Такие разные «окна»
Татарстан. Казань. УМНС
Контролирует работу «одного окна» в Татарстане Ольга Агафетова, начальник отдела регистрации и учета налогоплательщиков налогового управления республики. Первая моя встреча была с ней. – Ольга, вы уже полгода регистрируете фирмы по упрощенной системе. Успешно? – Я считаю, что да. Люди не бегают сломя голову по отделениям фондов, не выбивают коды статистики. Сейчас в неделю через нас проходит примерно 70 фирм. – Пока охвачена только Казань? – В Набережных Челнах уже готов необходимый проект постановления. Пока он не подписан, но деньги выделены и система работает. Там все просто, потому что всего одна налоговая. А вообще, остается несколько проблем: у Госкомстата не в каждом районе есть свой отдел. Проблема с межрайонными инспекциями. Они охватывают несколько районов, и на одну такую инспекцию приходится по 2–3 отделения фондов и статистики. Это запутывает и усложняет работу. И проблема кадров: в «окно» пришлось «выдернуть» по человеку из каждой инспекции и одного из УМНС. – А как на практике происходит регистрация в «одно окно»? – Сейчас мы поедем в центр, и вы все увидите. По дороге Ольга рассказала, что идею упрощенной регистрации фирм придумала Республиканская межведомственная комиссия по экономическим и социальным реформам. Воплотилась в жизнь она благодаря указу президента республики. Теперь часто звонят из других регионов: интересуются, даже приезжали за опытом. Хотя, посетовала моя собеседница, знаний по регистрации все-таки не хватает, много нюансов, которые учесть очень сложно: упрощенка, филиалы, представительства. Татарстан. Казань. «Одно окно»
В большом, красивом здании налоговики арендуют три комнаты. Две под регистрацию: в них сидят налоговые инспекторы – каждый курирует свой район. Третья предназначена для желающих открыть фирму: на стендах висят образцы заполненных документов, в углу компьютер, на котором можно «набить» заявление на регистрацию и посмотреть реестр фирм Казани. Все документы нужно заполнять самому. Аренду, техническое оборудование рабочих мест, каналы связи оплачивает республиканский бюджет. За всем этим следит главный налоговый инспектор отдела по учету и регистрации налогоплательщиков республиканского УМНС Айрат Хакимов. – Айрат, регистрация расписана по часам? – Да, и укладывается в положенные 14 часов. Человек приносит нам заполненные формы всех заявлений, четыре экземпляра устава или нотариально заверенные копии и квиточки об оплате: госпошлины – две тысячи рублей, и присвоения кодов статистики – 204 рубля 11 копеек. Мы регистрируем фирму и сразу же вносим ее в реестр. Потом направляем выписки из реестра по электронной почте в отделения фондов. В Госкомстат выписку и копию устава отвозит курьер. Пенсионный фонд сразу ставит фирму на учет. Примерно в это же время комитет по статистике, получив документы от курьера, присваивает коды, которые тут же отправляет по «электронке» в фонды. Затем фирму на учет ставит соцстрах и рассчитывает ее страховые взносы. Оригиналы документов о постановке на учет, присвоение кодов и размерах страховых взносов ведомства присылают нам. И мы выдаем фирме полный пакет документов о регистрации. Кстати, в срок за документами приходит только половина фирм. Остальные и через неделю могут прийти, и позже. – Неужели система не дает сбоев? Задействовано довольно много участников. – Иногда случаются небольшие задержки с Госкомстатом из-за их техоснащенности. Есть еще шероховатости. К примеру, на свидетельствах о регистрации и постановке на налоговый учет мы ставим не гербовую печать, а круглую печать с надписью «Для свидетельств». Ведь каждому инспектору не дашь гербовую. А в законе сказано, что «должна стоять отметка налогового органа». Пока никаких претензий не было. В этот момент раздался телефонный звонок. – Из Краснодарского края просят поделиться опытом, – улыбнулся главный налоговый инспектор, прикрывая рукой трубку. Оставив Айрата делиться опытом, я решила поговорить с налоговым инспектором Натальей. – Обычный рабочий день. Свободного времени нет, но на работе его и не должно быть. То реестр пополняем, то ИНН присваиваем, то с фондами «переписываемся». Интересно – работа с людьми. Пока я разговаривала с инспектором, пришла девушка подавать документы на регистрацию. Я попросила и ее поделиться впечатлениями. – Я работаю в юридической компании, которая оказывает услуги по регистрации. Регистрировать фирмы мне приходилось и раньше. Сейчас намного легче. Не надо никуда бегать, никого упрашивать. Все просто и быстро, – поделилась Екатерина Соловьева. После того как Екатерина ушла, фирме, документы на регистрацию которой она подала, присвоили номер и занесли в реестр. Дальше – выписка, каналы связи, фонды. И вот мы вместе с курьером едем в Госкомстат передавать документы. Уже завтра фирма будет открыта. А я могу отправляться дальше. Впереди у меня Чувашия. Там «одно окно» есть в каждом городе и районе. И решаются вопросы не только с кодами, постановкой на учет в налоговой и фондах, но и... Но все по порядку. Чувашия. Чебоксары. Минюст
