дошкольном образовании приводит к тому, что от воспитателя требуется, прежде всего, раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию. Происходит переосмысление роли педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям сегодня изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.
При планировании воспитательно-образовательной деятельности в соответствии с ФГТ педагогам необходимо учитывать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Цели и задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других образовательных областей. Причем все предлагаемые ребенку задания должны носить практико-ориентированный характер и быть жизненно обусловленными. Программные темы должны формировать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у детей соответствующей мотивации в образовательном процессе.
Основным элементом образовательной деятельности у нас традиционно является занятие. С введением новых подходов к организации образовательного процесса меняется и роль занятия. Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей. Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования. В образовательной программе должна быть прописана реализация каждой образовательной области через различные формы.
Когда дети участвуют в образовательной деятельности, педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются:
· стиль поведения взрослого: от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному;
· рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа: от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми;
· отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т. п.
При организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей.
1. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим.
2. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости.
3. Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца.
В результате такой организации работы с детьми в соответствии с требованиями ФГТ выпускник дошкольного учреждения будет обладать следующими интегративными качествами:
· физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
· любознательный, активный;
· эмоционально отзывчивый;
· овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
· способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
· способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
· имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
· овладевший необходимыми умениями и навыками.
Таким образом, соблюдения ФГТ позволит в целом повысить качество дошкольного образования, обеспечить преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования.