История церкви.

 

Строительство церквей в Среднем Поволжье начинается со времен покорения Казани Иваном Грозным. Строительство церквей в городах и селах без указа Святейшего патриарха не разрешалось. Он в 1648 г. разослал инструкцию о запрете: «…ставить и данью облагать без веления Патриарха не велит» (ст.1682. Полное собрание законов русской империи с 1649 – 1825 гг.). Без разрешения Синода запрещалось строить культовые сооружения так называемых не христианских религий: еврейские синагоги, мусульманские мечети должны стоять от православных храмов не ближе, чем на 100 сажен, если они стоят на одной улице. Потайные дома должны располагаться от христианских монастырей, храмов и часовен, кладбищ, церковных учебных  заведений не ближе 40 сажен.  Особенно щедрой на строительство церквей и открытия новых приходов среди инородческого населения стала первая половина 18 века. Был принят ряд мер по обращению чувашей в христианскую веру. Новокрещенных чувашей приписывали к русским, татарским и черемисским селам на территории чувашских  заказов. Однако чуваши не желали оставлять свои дома. Русских селений в месте жительства чувашей было мало, а новокрещенных чувашей были тысячи. В 1775 г. было принято решение закрыть «Новокрещенские конторы» и распустить переселенческие команды. По существующему указу в 18 в. при наличии 250 дворов разрешалось строить одну церковь. Отсутствие средств затрудняло строительство церквей в чувашских селах, и население их, как правило, приписывалось к существующим приходам с русским населением. Языком богослужения в 17 – 18 вв. был церковнославянский. В то время и разговорный русский язык был в обиходе немногих чувашей, и когда они впервые услышали богослужение на родном языке и узнали, о чем молятся, то были удивлены. Им раньше говорили, что их заставляют ходить в церковь для того, чтобы молиться исключительно за благоденствие русских. Ко второй половине 18 в.в чувашских населенных пунктах Казанской епархии было построено 39 церквей, Нижегородской епархии – 23. ИЗ Москвы в 1740 г. была направлена миссия во главе с архимандритом и с некоторым числом священнослужителей в Казанскую губернию для открытия новых приходов среди иноверцев. Было решено «в губерниях, населенных иноверцами, принявших крещение, освобождать от рекрутской повинности, и в их селениях строить церкви» (ПСЗ ст. 8236). По статистике этого времени из 300 новокрещенных чувашей приходилось по одной церкви, членами прихода были жители сел и деревень, живущие от приходской церкви на расстоянии 40-60- верст. Острая нужда в церковных строениях в чувашских селах заставила строить деревянные часовни. К концу 18 в., в чувашских уездах, входящих в состав Казанской губернии, насчитывалось 96 церквей, в это время как по всей Казанской губернии было около 1200, а также 34 мужских и 15 женских монастырей. В результате в числе епархий Российской империи по классам в конце 18 в. Казанская епархия была отнесена к статусу 2 – го класса. Всего к этому разряду было причислено 12 епархий, к первому классу – 4 и к третьему классу – 20 епархий.  В 19 веке, после выделения из Казанской епархии ряда самостоятельных епархий, численность церковных построек значительно сократилась. Процесс открытия новых приходов в начале второй половины 19 в. приостановили, но затем, поняв совершенную ошибку, священный синод дал добро на строительство новых церквей.  Если в тридцатых годах 19 в. в Казанской епархии осталось не больше 300 церквей, то к концу века в ведении архиерейского дома насчитывалось: соборных церквей 18, приходских 511, монастырей 6, при казенных и богоугодных заведениях – 26 церквей, домовых 3, кладбищенских 9, единоверческих 3, часовен и молитвенных домов 286. Из них на долю чувашских уездов приходилось 133 церкви и 2 монастыря. На 1915 –1917 гг. церквей стало 153, монастырей 3. Избыток церквей был в городах Свияжск и Чебоксары, а в сельской местности по – прежнему ощущался недостаток приходов и церквей.

МУСИРМИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Строительство православных церквей, часовен в так называемом стиле псевдорусской архитектуры конца 19 и начала 20 вв. воспринималось общественным сознанием как символ нации, национальной культуры, ее исторической неповторимости и значения. Именно в этот период было построено небольшое число православных церквей на территории Чувашии, и в основном был завершен процесс полной христианизации. Большинство церквей, сохраненных в Чувашии, как памятники церковной архитектуры относятся к этому периоду, хотя значительная их часть подвергалась разрушению. Строили церкви в конце 19 и начала 20 вв. из дерева и кирпича.  Церкви, соборы, храмы, монастыри, часовни резко отличались от бытовых сооружений своей архитектурной композицией, внутренним убранством. Храм – это место, где человек восстанавливает свой божественный образ через приобщение к Христу. Символика храма, его убранство, живопись, богослужебные предметы, книги являются проповедью в образах и красках, сообщением о мире небесном и земном, о Боге и его отношении к миру и человеку. Церковь Божьей матери Тихвинской в с. Мусирмы построена в 1882 году на средства прихожан, однопрестольная, деревянная. Схема композиции: четверик церкви, трапезная и ярусная колокольня (восьмерик на четверике). Трапезная и алтарная апсида понижены по отношению к высоте четверика, завершенного главной апсидой на восьмигранном барабане. Архитектурный декор фасадов выполнен из накладного теса: пилястры, наличники окон. Грани барабана отмечены угловыми пилястрами арочными перемычками между ними. Барабан поставлен на постамент, грани которого украшены килевидными кокошниками, угловые пилястры четверика имеют филенки. Восьмерик колокольни заканчивается шатром и шейной с луковичной небольшой главкой. В интерьере – иконы 19 - 20 вв. Длина церкви с колокольней – 10 саж., наибольшая ширина – 4 саж., высота до верхнего карниза – 3 саж. На церкви одна большая глава, иконостас трехъярусный, длина – 4 саж., высота – 2,5 саж. Страховая оценка иконостаса в 1915 году – 800 руб., общая – 3000. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери была     освящена в 1882 г. А в 1893 г. Архиепископом Казанским и Свияжским Владимиром была подарена величайшая святыня храма – Тихвинская икона Божией Матери в серебряном окладе, о чем сохранилась надпись на иконе. Сам Высокопреосвященнейший Владыка приехал со святыни в село Мусирмы, 18 сентября служил всенощную, а 19 сентября - литургию    (по старому стилю). Со дня освящения прошло более 120 лет. Церковь не закрывалась официально и не была разорена. Внутреннее убранство храма сохранилось в первоначальном виде. Приходские деревни: Дальняя Мусирма, Кудеснеры, Новые - Щелканы, дворов – 501. Церковный штат: священник и псаломщик. Усадебной земли 3 десятины, пахотной 33 десятины в пользовании причта. В приходе действовали: церковно – приходская школа, братство Св.Гурия и земская школа. Церковь не закрывалась. Имеется документ - отчет о деятельности Мусирминского церковно – приходского попечительства Цивильского уезда по оказанию помощи бедствующим от недорода хлеба жителям за периоды времени с 15 мая по 9 сентября и с 9 сентября по 19 ноября 1891 г., в котором сохранились списки лиц, сделавших пожертвования бедствующим прихожанам села Мусирмы Цивильского уезда только с 7 августа по 9 сентября 1891 г. Эти люди вносили по мере возможности (из разных уголков России: Москва, Ярославль, Севастополь, Кишинев…) от 1 рубля до 100 рублей. Таких лиц всего 73 на сумму 1810 руб. 90 коп. Вначале бедствующим Мусирминское церковное попечительство выделило пособие семье    по 5 руб. 20 коп. на душу (их было всего 50 душ). Но нищенствующих становилось все больше. Тогда священник Мусирминской церкви Даниил Филимонов обратился к знакомому состоятельному лицу с письменным воззванием помочь голодающим. Тот прислал 50 рублей, а письменное воззвание поместил в 217 номер «Московских ведомостей» от 8 августа 1891 г. Это письмо Филимонова произвело на добрых и состоятельных сынов России надлежащее действие, при чем для бедствующих прихожан с.Мусирмы через посредство священника Филимонова поступила значительная сумма пожертвований. Церковь объединяла прихожан 4 близлежащих деревень: Мусирминской (в 1882 г.) подчинялись приходы: Кудеснеры, Новые – Щелканы, Дальние Мусирмы и Ближние Мусирмы. И в этом же 1882 г. в священники с. Мусирмы Советом Братства был определен выпускник Центральной Крещенотатарской школы Даниил Филимонов, получивший там религиозно – нравственное   образование. Д. Ф. Филимонов родился 10 (22) декабря 1855 года в деревне Первое Степаново Цивильского уезда Казанской губернии. В 1872 году первым из чувашей поступил в только что открывшуюся Казанскую инородческую учительскую семинарию, которую окончил через 3 года. Затем 7 лет он преподавал в Симбирской чувашской школе. С 1882 года служил священником в с.Мусирмы Цивильского уезда, с 1894 года в селе Ишаки Козьмодемьянского уезда, с 1899 года по 1924 год в селах Пролейке и Туарме Бугульминского уезда Самарской губернии.В январе 1924 года Д. Ф. Филимонов стал Чебоксарским епископом. Он скончался 11 мая 1938 года и похоронен на кладбище родного села. В мае 1998 года по решению Цивильской районной администрации Первостепановской общеобразовательной школе присвоено имя Д.