г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

16:14 На официальном сайте г.Алатыря открыта новая рубрика « Алатырь в годы войны. Все для фронта, все для Победы!»

16:14 На официальном сайте г.Алатыря открыта новая рубрика « Алатырь в годы войны. Все для фронта, все для Победы!»

  65 лет минуло с той поры, когда победоносные знамена известили миру о завершении самой тяжелой войны в истории человечества. Достойный вклад в Победу внес и город Алатырь. В годы Великой Отечественной войны город служил базой для формирования и местом временной дислокации многих воинских частей и соединений. Необходимую для фронта продукцию выпускали предприятия города. В Алатыре разместились производства, эвакуированные с оккупированной территории и прифронтовых районов. Алатырцы героическим трудом приближали Победу и в тылу.

  В открываемой на сайте города рубрике «Алатырь в годы войны. Все для фронта, все для Победы!» будут размещаться материалы о жизнедеятельности города в годы Великой Отечественной войны.

 Сегодня речь пойдет об Алатырском паровозоремонтном заводе и железнодорожном депо. В годы Великой Отечественной войны предприятие приобрело стратегическое значение, как крупная ремонтная база, находящаяся в неуязвимом месте, обслуживающая железные дороги, и непосредственно соприкасающаяся с фронтом.

  Только в начальный период войны с завода на фронт ушло более 500 рабочих и служащих, их заменили подростки и женщины, значительное число рабочих выполняли по две нормы в день. На заводе было развернуто обучение рабочим профессиям. В сентябре 1941 года в срочном порядке был организован цех № 9, специализирующийся на обработке заготовок для артиллерийских снарядов. В 1942 году из цехов Алатырского ПРЗ ушел на фронт бронированный паровоз для состава бронепоезда. За 1942-1943 годы производственная мощность завода была увеличена в 3 раза за счет оборудования с эвакуированных паровозо- и вагоноремонтных заводов из городов Гай-Ворон, Полтава, Великие Луки.

  В ноябре-декабре 1942 года Алатырский паровозоремонтный завод по основным производственным показателям вышел на первое место среди родственных предприятий страны и был награжден переходящим красным знаменем. В 1944 году под руководством Николая Сильвестровича Крупского завод освоил ремонт паровозов с тяжелым объемом работ, в том числе и трофейных локомотивов. Было внедрено 86 рационализаторских предложений.

  Во всеоружии встретили военное лихолетье железнодорожники. За первые два месяца войны коллектив паровозников Алатырского депо провел 146 тяжеловесных поездов и 38 товарных экспрессов. Чтобы не допустить срыва графика подачи паровоза, дежурный по депо А.К. Волков, рискуя жизнью, без охлаждения паровозной топки поставил упавшие колосники, в 1942 году этот героический поступок повторил К.С. Серебряков. Станция «Алатырь» первая на Московско-Казанской железной дороге получила паспорт готовности к военной зиме 1941-1942 гг. С большой ответственностью относились к техническому состоянию пути работники 14-й дистанции, возглавляемой кавалером ордена Трудового Красного Знамени ветераном железнодорожного транспорта И. Д. Макаровым.

  Вот таким массовым был подвиг тружеников тыла в Алатыре. Женщины, старики и дети работали денно и нощно одним порывом, с одним желанием - быстрее разгромить ненавистных врагов.

  На снимке: картина художника Бориса Белоусова «Ремонт паровоза» написана позже в 50-х годах, но на Алатырском ПРЗ. (Из фондов Чувашского государственного художественного музея)



15 апреля 2010
00:00
Поделиться