Решение
Урмарского районного Собрания депутатов
от 8.12.2005 г. № 35
О районной целевой программе
развития образования в Урмарском
районе на 2006 – 2010 годы
В целях обеспечения современного качества образования, направленного на развитие инновационной культуры выпускника школы в соответствии с актуальными и перспективными потребностями общества и государства
Урмарское районное собрание депутатов решило:
1. Утвердить прилагаемую районную целевую программу развития образования в Урмарском районе на 2006-2010 годы (далее - Программа).
2. Отделу образования администрации Урмарского района организовать работу по реализации мероприятий, предусмотренных Программой развития образования в Урмарском районе на 2006-2010 годы.
3. Финансовому отделу администрации Урмарского района при формировании проектов районного бюджета на соответствующие годы включать мероприятия Программы в перечень районных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Урмарского района, и ежегодно уточнять объемы ассигнований на ее реализацию с учетом реальных бюджетных возможностей.
4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя главы по социальным вопросам – начальника отдела социального развития Урмарского района.
Глава Урмарского
района В.Н.Кириллов
Утверждена
решением Урмарского районного собрания депутатов
от 8.12.2005 г. № 35
РАЙОННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УРМАРСКОМ РАЙОНЕ
на 2006 – 2010 годы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы – Районная целевая программа развития образования в Урмар-
ском районе на 2006- 2010 годы
Основания для разработ - Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция
ки Программы модернизации российского образования на период до 2010
года, одобренная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 декабря 2001 года №1756-р, законы Чу-
вашской Республики «Об образовании» от 28.01.1993 г.,
«Об утверждении Комплексной программы экономического
и социального развития Чувашской Республики на 2003-
2010 годы»от25.112003 г. №39, Комплексный план
реализации Стратегии социально-экономи-
ческого развития Чувашской Республики до 2010 года, ут-
вержденный постановлением Кабинета Министров Чуваш-
ской Республики от 15 апреля 2003 года №97( с изменения-
ми, внесенными постановлением Кабинета Министров Чу-
вашской Республики от 16 июня2004г. №137), постановле-
ние Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 фе-
враля 2005 г. №39 «О Концепции инновационного развития
Чувшской Республики», постановление Кабинета Минист-
ров Чувашской Республики от 1 июня 2000 г. №109 «О Кон-
цепции национальной школы Чувашской Республики в сов-
ременной системе обучения и воспитания».
Муниципальный заказ-
чик Программы - Администрация Урмарского района
Основной разработчик - отдел образования администрации Урмарского района
Программы
Цель Программы - обеспечение современного качества образования, направлен-
ного на развитие инновационной культуры выпускника
школы в соответствии с актуальными и перспективными по-
требностями личности, общества и государства
Задачи Программы - развитие инновационной образовательной инфраструктуры,
обеспечивающей преемственность всех уровней образования
и успешную социальную интеграцию выпускников школы в
общество;
формирование современных механизмов ресурсного обеспе-
чения развития системы образования;
совершенствование методов и механизмов анализа и прогно-
зирования развития системы образования на основе внедре-
ния инновационных технологий исследований, мониторинга
и оценки качества образования;
развитие новых форм государственно-общественного
управления образованием, обеспечивающих взаимодействие
органов государственной власти и органов местного
самоуправления, образовательных учреждений, бизнеса,
общественных организаций
Сроки реализации - 2006 – 2010 годы
Программы
Перечень приоритет- - внедрение эффективных механизмов ресурсного обеспечения
ных мероприятий развития системы образования;
формирование и внедрение современной системы государст-
венно- общественного управления образованием;
создание эффективной системы мониторинга, статистики и
оценки качества образования, организация исследований раз-
вития системы образования;
реализация инновационных моделей управления и организа-
ции общего и дополнительного образования
Исполнители мероприя- - отдел образования администрации Урмарского района,
тий Программы
МУЗ «Урмарская районная больница»,
финансовый отдел администрации Урмарского района,
отдел экономики и управления муниципальным имуществом,
администрации Урмарского района, районный отдел
внутренних дел (по согласованию), муниципальные
образовательные учреждения Урмарского района
Объемы и источники фи- - общая сумма финансирования - 68275,5 тыс. руб.
нансирования в том числе:
средства федерального бюджета - 250,0 тыс.руб.