Ф. Филимонова. 27 декабря 1897 года Д. Ф. Филимонов написал письмо Е. С. Ильминской, вдове Н. И. Ильминского, директора Казанской инородческой учительской семинарии в 1872 – 1891 годы. Н. И. Ильминский создал оригинальную систему образования и воспитания для нерусских народов Поволжья и Востока России. Его система образования и воспитания была нацелена на сближение инородцев с русским населением путем просвещения. Первоначальное обучение Н. И. Ильминский предусматривал вести на инородческом языке. Учебный курс в инородческих школах по сравнению с русской начальной школой удлинялся на 1 год. Учителями должны были работать инородцы или русские, но владеющие инородческим языком. Учебники должны были издаваться на инородческих языках. Родной язык допускался в церковное богослужение. Сущность системы Н. И. Ильминского легла в основу утвержденных правительством 26 марта 1870 года правил «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев».  После смерти Ильминского 27 декабря 1891 года его система образования и воспитания нерусских народов стала подвергаться критике. 9 июля 2002 г. (по новому стилю) на престольный праздник прихожане торжественно отметили 120 – летие освящения храма. Были совершены богослужение и крестный ход на источник Божией Матери с водосвятием. Вот уже более века люди прибегают к этой иконе Божией Матери со своими скорбями и житейскими проблемами, и многие получают выздоровление и утешение по своей вере. Верующие почитают икону как чудотворную. На торжество съехались с разных приходов священно - служители и миряне, глубоко почитающие икону Божией Матери. На территории храма, перед алтарем, похоронен протоиерей Архип, служивший ранее здесь, уроженец д. Новые Щелканы. По преданию старожилов есть еще два захоронения священнослужителей и один мирянин, хлопотавший об открытии прихода. Известно, что он уроженец д. Кудеснеры (Куштан Ванька). До октября 2000г. служил протоирей Павел Тимофеев. С октября 2000 по январь 2001 гг. служил иерей Владимир Захаров. Большая заслуга по благоустройству территории церкви, по оформлению и сооружению ограды вокруг территории церкви, а также по строительству сторожки и дома священника протоирея Иоанна Ашмарина. Здесь он служил 16 лет, ныне в с. Большой Сундырь. По указу Архиепископа (ныне Митрополита) Чебоксарского и Чувашского Варнавы с 1 февраля 2001г. назначен на  должность настоятеля Церкви Тихвинской иконы Божией Матери с. Мусирмы иерей Леонид Ермолаев, уроженец Яльчикского р – на д. Старое Янашево. С октября 2001г. при церкви действовала воскресная школа. По воскресеньям дети разных возрастов собирались на богослужение, читали духовную литературу, справляли церковные праздники, устраивали паломнические поездки по монастырям. Школа существовала недолго. На праздник Крещения Господня установилась традиция перед храмом ставить крест изо льда. Крест есть оружие или знамя победы Христовой над грехом и смертью.  Один учитель, чтобы лучше объяснить ученикам, как Иисус Христос мог крестом Своим победить зло в мире, пояснил следующим примером. Долгие годы швейцарцы боролись против своих врагов – австрийцев. Наконец, оба враждебных войска сошлись в одной долине, чтобы там дать решительное сражение. Австрийские воины, одетые в панцирь (железную одежду), образовали со своими вытянутыми вперед копьями густые ряды, и швейцарцы, размахивая своими палицам (тяжелые дубинки с утолщенным концом), безуспешно пытались прорвать ряды неприятеля. Тогда один из швейцарских воинов Арнольд Винкельрид, жертвуя собою, выбежал вперед, обхватил обеими руками несколько выставленных против него копий и дал им воткнуться ему в грудь. Через это путь швейцарцам был открыт, и они ворвались в ряды австрийцев и одержали решительную и окончательную победу над врагами. Так герой Винкельрид пожертвовал свою жизнь, умер на кресте, но и воскрес, как победитель греха и смерти. И этими открыл нам путь к вечной победе над злом и смертью, то есть открыл путь к вечной жизни. (Закон Божий 1987 г.) Ледяной Крест освящается на праздник Крещения Господня (19 января по новому стилю) и стоит до крестопоклонной недели Великого поста, потом раздается народу. Люди несут куски льда домой, водичкой окропляют свои жилища, пьют ее, хранят целый год. 29 сентября 2002 г. посетил приход Митрополит Чебоксаркий и Чувашский Варнава, отслужил божественную литургию, за которой настоятель храма иерей Леонид был награжден Камилавкой. Преосвященнейший Владыка со священнослужителями и верующими совершил молебное пение с крестным ходом вокруг церкви, выступил с архипастырской речью перед прихожанами, преподал свое архипастырское благословение всему верующему народу.   Иерей Леонид Ермолаев 1973 г.р. Матушка Наталия 1973 г.р. Дети: Ирина Леонидовна 1994 г.р.         

                            Павел Леонидович 1996 г.р.         

                            Тихон Леонидович 1998 г.р.        

                            Даниил Леонидович 2000 г.р. 

                            Анастасия Леонидовна 2004 г.р. 

В ноябре 2003 года  сгорело здание церкви, но служба в церкви не прекратилась.  Весной 2004 года начали строительство новой церкви, где участвует население села и Урмарского района, что продолжается и в настоящее время.