|
|
|
"ПОЛОЖЕНИЕ о республиканской системе оценки качества образования" Об утверждении Положения о РСОКО
В соответствии с Комплексным проектом модернизации образования, в целях формирования системного подхода к оценке качества образования, обеспечения управления качеством образования и создания республиканской системы оценки качества образования приказываю: 1. Утвердить Положение о республиканской системе оценки качества образования (приложение № 1). 2. Рекомендовать структурным подразделениям министерства, подведомственным учреждениям министерству, муниципальным органам управления образованием, образовательным учреждениям республики оценку качества образования осуществлять на основании утвержденного Положения. 3. Утвердить общую структуру и комплекс ключевых индикаторов качества образования ( приложения № 2 и 3). 4. Обеспечить развитие независимых (внешних) оценок качества образования. 5. Отделу организационного информационного обеспечения министерства информировать общественность о функционировании республиканской системы оценки качества образования. 6. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр Г.П. Чернова
Приложение № 1 к приказу Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 01.11. 2007 г. № 1174
ПОЛОЖЕНИЕ о республиканской системе оценки качества образования Чувашской Республики
Общие положения 1.1. Положение о республиканской системе оценки качества образования (далее - Положение) устанавливает единые требования при реализации республиканской системы оценки качества образования (далее – РСОКО) на территории Чувашской Республики. 1.2. Деятельность РСОКО строится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Чувашской Республики, регламентирующими реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования и настоящего Положения. 1.3. Положение распространяется на все образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами. 1.4. В настоящем положении используются следующие термины: Качество образования - характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Для задач управления качество образования рассматривается как уровень решения комплекса задач образования, включающего учебные результаты и социализацию выпускников, в том числе овладение навыками ориентации и функционирования в современном обществе при условии соблюдения нормативных требований к условиям обучения, освоения образовательного стандарта на согласованном уровне, соответствия образовательных услуг по составу, содержанию и качеству ожиданиям потребителя. Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, свойств образовательного процесса и его ресурсного обеспечения в образовательных учреждениях, муниципальных системах образования и республиканской системе образования государственным образовательным стандартам и другим требованиям, зафиксированным в нормативных документах к качеству образования. Республиканская система оценки качества образования - целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами с участием государственно-общественных органов управления образованием, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования. Управление качеством образования включает как модель управления, механизмы оценки и обеспечения качества, так и аналитические, информационные системы оценивания. Экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. 1.5. Положение, а также дополнения и изменения к нему утверждаются приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. 2. Основные цели, задачи и функции РСОКО Цель республиканской системы оценки качества образования Чувашской Республики заключается в осуществлении оценки качества образования для формирования информационной основы принятия управленческих решений, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей граждан, поступательное движение системы образования, обеспечение социально-экономического развития республики. Система оценки качества образования Чувашской Республики призвана решать следующие задачи: 2.1. Разработка организационно-методического обеспечения проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений; 2.2. Повышение квалификации специалистов по проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, аттестации кадров, мониторинга и образовательной статистики республиканской системы образования, индивидуальных достижений обучающихся; 2.3. Информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга республиканской системы образования; 2.4. Проектирование и содействие в реализации моделей управления образовательными системами; педагогических технологий, методик анализа и прогноза развития системы образования в республике; 2.5. Организация и проведение работ на базе экспериментальных площадок, направленных на апробацию учебно-методических комплексов для мониторинга образования; 2.6. Консультационная деятельность; 2.7. Экспертиза программ, проектов, рекомендаций и других документов и материалов по профилю деятельности; 2.8. Разработка предложений по индивидуализации образования, развитию академической мобильности и мобильности трудовых ресурсов; 2.9. Создание инструментов общественного участия в управлении образовательными системами. Основные функции РСОКО: - организационно-методическое сопровождение оценочных процедур в образовании (лицензирование образовательной деятельности, аккредитация образовательных учреждений, аттестация педагогических и руководящих кадров); - организация государственной (итоговой) аттестации обучающихся в рамках общего и профессионального образования, различных мониторинговых исследований; - организация оценки результатов деятельности системы образования и условий осуществления образовательной деятельности; - организация работ по экспертизе, диагностике, оценке и прогнозу основных тенденций развития системы образования; - обеспечение руководителей и специалистов системы управления образованием разных уровней аналитической информацией и вариантами управленческих решений; - обеспечение внешних пользователей (представители исполнительной и законодательной власти, работодатели, представители общественных организаций и СМИ, родители, широкая общественность) информацией о состоянии и развитии системы образования республики и муниципалитетов, а также отдельных образовательных учреждений, разработка соответствующей системы информирования внешних пользователей; - участие в подготовке нормативной правовой документации и норм образовательной деятельности в соответствии с государственными стандартами и нормативами. 3. Составляющие республиканской системы оценки качества образования 3.1. Оценка качества образования осуществляется посредством: - участия организационных структур системы управления образованием, выполняющих функции по организации, проведению оценочных процедур, аналитической обработке и представлению информации потребителям; - профессиональной экспертизы качества образования, организуемой профессиональным образовательным сообществом; - общественной экспертизы качества образования, которая организуется силами общественных организаций и объединений, независимых гражданских институтов. 