средства республиканского бюджета Чувашской
Республики - 46800 тыс. рублей;
средства местного бюджета - 20985,5 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 240, 0 тыс. рублей
Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы - наличие развитой инновационной образовательной инфра-
структуры;
позитивная динамика изменения уровня инновационной куль-
туры участников образовательного процесса;
появление новых управленческих и образовательных практик,
позитивно влияющих на повышение качества образования;
полный охват детей дошкольного возраста предшкольной
подготовкой;
охват услугами системы дополнительного образования до
95% школьников;
готовность 80% учащихся к осознанному выбору индивиду-
альной образовательной траектории в профессиональном
пространстве социума;
достижение компьютерной грамотности у 100% школьников, 90% учителей на уровне навыков работы с информацией;
владение каждым выпускником школы одним иностранным
языком на уровне функциональной грамотности;
обеспечение образовательных учреждений компьютерами в
соотношении 1 на 10 учащихся;
практическое применение 80% педагогических работников
инновационных образовательных технологий в процессе обу-
чения и воспитания учащихся;
перевод всех образовательных учреждений на финансово-
хозяйственную самостоятельность;
качественное многопрофильное психолого-педагогическое,
медико-социальное сопровождение участников образователь-
ного процесса;
функционирование системы оперативного получения досто-
верной информации о состоянии развития образовательных
учреждений, индивидуальных достижениях учащихся, педа-
гогических работников;
практика публичных докладов о результатах деятельности
образовательных систем;
внедрение в практику работы образовательных учреждений
разнообразных форм государственно- общественного управ-
ления качеством образования
Система организации - отдел образования администрации Урмарского района еже-
контроля за испол- годно к 1 февраля до 2011 года информирует о ходе выпол-
нением Программы нения Программы Министерство образования и молодежной
политики Чувашской Республики
Введение
Районная целевая программа развития образования в Урмарском районе на 2006-2010 годы (далее- Программа) является организационной основой развития системы образования Урмарского района, осуществления государственной политики Чувашской Республики в области образования и продолжением Программы развития образования Урмарского района на 2001- 2003 годы и на период до 2005 года, утвержденной Постановлением главы администрации Урмарского района от 23.05.2001 г. №131.
Программа разработана на основе анализа современного состояния образования в районе в соответствии с Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации, законами Российской Федерации и Чувашской Республики «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года №1756-р, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 февраля 2005 г. №39 «О Концепции инновационного развития Чувашской Республики», Комплексным планом реализации Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2003 года №97 (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 июня 2004г. №137), постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 1июня 2000 г. №109 «О Концепции национальной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания».
Проект Программы, индикаторы эффективности ее реализации обсуждены и одобрены на расширенном заседании Совета отдела образования с приглашением руководителей образовательных учреждений 3 ноября 2005 года.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программным методом
Качественная оценка результатов и опыта предыдущего этапа развития образования подтверждает, что в последние годы удалось совершить инновационный прорыв по целому ряду системообразующих направлений развития образования, в том числе по внедрению нового финансово-экономического механизма, реструктуризации сети образовательных учреждений, введению единого государственного экзамена, участию в муниципальном эксперименте по предпрофильному и профильному обучению учащихся, созданию и развитию единой информационной образовательной среды и современной ресурсной базы развития образования.
В настоящее время 3807 учащихся обучается в 27 общеобразовательных учреждениях. По состоянию на 1 января 2005 г. по сравнению с 2001 годом численность учащихся сократилась на 21,8% (в сельской местности – на 12,9%, в городе – на 26,0%). По сравнению с предыдущим годом количество учащихся уменьшилось на 300 человек (7,3%). В I классах обучается 295 учеников против 411 в 2001 году.
К
2010 году сокращение обучающихся составит еще около 450 учащихся (11,9%)
Количество школ к 2005 году сократилось по сравнению с 2001 годом на 2 (6,9%). В
настоящее время в 26 сельских школах обучается 64,9% учащихся. В течение
2001-2004 годов было реструктурировано 9 школ. На
33% увеличилось количество основных школ, по сравнению с 2001 годом на 35,3%
уменьшилось количество средних школ.
