(Слайд
1) Тезисы выступления
министра промышленности и транспорта Чувашской Республики Ю.П.Волошнна
на расширенной выездной коллегии министерства
26 декабря 2003 года
|
«.. кто способен
увидеть контуры новой – современной, динамичной и эффективной республики XXI
века – не опоздает в свое будущее» (из Послания Президента Чувашской Республики Н.Федорова
Государственному Совету Чувашской Республики 03.02.2003 г.) |
(Слайд 2) Еще совсем недавно
слово «Чувашия» воспринималось как синоним глубокой, неизвестно где находящейся
провинции. Сегодня, динамично развиваясь, быстро откликаясь на все новое,
интересное и передовое, Чувашия прочно зарекомендовала себя как инновационный
полигон, как прогрессивная и авангардная республика, апробирующая самые
современные проекты и технологии общероссийской значимости.
Главным
двигателем экономических реформ стало
введение института президентства, создание которого было крупным политическим
событием республики. За почти 10-летний срок существования президентства
проделана огромная законотворческая работа, проведены существенные
экономические преобразования. Чувашия,
практически лишенная стратегических сырьевых ресурсов, основным приоритетом
выбрала инновационный путь развития и в
основном исходила из опоры на собственные ресурсы и интеллектуальный потенциал.
И если во многих
регионах России реформы проводились ради реформ, то у нас – ради возрождения и
обновления всей экономики, социальной сферы, повышения благосостояния людей на
новой, действительно рыночной основе, притом поэтапно, по заранее утвержденным
программам.
На основных
показателях поступательного развития республики я считал бы целесообразным
остановиться.
I.
Итоги 10–летия новой Чувашии
(Слайд 3) Так,
по сравнению с 1993 годом валовой региональный продукт в долларовом
исчислении за десятилетие возрос в 1,6 раза (с 991 млн.долларов
США до 1 млрд. 591 млн.долларов США).
(Слайд 4) Впечатляют темпы
газификации республики. С 1994 года здесь сделано
больше, чем за все предыдущие годы советской власти. Если девять лет назад
уровень газификации жилья в республике составлял 41 %, в том числе в
сельской местности – 5,6 %, то в 2002 году среднереспубликанский
показатель возрос до 58,4 %, а на селе – до 25,2 %.
В начале
текущего года Президентом была поставлена задача
завершить в основном газификацию республики к концу будущего 2004 года.
(Слайд 5) Отмечается
позитивная динамика в жилищном строительстве. Если в 1993 году годовой
объем введенного жилья составил около 435 тыс. кв. м, то в 2002 году – 515 тыс.
кв. м., а в нынешнем году по предварительным данным – 540 тыс. кв. м.
За 10 лет число
семей, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий, сокращено
в два раза.
(Слайд 6) Чувашия одна из первых в России оценила экономические
перспективы развития жилищной ипотеки. В республике создается модель
ипотечного жилищного кредитования социальной направленности и с
бюджетными затратами. Благодаря жилищному ипотечному
кредитованию около 2 тыс. человек
улучшили свои жилищные условия.
(Слайд 7) Большие достижения имеются в сфере дорожного
строительства и транспорта. За прошедшие 10 лет в республике построено и
реконструировано более 1 тыс.км. автомобильных
дорог общего пользования, 47 железобетонных мостов и 158 сельских населенных
пунктов соединены дорогами с твердым покрытием с сетью дорог общего
пользования.
По протяженности дорог с твердым покрытием на 1000 кв.км
территории Чувашская Республика занимает 1 место по Приволжскому федеральному
округу и 4
место по Российской Федерации.
Количество населенных пунктов, охваченных автобусным
сообщением, увеличилось с 1174 до 1446.
(Слайд 8) Особое внимание в
республике уделяется формированию надежной и современной транспортной
инфраструктуры. За 1994-2003 годы
отремонтировано 328 км железнодорожных путей, в результате чего
продолжительность следования поезда до Москвы сократилась с 18 до 12 часов. Капитально
реконструированы железнодорожные вокзалы в городах Канаш и Чебоксары, которые
стали современными культурными центрами. На очереди – здание вокзала
на станции Шумерля. Обновлен подвижной состав и интерьер фирменного поезда
«Чувашия».
