Положение о национальном парке

Положение о национальном парке

I. Общие положения


  1. Государственное учреждение "Национальный парк "Чаваш вармане"" (далее - национальный парк; сокращенное название НП "Чаваш вармане") является пpиpодоохpанным, эколого-пpосветительским и научно-исследовательским учреждением, территоpия котоpого включает в себя пpиpодные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, истоpическую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в пpиpодоохpанных, просветительских, научных и культурных целях и для pегулиpуемого туризма.
В своей деятельности национальный парк руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", другими законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, соответствующими актами органов государственной власти, нормативными правовыми и иными актами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, правовыми актами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор), законами и другими нормативными актами Чувашской Республики, а также настоящим Положением.
  2. Национальный парк учрежден постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.93 № 588 (приложение № 1) на основании Постановления Совета Министров Чувашской Республики от 09.03.93 № 45. Постановлением Правительства Российской Федерации национальному парку предоставлены во владение земли лесного фонда площадью 24796га. В границы национального парка включены земли сельскохозяйственного назначения без изъятия их из хозяйственного пользования общей площадью 404га, в том числе земли сельскохозяйственных предприятий "Дружба" (31га), "Родина" (122га) и земли Бичурга-Баишевской сельской администрации (251га). Общая площадь национального парка составляет 25200га. Описание границ и географические координаты национального парка приведены в приложении (приложение № 2).
  3. Национальный парк относится к объектам федеральной собственности. Территория национального парка относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
  4. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национального парка, предоставляются ему в пользование (владение) на правах предусмотренных федеральными законами. Изъятие земель и других природных ресурсов национального парка запрещается.
  5. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальным парком на праве оперативного управления. Земельные участки в границах национального паpка, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.
  6.Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану, передаются национальному парку по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.
  7. Национальный парк имеет исключительное право приобретения земельных участков, включенных в состав национального парка без изъятия из хозяйственного пользования и принадлежащих другим собственникам, за счет средств федерального бюджета и иных, не запрещенных законом источников.
  8. На прилегающих к территории национального парка участках земли и водного пространства в соответствии с положениями Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» может быть создана охранная зона с ограниченным режимом природопользования.
  9.Режим использования земель, включенных в границы парка без изъятия из хозяйственного пользования определяется Положением, утверждаемым в порядке, установленном Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях».
  10. Юридический адрес национального парка: 429170 Чувашская Республика, Шемуршинский район, село Шемурша, улица Космовского, дом 37.


II. Основные задачи национального парка


  11. На национальный парк возлагаются следующие основные задачи:
а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
б) сохранение памятников истории, культуры и других объектов культурного наследия;
в) экологическое просвещение населения;
г) создание условий для pегулиpуемого туризма и отдыха;
д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;
е) организация и проведение экологического мониторинга;
ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.


III. Управление национальным парком


  12. Национальный парк находится в ведении Росприроднадзора.
  13. Национальный парк возглавляется директором, назначаемым органом, в ведении которого находится национальный парк.
  К компетенции директора национального парка относится решение всех вопросов, которые не составляют компетенцию других органов управления, определенных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
  Директор национального парка:
а) без доверенности действует от имени национального парка и представляет его во всех органах государственной власти и управления, предприятиях, организациях, а также за рубежом;
б) руководит деятельностью национального парка, обеспечивает выполнение возложенных на национальный парк задач и несёт персональную ответственность за результаты деятельности национального парка;
в) по согласованию с Росприроднадзором утверждает структуру и штатное расписание национального парка; утверждает должностные инструкции работников;
г) принимает на работу и увольняет работников, заключает контракты по найму на работу в национальный парк для выполнения отдельных работ;
д) применяет дисциплинарные и иные меры воздействия к работникам национального парка, в случае нарушения ими правил внутреннего распорядка и должностных инструкций и в других случаях, предусмотренных законодательством;
е) издаёт приказы, инструкции, распоряжения, обязательные для выполнения всеми работниками национального парка, утверждает правила внутреннего трудового распорядка национального парка;
ж) распоряжается имуществом и средствами национального парка в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением;
з) решает вопросы финансовой деятельности национального парка; открывает в банках расчётные и другие счета;
и) устанавливает размеры доплат, надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся у национального парка средств;
к) передаёт исполнение части своих полномочий заместителям и другим руководящим работникам национального парка;
л) выдаёт доверенности на совершение действий от имени национального парка.
  14. Диpектоp может осуществлять и иные полномочия в соответствии с настоящим Положением и законодательством Российской Федерации, в том числе и переданные ему от органа управления, за исключением полномочий, относящихся к исключительной компетенции последнего.
Директор подотчетен Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, которой он представляет ежегодный отчет о деятельности национального парка.
  15. Должностные оклады, тарифные ставки и другие условия оплаты труда работников национального парка устанавливаются в размерах и порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации для учреждений бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета.


