ВСЕ ФОРМЫ ГОСПОДДЕРЖКИ. А ТЕПЕРЬ В ЧУВАШИИ ВВОДЯТ НОВЫЕ

В 2002 году сохранились положительные тенденции в развитии сельского хозяйства и других отраслей аграрной сферы. Общий объем валовой сельскохозяйственной продукции по всем категориям хозяйств по сравнению с предыдущим годом вырос на 0,1%, выпуск продукции пищевыми и перерабатывающими предприятиями - на 10,6 процента.
Республика находится на 37 месте по доле в национальном валовом продукте сельского хозяйства (2000 г.), в производстве же картофеля и овощей республиканская доля в валовом сборе России составляет ~ 2% и 1,4-1,6% соответственно, в производстве молока и мяса - по 1,4-1,5%. За последнее десятилетие, как и во всей стране, доля растениеводства росла, а доля животноводства - сокращалась, в 2002 году доля последней несколько возросла и составила 52,2%.
Удельный вес убыточных сельскохозяйственных организаций, достигший в 1998 году 76,6%, начиная с 1999 года стал снижаться и по итогам 2002 года составил 49% от общего количества предприятий.
В результате проводимой аграрной реформы за последние годы практически полностью завершена реорганизация колхозов и совхозов, приватизация предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и агросервиса. Начал развиваться оборот сельскохозяйственных угодий, прежде всего – аренда земли, сделка с земельными долями. Снята проблема обеспечения земельными участками граждан для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства.
Развитие личных подсобных хозяйств увеличило возможность самообеспечения населения сельскохозяйственными продуктами, способствовали сохранению социальной стабильности, компенсировали спад производства продукции животноводства, картофеля, овощей в общественном секторе.
Динамика аграрного сектора республики за последние годы более сглаженная, чем в соседних регионах и в стране в целом: спад менее глубок, но и рост после 1998 года не очень выражен. Более низкие темпы спада в аграрном секторе привели к тому, что доля республики в российском производстве картофеля, мяса, молока, яиц в последние годы увеличивается, то есть нарастает специализация республики по этим продуктам.
По итогам 2002 года Чувашская Республика занимает 4 место по урожайности зерновых и зернобобовых культур (19,0 ц/га) среди 15 субъектов Приволжского федерального округа и 24 место по Российской Федерации.
В республике в значительно большей степени, чем в среднем по стране, удалось сохранить крупное товарное картофелеводство, в сельскохозяйственных предприятиях производится около 17% картофеля (по РФ – 5-6%).
В настоящее время из 21 района республики 6 районов производят половину всего картофеля республики. По результатам 2000 года ряд картофелепроизводящих предприятий Чувашской Республики включены в рейтинг 100 самых крупных российских предприятий («Ударник», «Свобода» Моргаушского района).
В последние годы Чувашская Республика стала возрождать производство фабричной сахарной свеклы.
Валовые объемы производства овощей в республике увеличивались почти все прошедшее десятилетие. В сельскохозяйственных предприятиях республики овощеводство открытого грунта сохранено в специализированных предприятиях, но основными производителями овощей являются хозяйства населения, хотя и в меньшей пропорции, чем в среднем по России. Несколько овощеводческих предприятий республики были включены в 2000 году в рейтинг 100 крупных российских предприятий (СХПК «Атлашевский» и СХПК «Слава» Чебоксарского района).
На Чувашскую Республику приходится около 80% валового сбора хмеля в России. Однако за последнее десятилетие неуклонно сокращались площади под хмельниками и валовое производство хмеля, некоторый перелом произошел только в 1999 году. Уникальность специализации республики на хмеле в настоящее время используется недостаточно. Поэтому для сохранения хмелеводства, и повышения конкурентоспособности российской продукции 26.11.02 г. коллегией Минсельхоза РФ принята «Отраслевая целевая программа обеспечения устойчивого производства развития рынка хмеля в Российской Федерации на 2003-2005 годы и на период до 2010 года», аналогичная программа была разработана в республике и принята Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Производство животноводческой продукции в нашей республике подверглось меньшему спаду по сравнению с другими регионами страны. Республика имеет самую высокую плотность скота в России, на каждый гектар сельхозугодий приходится около 0,5 условной головы скота.
