МОУ "Анат-Кинярская СОШ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического и спортивного профилей"

Система работы с одаренными детьми

5 лет назад коллектив школы, уже работая над проблемой уровневой дифференциации в обучении и воспитании, пришел к выводу, что должна быть определенная система в развитии одаренных детей.

    Детская одаренность – сложное,  многоаспектное  явление.  Она  понимается  нами как «системное, развивающееся  в течение жизни  качество  психики, которое  определяет возможность достижения человеком  более высоких  (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».   («Рабочая концепция одаренности», М., 1998 г.).

   Мы исходим из того, что потенциальная одаренность по отношению  к  разным  видам деятельности присуща многим, а актуальную одаренность проявляет  незначительная часть детей.  Задачей  школы, следовательно,  является, во-первых, выявление  одаренных детей, причем эта работа происходит в процессе всех видов деятельности  в  школе  и  вне школы; во-вторых, развитие и обучение их. Как это осуществляется в нашей школе, какие формы работы используются?

    Диагностика уровня учебной одаренности детей происходит в детском дошкольном учреждении. Совместная работу с ДОУ позволяет определить круг  детей, на  которых следует обратить особое внимание в школе. Однако это малая часть тех, кто приходит обучаться в I класс. Основная  масса  детей  не  посещала ДОУ, таким  образом, возникает необходимость первичной диагностики при приеме в I класс.  Комиссия  в  составе  самых опытных  учителей  начальной  школы, психологов, родителей,  медицинских  работников определяет уровень развития ребенка, степень его обученности  и обучаемость.  В  зависимости от этого происходит определение детей в классы разного уровня.

    Классы высокого уровня развития  работают  по  системе  развивающего  обучения Л.В.Занкова и по программе «Школа 2100». Вопрос о переводе  в  классы другого  уровня развития  решается оперативно комиссией с согласия родителей по рекомендации учителя начальных  классов. Как  правило, таких  случаев  бывает  в год 2-4. Дифференцированное обучение, осуществляемое по разным программам, - необходимость; только  в таких условиях можно не потерять, а максимально развить одаренных детей.

    Особенно важно в начальной школе продолжить работу с УДО  по  развитию творческой одаренности учащихся. И здесь мы используем систему дополнительного  образования. Это позволяет нам удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные  и  бразовательные  потребности  одаренных детей и позволяет обеспечить выявление, поддержку, развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности. Какие формы обучения нами используются?

    Обучение одаренных детей в условиях  общеобразовательной школы  строится  на основе принципов индивидуализации и уровневой дифференциации  учебно-воспитательного  процесса.  Это  осуществляется  путем   реализации   разных вариантов   учебного плана и обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам (использование факультативов).

    Другая форма работы – организация системы занятий  по  свободному выбору,  факультативы.  Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход,  применяя  разные  методы  работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

      Сложившаяся система методической работы позволяет успешно осуществлять Программу развития школы. В рамках данной Программы был составлен Перспективный план «Одаренные дети». Мероприятия, намеченные к осуществлению в этом году , выполнены. В школе определены учащиеся, имеющие дарования в разных направлениях: изучение наук, исследовательская работа, творчество (ИЗО, музыка, танцы, физкультура, литература, художественные промыслы). Выявляются дети, обладающие скрытыми способностями. Большое внимание уделяется подбору и расстановке кадров, совершенствованию дифференцированного обучения в условиях вариативности обучения, повышению эффективности использования факультативов, кружковых часов.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".