IV. Правовой статус национального парка


  16. Национальный парк является юридическим лицом, не имеющим в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть является некоммерческой организацией.
Национальный парк создается в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения. Национальный парк может финансироваться также за счет поступлений из местного бюджета, бюджета Чувашской Республики, внебюджетных и иных, не запрещенных законодательством, источников. Национальный парк имеет самостоятельный баланс, счета, в том числе валютные, в учреждениях банков Российской Федерации и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
  17. Собственными средствами национального парка, которыми он распоряжается самостоятельно, являются средства, полученные:
а) от просветительской, рекреационной, научной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей возложенным на него задачам;
б) в качестве аpендной платы, в счет возмещения ущерба, причиненного пpиpодным комплексам и объектам, pасположенным на теppитоpии национального паpка;
в) от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного пpиpодопользования;
г) от оказания услуг, продажи сувениров и прочих товаров, производимых в результате собственной деятельности;
д) от реализации древесины от рубок ухода и прочих рубок;
е) в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.
Национальный парк самостоятельно в соответствии с действующим законодательством устанавливает тарифы на товары и услуги, реализуемые в результате собственной деятельности.
  18. Штpафы, налагаемые в административном порядке, взысканные по постановлениям должностных лиц национального паpка, поступают в самостоятельное pаспоpяжение национального паpка и учитываются на отдельном балансе.
  19. Национальный паpк может выступать учpедителем и участвовать в деятельности фондов, ассоциаций и иных оpганизаций, способствующих развитию национальных паpков, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
  20. Национальный парк в пределах предоставленной ему в пользование территории освобождается от уплаты земельного налога.
Национальный парк, а также собственники, владельцы и пользователи земельных участков в границах территории национального парка, имеющие ограничения в их использовании в связи с соблюдением установленного режима охраны, пользуются налоговыми льготами, устанавливаемыми для них законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
  21. Национальный паpк имеет собственную символику (эмблему, флаг, вымпел, и дp.).
  22. Производство печатной, изобразительной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием названия и символики национального парка, изображений природных и историко-культурных объектов (за исключением находящихся в собственности религиозных объединений), расположенных на территории национального парка, ценностей из его музейного фонда осуществляется с разрешения дирекции национального парка в установленном порядке.
  23. Границы земель населенных пунктов, установленные на момент утверждения проектной документации национального парка, не подлежат изменению. Территория национального парка учитывается при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.