С долевым участием Чувашской Республики приобретен новый комфортабельный электропоезд
на линию "Канаш-Казань".
(Слайд 9) Сохранены и
развиваются пассажирские перевозки. Обновляется подвижной состав. За
2001-2003 годы приобретены 271 автобус и 73 троллейбуса.
Значительные
перемены произошли в сферах культуры, физической культуры и спорта, образования
и здравоохранения.
(Слайд 10) За 10
лет введено в эксплуатацию 103 школы и учреждения образования. Такими темпами строительства школ могут
похвастаться немногие регионы России. Для учащихся приобретено 153 школьных автобуса.
Стремительными темпами
осуществляется компьютеризация школ. Если в России только к
2005 году будет достигнуто обеспечение 1 компьютера на
80 учащихся, то в Чувашии уже сегодня на 70 учащихся 1 компьютер,
а к 2005 году запланирован 1 компьютер – на 50 учащихся.
(Слайд 11) В республике полностью сохранена сеть учреждений культуры и искусства. Обеспеченность
населения библиотеками и клубами в Чувашии существенно превышает среднероссийский показатель.
Одна
из последних передовых инициатив руководства республики внедряется в
библиотечной сфере. Это информатизация библиотек.
По количеству компьютеризированных библиотек Чувашия занимает лидирующее место
в Приволжском федеральном округе. В 2003-2004 годах в республике в сельской местности будут открыты первые 100 модельных библиотек. К 2007 году модернизация всех библиотек
завершится полностью.
(Слайд 13) В
здравоохранении за 10
лет были введены в эксплуатацию более 170 объектов, половина из которых – в
сельской местности. Открыты уникальные специализированные медицинские
учреждения, оснащенные самым современным медицинским оборудованием.
Приоритетным
направлением в системе оказания медицинской помощи населению является дальнейшее развитие института семейных
врачей. В 2002 году открыто 100
офисов врача общей практики. С учетом высокой эффективности деятельности
семейного врача и пожеланий жителей республики принято решение об организации в 2003-2004 годах еще 100 офисов, а до 2010
года - 600.
Самый главный критерий
реформ, проводимых в республике, - продолжительность жизни в течение
последнего десятилетия увеличилась с 66,4 до 67,1 лет (в то время как в РФ – 64,8 года).
(Слайд 14) Возвращаясь к
истокам таких прогрессивных изменений в социальной сфере жизни республики, надо
отметить, что основа всего перечисленного была заложена материальной сферой
экономики – промышленностью.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Сегодня промышленность занимает ведущее
место в экономике республики, обеспечивая треть (31,5 %) создаваемого
валового внутреннего продукта и
более 90 % прибыли. Поэтому от эффективности работы предприятий отрасли
напрямую зависит наполнение бюджета республики и благополучие в социальной
сфере.
(Слайд
15) Для того, чтобы оценить произошедшие в отрасли изменения, давайте вспомним в каком состоянии была промышленность 10 лет назад.
Ситуация была критическая - ведущие
предприятия отрасли стояли, шло массовое сокращение работников, традиционные
рынки сбыта были потеряны. Отличительные черты этого периода - кризис
неплатежей, отсутствие «живых» денег и «расцвет» бартера. Наиболее глубокому
спаду подверглись машиностроение и легкая промышленность, по которым за один
год объемы производства упали наполовину.
Индекс промышленного производства в 1993 году
по отношению к 1992 году составил 87 %,
численность работающих упала на 12 тысяч человек.
За прошедшее десятилетие промышленные
предприятия сумели перестроиться к работе в рыночных условиях. Удалось преодолеть
глубочайший спад в производстве в 1994-1998 годах, не допустить банкротства
ведущих промышленных предприятий, сохранить и приумножить промышленный
потенциал.
В течение последних лет
сохраняется устойчивая тенденция к росту и, начиная с 2001 года, развитие
производства опирается, прежде всего, на внутренние факторы. Созданы
новые производства, существенно расширилась номенклатура выпускаемой продукции
и повысилась ее конкурентоспособность.
