Потребителям об их правах
В соответствии с Законом РФ № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей», Потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать, или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Каждый день, совершая покупки в магазинах, пользуясь различными видами услуг (медицинскими, жилищно-коммунальными, образовательными и др.), заключая договоры на выполнение работ, необходимо помнить, что все мы являемся потребителями.
Основные права потребителей при приобретении товара, работ, услуг:
право на безопасность;
право на качество;
право на возмещение ущерба;
право на судебную защиту.
По поводу нарушенного права потребитель может обратиться непосредственно к продавцу (изготовителю, исполнителю), не обращаясь с иском в суд. Досудебный порядок рассмотрения требований потребителей предусмотрен с целью побудить стороны самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, а продавца (изготовителя, исполнителя) — добровольно удовлетворить обоснованные требования потребителя, позволяя быстро восстановить нарушенное право. Добровольное удовлетворение обоснованных требований потребителя - обязанность продавца (изготовителя, исполнителя).
Претензии в связи с нарушением прав потребителей предъявляются потребителем продавцу (изготовителю, исполнителю) в порядке и на условиях, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей» в письменной форме.
В соответствии со ст. 17 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей» судебная защита прав потребителей осуществляется судом. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца (потребителя) в суд по месту:
нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
жительства или пребывания истца;
заключения или исполнения договора;
если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии организована судебная защита прав потребителей в следующих формах:
обращение в судебные органы с заявлениями в защиту прав потребителей (в 2010 году подано четыре исковых заявления в защиту неопределенного круга лиц по финансовым и жилищно-коммунальным услугам);
участие в рассмотрении судебными органами дел, связанных с применением и нарушением законодательства о защите прав потребителей, в том числе в форме дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей (в 2010 году было направлено в суд 25 заключений по гражданским делам по защите прав потребителей по финансовым услугам, услугам розничной торговли непродовольственными товарами, услугам по операциям с недвижимым имуществом).
Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, могут обратиться в суд с ходатайством о привлечении Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии и его территориальных отделов для дачи заключения по делу.