V. Режим охpаны теppитоpии национального паpка


  24. На теppитоpии национального паpка запрещается любая деятельность, котоpая может нанести ущеpб пpиpодным комплексам и объектам pастительного и животного миpа, культуpно-истоpическим объектам, и котоpая пpотивоpечит целям и задачам национального паpка, в том числе:
а) pазведка и pазpаботка полезных ископаемых;
б) деятельность, влекущая за собой наpушение почвенного покpова и геологических обнажений;
в) деятельность, влекущая за собой изменения гидpологического pежима;
г) пpедоставление на территории национального парка садоводческих и дачных участков;
д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национального парка;
е) pубки главного пользования, пpоходные pубки, заготовка живицы, охота, промысловое pыболовство, пpомышленная заготовка дикоpастущих pастений, деятельность, влекущая за собой наpушение условий обитания объектов pастительного и животного миpа, сбоp биологических коллекций, интpодукция оpганизмов;
ж) движение и стоянка механизиpованных тpанспоpтных сpедств, не связанных с функционированием национального парка, прогон домашних животных вне доpог общего пользования и вне специально пpедусмотpенных для этого мест, сплав леса по водотокам и водоемам;
з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;
и) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;
к) повреждение, засорение, уничтожение отдельных природных объектов, построек, малых архитектурных форм, межевых знаков, дорог, троп, аншлагов и указателей;
л) проведение раскопок и иных поисковых работ, в том числе с использованием металлоискателей, без письменного разрешения администрации национального парка;
м) осуществление без лицензии национального парка видов деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, подлежащих лицензированию.
  25. На теppитоpии национального паpка устанавливается диффеpенциpованный pежим особой охpаны с учетом его пpиpодных, истоpико-культуpных и иных особенностей. В соответствии с этим на теppитоpии национального паpка выделяются функциональные зоны.
Границы функциональных зон приведены в приложении (приложение № 3).
  25.1. Заповедная зона. Определяющая функция этой зоны, сохранение в естественном состоянии разнообразия природно - территориальных комплексов национального парка, включая характерные и уникальные сообщества растений и животных, проведение мониторинга. Это территория, где установлен строгий режим охраны и природные процессы протекают без вмешательства человека.
В заповедной зоне полностью запрещена хозяйственная и иная деятельность.
На территории заповедной зоны допускается:
- проведение мероприятий с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов, их восстановления, а также предотвращения изменений, возникающих в природных комплексах и их компонентах в результате антропогенного воздействия;
- проведение мероприятий с целью поддержания условий, обеспечивающих санитарную, пожарную и иную безопасность людей, животных, природных комплексов и объектов;
- проведение научных исследований, проводимых по разрешению дирекции парка; - осуществление контрольных функций.
  25.2. Зона экологической стабилизации. Главной целью является восстановление ценных природных комплексов, нарушенных интенсивной лесохозяйственной деятельностью. В соответствии с различиями в состоянии природных комплексов и в перспективах их дальнейшего использования выделены две подзоны:
• Подзона заповедно-восстановительная выделена в основном на удаленных территориях, занятых молодняками естественного и искусcтвенного происхождения по гарям 1972 года. Соответствие произрастающих насаждений ландшафтно - типологическим условиям позволяет прогнозировать формирование здесь природных комплексов коренного типа естественным путем, без активного вмешательства человека. В перспективе предусматривается перевод большей части территории подзоны в состав заповедной зоны.
• Подзона рекреационно-восстановительная выделена в основном молодняках и средневозрастных производных насаждениях на местах концентрированных сплошных рубок, формирующимся со сменой коренных пород. Восстановление природных сообществ здесь возможно только путем направленного комплексного лесоводственного ухода. По мере формирования насаждений они могут переводится в зону регулируемого рекреационного использования.
В зоне экологической стабилизации разрешается:
- проведение биотехнических мероприятий, строительство смотровых площадок и минимальное обустройство, необходимое для проведения эколого-просветительской работы;
- транзитное посещение туристами по специально оборудованным маршрутам;
- проведение агротехнических мероприятий по уходу за ранее созданными лесными культурами.
В пределах зоны экологической стабилизации выделены участки, включающие особо ценные лесные участки, места обитания редких растений и животных. На отдельных участках зоны могут проводиться выборочные санитарные рубки низкой интенсивности.
  25.3. Зона регулируемого рекреационного использования. Функция этой зоны- обеспечение благоприятных условий для развития познавательного и оздоровительного туризма, отдыха, демонстрации парка. Разрешаются проведение лесоводственных мероприятий, направленных на восстановление коренных лесных сообществ и повышения биологической устойчивости насаждений. Могут проводиться рубки ухода ( в том числе ландшафтные рубки),санитарно- оздоровительные мероприятия, лесовосстановительные мероприятия ( создание ландшафтных культур и защитно- декоративных посадок.
В зоне выделяются участки, на которых могут проводиться выборочные санитарные рубки низкой интенсивности.
  25.4. Зона обслуживания посетителей. Основная функция – это обслуживание и обеспечение массового повседневного отдыха посетителей национального парка и посетителей близлежащих населенных пунктов.
Лесоводственные мероприятия ориентированы на повышение биологической устойчивости и эстетической ценности насаждений. Проводятся необходимые ландшафтные рубки, санитарно- оздоровительные мероприятия, создаются ландшафтные культуры и защитно- декоративные посадки.
  26. Лимиты посещения гражданами территории парка определяются администрацией национального парка на основании научно обоснованных норм использования территории парка в рекреационных целях.
  27. Все собственники и пользователи земель в границах национального парка обязаны соблюдать требования режима, установленного для соответствующего участка территории.
  28. С национальным парком согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории национального парка.
  29. Границы национального парка, его функциональных зон и охранной зоны обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками.


