Решение

Урмарского районного Собрания депутатов

от 8.12.2005 г. № 35

 

 

О районной целевой программе

развития образования  в Урмарском

районе на 2006 – 2010 годы

 

В         целях  обеспечения современного качества образования, направленного на развитие инновационной культуры выпускника школы в соответствии с актуальными и перспективными потребностями общества и государства

Урмарское районное собрание депутатов решило:

1.                       Утвердить прилагаемую районную целевую программу развития образования в Урмарском районе на 2006-2010 годы (далее - Программа).

2.                       Отделу образования администрации Урмарского района организовать работу по реализации  мероприятий, предусмотренных Программой развития образования в Урмарском районе на 2006-2010 годы.

3.                       Финансовому отделу администрации Урмарского района при  формировании проектов районного бюджета  на соответствующие годы  включать мероприятия Программы  в перечень районных целевых программ, подлежащих  финансированию за счет средств  бюджета Урмарского района, и ежегодно  уточнять объемы ассигнований  на ее реализацию  с учетом  реальных бюджетных возможностей.

        4.      Контроль за выполнением  настоящего решения возложить на заместителя главы по социальным вопросам – начальника отдела социального развития Урмарского района.

 

 

Глава Урмарского

района                                                                                                 В.Н.Кириллов

 

 

                     Утверждена

                                                                                        решением Урмарского    районного собрания депутатов            

от 8.12.2005 г. № 35

 

 

  

 

РАЙОННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УРМАРСКОМ РАЙОНЕ

на 2006 – 2010 годы

 

   

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

 

Наименование Программы – Районная целевая программа развития образования в  Урмар-

                                                  ском районе на 2006- 2010 годы

Основания для разработ      -  Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция

ки Программы                          модернизации российского образования на период до 2010

                                                   года, одобренная распоряжением Правительства Российской

                                                   Федерации  от 29 декабря 2001 года №1756-р, законы Чу-

                                                   вашской Республики  «Об образовании» от 28.01.1993 г.,        

                                                   «Об утверждении Комплексной программы экономического

                                                   и социального развития Чувашской Республики на 2003-  

                                                   2010 годы»от25.112003 г. №39,  Комплексный план

                                                   реализации  Стратегии социально-экономи-

                                                   ческого развития  Чувашской Республики до 2010 года, ут-

                                                   вержденный  постановлением Кабинета Министров Чуваш-

                                                   ской Республики от 15 апреля 2003 года №97( с изменения-

                                                   ми, внесенными постановлением Кабинета Министров Чу-

                                                   вашской Республики от 16 июня2004г. №137), постановле-

                                                   ние Кабинета Министров Чувашской Республики  от 21 фе-

                                                   враля 2005 г. №39 «О Концепции инновационного развития           

                                                   Чувшской Республики», постановление Кабинета Минист-

                                                   ров Чувашской Республики от 1 июня 2000 г. №109 «О Кон-

                                                   цепции национальной школы  Чувашской Республики в сов-

                                                   ременной системе обучения и воспитания».

 

 

Муниципальный заказ-                           

чик Программы               -        Администрация Урмарского района

 

 

Основной разработчик    -      отдел образования  администрации Урмарского района

Программы

 

Цель Программы              -      обеспечение современного качества образования, направлен-

                                                   ного на развитие инновационной культуры выпускника

                                                   школы в соответствии с актуальными и перспективными по-

                                                   требностями личности, общества и государства

 

 

Задачи Программы           -    развитие инновационной образовательной инфраструктуры,

                                                 обеспечивающей преемственность всех уровней образования

                                                 и успешную социальную интеграцию выпускников школы в

                                                 общество;

                                                 формирование современных механизмов ресурсного обеспе-

                                                 чения развития системы образования;

                                                 совершенствование методов и механизмов анализа и прогно-

                                                 зирования развития системы образования на основе внедре-

                                                 ния инновационных технологий исследований, мониторинга

                                                 и оценки качества образования;

                                                 развитие новых форм государственно-общественного

                                                 управления образованием, обеспечивающих взаимодействие                

                                                 органов государственной власти и органов местного  

                                                 самоуправления, образовательных учреждений, бизнеса,

                                                 общественных организаций

 

Сроки реализации         -       2006 – 2010 годы

Программы

 

Перечень приоритет-    -      внедрение эффективных механизмов ресурсного обеспечения

ных  мероприятий                развития системы образования;

                                               формирование и внедрение современной системы государст-

                                               венно- общественного управления образованием;

                                               создание эффективной  системы мониторинга, статистики и

                                               оценки качества образования, организация исследований раз-

                                               вития системы образования;

                                               реализация инновационных моделей управления и организа-

                                               ции общего и дополнительного образования

 

Исполнители мероприя-   - отдел образования администрации Урмарского района,

тий Программы           

                                                МУЗ «Урмарская районная больница»,

                                                финансовый отдел администрации  Урмарского района,

                                                 отдел экономики и  управления муниципальным имуществом,

                                                 администрации Урмарского  района, районный отдел

                                                внутренних дел (по согласованию), муниципальные

                                                образовательные учреждения Урмарского района

                                                 

 

Объемы и источники фи- -   общая сумма финансирования - 68275,5 тыс. руб.

нансирования                        в том числе:

                                                           средства федерального бюджета - 250,0 тыс.руб.

                                                           средства республиканского бюджета Чувашской

                                                 Республики -      46800  тыс. рублей;

                                                           средства  местного бюджета  - 20985,5   тыс. рублей;

                                                           внебюджетные источники      -  240, 0 тыс. рублей

 

Ожидаемые конечные

результаты реализации

Программы                         -   наличие развитой инновационной образовательной инфра-

                                                 структуры;

                                                 позитивная динамика изменения уровня инновационной куль-

                                                 туры участников образовательного процесса;

                                                 появление новых управленческих и образовательных практик,

                                                 позитивно влияющих на повышение качества образования;

                                                 полный охват детей дошкольного возраста предшкольной

                                                 подготовкой;

                                                 охват услугами системы дополнительного образования до

                                                 95% школьников;

                                                 готовность 80% учащихся к осознанному выбору индивиду-

                                                 альной образовательной траектории в профессиональном

                                                 пространстве социума;

                                                 достижение компьютерной грамотности у 100% школьников,                                                                                                          90% учителей на уровне навыков работы с информацией;

                                                 владение каждым выпускником школы одним иностранным

                                                 языком на уровне функциональной грамотности;

                                                 обеспечение образовательных учреждений компьютерами в

                                                 соотношении 1 на 10 учащихся;

                                                 практическое применение 80% педагогических работников

                                                 инновационных образовательных технологий в процессе обу-

                                                 чения и воспитания учащихся;

                                                 перевод всех образовательных учреждений на финансово-

                                                 хозяйственную самостоятельность;

                                                 качественное многопрофильное психолого-педагогическое,

                                                 медико-социальное сопровождение участников образователь-

                                                 ного процесса;

                                                 функционирование системы оперативного получения досто-

                                                 верной информации о состоянии развития образовательных

                                                 учреждений, индивидуальных достижениях учащихся, педа-

                                                 гогических  работников;

                                                 практика публичных докладов о результатах деятельности

                                                 образовательных систем;

                                                 внедрение в практику работы образовательных учреждений

                                                 разнообразных форм государственно- общественного управ-

                                                ления качеством образования

 

Система организации     -    отдел образования администрации Урмарского района еже-

контроля за испол-               годно к 1 февраля до 2011 года информирует о ходе выпол-

нением Программы              нения Программы Министерство образования и молодежной

                                               политики Чувашской Республики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

            Районная целевая программа развития образования в Урмарском районе на 2006-2010 годы (далее- Программа) является организационной основой развития системы образования Урмарского района, осуществления государственной политики Чувашской Республики в области образования  и продолжением Программы развития образования Урмарского района на 2001- 2003 годы и на период до 2005 года, утвержденной Постановлением главы администрации Урмарского района от 23.05.2001 г. №131.

            Программа разработана на основе анализа современного состояния образования в районе в соответствии  с Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации, законами Российской Федерации и Чувашской Республики «Об образовании»,     Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации  от 29 декабря 2001 года №1756-р,  постановлением  Кабинета Министров Чувашской Республики  от 21 февраля 2005 г. №39 «О Концепции инновационного развития  Чувашской Республики», Комплексным планом реализации  Стратегии социально-экономического развития  Чувашской Республики до 2010 года, утвержденным  постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2003 года №97 (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 июня 2004г. №137), постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики  от 1июня  2000 г. №109  «О Концепции национальной школы  Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания».

             Проект Программы, индикаторы эффективности ее реализации обсуждены  и одобрены на расширенном заседании Совета отдела образования с приглашением руководителей образовательных учреждений  3 ноября 2005 года.

 

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости

ее решения программным методом

 

            Качественная оценка результатов и опыта предыдущего этапа развития образования подтверждает, что в последние годы удалось совершить инновационный прорыв по целому ряду системообразующих  направлений развития образования,  в том числе по внедрению нового финансово-экономического механизма, реструктуризации сети образовательных учреждений, введению единого государственного экзамена, участию в муниципальном эксперименте по предпрофильному и профильному обучению учащихся, созданию  и развитию единой информационной образовательной среды и современной ресурсной базы развития образования.

В настоящее время  3807 учащихся обучается в 27 общеобразовательных учреждениях. По состоянию на 1 января 2005 г. по сравнению с 2001 годом численность учащихся сократилась на 21,8% (в сельской местности – на 12,9%, в городе – на 26,0%). По сравнению с предыдущим годом количество учащихся уменьшилось на 300 человек (7,3%). В I классах обучается 295  учеников против 411 в 2001 году.