(Слайд 16) О динамичном
развитии промышленности убедительно свидетельствует и такой факт, как рост в
1,5 раза количества предприятий, занятых в сфере промышленного производства.
Растет уровень заработной платы в промышленности. Если по итогам
прошлого года средняя заработная плата складывалась в размере 3086
рублей, то в сентябре 2003 года в промышленности она составила 4281
рубль (с ростом на 38,7 %).
В
отраслевой структуре промышленного комплекса в течение последнего десятилетия сохраняется доминирующее положение
предприятий машиностроения и металлообработки. Их удельный вес в общем объеме производства в 2002 году составил 45,4 %.
За десятилетие
организационно-экономических преобразований государственную поддержку в разной
форме получили практически все промышленные предприятия. Эффективность
осуществленных мер подтверждается конкретными фактами.
(Слайд 17) Выпуск тракторов
на ОАО "Промтрактор" увеличился от кризисного
объема в 153 единицы 1998 года до 331 единиц 2002 года, объем производства
возрос до 1,6 млрд. рублей. Предприятие сертифицировано на соответствие
международному стандарту ИСО 9001. Экспортные поставки завода составляют 17 %
от республиканских, ведется работа по расширению поставок техники в страны
Ближнего Востока, Австралии, Южной Африки, Центральной и Южной Америки. 2003
год тракторостроители завершают с неплохими показателями – объем продаж
тракторов по оценке завода возрастет на треть. Доля новых модификаций в общем объеме выпуска тракторов превышает 60 %.
Ежегодно инновационным
центром предприятия вводятся в производство 2-3 новые модели тракторов. Если в
1993 году модельный ряд выпускаемых тракторов был ограничен 6 марками, то в
2003 году созданы и серийно выпускаются 18 марок тракторной техники.
Одна из
последних разработок - торговая марка «Четра», объединяющая семейство тракторов малого класса,
стала в 2003 году серебряным лауреатом
национального конкурса «Бренд года 2003». «Промтрактор» стал первой компанией в тракторостроении,
которая вывела на рынок свой собственный бренд.
(Слайд 18) В прошлом году
осуществлен судьбоносный для завода и экономики Чувашии прорыв по
«завоеванию» в качестве стратегического партнера Министерства
путей сообщения России. Подписание соглашения МПС России с ООО «Промтрактор-Промлит» дало гарантированные заказы на 150 млн.долларов США к 2005 году, к 2012 году они достигнут 1 млрд.
долларов США.
На сегодняшний день в число
поставщиков продукции для железнодорожного транспорта России входят около 20
предприятий республики, среди которых «Чебоксарский
агрегатный завод», «АББ Автоматизация», «Чебоксарский
электроаппаратный завод», «Корпорация «ЧХБК». По оценке министерства, потенциал
развития их сотрудничества с МПС – это порядка 12 млрд. рублей ежегодно.
(Слайд 19) Как тракторный
для Чебоксар, так и «Химпром» для Новочебоксарска
имеет важнейшее градо- и бюджетообразующее
значение. К началу 1996 года ОАО «Химпром» находился на грани банкротства. Благодаря
принятым по инициативе Правительства Чувашской Республики мерам государственной
поддержки был разработан план его финансового оздоровления. И уже к 1998 году
все обязательства перед кредиторами были выполнены, восстановлена
платежеспособность предприятия, повысилась его рыночная устойчивость, улучшился
морально-психологический климат в коллективе.
В развитие производства
привлечены внешние инвестиции и созданы
совместные предприятия: «Перкарбонат», «Пронова», «Дюпон-Химпром»,
«Катион».
(Слайд
20) ОАО «Чебоксарское
научно-производственное приборостроительное предприятие «Элара»
не только
«выжило» в сложных экономических условиях, но и обновило основные средства
более чем на 90 %. Руководством предприятия выбрано важное стратегическое
решение – вкладывать средства не в отдельные изделия, а в
ключевые технологии, позволяющие выпускать широкий спектр
продукции. Благодаря этому только за последние три года в закупку
новейшего оборудования инвестировано более 50 млн. долларов США.