В производстве животноводческой продукции динамика снижения по мясу наблюдается до 2001 года, по молоку – до 2000 года. В 2002 году в животноводстве республики наблюдается положительная динамика отдельных показателей, как и в 2001 году. Объемы производства молока по сравнению с 2001 годом в целом по республике увеличились на 5,7% и составили 164,4 тыс. тонны. Продуктивность коров в сельскохозяйственных предприятиях возросла на 9,5% и составила 2878 кг.
Снижены отрицательные тенденции спада производства основных видов продукции пищевой и перерабатывающей промышленности. Принимались меры по техническому перевооружению, модернизации производства, расширению ассортимента, организации выпуска конкурентоспособной продукции на ряде предприятий. В результате произошло увеличение объема выпуска продукции.
В 2002 году выпуск продукции предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности увеличился более чем на 10,6%. Ими освоено более 200 млн. рублей капитальных вложений, что позволило создать новые рабочие места, улучшить культуру производства и повысить качество выпускаемой продукции.
Большие резервы в увеличении производства растениеводческой продукции в эффективном использовании мелиорированных земель. Эти земли способны и обязаны давать значительно большую прибавку в производстве сельскохозяйственной продукции, особенно в неблагоприятные по погодным условиям годы. Вот почему на всех уровнях управления АПК необходимо взять под особый контроль использование мелиорированных земель.
В последние два года повышается эффективность молочного животноводства. Производство молока стало прибыльным, достигнуты высокие показатели в этой отрасли. Сельхозпредприятия постепенно начинают восстанавливать ранее взятые рубежи.
В текущем году одним из приоритетных направлений в увеличении мясных ресурсов станет привлечение инвестиций на восстановление мощностей и реконструкцию крупных промышленных комплексов в свиноводстве и птицеводстве. Именно эти "скороспелые" отрасли могут обеспечить быстрый прирост мясных ресурсов.
Усиливаются процессы кооперации и агропромышленной интеграции, создания крупных интегрированных структур с участием банков, промышленных компаний и частных предпринимателей. Деятельность таких агропромышленных формирований многогранна. Они решают многие вопросы привлечения инвестиций, объединения интересов в цепи "производство-переработка-реализация", финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий и в целом повышения эффективности агропромышленного производства.
Серьезной проблемой в последние годы стал крайне низкий уровень применения минеральных удобрений. Между тем эффективное ведение растениеводства без них невозможно. Для решения данной проблемы необходимо использовать все возможности, в том числе на государственном уровне решать вопросы по сдерживанию экспорта туков. Сельхозпредприятиям надо уделять больше внимания на внесение органических удобрений.
Следующая проблема - это сокращение и старение машинно-тракторного парка. Темпы выбытия техники намного опережают темпы ее пополнения. Средний срок эксплуатации мобильной сельскохозяйственной техники вплотную приблизился к моменту полного износа, когда начинается процесс обвального отказа узлов и агрегатов. Одним из способов поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей является программа долгосрочных лизинговых контрактов, то есть продажа и аренда машин с оплатой их стоимости по частям.
Ввиду изношенности парка сельскохозяйственных машин важным резервом его пополнения являются ремонт и восстановление техники.
Предметом особой заботы является социальная сфера села. В сельской местности пока продолжаются негативные демографические процессы. Высокими остаются уровни явной и скрытой безработицы. Уровень доходов крестьян намного ниже, чем работников промышленности.
В сегодняшних экономических условиях продукция отечественного товаропроизводителя пока еще недостаточно конкурентоспособна по отношению к импортной. В результате Россия вплотную подошла к рубежу критической зависимости от импорта важнейших видов продукции животноводства, производство которых на необходимом уровне может и должно быть организовано в стране.
Основная деятельность Президента и Кабинета Министров Чувашской Республики была направлена на повышение сельскохозяйственного производства, качества, конкурентоспособности продукции, формирование республиканского продовольственного фонда, обновление производственного потенциала.