       К 2010 году сокращение обучающихся составит еще около 450 учащихся (11,9%) Количество школ к 2005 году сократилось по сравнению с 2001 годом на 2 (6,9%). В настоящее время в 26 сельских  школах  обучается 64,9% учащихся. В течение 2001-2004 годов было реструктурировано 9 школ. На
33% увеличилось количество основных  школ, по сравнению с 2001 годом на 35,3% уменьшилось количество средних  школ.

 

 

Изменение сети школ в процессе ее реструктуризации за 2002-2005 годы

 

 

Сеть школ

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

Всего школ, в т. ч.

29

28

28

27

Начальные

6

6

6

8

Основные

6

6

9

8

Средние

17

16

13

11

Специальные школы

-

-

-

-

 

Число реструктуризированных школ (вместе с филиалами)

 

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

Всего за

2002-2005 годы

Всего реструктуризировано школ

2

3

3

1

9

в т. ч.

 

 

 

 

 

закрыты:

 

 

 

 

 

начальные школы

 

 

 

 

 

основные школы

1

 

 

 

1

средние школы

 

 

 

 

 

филиалы

 

 

 

 

 

реорганизованы:

 

 

 

 

 

СОШ в ООШ

1

3

1

 

5

СОШ в НШ

 

 

 

 

 

ООШ в НШ- детский сад

 

 

2

 

2

ООШ в НШ

 

 

 

1

1

В результате оптимизации сети сельских школ были созданы 6 базовых  школ  (МОУ «Урмарская СОШ № 1 им. Г.Е. Егорова», МОУ «Большечакинская СОШ», МОУ «Ковалинская СОШ», МОУ «Кульгешская СОШ им. Н.А. Афанасьева», МОУ «Мусирминская СОШ», МОУ «Шоркистринская СОШ), 2 ресурсных центра (МОУ «Урмарская СОШ №1 им. Г.Е. Егорова», МОУ «Мусирминская СОШ») с современной учебно-материальной базой, внедрены  разнообразные модели образовательных учреждений: «базовая школа»,  комплекс «школа – детский сад». МОУ «Мусирминская средняя общеобразовательная школа» участвовала в конкурсе «Сельский образовательный центр». В рамках проекта «Реформа системы образования в Чувашской Республике» вклад МБРР в данную школу составил 3040 тыс.руб. за счет республиканского бюджета. Принятые меры  обеспечили  доступ школьников к качественным образовательным ресурсам.

Высвобожденные в ходе реструктуризации средства в объеме 651,4 рублей были направлены на укрепление материально-технической базы учреждений образования и содержание 8 школьных автобусов. Организован подвоз детей  в школы из  22    населенных пунктов.  На приобретение школьных автобусов поступило из республиканского бюджета 2979 тыс.рублей.

По республиканской подпрограмме «Школьный автобус» на 2003-2010 годы предусмотрены строительство и реконструкция автомобильных дорог к школам для обеспечения безопасности движения школьных автобусов. Построена  автомобильная дорога к МОУ «Шоркистринская СОШ» протяженностью 2 км. Начато строительство подъезда к МОУ «Кульгешской СОШ им. Н.А. Афанасьева». Разрабатывается проектно-сметная документация для строительства подъезда к МОУ «Большечакинская СОШ». Выполнена проектно-сметная документация на строительство подъезда к МОУ «Ковалинская СОШ».

 В результате около 400 учащихся сельских школ получили доступ к более качественному образованию, позитивно изменились и показатели эффективности системы образования.  В результате реструктуризации школ несколько приостановлено дальнейшее снижение наполняемости классов – 17,1 чел.(2004 г.), 17,4 чел.(2005 г.).   Соотношение числа учащихся на одного учителя составляет 8,3 чел. (2004 г.), 8,5 чел.(2005 г.).

Наполняемость классов

 

2001-2002

2002-2003

2003-2004

2004-2005

2005-2006

17,3

17,4

17,4

17,1

17,4

 

Одним из важных  инновационных проектов для системы образования республики стал эксперимент по введению ЕГЭ, который расширил границы единого образовательного пространства и создал равные возможности всем выпускникам при поступлении в вуз. В 2005 году в целом по району в учреждения высшего профессионального образования поступили 43,5% учащихся.  В 2001 году данный показатель составлял по району 41,6%.

           Эксперимент по введению ЕГЭ является одним  из индикаторов качества оказываемых образовательных услуг, позволяет увидеть слабые и сильные стороны всех участников образовательного процесса, делает прозрачной деятельность каждого педагога, дает возможность более адресно выстраивать систему повышения квалификации учителей.

         В 2004-2005 учебном году в эксперименте по ЕГЭ всего участвовало 378 человек.

 

Предмет

Средний балл

2003

2004

2005

Математика

3,6

3,7

3,7

Русский язык

3,4

3,3

3,7

           

            В районе сложилась эффективная система выявления и поддержки одаренных детей. В целях выявления интеллектуально одаренных учащихся, дальнейшего развития их способностей в изучении основ наук ежегодно проводятся олимпиады по 18 предметам для учащихся 8-11 классов.

