на главную

   

Рекомендации по  субсидиям  на   оплату   жилого

помещения и коммунальных услуг

 

Вопрос 1.  Можно ли назначить субсидию в случае, если при обращении не представлен документ, подтверждающий доходы заявителя или(и) членов его семьи?

Ответ.  Согласно Правилам предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761, (далее - Правила) для получения субсидии заявитель представляет, кроме прочих документов, документы, подтверждающие свои доходы и доходы членов семьи.

Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии. 

Учитывая вышеизложенное, в указанном примере в рассмотрении вопроса о назначении субсидии следует отказать по причине отсутствия полного пакета документов. Однако, так как Правилами категорично не прописан отказ в предоставлении субсидий в указанных случаях, с целью социальной поддержки действительно нуждающихся семей, министерство рекомендует создать при отделах (управлении) комиссии по разрешению спорных вопросов при назначении субсидии, в состав которых необходимо также включить представителей органов местного самоуправления (по согласованию).    

Вопрос 2. Можно ли рассмотреть вопрос о назначении субсидии семье, если:

пример 1. Член семьи является директором фирмы и при обращении за назначением субсидии представляет справку, согласно которой доходы у него отсутствуют;

пример 2. Член семьи является индивидуальным предпринимателем и при обращении за назначением субсидии представляет декларацию с нулевыми доходами;

пример 3. Трудоспособный член семьи обучается в учебном заведении по заочной форме обучения на контрактной основе, нигде не работает и не имеет статуса безработного.

Ответ. Согласно Правилам для получения субсидии заявитель представляет, кроме прочих документов, документы, подтверждающие свои доходы и доходы членов семьи. Индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемых ими доходов представляют документы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации для избранной ими системы налогообложения, что удостоверяется документом налогового органа.

Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии. 

 Учитывая вышеизложенное, министерство считает, что при обращении за назначением субсидии семьи, приведенной в примере 1, отказать в рассмотрении вопроса о назначении субсидии по причине отсутствия доходов у одного из членов семьи  уполномоченный орган не имеет права, так как данной семьёй представлены документы, подтверждающие доходы членов семьи и заявителя. Однако, считаем целесообразным в данном случае в соответствии с п. 11 Правил проверить подлинность представленных заявителем документов.

Аналогичная ситуация и в приведенном примере 2. В данном случае при приёме документов следует также руководствоваться п.49 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых Приказом Минрегиона России и Минздравсоцразвития России от 26 мая 2006 г. № 58/403 (далее – Методические рекомендации).   

В случае обращения за назначением субсидии семьи, указанной в примере 3, в рассмотрении вопроса о назначении субсидии следует отказать по причине отсутствия полного пакета документов, либо рассмотреть вопрос о предоставлении субсидии данной семье на комиссии.  

Вопрос 3. Может ли гражданин, являющийся единственным собственником жилого помещения, оформить субсидию без представления комплекта документов на остальных членов семьи, которые зарегистрированы по месту постоянного жительства  в данном жилом помещении, но временно проживают по другому адресу (сняты с оплаты коммунальных услуг)?

Ответ. В соответствии с п. 4 Правил субсидии предоставляются собственникам с учётом постоянно проживающих с ними членов их семей.

Согласно ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.   

Учитывая, что в указанном Вами случае граждане временно не проживают с собственником жилого помещения, что подтверждается платежами за потребление коммунальных услуг, министерство считает, что оформить субсидию можно без учёта граждан, зарегистрированных по месту пребывания по другому адресу.

Вопрос 4. Владельцами жилого помещения являются, например, пять собственников (по 1/5 доле жилого помещения), но зарегистрировано по месту постоянного жительства (далее - прописаны) только три собственника, а остальные два собственника прописаны по другому адресу. Какой размер платы за отопление, содержание и ремонт жилого помещения в данном случае учитывать при расчёте субсидии (рассчитывать оплату на 3/5 доли или учитывать сумму, рассчитанную на всю площадь квартиры)?

