Промыслы

Материал собрала Сергеева Светлана Леонидовна

Кузнечное дело

В 1837 г. в Казанской губернии было всего 108 кузнецов из чувашей. Позднее количество чувашей , занимающихся кузнечным делом , резко увеличилось. Кузницы открывались во многих деревнях. В начале ХХ в. они были во всех волостях с чувашским населением.,на волость приходилось от 1 до 15 кузниц. Они работали приемами и инструментами русских мастеров .
Помещалась кузница обычно в небольшой срубленной постройке. В кузнице стоял горн с наковальней и был набор кузнечных и слесарных инструментов :молот, наковальня, зубило, обжимка, клещи, шаблоны, кузнечный мех и пр.
Кузнецы изготавливали разнообразную продукцию :домашнюю утварь (ухваты, заслонки, кочерги, сковородники, вьюшки, ковши, ведра) , различные инструменты (топоры, ножи, молотки, клещи, ножницы, долота), металлические части сельскохозяйственных орудий (сошники, лемехи, палицы, зубья для борон, мотыги, лопаты, серпы, косы, вилы). Они подковывали лошадей, готовили металлические части тарантасов.
Кузницы были в д. Атлашево, в д. Хыркасы, в д. Пустынкасы, в д.Липово и д. Толиково.

Кулеткачество

Кулеткачество- домашний промысел чувашей, тканье кулей, рогожи, циновок. Будучи первоначально надомным промыслом к концу 19 века кулеткачество приобрело мануфактурный характер:предприниматели заказывали с предоплатой, снабжали сырьём. В начале 19 века в северных уездах Чувашии действовало 100 кулеткацких мастерских с 1293 рабочими; имелись артели ткачей, а численность станов достигло 2900.В Чебоксарском районе рогожно кулеткацким промыслом занималось более 1000 семей.

Кулеткачество в Чебоксарском районе:

Это было тяжёлое и вредное занятие. На производство курёс - мочала использовалась липа, для чего рубили деревья диаметром 20-25 см. толще. На срубленном дереве топором делали надрезы-кольца, кору разрезали кочедыками или заострённой палкой (ш.п.л) сдирали. Заготовленный луб мочили в пруду или озере, выдерживая в тёплой летней воде 1,5-2 месяца. Затем луб вынимали, распрямляли, давали стечь воде, сдирали мочало и развешивали на заборах. Высушенное мочало связывали в пучки. Крестьяне работали по 15-18 часов в сутки в течении всего года, выделывая до сотни кулей в неделю. Изготовление кулей и рогож производилась на кулеткацком стане. В работе принимали участие дети, вдыхая густую пыль, получающуюся при обработке мочала. При стане работали 3 человека: мастер ткал , подмастерье подавал иглу с продетой лентой, подсобник раздирал мочало на ленты. Мочало местной заготовки шло на тканье кулей и рогож и для домашнего применения, для витья веревок. Кули выделывались хлебные, рыбные и табачные.

Чёпта =апакансен юрри

Пур=ён пи==и курёс.

Пилк пи==инчен кая мар!

Шар! =урар та шар! ч.рер:

Ыв=ё лента хат. рлер?

Ыйхё =инчен шутласан:

Ку= хупёнать:ку= курмасть?

Ыйхё =инчен шутлас мар:

Курёс ч.рме манас мар?

Лозоплетение

В Чебоксарском районе лозоплетением занимались в:

В селениях, расположенных близ пройм, заросших ивняком, крестьяне занимались изготовлением плетеных изделий. Мастера по плетению транспортных плетенок - курманов и кузовов тарантасов- работали по заказам промышленников, как правило, казанских, на предприятиях которых из привозных частей собирались тарантасы. Тарантасные кузова плели в Акулевской, Алымкасинской, Посадско-Сотниковской , Тогашевской волостях Чебоксарского уезда. В 1920-х г.г. плетением корзин более чем по 20 человек на волость занимались в Акулевской, Алымкасинской (в ней 250 человек ), Покровской , Посадско - Сотниковской волостях Чебоксарского уезда.

Корзины и курманы плели в основном из ивовых прутьев. Заготавливали их по берегам рек осенью и ранней зимой. Прутья очищали и сортировали женщины и подростки. На курманы шли цельные прутья, для корзин прутья расщепляли пополам. Из инструментов для работы требовался только отточенный нож, из приспособлений - две доски: одна с просверленными насквозь отверстиями, другая с просверленными до половины толщины гнёздышками. Доска с гнёздышками была нижней, её клали на вращающийся столик, другую устанавливали на такой высоте, какой должна была быть корзина. При наложении досок отверстия совпадали с гнездышками. Прутья продевались в отверстия и упирались в гнезда нижней доски. Так укреплялся каркас стенки. Затем вплетали продольные прутья, продевая их между каркасными, переплетая в нужных случаях меж собой. Продетый прут протягивался, стягивая остальные, а чтоб мастеру не ходить при этом вокруг изделия, крутили столик. Затем делали дно, оплетая каркасные прутья с продольными. В заключение заготовку снимали, перевернув, доплетали верхнюю каёмку и, если необходимо приделывали ручки.