            В 2004-2005 учебном году в районных олимпиадах участвовало 632 ученика (121 призер). Победители районных олимпиад, конкурсов, конференций принимают участие на республиканских, всероссийских этапах мероприятий и занимают призовые места (10 призеров). На проведение районных предметных олимпиад в 2004-2005 учебном году профинансировано 3,2 тыс.руб. из местного бюджета, на участие призеров районных олимпиад   в республиканских – 2,5 тыс.руб. Стабилен интерес школьников к участию в научных конференциях, конкурсах, фестивалях.  В качестве целевой поддержки участников  олимпиадного движения, научно-практических конференций профинансировано в I полугодии 2005 года из местного бюджета 33,4 тыс.руб.(1170 участников).

С 2003 года учреждены и выдаются стипендии главы администрации Урмарского района учащимся школ за особые успехи в освоении наук. В 2004-2005 учебном году 7 интеллектуально одаренных школьников получали именные стипендии главы администрации района. Распоряжением главы администрации Урмарского района от 25.08.2005 № 254-р за  достигнутые успехи в республиканских конкурсах, олимпиадах объявлена благодарность и назначены ежемесячные стипендии с 01 сентября 2005 года по 31 августа 2006 года 6 учащимся муниципальных общеобразовательных учреждений.

Развитие  базовых школ, работающих в режиме профильного обучения позволило создать условия для личностного и профессионального самоопределения  школьников.

28,6% учащихся занимаются по программам профильного обучения, что существенно облегчает их социализацию и выбор индивидуального образовательного маршрута в последующем профессиональном обучении.  В ходе реализации республиканского эксперимента по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения, в котором участвует МОУ «Урмарская СОШ №1 им. Г.Е. Егорова», созданы и апробируются новые учебные программы, разработаны и ведутся элективные курсы, активно внедряются технологии психологического сопровождения эксперимента. Выбор профиля является делом ответственным как для ученика, так и для его ближайшего окружения. Исходя из этого была разработана технология формирования предпрофильной подготовки учащихся  в 12 общеобразовательных школах, в которых ведется 81 элективный курс.

На фоне  сформировавшейся  системы поддержки и развития  одаренных детей  наиболее актуальной является проблема повышения качества образования в массовой общеобразовательной школе. Результаты проведенных психолого-педагогических исследований свидетельствуют о серьезных трудностях, которые испытывают в обучении от 15 до 40% учащихся. Более 30% школьников имеют невысокий уровень учебной мотивации. Только у 20% старшеклассников выявлен оптимальный уровень социальной зрелости, что свидетельствует о неготовности старшеклассников к самостоятельному решению вопросов жизненного выбора.

В современном постиндустриальном обществе востребованы  молодые люди, способные самостоятельно решать нестандартные задачи, разрабатывать и проверять гипотезы, умеющие работать в проектном режиме и т.п. Достижение этих результатов возможно только при переходе от знаниевого подхода  к компетентностному и другим инновационным  подходам. Одним из вариантов решения проблемы является создание условий для развития ключевых компетенций учащихся в разных сферах  деятельности: учебной, исследовательской, информационной,  социальной.

За последние годы  в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 г. № 630, и республиканской целевой программы «Развитие единой образовательной  информационной среды в Чувашской Республике на 2003-
2005 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 июля 2003 г. № 169, в школы района поступили 144 компьютера, что позволило увеличить показатель оснащенности школ  современной техникой по сравнению с 2002 годом в 2,8  раза. В настоящее время в районе на один компьютер приходится 27 учеников, 44,4 % школ подключены к сети Интернет. Благодаря этому школьники включаются в диалог со своими сверстниками и преподавателями во всем мире, принимают участие в дистанционных  олимпиадах, становятся участниками или инициаторами проектов, получая при этом и языковую практику. В республике определен рейтинг активности отделов образования по реализации вышеназванной программы, по показателям район занимает 3-ье место в республике, а среди сельских районов- 1- ое место. 

Развитие у выпускников базовых навыков социальной адаптации осуществлялось посредством введения в учебные планы курсов права, экономики, менеджмента, психологии, социологии, второго иностранного языка.

Увеличилось количество школ, обеспечивающих раннее изучение информатики и иностранного языка. В 2005 году  ранним изучением информатики охвачено  34,4% учащихся, ранним изучением английского языка – 74,7%.

Существенно активизировалась работа по совершенствованию национально-регионального компонента содержания образования, направленного на создание условий для повышения качества обучения и воспитания, развития конкурентоспособности учащихся национальной школы.  В 2004 году обеспеченность учебниками и учебными пособиями республиканского комплекта составила 102%, федерального комплекта – 68%. Социальная поддержка обеспечения учащихся федеральными и республиканскими комплектами учебников осуществлялась за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Активно использовались новые формы привлечения учащихся к изучению чувашского языка, такие как Всероссийская игра-конкурс по чувашскому языку «Чувашская ласточка (Чĕвĕлти чĕкеç) – языкознание для всех», республиканский фестиваль содружества языков «Туслăх хĕлхемĕ», республиканская игра-конкурс для русскоязычных школ «Çăлтăрчăк» и т.д., 6 участников этих конкурсов стали лауреатами.