Перспективным
и быстроразвивающимся направлением производства предприятия стал выпуск
печатных плат. Благодаря своим широким возможностям предприятие сохранило
старых партнеров из сферы оборонно-промышленного комплекса и приобрело новых, в
том числе зарубежных. В 2003 году «ЭЛАРА» приступила к выпуску совершенно
нового вида продукции – морской навигационной системы по лицензии японской
фирмы Izumi Boeki Co., Ltd.
И еще об одном беспрецедентном факте. В октябре 2003 года исполнилось два года с тех пор, как «Элара» взяла под свое крыло государственное унитарное предприятие «Канашский завод технологической оснастки». Тогда КЗТО находился в плачевном состоянии. Достаточно вспомнить, что зимой его цеха не отапливались, а задолженность в бюджет и кредиторам составляла около 11 млн.рублей.
Сегодня времена хозяйственной разрухи прошли. Участники коллегии смогли сами убедиться в этом, побывав в Канашском отделении ОАО «ЧНППП «Элара». Перемены разительны. Секрет успеха в том, что головное предприятие вкладывает в развитие своего периферийного отделения значительные собственные средства. Без сомнения, у канашцев хорошие перспективы совместной работы с таким надежным и солидным партнером, как «Элара».
(Слайд 21) Тщательный анализ
ситуации и нетрадиционные подходы позволили «выжить» легкой промышленности республики. Благодаря ряду целевых мер
со стороны Правительства удалось спасти от банкротства не только Чебоксарский
хлопчатобумажный комбинат и Новочебоксарскую фабрику
«Пике», но и всю отрасль. Не замедлила сказаться и отдача - объем инвестиций в
основной капитал на предприятиях отрасли уже в 1999 году увеличился более чем в
два раза, а величина убытка сократилась в пять раз. Отрасль перешла с
давальческой формы переработки сырья на производство продукции за счет
собственных средств, избавившись от посредников. Ежегодно наращиваются объемы
производства, причем темпами, значительно превосходящими другие отрасли
промышленности. Легкая промышленность сейчас является одной из наиболее
динамично развивающихся. В настоящее время предприятия
легкой промышленности активно работают над модернизацией производства,
обновлением ассортимента продукции, повышением ее качества.
Программная установка десятилетней государственной политики:
«Ресурсы – ограничены, человеческие возможности – безграничны» оправдала себя.
(Слайд 22) Именно высокопрофессиональный менеджмент и
инженерно-технический потенциал позволили стать ведущими акционерным обществам
«Завод электроники и механики», «АББ Автоматизация», «Чебоксарский
электроаппаратный завод», «ВНИИР», «Чебоксарский
агрегатный завод». Достижения менеджмента республиканских
предприятий признаны и на российском уровне. Согласно объявленному в
сентябре рейтингу "Ассоциации менеджеров" 5 руководителей вошли в число "1000 самых профессиональных
менеджеров России", среди них: генеральный директор ОАО "ЗЭиМ" Станислав
Ляпунов, генеральный директор ОАО "ЧНППП "Элара" Глеб
Ильенко, председатель Совета директоров ОАО "Чувашкабель"
Игорь Кортунов.
(Слайд 23) Благодаря именно
таким предприятиям и людям, их возглавляющим, растет экспортный потенциал Чувашии.
По сравнению с кризисным 1999 годом внешнеторговый оборот республики вырос в
1,5 раза. Причем республика экспортирует не сырье, которого у нас
нет, а конечную продукцию – 39 % в структуре экспорта принадлежит
машиностроительной продукции, 25 % - продукции химической промышленности, 13 %
- электротехническим изделиям и приборам. Более 70 % контрагентов – это страны
дальнего зарубежья.
(Слайд
24) Расширению рынков сбыта чувашской продукции в немалой степени
способствовало республиканское движение за качество, которое развернулось в
1999 году с выходом Указа об учреждении премий Президента Чувашской Республики
в области качества. За это время в конкурсе на соискание
президентских премий в области качества приняло участие 66 предприятий и
организаций республики, на которых уже действует система управления
качеством. 11 из них стали лауреатами президентского конкурса.
Действенность систем управления качеством республиканских лауреатов
подтверждают премии Правительства Российской Федерации: в 2002 году такой
премии удостоилось акционерное общество «Чебоксарское
научно-производственное приборостроительное предприятие «Элара».