VI. Организация охраны


  30. Охрана природных комплексов и объектов на территории национального парка осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территории национального парка, работники которой входят в его штат.
  31. Директор национального парка и его заместители являются соответственно главным государственным инспектором и его заместителями по охране территории национального парка.
  32. В состав службы охраны национального парка входят:
главный государственный инспектор по охране территории национального парка и его заместители (директор национального парка и его заместители соответственно);
старшие государственные инспектора по охране территории национального парка (руководители отделов и специалисты, ведающие вопросами организации рационального природопользования, охраны природных комплексов и их восстановления, лесничие, помощники лесничих);
участковые государственные инспектора по охране территории национального парка (мастера леса);
государственные инспектора по охране территории национального парка (лесники, егеря).
  33. Государственные инспектора по охране территории национального парка в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
а) проверять у лиц, находящихся на территории национального парка разрешение на право пребывания на указанной территории;
б) проверять документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на территории национального парка и его охранной зоны;
в) задерживать на территории национального парка и его охранной зоны лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
г) составлять протоколы о выявленных правонарушениях;
д) направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима национального парка, к административной ответственности;
е) изымать у нарушителей законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;
ж) производить на территории национального парка и его охранной зоны досмотр транспортных средств, личных вещей;
з) беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территории национального парка его охранной зоны для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;
и) приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую режиму особой охраны национального парков и его охранной зоны.
  34. Главному государственному инспектору и его заместителям по охране территории национального парка предоставляется также право:
а) запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму национального парка и его охранной зоны;
б) налагать административные взыскания за нарушения законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;
в) предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу национального парка средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам национального парка и его охранной зоны;
г) в случаях, предусмотренных действующим законодательством, направлять материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы.
  35. Государственные инспектора по охране территории национального парка пользуются также всеми правами и льготами должностных лиц государственной лесной охраны и других специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
  36. Государственные инспектора по охране территории национального парка при исполнении служебных обязанностей имеют право применять в установленном порядке специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, электрошоковые устройства отечественного производства, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак.
  37. Государственным инспекторам по охране территории национального парка при осуществлении возложенных на них настоящим федеральным законом задач разрешено ношение служебного огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей.
Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного оружия регулируется действующим законодательством.
  38. Государственные инспектора по охране территории национального парка обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты.
  39. Государственные инспектора по охране территории национального парка подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.


VII. Ответственность за нарушение режима национального парка


  40. Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования природной среды и природных ресурсов на территории национального парка, а также его охранной зоны, влечёт за собой наложение в административном порядке штрафа: на граждан в размере от 1 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 3 до 40 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий и продукции незаконного природопользования или без таковой.
  41. Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима национального парка.
  42. Вред, причинённый природным объектам и комплексам в границах национального парка, подлежит возмещению в соответствии с утверждёнными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление.


VIII. Научно-исследовательская деятельность


  43. Научно-исследовательская деятельность в национальном парке направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия, природных и историко-культурных комплексов и объектов в условиях рекреационного использования, оценку и прогноз экологической обстановки в регионе.
  44. Научно-исследовательская деятельность в национальном парке проводится:
- штатными сотрудниками научного отдела национального парка по планам научно-исследовательских работ, утвержденным научно-техническим советом национального парка;
- научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля, в том числе зарубежными, отдельными специалистами (в том числе иностранными) на договорных началах по общим с национальным парком программам, согласованным с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
  45. В национальном парке для рассмотрения вопросов научной, природоохранной, рекреационной, просветительской и хозяйственной деятельности создаётся Научно-технический совет, формируемый из числа специалистов в области охраны и рационального использования природных ресурсов, природного и культурного наследия, экологического просвещения - как сотрудников национального парка, так и представителей государственных и общественных организаций. Состав Научно-технического совета и положение о нём утверждается Росприроднадзором.