Особое внимание уделялось проблеме снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. В последние годы в районе принимались меры по созданию условий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей средствами физической культуры и спорта. Ежегодно в районе проводится свыше 50  крупных  физкультурно-массовых мероприятий, в которых принимают участие более 3000  детей.

Значительное внимание уделялось совершенствованию организации физического воспитания детей на основе создания системы массовых мероприятий, направленных на развитие физкультурно-оздоровительной работы с детьми: спартакиады школьников, соревнования по различным видам спорта; смотры физической подготовленности обучающихся; участие в республиканских и во всероссийских соревнованиях и др. С 2003 года школы района участвуют в республиканской олимпиаде по физической культуре, а с 2004 года - физкультурно-оздоровительных фестивалях для дошкольников «Малышиада», республиканских конкурсах «Самый спортивный класс», «Самая спортивная школа». В республиканском конкурсе «Самый спортивный класс» 9 класс МОУ «Чубаевская ООШ» занял 1- ое место, в конкурсе «Самая спортивная школа» МОУ «Шоркистринская СОШ» заняла 3- ье место. МОУ «Урмарская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Г.Е.Егорова» с 2004 года участвует в республиканском эксперименте по совершенствованию структуры и содержания учебного предмета «Физическая культура», в ходе которого апробируется организация физической культуры на основе интеграции образовательных программ  основного и дополнительного образования по базовым видам спорта.

В районе введена в учебную программу школ 3-часовые занятия физической культурой в неделю. Для обеспечения 6-8-часовой двигательной активности у детей в школах ежедневно проводятся утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры во время перемен (45,7% школьников регулярно занимаются в спортивных секциях  и клубах).

Активно содействует созданию условий для психического здоровья районный   центр диагностики и консультирования при отделе образования.

Разработана районная модель психологической службы. Педагоги-психологи совместно с социальными педагогами осуществляют системную профилактику наркозависимости подростков.

В последние годы большое значение уделялось обучению педагогических работников новым здоровьесберегающим технологиям.

           Приоритетное направление деятельности учреждений дополнительного образования – создание условий, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, развитие их социальной компетентности, – реализовывалось путем изменения количественных и качественных показателей системы. МУДО «Дом творчества детей и юношества» является многопрофильным учреждением дополнительного образования детей, на базе которого созданы и работают более 70 детских объединений по различным направлениям, в которых занимается 2929 детей в возрасте от 5 до 18 лет(76,9% от общего количества учащихся)(в 2001 году- 63,5 %).                  .
          Система дополнительного образования, находясь в поиске наиболее эффективных технологий развития детей и подростков, активно развивает социальное проектирование, основой которого является полноценное участие школьников в решении социально значимых проблем общества.

Ежегодно в районе реализуется 3-5  проектов с участием детей, подростков и молодежи по решению проблем местного сообщества. Наиболее значимыми из них являются проекты, формирующие гражданские  компетенции детей, подростков и молодежи. 

Важную роль в социализации учащихся играют детские общественные организации, создаваемые при образовательных учреждениях. В настоящее время в районе действует детская общественная организация «Радость». С 2001 года количество детских общественных организаций с 17 возросло до 22.

Однако недостаточно развитая материально-техническая база учреждений, преобладание традиционных технологий обучения и воспитания, неэффективность системы повышения квалификации специалистов дополнительного образования замедляют процессы качественных изменений.

В условиях возрастания роли новых форм организации предшкольной подготовки, обеспечивающей преемственность между дошкольным и школьным образованием, в качестве приоритетной решалась задача  обеспечения равных стартовых возможностей для всех детей дошкольного возраста В настоящее время количество воспитанников в 7 самостоятельных дошкольных учреждениях, в 3-х учреждениях «начальная школа – детский сад», дополнительных дошкольных группах при 13 общеобразовательных школах воспитываются 960 детей, что составляет 61,2% детей в возрасте от 1 до 6,5 лет (в 2004 году – 60,0%). Активно развивается вариативная сеть дошкольных учреждений, позволяющая обеспечить право выбора форм и направленности дошкольного образования в соответствии с личностными особенностями ребенка. Для детей, имеющих отклонения в развитии речи, действует 1 логопедическая группа при дошкольном учреждении «Колосок» пос Урмары, для детей, не  посещающих детские сады, открыты 3 группы кратковременного пребывания.

Продолжает интенсивно обновляться содержание дошкольного образования, более половины  дошкольных образовательных учреждений реализуют программы нового поколения «Радуга», «Детство», «Развитие», «Школа-2100». 