(Слайд 25) Движение «за
качество» не только в производстве продукции, но и за повышение качества
жизни стало приоритетом промышленной политики. Если в 1998 году
акционерным обществом «Чебоксарский
приборостроительный завод «Элара» был получен первый
сертификат на соответствие системы управления качеством международным
стандартам, то сейчас такие сертификаты имеют 25 предприятий и организаций
республики. Среди них - как крупные, так и малые предприятия. 2 предприятия сертифицировали систему экологического
менеджмента на соответствие международным стандартам ИСО
14000.
(Слайд 26) Активно
развиваются связи с регионами Российской Федерации. За 10 лет количество
регионов-партнеров увеличилось на 62, стран-контрагентов – на 14. Каждое из
подписанных соглашений о сотрудничестве означает не только экономический эффект
для республики, но и увеличение потребительского рынка продукции чувашских товаропроизводителей,
партнеров по бизнесу и инвестиционной деятельности.
(Слайд 27) В 1994 году было
положено начало активной выставочной
деятельности,
организована первая выставка «Чувашия – новое время», впоследствии ставшая
традиционной. Состав участников выставки расширяется из года в год. В
экспозиции первой выставки приняли участие около 60 товаропроизводителей
республики, в 2003 году ее участниками стали 323 организации, в том числе 80 из
29 регионов Российской Федерации. И если первая выставка была только имиджевой акцией, то сегодня она приносит в экономику
республики реальные деньги и контракты: в 2003 году заключено около 400
договоров и соглашений на сумму 1,3 млрд.рублей. За
десять лет создан мощный выставочный комплекс, занимающий 5 позицию среди 81
действительного члена Международного Союза выставок и ярмарок по
предоставляемым закрытым выставочным площадям и наличию собственной
инфраструктуры.
(Слайд
28) Подводя итог сделанному за десятилетний период, отмечу, что самым
главным богатством отрасли, конечно, являются люди. Это рабочие,
инженерно-технические работники, чьими руками, интеллектуальным трудом
создавался и приумножался потенциал промышленности. С 1999 года министерство
возобновило традицию проведения ежегодных республиканских конкурсов профессионального
мастерства по таким специальностям, как токарь, фрезеровщик,
слесарь-инструментальщик, мастер, инженер и др.
II. А теперь о задачах, которые мы ставим на 2004 год. Выделю
ряд отраслевых проблем, требующих углубленного решения.
(Слайд 29)
Первостепенной является задача ускоренного обновления фондов на основе
внедрения перспективных технологий. Работа в этом направлении идет, но
неравномерно в разрезе отраслей промышленности. В процессе техперевооружения
и улучшения качества лидируют предприятия машиностроительного комплекса, в
частности электротехнические и приборостроительные. Необходимо активизировать
этот процесс и на предприятиях легкой промышленности и лесопромышленного
комплекса.
(Слайд 30) Сегодня в
центре внимания Правительства республики находится лесопромышленный комплекс, спад
производства в котором продолжается не первый год. Печально, но признаков
улучшения ситуации пока нет. Основная проблема - катастрофическое положение с
основными фондами, чей износ на отдельных предприятиях превышает 80 %. Поэтому
главная и неотложная задача - привлечение инвестиций на предприятия отрасли.
Кроме того, усугубляют ситуацию в отрасли плохое качество лесосечного фонда;
сезонность производства лесозаготовок; отсутствие на предприятиях мощностей по
углубленной переработке древесины, слабый менеджмент. В ближайших планах -
разработка комплексной республиканской программы поэтапного развития отрасли.
Рост
цен на основное сырье – хлопок – ставит «под угрозу» дальнейшее динамичное развитие
легкой промышленности республики. Только за октябрь месяц 2003 года цены
увеличились в среднем на 20 %. В этих условиях особую актуальность приобретают
вопросы углубленной переработки сырья, более широкого применения в производстве
льна и химических волокон, освоение новых технологий.
Дальнейшее наращивание экономического потенциала курируемых
отраслей будет связано с освоением
новой продукции с улучшенными потребительскими свойствами.