IX. Эколого-просветительская деятельность


  46. Эколого-просветительская деятельность в национальном парке направлена на обеспечение посетителей парка познавательной информацией и экологическими знаниями о природных экосистемах и объектах природного и историко-культурного наследия на его территории.
Эколого-просветительская деятельность национального парка осуществляется специальным отделом национального парка
  47. Эколого-просветительская деятельность национального парка включает в себя:
- создание и развитие экологических центров и визит-центров для посетителей;
- экологические экскурсии и экологический туризм;
- организацию экологических праздников и акций;
- сотрудничество и взаимодействие с образовательными учреждениями;
- организацию или содействие в организации экологических лагерей, экологических экспедиций, экологических кружков, клубов, отрядов школьников и студентов;
- иные методы и формы экологического просвещения и воспитания, включая организацию школьных лесничеств;
- сотрудничество с другими особо охраняемыми природными территориями, в том числе зарубежными;
- формирование и развитие организационно-технической базы, методической базы, аккумулирование отечественного и зарубежного опыта, разработку собственных методических материалов;
- организацию музеев и экспозиций под открытым небом;
- создание и обустройство экскурсионных троп и маршрутов;
- прохождение практики студентов высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля;
- выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции;
- освещение деятельности национального парка в средствах массовой информации;
- иные методы и формы экологического воспитания, образования и пропаганды экологических знаний.


X. Хозяйственная деятельность и организация обслуживания посетителей


  48. Национальный парк имеет право осуществлять хозяйственную деятельность, не противоречащую его задачам и установленному режиму.
Хозяйственная деятельность национального парка направлена на обеспечение надлежащей охраны природных и историко-культурных объектов, выполнение мероприятий по уходу за ними и их восстановлению, а также на организацию регулируемого туризма и отдыха в природных условиях.
  49. Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка осуществляется либо национальным парком самостоятельно, либо другими заинтересованными лицами, на основании лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, выдаваемых администрацией национального парка.
  50. Земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на территории национального парка, намечаемые для использования в целях регулируемого туризма и отдыха, по результатам конкурса или аукциона могут предоставляться в пользование на основании договора аренды, заключаемого с дирекцией национального парка. Указанные договоры подлежат регистрации в Росприроднадзоре.
  51. Порядок предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений, а также порядок предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  52. Дирекция национального парка выдает, приостанавливает действие и аннулирует лицензии на осуществление конкретных видов деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка.
  53. Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности на территории национального парка в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.
  54. В национальном парке требуют обязательного лицензирования следующие виды деятельности:
- обустройство и обслуживание (использование) туристских маршрутов, объектов рекреационного, научного и экотуризма, видовых площадок, экологических троп, игровых городков и аттракционов, спортивных площадок, баз отдыха, лодочных станций, пляжей, пунктов питания, кемпингов, приютов, стоянок автотранспорта;
- перевозка людей на различных транспортных (включая летательные аппараты и гужевой транспорт) средствах, кроме перевозок, относящихся к транспорту общего пользования;
- изготовление сувениров, художественных изделий, кино-фото-видеопродукции, связанных с историко-культурным и природным наследием национального парка;
- прокат инвентаря и средств передвижения, осуществляемый как самостоятельный вид деятельности;
- оборудование мест рыбной ловли;
- оказание услуг по мелкому ремонту автотранспорта;
- организация и обслуживание музейных экспозиций, в том числе под открытым небом, выставок, различных коллекций, включая живых животных;
- деятельность по оказанию информационных услуг;
- экскурсионная деятельность, подготовка экскурсоводов.
Дирекции национального парка предоставляется право ограничивать число видов деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка, исходя из реального состояния природных комплексов и объектов.
  55. Строительство и эксплуатация гостиниц, кемпингов, турбаз, предприятий общественного питания и других объектов туристического сервиса, создание условий для отдыха граждан, их культурного и бытового обслуживания осуществляются национальным парком самостоятельно либо с привлечением государственных, кооперативных, общественных и частных предприятий и учреждений на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с национальным парком.
  56. В случае отсутствия юридических лиц, заинтересованных в строительстве и эксплуатации объектов туризма и отдыха, национальный парк может самостоятельно осуществлять эти работы за счет средств, выделяемых из бюджета, при этом доходы от эксплуатации этих объектов учитываются в сметах расходов.
  57. Добывание (отстрел, отлов) животных в регуляционных и научно-исследовательских целях осуществляются по утвержденным планам научно-исследовательских работ и регуляционных мероприятий национального парка по лицензиям, выдаваемым в установленном порядке.


XI. Контроль за деятельностью национального парка


  58. Государственный контроль за деятельностью национального парка осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и иными специально уполномоченными на то государственными органами в пределах их компетенции.