Анализируя трудности, с которыми столкнулось сельское хозяйство республики, в связи с работой в новых экономических условиях, дефицитом бюджетных средств, Президентом и Правительством Чувашской Республики приняты ряд важных решений, которые способствуют дальнейшему развитию агропромышленного комплекса.
В их числе Программа развития агропромышленного комплекса, утвержденная Кабинетом Министров Чувашской Республики 30 декабря 2000 года, Указы «О развитии реформ в агропромышленном комплексе» от 2 февраля 2001 года, «О закупках сельскохозяйственной техники в 2002 году» от 16 октября 2001 года, распоряжение Президента Чувашской Республики от 20 июня 2001г. № 80-рп «О закупке зерноуборочной техники», постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 6 февраля 2003 года №34 «О закупках сельскохозяйственной техники в 2003 году».
На республиканском уровне все формы государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей сохранены и в последние два года введены новые.
Всего на поддержку агропромышленного комплекса Чувашской Республики (с учетом льготных кредитных ресурсов) направлено 1040,5 млн. рублей, что на 36,8% больше 2001 года.
Обеспечение хозяйств республики сельскохозяйственной техникой является одним их приоритетов государственной поддержки. Поэтому в республиканском бюджете увеличены средства для приобретения машиностроительной продукции на условиях лизинга.
За последние два года, используя все источники финансирования, приобретены 110 единиц зерноуборочных комбайнов, 163 трактора, что позволило от 6 процентов новых зерноуборочных комбайнов (от общего количества работающих на уборке) добиться уборки 16% площади зерновых и зернобобовых культур и 16% от общего намолота зерна по республике.
С 2003 года впервые предусмотрены средства, которые будут направляться на формирование вторичного рынка техники. Нововведение в организации этой работы заключается в том, что техника, сданная на ремонт сельхозтоваропроизводителем и отремонтированная на предприятии, выкупается ОАО «Чувашагролизинг», а оно в свою очередь эту технику на условиях лизинга сдает данному хозяйству с отсрочкой платежа в течении трех лет.
Одним из важнейших направлений экономической политики республики это - привлечение частных инвестиций в сельское хозяйство.
С момента принятия вышеназванного Указа Президента Чувашской Республики «О развитии реформ в агропромышленном комплексе» в республике зарегистрировано 81 агропромышленное формирование, в том числе 25 интегрированных структур с участием перерабатывающих, обслуживающих и промышленных предприятий республики.
Создание интегрированных структур показало, что они решают многие вопросы привлечения инвестиций, объединения интересов собственника в цепи "производство-переработка-реализация-возврат денег", в целом повышения эффективности сельскохозяйственного производства.
С 1998 года в республике действует сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив «Согласие» насчитывающий более 100 пайщиков. Это направление получило дальнейшее развитие в рамках реализации пилотного проекта создания региональной системы сельской кредитной кооперации в Чувашской Республике с привлечением специалистов Германского кооперативного союза Райффайзен. Таким образом доступ к кредитным ресурсам для мелких товаропроизводителей и сельскому населению значительно расширяется.
В достижении позитивных результатов, безусловно, решающее значение принадлежит кадрам. Учитывая важность высокопрофессиональных кадров для развития агропромышленного комплекса в истекшем году в республике принята программа «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса на 2003-2005 годы», в которой предусмотрена подготовка квалифицированных управленческих кадров в соответствии с современными требованиями. С 2000 года ведется подготовка специалистов на контрактно-целевой основе на условиях тройственного договора: работодатель–ВУЗ–студент в аграрных образовательных учреждениях республики, а также в Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева. Доля студентов, обучающихся на бюджетных местах, увеличилась с 10% в 2000 году до 32% в 2002 году. Молодой специалист после завершения учебы должен отработать на предприятии по полученной специальности не менее трех лет.
Развитие сельских территорий, стабилизация и дальнейшее развитие агропромышленного комплекса невозможны без коренного изменения социальной политики на селе. Продолжается активная работа по социально-бытовому обустройству села: ведется строительство жилья, автодорог с твердым покрытием, газифицируются населенные пункты, продолжается централизованное обеспечение населения водой.
Реализуется программа реструктуризации сети сельских школ, которая позволит сделать сельское школьное образование более качественным и менее затратным. По программе «Школьный автобус», сельские школы республики получили 71 автобус для перевозки учащихся.