Прямо с автовокзала я поехала в Министерство юстиции. Да-да, я не оговорилась. В Чувашии регистрацией фирм в «одно окно» занимается республиканский Минюст. И курирует этот вопрос министр юстиции Чувашской Республики Валерий Петров. Правда, регистрируют в упрощенном порядке только малые предприятия, которые будут заниматься производством или оказывать услуги. – Валерий Павлович, как получилось, что регистрацией в «одно окно» занимается ваше ведомство? – В начале марта президент Чувашии Николай Федоров издал Указ об ускоренном развитии малого предпринимательства в республике. Он предусматривает упрощенную регистрацию малых фирм. Ответственным за «одно окно» назначили наше министерство. Мы объявили конкурс на должности представителей в городах и районах. Всех проверили через МВД и другие структуры. Представители не только проходят вместе с заявителем всю цепочку регистрации, но и помогают составить устав, собрать и заполнить все документы, консультируют. Далее заключили соглашения с местными администрациями, ведомствами, банками, нотариусами и c малым предприятием по изготовлению печатей. Новую фирму в течение пяти рабочих дней мы ставим на налоговый учет, учет в фондах, подбираем коды статистики, которые потом присваивает Госкомстат, нотариально заверяем все документы и подписи, изготавливаем печать и открываем расчетный счет. – Во сколько обходится такая регистрация? – Бизнесмен платит только госпошлину – две тысячи рублей. Остальные затраты – за счет республиканского бюджета. Одна новоиспеченная фирма обходится в среднем в три тысячи рублей. За месяц зарегистрировали 35 новых юрлиц. Сейчас решаем вопрос об электронно-цифровой подписи для дальнейшего сокращения сроков регистрации. Но наша главная задача не количество зарегистрированных фирм, а количество созданных на них рабочих мест. Их уже 714. И даже потом мы не откажем фирме в помощи. Это нужно для развития производства в регионе. В ответ мы будем получать налоги в республиканский бюджет. По-моему, это справедливо. – Я знаю, что ваша процедура регистрации в «одно окно» еще предусматривает бесплатную выдачу лицензий. – Не все сразу. Мы работаем только месяц. К концу года планируем разрешить и этот вопрос. Проблема в том, что большинство лицензий выдается на федеральном уровне в Москве. – А если придут регистрировать фирму, не относящуюся к малому бизнесу, откажете? – С оформлением документов и советом поможем, а в остальном – обычный порядок регистрации: самостоятельно в налоговую, фонды, Госкомстат... – Валерий Павлович, можно увидеть регистрацию фирм «вживую»? – Конечно. Чувашия. Чебоксары. «Одно окно»
На этот раз я действительно увидела одно окно. Застекленное помещение, и в нем окошко для передачи документов. Представитель ведет два журнала. Журнал «Регистрации приема граждан по вопросам организации малого предпринимательства» (в нем записываются имя и фамилия человека, его обращение и суть оказываемой помощи). И журнал «Учета регистрации субъектов малого предпринимательства по принципу “одного окна” (в нем фиксируется ход регистрации: когда, куда, какие документы были отнесены или получены, сколько заплатили). Нотариус обходится бюджету обычно в 600 рублей, коды статистики в 140, печать с доставкой в 120, а открытие счета – от 100 до 1800 рублей в зависимости от банка. В скором времени будет проложена и локальная сеть между представителями и ведомствами. Ну а пока все делается «пешком». Предприниматель приносит документы в «одно окно». Представитель проверяет их составление. А дальше... ...нотариус Он заверяет подпись предпринимателя на заявлении о регистрации. Так как на постановку фирмы на налоговый учет, занесение в реестр и присвоение кодов статистики выделено два дня, поучаствовать в процессе мне не удалось. Зато остальные этапы регистрации я вместе с представителями прошла до конца. ...