Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №7 по Чувашской Республике

 

 

Электронная регистрация»:
этапы реализации проекта и перспективы

Ключевые слова: индивидуальные предприниматели, юридические лица, государственная регистрация, государственные услуги

27 июля 2010 г. были приняты два федеральных закона, которые предоставили заявителям (гражданам и юридическим лицам) возможность осуществлять взаимодействие с органами власти, в том числе обращаться в указанные органы и получать результаты такого обращения дистанционно — в электронном виде.


С. И. Федченко  

В ПЕРВОМ из них—Федеральном законе № 2Ю-ФЗ «Об организации предоставле­ния государственных и муниципальных ус­луг» [i] — впервые определено понятие «го­сударственная услуга», а также закреплены общие принципы ее предоставления и тре­бования к взаимодействию с заявителем при предоставлении услуги.
Под государственной услугой понимает­ся деятельность по реализации функций фе­дерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, Федерации, а также органа местного самоуправления (при осуществле­нии последним отдельных государственных полномочий, переданных федеральными за­конами и законами субъектов Федерации), которая осуществляется по запросам заяви­телей в пределах установленных полномо­чий органов, предоставляющих государст­венные услуги.
Одним из принципов оказания государ­ственных услуг является возможность их получения по выбору заявителя в одной из предусмотренных законодательством форм, в том числе в электронной форме, т.е. с ис­пользованием информационно-телекомму­никационных технологий.
Второй из вышеупомянутых законов — Федеральный закон № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с при­нятием Федерального закона „Об органи­зации государственных и муниципальных услуг"» [2] — корреспондирует с первым и направлен на изменение норм специальных законов, препятствовавших вышеописанным формам взаимодействия заявителей с органами власти.
Нововведения затронули и Федеральный закон от o8.o8.2ooi №129-ФЗ «О государст­венной регистрации юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей»: с iянва­ря юн г. необходимые для государственной регистрации документы, наряду с традици­онными формами (непосредственное пред­ставление в регистрирующий орган или пе­ресылка по почте), могут быть направлены в электронном виде.
Федеральный закон № 2Ю-ФЗ предусмат­ривает поэтапный переход к предоставле­нию государственных услуг в электронной форме в соответствии с планом-графиком, утверждаемым Правительством РФ. Так, со­гласно плану, утвержденному распоряжени­ем Правительства РФ от 17.10.2009 №1555-р, предоставление услуг по регистрации юри­дических лиц и индивидуальных предпри­нимателей в электронном виде должно на­чаться в 2012 году. Однако ФНС России сочла возможным начать оказание услуг в рас­сматриваемой сфере в гон году.
Уже с марта этого года на территории Москвы на базе Межрайонной ИФНС Рос­сии №46 по г. Москве и Межрегиональной ИФНС России по централизованной обра­ботке данных начата реализация проекта «Электронная регистрация», в рамках ко­торого взаимодействие регистрирующего органа и заявителей осуществляется в элек­тронном виде.
Почему выбор пал на Москву? Межрай­онная ИФНС России №46 по г. Москве — са­мый крупный на территории нашей страны Единый центр регистрации (ЕЦР). Здесь за­регистрировано около 23% юридических лиц. Ежедневно в ЕЦР Москвы представля­ется порядка 2,5 тыс. документов, связанных с регистрацией юридических лиц и индиви­дуальных предпринимателей.

Следует пояснить, что под регистраци­ей юридического лица или индивидуально­го предпринимателя закон понимает внесение в соответствующий государственный реестр любых записей: и о создании юриди­ческого лица или регистрации физического лица в качестве предпринимателя, и о пре­кращении ими деятельности, и о внесении изменений в сведения о них, и о регистра­ции изменений в учредительные документы юридического лица.
Реализация проекта «Электронная реги­страция» на территории Москвы предусмат­ривает два этапа.
На первом этапе (как уже отмечалось, начат в марте этого года) возможность на­правления в регистрирующий орган элек­тронных документов предусматривается для случаев регистрации индивидуальных пред­принимателей.
Напомним, что с г января 2оп г. свиде-тельствование подписи физического лица, регистрируемого или зарегистрированно­го в качестве индивидуального предпри­нимателя, на заявлении, представляемом в регистрирующий орган, не требуется, если необходимые документы он представляет в регистрирующий орган непосредственно с одновременным предъявлением документа, удостоверяющего личность. Поэтому для участия в проекте физическому лицу, обра­щающемуся за регистрацией в качестве ин­дивидуального предпринимателя или заре­гистрированному в этом качестве, требуется получить электронную цифровую подпись (ЭЦП), которая позволяет идентифицировать ее владельца.