Изменение сети школ в процессе ее реструктуризации за 2002-2005 годы
Сеть школ |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
Всего школ, в т. ч. |
29 |
28 |
28 |
27 |
Начальные |
6 |
6 |
6 |
8 |
Основные |
6 |
6 |
9 |
8 |
Средние |
17 |
16 |
13 |
11 |
Специальные школы |
- |
- |
- |
- |
Число реструктуризированных школ (вместе с филиалами)
|
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
Всего за 2002-2005 годы |
Всего реструктуризировано школ |
2 |
3 |
3 |
1 |
9 |
в т. ч. |
|
|
|
|
|
закрыты: |
|
|
|
|
|
начальные школы |
|
|
|
|
|
основные школы |
1 |
|
|
|
1 |
средние школы |
|
|
|
|
|
филиалы |
|
|
|
|
|
реорганизованы: |
|
|
|
|
|
СОШ в ООШ |
1 |
3 |
1 |
|
5 |
СОШ в НШ |
|
|
|
|
|
ООШ в НШ- детский сад |
|
|
2 |
|
2 |
ООШ в НШ |
|
|
|
1 |
1 |
В результате оптимизации сети сельских школ были созданы 6 базовых школ (МОУ «Урмарская СОШ № 1 им. Г.Е. Егорова», МОУ «Большечакинская СОШ», МОУ «Ковалинская СОШ», МОУ «Кульгешская СОШ им. Н.А. Афанасьева», МОУ «Мусирминская СОШ», МОУ «Шоркистринская СОШ), 2 ресурсных центра (МОУ «Урмарская СОШ №1 им. Г.Е. Егорова», МОУ «Мусирминская СОШ») с современной учебно-материальной базой, внедрены разнообразные модели образовательных учреждений: «базовая школа», комплекс «школа – детский сад». МОУ «Мусирминская средняя общеобразовательная школа» участвовала в конкурсе «Сельский образовательный центр». В рамках проекта «Реформа системы образования в Чувашской Республике» вклад МБРР в данную школу составил 3040 тыс.руб. за счет республиканского бюджета. Принятые меры обеспечили доступ школьников к качественным образовательным ресурсам.
Высвобожденные в ходе реструктуризации средства в объеме 651,4 рублей были направлены на укрепление материально-технической базы учреждений образования и содержание 8 школьных автобусов. Организован подвоз детей в школы из 22 населенных пунктов. На приобретение школьных автобусов поступило из республиканского бюджета 2979 тыс.рублей.
По республиканской подпрограмме «Школьный автобус» на 2003-2010 годы предусмотрены строительство и реконструкция автомобильных дорог к школам для обеспечения безопасности движения школьных автобусов. Построена автомобильная дорога к МОУ «Шоркистринская СОШ» протяженностью 2 км. Начато строительство подъезда к МОУ «Кульгешской СОШ им. Н.А. Афанасьева». Разрабатывается проектно-сметная документация для строительства подъезда к МОУ «Большечакинская СОШ». Выполнена проектно-сметная документация на строительство подъезда к МОУ «Ковалинская СОШ».
В результате около 400 учащихся сельских школ получили доступ к более качественному образованию, позитивно изменились и показатели эффективности системы образования. В результате реструктуризации школ несколько приостановлено дальнейшее снижение наполняемости классов – 17,1 чел.(2004 г.), 17,4 чел.(2005 г.). Соотношение числа учащихся на одного учителя составляет 8,3 чел. (2004 г.), 8,5 чел.(2005 г.).
Наполняемость классов
2001-2002 |
2002-2003 |
2003-2004 |
2004-2005 |
2005-2006 |
17,3 |
17,4 |
17,4 |
17,1 |
17,4 |
Одним из важных инновационных проектов для системы образования республики стал эксперимент по введению ЕГЭ, который расширил границы единого образовательного пространства и создал равные возможности всем выпускникам при поступлении в вуз. В 2005 году в целом по району в учреждения высшего профессионального образования поступили 43,5% учащихся. В 2001 году данный показатель составлял по району 41,6%.
Эксперимент по введению ЕГЭ является одним из индикаторов качества оказываемых образовательных услуг, позволяет увидеть слабые и сильные стороны всех участников образовательного процесса, делает прозрачной деятельность каждого педагога, дает возможность более адресно выстраивать систему повышения квалификации учителей.
В 2004-2005 учебном году в эксперименте по ЕГЭ всего участвовало 378 человек.
Предмет |
Средний балл |
||
2003 |
2004 |
2005 |
|
Математика |
3,6 |
3,7 |
3,7 |
Русский язык |
3,4 |
3,3 |
3,7 |
В районе сложилась эффективная система выявления и поддержки одаренных детей. В целях выявления интеллектуально одаренных учащихся, дальнейшего развития их способностей в изучении основ наук ежегодно проводятся олимпиады по 18 предметам для учащихся 8-11 классов.