ФСС Мы повезли документы на вновь создаваемую фирму и забрали уже готовое страховое свидетельство. Пока с ФСС есть маленькая проблема. Он требует нотариально заверенные документы. Хотя может заверять копии и сам. На нотариуса же уходит дополнительно 200 рублей. Этот нюанс пытаются согласовать. Поговорить об этом я решила с заместителем управляющего региональным отделением ФСС по Чувашии Тамарой Алексеевой. – Раньше предприниматели приходили или не со всеми документами, или с неправильно оформленными. Уходило много времени. Теперь никаких вопросов не возникает: удобно и нам, и нашим клиентам. – А как быть с нотариальным заверением? – Заверять может и фонд. Но это индивидуально, потому что документов много и не успеваем чисто физически. Но мы готовы к сотрудничеству. Забрав документы, мы двинулись дальше. ...Пенсионный фонд В фонде мы получили извещение о постановке на учет и справку для банка, которые распечатали тут же при нас. Пенсионный фонд первый предложил обслуживать Минюст вне очереди. – Выдачу документов не задерживаем даже на десять минут. У нас четко налаженная система. Тем более сейчас работать стало проще и быстрее. Раньше же приходилось за просрочку штрафовать предпринимателей. А это не очень приятно, – поделилась со мной главный специалист Управления Пенсионного фонда по г. Чебоксары Людмила Дойникова. ...банк Это заключительный этап. Минюст пока работает с тремя банками: Сбербанк, Россельхозбанк и Чувашкредитпромбанк. Последний – единственный, который сотрудничает бесплатно. В нем на этот раз и открывали счет. Представители и тут проходят без очереди. Документы отдали главному юрисконсульту Чувашкредитпромбанка Василию Ларионову. Он посмотрел: все в порядке – и написал распоряжение в бухгалтерию на открытие счета. – Сейчас стало меньше возни. Приятнее работать, – не без удовольствия сообщил главный юрисконсульт. – А то раньше была какая-то челночная система: человек придет, а ты его отсылаешь. Просто сами клиенты многого недопонимают: как заполнять, когда приносить. А вот этим документам я доверяю больше. – Вы единственный банк, который работает бесплатно. Почему? – Это и содействие, и реклама. Попрощавшись, забрав документы и распоряжение, мы спустились в бухгалтерию. Заместитель главного бухгалтера Татьяна Никитина сравнила копии и стала заносить данные в компьютер. Буквально через две минуты у фирмы был открыт расчетный счет. – «Окно» ускорило открытие счета клиенту. Хоть это немного усложнило нашу работу, пока справляемся, – рассказала Татьяна. – Нам ведь так тоже удобнее. Это лучше, чем когда придет менее грамотный человек от фирмы. Не позднее следующего дня после открытия банковского счета банк уведомит фонды и налоговую. Фирма будет открыта. Осталось только отдать ей все документы и печать. Чувашия. Чебоксары. «Одно окно»
Целый день в разъездах – это не шутка, и мы решили попить чаю. Но уже через 15 минут я общалась с Вадимом Шемаровым, который приехал за документами о регистрации фирмы ООО «Волжский ветер». – По телевизору увидел репортаж про «окно». Сначала это показалось фантастичным. Что греха таить, ведь бизнес и власть не всегда дружат. Я как раз собирался регистрировать фирму. Мне программа показалась интересной. Хотя сначала подумал, что корреспондент оговорился про бесплатную регистрацию. Но решил попробовать. – Вас привлекла бесплатная регистрация? – Это немаловажный момент. Но хождение по коридорам и трата времени – еще более существенные вопросы. И потом, чиновнику с чиновником всегда легче договориться. – Вы сначала не поверили, но решили все-таки рискнуть? – Честно говоря, были сомнения. Поэтому параллельно работал с юридической фирмой. Но на полпути отказался от ее услуг. Со специалистами из Минюста получается и быстрее, и грамотнее, и внимания больше. – МНС обещает по всей России взять на себя регистрацию фирм в «одно окно». – Юристы в налоговых знают только вопросы налогообложения и штрафов, в остальном они менее компетентны. С ними будет сложнее. Приехав в Москву, я сразу попала «с корабля на бал». В столице 19 июня проходила презентация Единого центра государственной регистрации юридических лиц. Теперь здесь будут получать свидетельства о регистрации и постановке на налоговый учет все московские фирмы. Мэр Москвы Юрий Лужков назвал центр «одним окном». Однако предложил его немного расширить: создать отделение банка, чтобы фирмы могли тут же оплатить регистрацию, поставить киоск со специальной литературой и сделать удобный паркинг. А министр по налогам и сборам Геннадий Букаев заявил, что в России это «первый центр такого масштаба». Если сравнивать размеры, то,наверное. А в остальном – г-н министр, видимо, редко общается с регионами.
|