Ответ. Согласно ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В соответствии со ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Как следует из приведенной нормы, законодатель прямо возлагает на собственника - участника долевой собственности обязанность нести расходы по содержанию общего имущества и исполнение такой обязанности не ставит в зависимость от осуществления собственником права пользования таким имуществом. Таким образом, участие каждого из сособственников в расходах по общему имуществу в соответствии с его долей является обязательным.

Учитывая вышеизложенное, министерство считает, что рассчитанный размер субсидии следует сравнивать с фактическими расходами, приходящимися на собственников жилого помещения, прописанных по рассматриваемому жилому помещению. Расходы, приходящиеся на собственников, не прописанных в данном жилом помещении, исключаются из фактических расходов. Однако, в данном случае собственники, не прописанные по данному адресу, могут сдать в наём свою долю жилого помещения гражданам, прописанным по данному адресу (договор найма не может быть заключён между супругами, родителями и несовершеннолетними детьми, опекуном, попечителем, а также их супругами и близкими родственниками и опекаемыми). В этом случае граждане, прописанные по данному адресу, являются нанимателями жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде.

 Вопрос 5. Как рассчитать доход, если согласно справке о доходах из шести месяцев расчетного периода доход указан за пять месяцев, а за один месяц доход отсутствует, т.к. гражданин находился в очередном отпуске и начисления за этот месяц указаны с начислениями в предыдущем месяце?

Ответ. В соответствии с п. 37 Правил среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путём деления суммы его доходов, полученных в течение расчётного периода, на количество месяцев этого расчётного периода, в течение которых он имел данные доходы.

Согласно ст. 114 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодные отпуска предоставляются с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Учитывая вышеизложенное, при исчислении среднемесячного дохода в указанном Вами случае сумму полученного гражданином дохода следует разделить на шесть месяцев.   

Вопрос 6. Можно ли учитывать самостоятельно задекларированные заявителем или членом его семьи сведения об алиментах?

Ответ. В соответствии с Перечнем видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитываются, кроме прочих доходов, алименты, получаемые членами семьи. 

Согласно пункту 36 Правил если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать  в заявлении. Так как алименты не относятся к доходам, полученным от трудовой и индивидуальной деятельности, министерство считает, что данные доходы можно учесть на основании объяснительной получателя алиментов.

Вопрос 7. Можно ли назначить субсидию на отдельные виды платежей за коммунальные услуги?

Ответ. Учитывая, что в соответствии с пунктом 8 д) Правил для получения субсидии заявитель представляет, кроме прочих документов, документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, министерство считает, что размер субсидии следует рассчитывать с учетом расходов семьи заявителя на все виды жилищных и коммунальных услуг. Кроме того, при наличии задолженности хотя бы по одному из видов услуг и отсутствии соглашения по её погашению, право на получение субсидии семья не имеет.

Вопрос 8. Какой документ, подтверждающий правовые основания пользования жилым помещением, необходимо представить заявителю на получение субсидии в случае, если у него имеется только ордер на данное жилое помещение.

Ответ. Перечень документов, подтверждающих законные основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, дающих право на субсидию, определен п. 45 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 мая 2006 г.  № 58/403 (далее - рекомендации). 

Согласно жилищному законодательству ордер на жилое помещение не является документом, подтверждающим правовые основания владения и пользования жилым помещением, поскольку является актом разового действия, подтверждающим только правомерность заселения в жилое помещение в момент его предоставления.

Учитывая вышеизложенное, при приеме документов у указанного заявителя следует руководствоваться пунктом 45.1. д) рекомендаций, согласно которому до заключения договора найма жилого помещения к документу, подтверждающему основание пользования жилым помещением, относится также справка, подтверждающая пользование заявителем жилым помещением, выданная органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным осуществлять функции собственника государственного или муниципального имущества от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или от имени муниципального образования в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а также уполномоченными ими лицами.

 

©  2008