В 2004-2005 учебном году в районных олимпиадах участвовало 632 ученика (121 призер). Победители районных олимпиад, конкурсов, конференций принимают участие на республиканских, всероссийских этапах мероприятий и занимают призовые места (10 призеров). На проведение районных предметных олимпиад в 2004-2005 учебном году профинансировано 3,2 тыс.руб. из местного бюджета, на участие призеров районных олимпиад в республиканских – 2,5 тыс.руб. Стабилен интерес школьников к участию в научных конференциях, конкурсах, фестивалях. В качестве целевой поддержки участников олимпиадного движения, научно-практических конференций профинансировано в I полугодии 2005 года из местного бюджета 33,4 тыс.руб.(1170 участников).
С 2003 года учреждены и выдаются стипендии главы администрации Урмарского района учащимся школ за особые успехи в освоении наук. В 2004-2005 учебном году 7 интеллектуально одаренных школьников получали именные стипендии главы администрации района. Распоряжением главы администрации Урмарского района от 25.08.2005 № 254-р за достигнутые успехи в республиканских конкурсах, олимпиадах объявлена благодарность и назначены ежемесячные стипендии с 01 сентября 2005 года по 31 августа 2006 года 6 учащимся муниципальных общеобразовательных учреждений.
Развитие базовых школ, работающих в режиме профильного обучения позволило создать условия для личностного и профессионального самоопределения школьников.
28,6% учащихся занимаются по программам профильного обучения, что существенно облегчает их социализацию и выбор индивидуального образовательного маршрута в последующем профессиональном обучении. В ходе реализации республиканского эксперимента по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения, в котором участвует МОУ «Урмарская СОШ №1 им. Г.Е. Егорова», созданы и апробируются новые учебные программы, разработаны и ведутся элективные курсы, активно внедряются технологии психологического сопровождения эксперимента. Выбор профиля является делом ответственным как для ученика, так и для его ближайшего окружения. Исходя из этого была разработана технология формирования предпрофильной подготовки учащихся в 12 общеобразовательных школах, в которых ведется 81 элективный курс.
На фоне сформировавшейся системы поддержки и развития одаренных детей наиболее актуальной является проблема повышения качества образования в массовой общеобразовательной школе. Результаты проведенных психолого-педагогических исследований свидетельствуют о серьезных трудностях, которые испытывают в обучении от 15 до 40% учащихся. Более 30% школьников имеют невысокий уровень учебной мотивации. Только у 20% старшеклассников выявлен оптимальный уровень социальной зрелости, что свидетельствует о неготовности старшеклассников к самостоятельному решению вопросов жизненного выбора.
В современном постиндустриальном обществе востребованы молодые люди, способные самостоятельно решать нестандартные задачи, разрабатывать и проверять гипотезы, умеющие работать в проектном режиме и т.п. Достижение этих результатов возможно только при переходе от знаниевого подхода к компетентностному и другим инновационным подходам. Одним из вариантов решения проблемы является создание условий для развития ключевых компетенций учащихся в разных сферах деятельности: учебной, исследовательской, информационной, социальной.
За
последние годы в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие
единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)», утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 г. № 630, и
республиканской целевой программы «Развитие единой образовательной
информационной среды в Чувашской Республике на 2003-
2005 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики
от 8 июля 2003 г. № 169, в школы района поступили 144 компьютера, что позволило
увеличить показатель оснащенности школ современной техникой по сравнению с 2002
годом в 2,8 раза. В настоящее время в районе на один компьютер приходится 27
учеников, 44,4 % школ подключены к сети Интернет. Благодаря этому школьники
включаются в диалог со своими сверстниками и преподавателями во всем мире,
принимают участие в дистанционных олимпиадах, становятся участниками или
инициаторами проектов, получая при этом и языковую практику. В республике
определен рейтинг активности отделов образования по реализации вышеназванной
программы, по показателям район занимает 3-ье место в республике, а среди
сельских районов- 1- ое место.
Развитие у выпускников базовых навыков социальной адаптации осуществлялось посредством введения в учебные планы курсов права, экономики, менеджмента, психологии, социологии, второго иностранного языка.
Увеличилось количество школ, обеспечивающих раннее изучение информатики и иностранного языка. В 2005 году ранним изучением информатики охвачено 34,4% учащихся, ранним изучением английского языка – 74,7%.
Существенно активизировалась работа по совершенствованию национально-регионального компонента содержания образования, направленного на создание условий для повышения качества обучения и воспитания, развития конкурентоспособности учащихся национальной школы. В 2004 году обеспеченность учебниками и учебными пособиями республиканского комплекта составила 102%, федерального комплекта – 68%. Социальная поддержка обеспечения учащихся федеральными и республиканскими комплектами учебников осуществлялась за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Активно использовались новые формы привлечения учащихся к изучению чувашского языка, такие как Всероссийская игра-конкурс по чувашскому языку «Чувашская ласточка (Чĕвĕлти чĕкеç) – языкознание для всех», республиканский фестиваль содружества языков «Туслăх хĕлхемĕ», республиканская игра-конкурс для русскоязычных школ «Çăлтăрчăк» и т.д., 6 участников этих конкурсов стали лауреатами.