3.2. Организационная структура РСОКО включает Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, Чувашский республиканский институт образования, ГУ «Чувашский республиканский центр новых образовательных технологий», республиканские учреждения, муниципальные органы управления образованием, муниципальные мониторинговые службы, образовательные учреждения и организации, ресурсные центры и службы по оценке качества образования образовательного учреждения. 3.3. РСОКО направлена на обеспечение стандарта качества образования на основе сетевого взаимодействия существующих организационных структур, ориентированных на специальные задачи в сфере оценки качества образования 3.4. Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики формирует единые концептуальные подходы к оценке качества образования; обеспечивает реализацию процедур контроля и оценки качества образования; координирует работу различных структур, деятельность которых непосредственно связана с вопросами оценки качества образования; определяет состояние и тенденции развития республиканской системы образования, на основе которых принимаются управленческие решения по совершенствованию управления качеством образования в республике. 3.5. Чувашский республиканский институт образования осуществляет научно-методическое обеспечение оценки качества образования в республике, а также подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области оценки качества образования, информационное обеспечение функционирования республиканской системы образования, организацию сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в республике. 3.6. ГУ «Чувашский республиканский центр новых образовательных технологий» осуществляет проведение процедур оценивания, инструктивно-методическое обеспечение процедур оценки качества образования. 3.7. Функционирование РСОКО ориентирует органы управления образованием на использование результатов оценки качества образования при принятии управленческих решений. 4. Организация и технология оценки качества образования 4.1. Предусматривается три уровня организации оценивания: уровень образовательного учреждения, муниципальный и республиканский. 4.2. Объектами РСОКО являются учебные и внеучебные достижения обучающихся, деятельность педагогов, образовательные программы, деятельность образовательных учреждений, муниципальных систем образования и системы образования республики в целом. 4.3. РСОКО включает следующие компоненты: система сбора и первичной обработки данных; система анализа и оценки качества образования; система адресного обеспечения статистической и аналитической информацией. Деятельность по реализации каждого компонента регламентируется соответствующими нормативными правовыми документами. 4.4. Каждый из компонентов РСОКО, базируясь на единой концептуально-методологической основе проблем качества образования и подходов к его измерению и анализу, реализуется на всех уровнях оценивания. 4.5. Реализация РСОКО осуществляется посредством существующих процедур контроля и оценки качества образования: государственной (итоговой) аттестации выпускников; мониторинга образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения; аттестации педагогических и руководящих работников; лицензирования образовательной деятельности; государственной аккредитации образовательных учреждений; статистических (государственных и ведомственных) и социологических исследований; контроля и надзора в сфере образования. 4.6. Оценка качества образования осуществляется на основе утверждённой системы индикаторов, характеризующих основные элементы качества образования (качество результата, качество условий и качество процесса). 4.7. Перечень индикаторов качества и их количественные и качественные характеристики устанавливаются нормативными актами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования. 4.8. При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение. 4.9. Процедуры проведения экспертизы и измерения устанавливаются нормативными актами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования. 4.10. Процедуры экспертизы и измерения определяются комплексом используемых методик оценки, компьютерных программ обработки данных, инструктивных материалов и документально зафиксированным алгоритмом их применения. 4.11. Технологии процедур измерения определяются видом избранных контрольных измерительных материалов, способом их применения. Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку качества образования, определяется на основе государственных образовательных стандартов и не может выходить за их пределы. 4.12. Информация, полученная в результате экспертизы и измерения, преобразуется в форму, удобную для дальнейшего анализа, интерпретации и принятия управленческих решений. 4.13. Процесс сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в республике, а также исполнители работ и формы представления информации в рамках РСОКО устанавливаются нормативными правовыми документами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования (образовательный портал). 4.14. Доступ к получению информации в рамках РСОКО определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими функционирование республиканского образовательного портала. 5. Общественная и профессиональная экспертиза качества образования 5.1. РСОКО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов. 5.2. РСОКО обеспечивает реализацию механизмов формирования родительских и профессиональных сообществ, организаций и объединений, включенных в процесс оценки качества образования на всех уровнях системы образования 5.3 Общественная экспертиза качества образования обеспечивает: соответствие требований, предъявляемых к качеству образования в конкретном образовательном учреждении, социальным ожиданиям и интересам личности, общества; формирование инструментария для реализации принципов государственно-общественного управления образованием; развитие механизмов независимой экспертизы качества образования. 6. Финансовое обеспечение оценки качества образования: - выполнение функции государственной оценки качества образования осуществляется за счет бюджетных средств и финансируется согласно программе реализации деятельности по оценке качества образования. Основой для формирования бюджета является расчет трудозатрат на реализуемые действия, устанавливаемые учредителем; - целевые программы, реализуемые по инициативе республиканских и муниципальных органов управления образованием, федеральных служб, в том числе и исследовательские проекты как муниципального и республиканского, так и федерального уровней, которые реализуются за счет целевых вложений; - внебюджетные поступления за счет средств потребителей на основе устанавливаемых ведомством нормативов; - целевые федеральные средства на реализацию функций оценки качества образования.
|