Исторические сведения

В деревне Верхние Ачаки школа возникла в 1918 году в качестве однокомплектной земской начальной школы, в ней обучалось более 40 человек разного возраста, работал 1 учитель, своего помещения школа не имела вплоть до 1933 года. В 1922 – 32 годах школа работала как 4 – летняя начальная, после завершения строительства собственного здания в 1933 году школа стала семилетней В 20 – е годы в школе обучалось около 100 человек детей, кроме этого в вечернее время она работала как пункт по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Школа работала в доме крестьян Устинова Г.Г., Яжейкина А.Д. Первым учителем был Николай Александрович Малов, позже - Николаев Никита Николаевич, Павлов И.А., Андреев Д.Н. , Трофимов В.Т. В 30 - е годы школу возглавляла Григорьева М И , кавалер ордена Ленина. В это время в школе обучалось уже около 200 человек, работало 8 учителей.Во время Великой Отечественной войны количество детей , посещаюших школу , уменьшилось до 125, учителя - мужчины ушли на фронт, на фронте погибли Стеклов Г.И., Николаев Ф.Н., Кудрявцев П.Г., Краснов А.М.

В 1951 году школу возглавил Никитин Яков Никитич, проработавший на этом постудо 1974 года и внесший значительный вклад в развитие школы.В это время значительно укрепилась материально – техническая база школы, с 1958 года школа стала 8 - летней,

В1965г. пущен в ход второй кирпичный корпус школы для начальных классов. В эти годы в школе появляется мастерская по металлу и дереву. Имелся в школе киноаппарат, два ламповых радиоприемника. Мастерская расширялась с каждым годом. Здесь имелось два станка металлу и два по дереву. Вскоре появляется телевизор. В 1974 году появляется первый магнитофон, свой радиоузел. Как мы видим, материальная база улучшается с каждым годом.

При школе также функционировал свой приусадебный участок. Здесь ученикам прививались трудовые навыки на учебно-опытном участке (2000 м2). Участок также являлся поставщиком овощей и фруктов для школьной столовой, которая стала постоянно действовать с 1964 года. Пришкольный участок составлял 1,67 га, и здесь помимо овощей было более 750 плодово-ягодных деревьев и кустов. Кроме того колхоз ежегодно выделял школе 4 га, который обрабатывался совместно со школой.

В 1970-80 годах директорами были Яжейкин Петр Александрович, Грибов Анатолий Михеевич, Лысов Владислав Викентьевич.

Таким образом, в 1950-80-е годы в Верхнеачакской школе были созданы все условия для нормальной учебы, а также трудового обучения. Школа готовила детей к жизни, к дальнейшему получению знаний. Многие ученики Верхнеачакской школы поступали в высшие учебные заведения, становились высококлассными специалистами и работали во многих отраслях промышленности и в сельском хозяйстве.

Многие выпускники уехали в город и стали работниками предприятий, фабрик, заводов. Некоторые остались на своей земле поднимать престиж малой родины.

Именно в 60 – 70 годы в нашей школе сложились добрые традиции , которые являются и сейчас основой для учебно - воспитательного процесса: в эти годы Верхнечакская школа славилась своими трудовыми достижениями и коллективом художественной самодеятельности. При школе имелось крепкое подсобное хозяйство, дети были обеспечены горячим питанием бесплатно, приучались к сельскохозяйственному труду. Тесные связи школа поддерживала с колхозом «Ленинская искра», который помогал не только в трудовом , но и в военно - патриотическом , культурно – эстетическом воспитании: совершались совместные походы школьников и сельской молодежи, открылась художественная школа, музеи колхоза - краеведческий и экологический, проводились совместные вечера отдыха, традиционные советские праздники, чествование передовиков труда, встречи с ветеранами войны и т.д. Коллективы художественной самодеятельности начали ативно выступать не только на районных . но и республиканских смотрах и фестивалях. Особенно прославились и колхозный и школьный танцевальные коллективы.

В 1988 году началось строительство нового типового 2 –х этажного кирпичного здания школы, строительство было завершено к 1 сентября 1989 года. В 1989 году школа получила статус средней общеобразовательной .

В связи с реструктуризацией сельских школ, по решению главы Ядринской районной администрации с 1 сентября 2000года она является базовой школой.

В настоящее время школа имеет достаточную материально – техническую базу, кадровые ресурсы, достаточный опыт работы для ведения современного учебно – воспитательного процесса.