кабинет налогоплательщика

Сертификат ключа подписи выдается заявителям удостоверяющими центрами, входящими в сеть доверенных удостоверяю­щих центров, участником которой является ФНС России. Список таких удостоверяющих центров размещен на портале Службы в сети Интернет по адресу: www.nalog.ru.
Сегодня ЭЦП имеют более 55 % индиви­дуальных предпринимателей — работода­телей и применяют ее при представлении налоговой отчетности с использованием телекоммуникационных каналов связи. Приобретенная на этапе регистрации пред­принимательской деятельности ЭЦП может использоваться ее владельцем в последую­щем при взаимодействии с налоговым орга­ном в рамках налоговых отношений. Итак, заявитель — индивидуальный предприниматель или лицо, которое регистрируется в этом качестве,—заполняет необходимую форму заявления о регистрации.В этом поможет бесплатная программа подготовки документов, доступная всем заинтересованным лицам на портале Службы. Подготовленное заявление подписывается ЭЦП заявителя. Вместе с заявлением в регистрирующий орган представляются иные документы (в виде файлов с отсканированными с бумажных носителей образами документов, включая платежный документ), которые также подписываются ЭЦП заявителя.
Направление электронных документов в ЕЦР Москвы осуществляется с помощью специализированного бесплатного программного обеспечения, которое также размещено на портале ФНС России.
После получения электронных документов регистрирующий орган отправляет заявителю по указанному им при направлении документов адресу электронной почты соответствующую расписку. Государственная регистрация (принятие решения об отказе в государственной регистрации) осуществляется в установленные сроки — не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. О результатах рассмотрения документов заявитель информируется все по тому же указанному им адресу электронной почты: на него направляется электронное свидетельство о внесении записи в государственный реестр или решение об отказе в государственной регистрации.
О своем желании получить вышеназванные документы на бумажном носителе заявитель может сообщить сразу при отправке электронных документов или позже, направив запрос в регистрирующий орган.
Второй этап проекта «Электронная регистрация» стартовал в апреле этого года. Теперь в регистрирующий орган смогут направлять электронные документы индивидуальные предприниматели (или те, кто решил зарегистрироваться в этом качестве), не имеющие ЭЦП, а также заявители, обращающиеся за совершением регистрационных действий в отношении юридических лиц.
Поскольку законодательством Российской Федерации установлен нотариальный порядок свидетельствования подлинности подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации юридического лица, в реализации второго этапа проекта примут участие наиболее активные московские нотариусы. Сведения о них есть на портале ФНС России.
Как и сегодня, заявителю необходимо будет обратиться к нотариусу и засвидетельствовать традиционным способом свою подпись на заявлении о регистрации. Нотариус создает файл с отсканированным образом данного заявления и подписывает его своей ЭЦП, подтверждая тем самым факт подписания заявителем именно этого заявления. Практически ЭЦП выполняет роль «прошивки» на бумажном заявлении, обеспечивающей целостность документа, на котором проставлена удостоверенная нотариусом подпись заинтересованного лица.
С этого момента у заявителя появляется выбор: забрать электронное заявление у нотариуса и направить его вместе с иными документами (в виде файлов со сканированными образами бумажных документов, подписанных ЭЦП заявителя) в регистрирующий орган самостоятельно либо поручить передачу этих электронных документов нотариусу. В последнем случае нотариус помимо заявления подписывает своей ЭЦП также иные электронные документы, необходимые для государственной регистрации.
В остальном процедура электронного взаимодействия регистрирующего органа и заявителя аналогична вышеописанной.
Первые итоги реализации проекта предполагается подвести к i июля 2оп г. Безусловно, они будут зависеть в том числе и от активности бизнеса, поскольку оценить преимущества и недостатки предоставленного ФНС России сервиса можно только путем его использования.
По результатам будет принято решение о распространении проекта в 2ои году на иные регионы, прежде всего на те, где созданы единые регистрационные центры. Таких регионов, за исключением Москвы, пятнадцать.
В заключение хотелось бы отметить, что проект «Электронная регистрация» — это проект, который отражает интересы и заявителей, и налоговых органов. Если направление электронных документов при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей станет массовым явлением, стоит ожидать значительного сокращения количества обращений заявителей непосредственно в регистрирующий орган. Заявителю потребуется посетить регистрирующий орган только один раз, и только если он хочет получить свидетельство о регистрации на бумаге.
Кроме того, исключение бумажного документооборота позволит сократить время обработки представленных документов и изменить способ их хранения. Тогда можно будет говорить об активном внедрении технологии формирования электронного архива (сегодня она реализуется только в ЕЦР Санкт-Петербурга), а значит, и о дальнейшем упрощении и ускорении предоставления запрашиваемых заинтересованными лицами документов, которые хранятся в регистрационных делах.

Литература

Об организации предоставления государственных
и муниципальных услуг: федер. закон Рос. Федера­
ции от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ // Рос. газ. 2010.
30 июля (№168).

  • О внесении изменений в отдельные законода­
    тельные акты Российской Федерации в связи с при­
    нятием Федерального закона «Об организации госу­
    дарственных и муниципальных услуг»: федер. закон
    Рос. Федерации от 27 июля 2010 г. № 227-ФЗ // Рос.
    газ. 2010.2 авг. (№ 169).

Об авторе

С. И. Федченко
начальник отдела организации государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управления информатизации ФНС России, советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса danapef@mail.ru


 

 

 

 

 


Межрайонная ИФНС России № 7 по Чувашской Республике

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Главная    Положение об инспекции    Контакты    Ссылки