Вместе с тем ключевыми проблемами в системе дошкольного образования остаются охват детей старшего дошкольного возраста предшкольной подготовкой и удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей с разным уровнем доходов.

В центре особого внимания  – дети- сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. На фоне сокращения общей численности детей увеличивается количество детей-сирот, детей, нуждающихся в поддержке государства, и детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим в последние годы предпочтение отдается развитию новых форм семейного устройства осиротевших детей. На воспитание в семьи передано 89 % детей-сирот (в 2001 году – 81,0 %).

Вместе с тем необходимы новые стратегии предупреждения социального сиротства, поиска и развития альтернативных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Особую значимость в условиях  изменения образовательной среды приобретает процесс психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса. Эта деятельность осуществляется районной службой практической психологии, специалисты которых обладают квалификацией в области применения специальных технологий и инструментария, предназначенных для моделирования образовательных инноваций с учетом требований социума и особенностей возрастного и индивидуального развития ребенка. Компетентность специалистов службы позволяет им осуществлять качественные мониторинговые исследования, реализовывать  профилактические и просветительские проекты, работать экспертами и консультантами.

Вместе с тем обеспеченность службы кадрами все еще остается крайне низкой: на уровне 50% от нормы (из расчета 1 педагог-психолог на 500 детей), а многообразие видов деятельности педагогов-психологов не подкреплено современной материально-технической базой и адаптированным к региональным условиям информационно-методическим обеспечением.

Задача создания образовательной инфраструктуры по формированию инновационной культуры населения обусловливает новые подходы в области кадровой политики. Результаты мониторинга кадрового персонала в системе общего образования района приведены в таблице 2. Тенденции в динамике показателей развития человеческих ресурсов  повторяют в целом динамику общероссийских и республиканских показателей.

 

Таблица  2

Динамика показателей развития человеческих ресурсов

в системе общего образования Чувашской Республики

 

пп

Наименование показателей

Данные

по годам

2001 год

2005 год

1.

Общая численность педагогических работников в системе общего образования, человек

   536

448

2.

Удельный вес педагогических работников с высшим образованием, %

88,7

92,6

3.

Удельный вес педагогических работников, имеющих квалификационные категории, всего, %

69,4

73,2

в том числе, имеющих  высшую квалификационную категорию, %

3,2

6,5

4.

Удельный вес педагогических работников со стажем работы до 5 лет, %

5,4

5,6

5.

Удельный вес педагогических работников со стажем работы 20 и более лет, %

46,6

48,7

6.

Удельный вес работающих пенсионеров среди педагогических работников, %

7,1

6,7

7.

Удельный вес педагогических работников-женщин, %

78,4

79,0

8.

Удельный вес педагогических работников, прошедших переподготовку и повышение квалификации, %

20,0

32,1

9.

Удельный вес педагогических работников, выбывших в другие отрасли экономики, человек, %

 

   1,4

 

     1,3

Усиливается тенденция старения педагогических кадров. При этом у большинства педагогов в возрасте старше 40 лет уже сформирован индивидуальный стиль деятельности с предпочтением учебно-дисциплинарной модели взаимодействия с детьми.  Кроме того, исследования показывают, что у типичного сельского педагога преобладает традиционная профессиональная направленность. В связи с этой существующей проблемой возникла необходимость привлечения и закрепления молодых специалистов в образовательных учреждениях.

Подпись:  
Возрастные особенности педагогических работников предопределяют необходимость использования инновационных моделей переподготовки и повышения квалификации педагогов, осуществляемой в основном Чувашским республиканским институтом образования, в котором ежегодно проходят курсовую подготовку более   70 руководителей и педагогов. В 2005 году на базе ресурсных центров организованы курсы по обучению педагогов новым информационным технологиям.   Однако из 51% педагогов, владеющих  компьютерными технологиями, только 26% активно используют их в образовательном процессе.

Качественные системные изменения невозможны без подготовленных управленческих кадров, обладающих новым мышлением и высоким уровнем инновационной культуры. Среди  руководителей образовательных учреждений 66,7 % составляют женщины, 3 % достигли пенсионного возраста, средний возраст руководителей – 50 лет. Большинство управленцев, педагогов регулярно повышает профессиональный уровень на курсах повышения квалификации в институте образования, многие из них активно участвуют в различной проектной деятельности, изучают и внедряют опыт работы других регионов и зарубежных стран.

В условиях активного инновационного развития особую важность приобретает социальная поддержка работников образования. В районе предусмотрены средства на дополнительные расходы, связанные с аттестацией педагогов. Ежегодно лучшие учителя года поощряются денежными премиями. С целью развития инновационного потенциала педагогических работников проводится районный конкурс «Учитель года», стимулируется  активное участие педагогических работников  в республиканских  конкурсах профессионального мастерства.