В республике осуществляется программа развития института семейного врача, за истекший год в сельской местности открыто 100 офисов врача общей практики, позволяющих совершенствовать оказание амбулаторно-поликлинической помощи.
В принятом Указе Президента Чувашской Республики «О дальнейшем развитии общественной инфраструктуры в Чувашской Республике», поставлена задача в ближайшие 2-3 года во всех районных центрах построить водопроводные и канализационные системы, завершить газификацию всех населенных пунктов, подвести к ним дороги с твердым покрытием, приблизить культуру, быт сельского жителя к городским условиям.
В целях дальнейшего развития инфраструктуры на селе, улучшения уровня жизни сельского населения разработана и принята целевая программа «Социальное развитие села в Чувашской Республике на период до 2010 года». В соответствии с данной программой, по поручению Президента Чувашской Республики, предусматривается уже в 2003 году выделение средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на социальное развитие села 1914,3 млн. рублей. (Для сравнения, из федерального бюджета в 2003 году на реализацию данной программы по Российской Федерации предусмотрено выделение 1314 млн. рублей).
Финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий проводится в республике путем формирования интеграционных структур, исходя из специализации и финансово-экономического состояния сельскохозяйственных предприятий, позицией и выбором производственной программы со стороны инвестора, естественным желанием которого является не только обезопасить, но и преумножить вкладываемые средства в новое интеграционное образование.
В соответствии с Федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» создана территориальная межведомственная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей. В ее состав вошли представители органов исполнительной власти республики, федерации, государственных внебюджетных фондов и субъектов естественных монополий.
В настоящее время на заседаниях межведомственной комиссии были приняты пакеты документы от 67 сельскохозяйственных организаций, по 29 из которых принято решение о включении в состав участников программы финансового оздоровления.
Региональный продовольственный рынок является одним из важных элементов общероссийского продовольственного рынка. Особенно остро проблема формирования продовольственного рынка стоит в Чувашской Республике – как в исконно аграрной. Ввиду этого, важнейшей задачей со стороны государства является обеспечение продовольственной безопасности страны. И не только через наращивание отечественного производства, но и через улучшение механизмов защиты своих сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем продовольственном рынке от импорта продукции путем установления тарифных квот.
Следует изменить ценовую ситуацию на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Наряду с мерами по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 года №756 «О проведении в 2002-2003 годах государственных закупочных интервенций для регулирования рынка зерна» необходимо в 2003 и последующие годы в полной мере задействовать механизм закупочных и товарных интервенций, обеспечивающих закупки продукции у сельхозтоваропроизводителей, стабильность цен на реализуемую ими продукцию и повышение рентабельности сельскохозяйственного производства.
Необходимо ввести коррективы в условия поставок машиностроительной техники и племенного скота, чтобы охватить лизинговыми поставками большинство сельхозпредприятий.
Требуется повсеместно ввести систему страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой, обеспечить повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на эти цели.
Действующая система льготного налогообложения сельхозтоваропроизводителей не позволяет коренным образом улучшить финансово-экономическую ситуацию в сельском хозяйстве, тяжесть налогообложения сельсхозпредприятий фактически возросла. В связи с низкой рентабельностью и убыточностью производства даже относительно умеренные налоги и другие обязательные платежи не оказывают положительного влияния на экономику сельхозпредприятий. Необходимо упорядочить систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей с сохранением сложившегося уровня налоговой нагрузки на сельскохозяйственные организации.
Предстоит активнее проводить работу по созданию интегрированных агропромышленных формирований, обеспечив на этой основе повышение эффективности сельскохозяйственного производства и развитие инвестиционной деятельности в этой отрасли.
Необходимо разработать механизм регулирования цен на услуги естественных монополий, предусматривающий льготные цены на энергоносители, потребляемые сельскохозяйственными товаропроизводителями.

М. В. Игнатьев,
Первый зам. Председателя Кабинета
Министров Чувашской Республики –
министр сельского хозяйства
Чувашской Республики


«Экономическая газета», июнь 2003 г., № 23