5 лет назад коллектив школы, уже работая над проблемой уровневой дифференциации в обучении и воспитании, пришел к выводу, что должна быть определенная система в развитии одаренных детей.
Детская одаренность – сложное, многоаспектное явление. Она понимается нами как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». («Рабочая концепция одаренности», М., 1998 г.).
Мы исходим из того, что потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим, а актуальную одаренность проявляет незначительная часть детей. Задачей школы, следовательно, является, во-первых, выявление одаренных детей, причем эта работа происходит в процессе всех видов деятельности в школе и вне школы; во-вторых, развитие и обучение их. Как это осуществляется в нашей школе, какие формы работы используются?
Диагностика уровня учебной одаренности детей происходит в детском дошкольном учреждении. Совместная работу с ДОУ позволяет определить круг детей, на которых следует обратить особое внимание в школе. Однако это малая часть тех, кто приходит обучаться в I класс. Основная масса детей не посещала ДОУ, таким образом, возникает необходимость первичной диагностики при приеме в I класс. Комиссия в составе самых опытных учителей начальной школы, психологов, родителей, медицинских работников определяет уровень развития ребенка, степень его обученности и обучаемость. В зависимости от этого происходит определение детей в классы разного уровня.
Классы высокого уровня развития работают по системе развивающего обучения Л.В.Занкова и по программе «Школа 2100». Вопрос о переводе в классы другого уровня развития решается оперативно комиссией с согласия родителей по рекомендации учителя начальных классов. Как правило, таких случаев бывает в год 2-4. Дифференцированное обучение, осуществляемое по разным программам, - необходимость; только в таких условиях можно не потерять, а максимально развить одаренных детей.
Особенно важно в начальной школе продолжить работу с УДО по развитию творческой одаренности учащихся. И здесь мы используем систему дополнительного образования. Это позволяет нам удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и бразовательные потребности одаренных детей и позволяет обеспечить выявление, поддержку, развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности. Какие формы обучения нами используются?
Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы строится на основе принципов индивидуализации и уровневой дифференциации учебно-воспитательного процесса. Это осуществляется путем реализации разных вариантов учебного плана и обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам (использование факультативов).
Другая форма работы – организация системы занятий по свободному выбору, факультативы. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей.
Сложившаяся система методической работы позволяет успешно осуществлять Программу развития школы. В рамках данной Программы был составлен Перспективный план «Одаренные дети». Мероприятия, намеченные к осуществлению в этом году , выполнены. В школе определены учащиеся, имеющие дарования в разных направлениях: изучение наук, исследовательская работа, творчество (ИЗО, музыка, танцы, физкультура, литература, художественные промыслы). Выявляются дети, обладающие скрытыми способностями. Большое внимание уделяется подбору и расстановке кадров, совершенствованию дифференцированного обучения в условиях вариативности обучения, повышению эффективности использования факультативов, кружковых часов.