Из черёмуховых и вязовых прутьев в Алымкасинской волости Чебоксарского уезда плели мебель - диваны, кресла, стулья, табуретки и прочее. Изделия в основном шли за пределы Чувашии - в Казань и в Нижний Новгород.

Кожевенное дело

Этим промыслом занимались в д. Чиршкасы, д. Сирмапоси, д. Клычево, д.Ельниково и в Кугесях Чебоксарского района. Из кожи приготовляли сапоги, ботинки, кожаные шаровары, портянки, кожаные мешки для вывоза муки на базар, пологи для кибитки, конскую упряжь, предметы охотничьего снаряжения.

Немногочисленные кожевенники своей выучкой были обычно обязаны работе на кожевенных заводах во время отхожих промыслов. Вернувшись домой они работали теми же методами, что и на заводах, применяя ту же технологию, лишь в слегка упрощенном виде.

 

Сундук

Бондарное дело

В Чебоксарском районе было распространено бондарное дело и выделка бочкотарной клёпки. В некоторых местах процесс изготовления бондарных изделий был разделен. Обычно же мастера покупали материал, распиливали и тесали доски, собирали бочки, кадушки. В течении дня 4 человека могли расколоть и выделать до 100 досок в 2-3 вершка шириной и 5 четвертей длиной, т.е. размером 10 х 90 см. На кадушки и бочки меньших емкостей шли доски шириной в 1,5 - 2 вершка, длиной в 2-3 четверти.

Основными инструментами были:

пилы- катка пёчки: пичке пёчки:струги - сава :пичке сави: скобели - ик. авёрлё сава: хёрах авёрлё сава: заутроник - =ёрта авёрлё сава: удор: натяг - турткёч: топор с короткой ручкой - к.ске авёрлё пуртё:катка пурти: нож - =авра =.=.?

При сборке бочек клёпки устанавливали в прорези деревянного круга и стягивали обручами из черёмуховых, вязовых, реже дубовых ветвей: ветвь расщепляли пополам, половинкой обматывали бочку и утонченные концы просовывали между обручами и стенкой, стягивая и скрепляя обруч.

Даже при тщательной подгонке клепок возможно просачивание жидкости. Во избежание этого между дощечками закладывали камышовые листья: рассохшаяся бочка пропускает жидкость, но заложенный между клепок камыш быстро набухает и закупоривает щели ,через некоторое время и клепка увлажняется , в результате стенка бочки уплотняется и делается непроницаемой.

Бочки делались разной вместимости - от маленьких (ёмкость до 5 л.) до сорокаведерных. В основном же клепки тесались пятичетвертные (90 см. высота), шестичетвертные и двухаршинные.

Много бондарей было в Воскресенской, Чебоксарской(по 17 чел.), Тогашевской (24 чел. ), Посадско - Сотниковской (211 чел. ) волостях Чебоксарского уезда.

Бочкотарная клепка отправлялась на внутренний рынок, в часности в Астрахань. Выделкой " астраханской" клепки занимались в Чебоксарском и Козьмодемьянском уездах. Дубовые дощечки обстругивали обычным рубанком и скобелем. Эти же мастера делали и дощечки для донцев. Необходимый на бочку комплект связывали в отдельный пучок и в таком виде транспортировался в низовья Волги.

Деревня Алымкасы, д. Синьял-Чурачики, д. Пустынкасы-населенные пункты,в которых занимались бондарным делом.

Валяние валенок

Валянием валенок занимались в: д. Чиршкасы д. Клычево д. Миснеры д. Б.-Чигири д. Толиково Валялщики работали обычно в бане у заказчика , их инвентарь был весьма несложен работали они преимущественно руками, валяя смоченную чорячей водой шерсть ,разостланную на скамье .Только при изготовлении валенок применялись особые колодки ,вырезанные из дерева. Мастера :Ильин Игнатий Ильич, Васильева Людмила Васильевна, Платонова Надежда Николаевна и др.

 

Вышивка

В чувашской семье девочку уже с 5-6 лет учили рукоделию. К 12-14 годам многие из них осваивали секреты мастерства , технику вышивания. Свои наряды для праздников и хороводов девушки вышивали скромно, все умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. Вышитые девушкой наряды служили ей почти всю жизнь. В начале ХХ века во многих местах Чувашии в системе промкорпорации создавались артели, изготавливающие вышитые изделия современного обихода, используя в значительной мере приемы старой чувашской техники вышивания. Расшиваются мужские рубашки, женские кофточки и платья, скатерти, дорожки и ряд других вещей домашнего уюта. Так в Чебоксарском районе чувашской вышивкой занимались в селе Альгешево, селе Икково. А в д. Тоскинеево была артель по вышаванию украинских узоров. Вышивальщицами в артель д. Тоскинеево были Алексеева Любовь Алексеевна , Платонова Вера Платоновна , Григорьева Анастасия Григорьевна , Платонова Надежда Николаевна , Кондратьева Анна Кондратьевна, Захарова Олимпиада Захаровна и другие.

7 документ

ссылка на 8
ссылка на общий
возврат к вызвавшему