За последние годы в систему образования  вложены значительные финансовые и материально-технические  ресурсы. Расходы на образование стали самой крупной статьей  расходов в  бюджете района. Объем бюджета отрасли увеличился более чем в 2,2 раза и достиг 59168 тыс. рублей.  В период с 2001 по 2004 годы  в район  поступили средства из республиканского бюджета на строительство объектов образования в размере 37685 тыс.  рублей.

В 2002 году введена в эксплуатацию  МОУ « Урмарская средняя общеобразовательная школа №1им. Г.Е. Егорова» на 1296 учащихся. На строительство этой школы направлены  финансовые средства из республиканского бюджета 39134,0 тыс. руб., из районного бюджета – 3115,3 тыс. руб. Включено в республиканскую инвестиционную программу 2006 года строительство нового здания на 240 учащихся с помещениями для дошкольной группы  МОУ «Большеяниковской СОШ». В 2005 году начато строительство газовой котельной за счет средств районного бюджета. МОУ «Большеяниковская СОШ» расположена в центре разветвления автодорог из 9 деревень. В перспективе эта школа станет базовой.

Запланировано строительство пристроя на 6 классных помещений со спортзалом  к существующему зданию детского сада на 90 мест МОУ «Шихабыловская основной общеобразовательная школа».

 Около 44,1% общеобразовательных учреждений  переведены на газовое отопление. В настоящее время все сельские школы обеспечены компьютерным оборудованием. Существенно изменилась спортивная база образовательных учреждений. В соответствии с федеральной целевой программой «Дети России» в район поступил спортивный инвентарь на сумму 530 тыс. рублей.

Приоритетной задачей финансовой деятельности учреждений системы образования в последние годы стало осуществление перехода  на новый финансово-экономический механизм. С 2001 года внедряется нормативное бюджетное финансирование школ в расчете на 1 учащегося.

 

 Нормативы бюджетного финансирования образовательных
учреждений Урмарского  района

 

Город

Село

По району

2001

1991,7

4172,3

3082,0

2002

3802,6

7602,4

6406,8

2003

4032,0

8276,1

6154,1

2004

4980,7

10284,8

7632,8

 

МОУ «Урмарская СОШ № 1 им. Г.Е. Егорова» и МОУ «Мусирминская СОШ» (7,4%) имеют самостоятельные бухгалтерии. С введением нормативного бюджетного финансирования руководители школ стали более профессионально оценивать финансовое состояние своих учреждений, планировать доходы и расходы, что позволило существенно увеличить объем привлечения внебюджетных средств в учреждения.

Вместе с тем  не все образовательные учреждения готовы к эффективному использованию потенциальных возможностей нового организационно-экономического механизма. Низка фандрайзинговая активность руководителей образовательных учреждений и председателей попечительских советов.  

Внедрение нового организационно-экономического механизма создало условия для широкого привлечения к управлению образованием общественности в лице потребителей образовательных услуг из числа родителей и представителей бизнес-среды. В настоящее время во многих образовательных учреждениях созданы попечительские советы (школы – 22%, самостоятельные дошкольные образовательные учреждения – 28,5%), которые вносят реальный вклад в развитие образовательных учреждений, укрепление материально-технической базы, повышение квалификации учителей и поддержку одаренных учащихся. Тем не менее существующий механизм государственно-общественного управления не обеспечивает активного участия общественных институтов управления школой  в решении вопросов стратегического развития образовательных учреждений. Органы общественного управления образованием участвуют зачастую только в решении финансовых и материально-технических вопросов. Важным фактором торможения этого процесса является также неготовность ряда руководителей образовательных учреждений к делегированию им некоторых своих полномочий.

Качественное управление инновационными процессами в системе образования невозможно без поиска, апробации и внедрения новых моделей управления, без обновления самой системы управления на всех уровнях. Нуждается в оптимизации организационная структура отдела образования и образовательных учреждений, затрудняющая реализацию стратегических целей и задач инновационного развития системы образования. В широкой управленческой практике по-прежнему сохраняются традиционные технологии и приемы администрирования, недостаточно полно и эффективно используются возможности информационных технологий.

Так, в системе образования района проведена структурная перестройка сети сельских школ, начато внедрение нового финансово-экономического механизма управления. Параллельно с оперативным финансовым и материально-техническим насыщением образовательных учреждений формировалась ресурсная интеллектуально-технологическая база, которая способствовала активному наращиванию инновационного потенциала системы и созданию необходимых организационно-экономических условий для перевода ее в режим устойчивого развития. 

Вместе с тем не произошло значительного повышения качества образовательных результатов в массовой практике.

Вследствие этого на фоне быстрых темпов инновационного развития системы образования района возникло противоречие между реальными качественными изменениями в организации деятельности образовательных учреждений, качеством продукта образовательной деятельности и возрастающими образовательными потребностями социума.

 

II. Цель, задачи и сроки реализации Программы

Основной целью Программы является обеспечение современного качества образования, направленного на развитие инновационной  культуры выпускника школы в соответствии с актуальными и перспективными  потребностями личности, общества и государства.