(Слайд
31) Важная проблема, несущая максимальную социальную ответственность - восстановление основных фондов
пассажирских транспортных предприятий. В 2004 году РГУП «Чувашавтотранс»
предстоит пройти сложный и болезненный процесс реформирования. Проведение реформы должно обеспечить
рост собственных доходов предприятий. Оптимизация маршрутной сети и расписания
движения автобусов, повышение эффективности использования подвижного состава и
сокращение расходов призваны обеспечить финансовое оздоровление пассажирских
автомобильных предприятий. Планируется внедрение системы оперативного
диспетчерского управления, основанной на использовании современных
информационных технологий. Одним из путей решения проблемы обновления
подвижного состава станет заключение долгосрочных лизинговых договоров на
поставку транспортных средств с участием заводов изготовителей.
Большое внимание будет
уделено дальнейшему совершенствованию воздушного транспорта, предусмотренному
стратегией развития акционерного
общества «Авиалинии Чувашии», в том числе восстановление и обновление парка воздушных
судов, модернизация инфраструктуры аэродрома, освоение новых авиалиний.
Принято
решение о развития территории и акватории Чебоксарского
речного порта. Определены объекты проектирования и строительства комплекса
зданий и сооружений речного причала в г. Чебоксары. Ставится задача завершить
строительного комплекса речного порта в 2005 году.
III. Стратегические
приоритеты промышленной политики
(Слайд 32) Важнейшим приоритетом государственной промышленной
политики является инновационное развитие. В 2005 году удельный вес новой
продукции должен составить пятую часть от общего объема промышленной
продукции. Планка очень высокая, но она достижима. Уже сегодня решаются задачи
по выпуску силовых модулей в акционерном обществе «Контур», нового уровня
печатных плат – на «Эларе», комплексных систем
автоматизации производственных процессов и энергосбережения – на «АББ
Автоматизация» и «Чебоксарском электроаппаратном
заводе».
Одно
из стратегических направлений - повышение конкурентоспособности продукции за
счет более эффективного хозяйствования. Необходимо снижать общие издержки
производства, себестоимость продукции, в том числе за счет сокращения материало-
энергоемкости валового внутреннего продукта.
(Слайд 33) Завоеванию лидерства на отечественном рынке способствуют процессы создания в Чувашии новых интегрированных структур.
Это концерн «Тракторные заводы» вокруг ОАО «Промтрактор», холдинг «Союзэлектроавтоматика» во главе с «Чебоксарским электроаппаратным заводом», совсем недавно созданный холдинг производителей автомобильной электроники «Автохолдинг «Элара». На очереди создание кластера по производству специализированной техники для ВПК и различных отраслей российской экономики, объединяющего три шумерлинских предприятия - завод спецавтомобилей, комбинат автофургонов и «Головное специализированное конструкторское бюро».
Создание интегрированных структур позволит предприятиям более успешно выдерживать конкуренцию с другими холдингами, предлагать потребителям комплексные поставки продукции.
(Слайд 34) С целью
расширения масштабов инновационных процессов будет активизирована работа по
созданию инновационной инфраструктуры.
Предполагается создание бизнес-инкубаторов в каждом крупном городе республики.
В ближайшей перспективе - формирование инкубатора технологий вокруг Канашского филиала Чувашского госуниверситета, который
объединит научный задел с крупным и малым бизнесом города Канаша. Свою
заинтересованность в проекте уже выразил Канашский
автоагрегатный завод.
(Слайд 35)
Переход на инновационный путь развития требует наличия достаточного количества
кадров, способных управлять инновационным процессом и осуществлять реализацию
инноваций. Сейчас в республике создано два мощных фонда по поддержке
новаторской и талантливой молодежи.
(Слайд 36) Сегодня до 60 % экспорта республики
приходится на продукцию машиностроительного комплекса. В одиночку, без
политической поддержки, предприятиям, как правило, невозможно вклиниться на
рынки других стран и выгодно продать свою продукцию. Понимая это, руководство
республики и дальше будет работать над укреплением позиций чувашских
товаропроизводителей на внешних рынках и на рынках стратегически важных
регионов России. В 2004 году ставится задача укрепить и расширить
сотрудничество и со странами СНГ – Украиной, Казахстаном, Узбекистаном,
готовятся конкретные программы действий и визиты.
(Слайд
37) Важное внимание уделяется
сотрудничеству со стратегическими партнерами. Эта инициатива правительства была поддержана
промышленниками. Уверенно расширяется номенклатура производства продукции для
железнодорожного транспорта. С начала 2005 года на ООО «Промтрактор-Промлит»
будет создано производство колес для железнодорожных вагонов с
использованием самых современных технологий. Конкуренцию им составят такие
гиганты российского машиностроения, уже производящие эту продукцию, как Выксинский и Нижнетагильские металлургические заводы.
Наращиваются
объемы производства литья для МПС России. Задача 2004 года – увеличить
производство по сравнению с 2003 годом еще в 2,5 раза.
(Слайд
38) В перспективе необходима более глубокая интеграция предприятий
республики в нефтегазовый комплекс России. В этой связи весьма перспективна
реализация предложений по развитию экономического взаимодействия между
предприятиями нефтехимического комплекса в рамках Приволжского федерального
округа. Нефтегазовый комплекс Татарии и Башкирии – это огромный рынок сбыта для
предприятий Чувашской Республики.
(Слайд 39) Огромный фронт
работ в транспортном комплексе. Его стратегическое развитие определено
законом Чувашской Республики «Об организации пассажирских перевозок
автомобильным и наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике»,
который был принят Госсоветом Чувашской Республики 23 декабря текущего года.
С принятием закона ликвидируется правовой вакуум на республиканском уровне.
Будет разрешена часть назревших организационных проблем по:
повышению
уровня и унификация требований, предъявляемых к перевозчикам всех
организационных форм и форм собственности,
вытеснению
с рынка недобросовестных предпринимателей на основе ужесточения процедур
административного контроля,
реализации
мер защиты перевозчиков, работающих по найму, от конкуренции со стороны
владельцев автотранспортных средств, не имеющих соответствующих разрешений,
совершенствованию
системы статистического наблюдения на автомобильном транспорте.
Вместе с тем, существует
острая необходимость в принятии федерального закона, позволяющего местным
органам власти регулировать работу пассажирского транспорта и сделать
легальными применяемые сегодня в республике механизмы регулирования.
Цель которых - заменить конкуренцию на маршруте на
конкуренцию за право работать на нем.
Законом предусматривается
сформировать гибкую тарифную систему, обеспечивающую зависимость оплаты проезда
от качества перевозок. В перспективе после принятия соответствующих законов на
федеральном уровне будет осуществлен переход от механизма предоставления льгот
к адресной поддержке. Планируется обеспечить равный доступ всех операторов на
рынок транспортных услуг.
Пока мы увеличиваем тарифы
на проезд, а пора бы подумать об их стабилизации.
Приоритетные направления и стратегические
ориентиры развития Чувашской Республики на долгосрочную перспективу отражены в
Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года.
IV. Горизонты стратегического видения
(Слайд 40) Целями
долгосрочной экономической политики Чувашской Республики являются: обеспечение
достойного уровня жизни населения; создание эффективной, конкурентоспособной, инновационно восприимчивой экономики, обладающей
диверсифицированной структурой производства и значительным экспортным
потенциалом.
В Стратегии
в качестве основных направлений определены:
·
промышленная и инновационная политика,
·
развитие агропромышленного комплекса,
·
развитие базовой общественной
инфраструктуры,
·
инвестиционная и кадровая политика.
(Слайд 41) Поставлена задача
к 2010 году - удвоить валовой региональный продукт, увеличить
производство промышленной продукции в 2,4 раза, обеспечить рост
инвестиций в основной капитал в 2,8 раза, реальной среднемесячной
заработной платы в 2,3 раза.
Сегодняшний уровень и темпы
экономического развития Чувашской Республики дают возможность ставить такие амбициозные задачи. Население ждет от власти и бизнеса не
только новых идей, но и реальных шагов по их претворению. Уверен,
что наши совместные усилия принесут ощутимые
позитивные перемены в экономику республики, и, в конечном счете, - в качестве
повседневной жизни наших сограждан.