Задачи Программы: 

развитие инновационной образовательной инфраструктуры, обеспечивающей преемственность всех уровней образования и успешную социальную интеграцию выпускников школы в общество;

формирование современных механизмов ресурсного обеспечения развития системы образования;

совершенствование методов и механизмов анализа и прогнозирования  развития системы образования на основе внедрения инновационных технологий исследований, мониторинга и оценки качества образования;

развитие новых форм государственно-общественного управления образованием, обеспечивающих взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных учреждений, бизнеса, общественных организаций.

 

III. Система программных мероприятий

Мероприятия программы (приложение № 1) направлены на эффективное использование потенциала системы образования при соответствующей государственной поддержке, предусмотренной законодательством, и разбиты на кластеры по каждой задаче:

1 – разработка и реализация инновационных моделей управления и организации системы  общего и дополнительного образования детей;

2 – внедрение эффективных механизмов ресурсного обеспечения развития  системы образования;

3 – формирование и внедрение механизмов государственно-общественной системы управления образованием;

4 – создание эффективной системы исследований, мониторинга, статистики и оценки качества образования.

 

IV. Ресурсное обеспечение Программы

Основными источниками финансирования Программы являются:

средства федерального, республиканского и районного бюджетов – для финансирования приоритетных направлений инвестиционных проектов развития образования;

внебюджетные средства, в том числе привлекаемые для реализации проектов.

Программа предусматривает программно-целевое финансирование мероприятий, что соответствует принципам формирования районного бюджета.

Объем инвестиций и других расходов на осуществление Программы может ежегодно уточняться исходя из возможностей бюджетов всех уровней.

 

Объемы и источники финансирования Программы
по годам ее реализации

(тыс. рублей)

Общие объемы затрат по источникам финансирования

2006-

2010

годы

В том числе по годам реализации

 

 

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

федеральный бюджет

 

республиканский бюд­жет Чувашской Республики

 

Районный бюджет

 

внебюджетные источники

250

 

46800

 

 

 

20985,5

 

 

240

-

 

10270

 

 

 

5055

 

 

43

250

 

14320

 

 

 

4547

 

 

51

-

 

12070

 

 

 

4523,5

 

 

46

-

 

3070

 

 

 

3137,5

 

 

53

-

 

7070

 

 

 

3722,5

 

 

47

 

 

 

 

 

 

 

Итого

68275,5

15368

19168

16639,5

6260,5

10839,5

 

V. Ожидаемые результаты реализации Программы,
основные показатели и индикаторы ее эффективности

Результатами реализации Программы станут:

наличие развитой  инновационной образовательной инфраструктуры;

позитивная динамика изменения уровня инновационной культуры участников образовательного процесса;

появление новых управленческих и образовательных практик,  позитивно влияющих на  повышение качества образования;

полный охват детей дошкольного возраста предшкольной  подготовкой; 

охват услугами системы дополнительного образования до 95% школьников;

готовность 80% учащихся к осознанному выбору индивидуальной образовательной траектории в профессиональном пространстве социума;

достижение компьютерной грамотности у 100% школьников и 90% учителей на уровне  навыков работы с информацией;

владение каждым выпускником школы одним иностранным языком на уровне функциональной грамотности;

обеспечение  образовательных учреждений компьютерами в соотношении 1 на 10 учащихся;

практическое применение 80% педагогических работников инновационных образовательных технологий в процессе обучения и воспитания учащихся;

перевод всех образовательных учреждений на финансово-хозяйственную самостоятельность;

формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей достижение высокого уровня современного качества образования;

качественное многопрофильное психолого-педагогическое, медико-со­циальное сопровождение участников образовательного процесса;

появление инновационных моделей и практик научно-методического сопровождения образовательных систем и процессов;

наличие разнообразных форм государственно-общественного управления качеством образования;

функционирование системы оперативного получения достоверной информации о состоянии развития системы образования,  индивидуальных достижениях учащихся, педагогических работников.

 

VI. Механизмы реализации Программы, организация управления,

контроль за выполнением

Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей с учетом меняющихся социально-экономических условий. В зависимости от изменения задач на разной стадии исполнения отдельные мероприятия Программы могут быть заменены на другие, в большей степени отвечающие задачам конкретного периода.

Управление реализацией Программы осуществляет муниципальный заказчик – администрация Урмарского района Чувашской Республики, контролирующий выполнение намеченных мероприятий и целевое использование выделенных ассигнований. Государственный заказчик обеспечивает также организационное руководство реализацией Программы.

Муниципальный заказчик Программы ежегодно формирует бюджетную заявку на ассигнования из районного бюджета Урмарского района и в установленном порядке представляет ее в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики.

Отдел образования и другие отделы администрации Урмарского района ежегодно к 1 февраля до 2011 года информируют о ходе выполнения Программы  Министерство образования и молодежной политики  Чувашской Республики и администрации Урмарского района.