Особое внимание уделялось проблеме снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. В последние годы в районе принимались меры по созданию условий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей средствами физической культуры и спорта. Ежегодно в районе проводится свыше 50 крупных физкультурно-массовых мероприятий, в которых принимают участие более 3000 детей.
Значительное внимание уделялось совершенствованию организации физического воспитания детей на основе создания системы массовых мероприятий, направленных на развитие физкультурно-оздоровительной работы с детьми: спартакиады школьников, соревнования по различным видам спорта; смотры физической подготовленности обучающихся; участие в республиканских и во всероссийских соревнованиях и др. С 2003 года школы района участвуют в республиканской олимпиаде по физической культуре, а с 2004 года - физкультурно-оздоровительных фестивалях для дошкольников «Малышиада», республиканских конкурсах «Самый спортивный класс», «Самая спортивная школа». В республиканском конкурсе «Самый спортивный класс» 9 класс МОУ «Чубаевская ООШ» занял 1- ое место, в конкурсе «Самая спортивная школа» МОУ «Шоркистринская СОШ» заняла 3- ье место. МОУ «Урмарская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Г.Е.Егорова» с 2004 года участвует в республиканском эксперименте по совершенствованию структуры и содержания учебного предмета «Физическая культура», в ходе которого апробируется организация физической культуры на основе интеграции образовательных программ основного и дополнительного образования по базовым видам спорта.
В районе введена в учебную программу школ 3-часовые занятия физической культурой в неделю. Для обеспечения 6-8-часовой двигательной активности у детей в школах ежедневно проводятся утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры во время перемен (45,7% школьников регулярно занимаются в спортивных секциях и клубах).
Активно содействует созданию условий для психического здоровья районный центр диагностики и консультирования при отделе образования.
Разработана районная модель психологической службы. Педагоги-психологи совместно с социальными педагогами осуществляют системную профилактику наркозависимости подростков.
В последние годы большое значение уделялось обучению педагогических работников новым здоровьесберегающим технологиям.
Приоритетное
направление деятельности учреждений дополнительного образования – создание
условий, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, развитие их социальной
компетентности, – реализовывалось путем изменения количественных и
качественных показателей системы. МУДО «Дом творчества детей и юношества»
является многопрофильным учреждением дополнительного образования детей, на базе
которого созданы и работают более 70 детских объединений по различным
направлениям, в которых занимается 2929 детей в возрасте от 5 до 18 лет(76,9% от
общего количества учащихся)(в 2001 году- 63,5 %). .
Система дополнительного образования, находясь в поиске наиболее
эффективных технологий развития детей и подростков, активно развивает социальное
проектирование, основой которого является полноценное участие школьников в
решении социально значимых проблем общества.
Ежегодно в районе реализуется 3-5 проектов с участием детей, подростков и молодежи по решению проблем местного сообщества. Наиболее значимыми из них являются проекты, формирующие гражданские компетенции детей, подростков и молодежи.
Важную роль в социализации учащихся играют детские общественные организации, создаваемые при образовательных учреждениях. В настоящее время в районе действует детская общественная организация «Радость». С 2001 года количество детских общественных организаций с 17 возросло до 22.
Однако недостаточно развитая материально-техническая база учреждений, преобладание традиционных технологий обучения и воспитания, неэффективность системы повышения квалификации специалистов дополнительного образования замедляют процессы качественных изменений.
В условиях возрастания роли новых форм организации предшкольной подготовки, обеспечивающей преемственность между дошкольным и школьным образованием, в качестве приоритетной решалась задача обеспечения равных стартовых возможностей для всех детей дошкольного возраста В настоящее время количество воспитанников в 7 самостоятельных дошкольных учреждениях, в 3-х учреждениях «начальная школа – детский сад», дополнительных дошкольных группах при 13 общеобразовательных школах воспитываются 960 детей, что составляет 61,2% детей в возрасте от 1 до 6,5 лет (в 2004 году – 60,0%). Активно развивается вариативная сеть дошкольных учреждений, позволяющая обеспечить право выбора форм и направленности дошкольного образования в соответствии с личностными особенностями ребенка. Для детей, имеющих отклонения в развитии речи, действует 1 логопедическая группа при дошкольном учреждении «Колосок» пос Урмары, для детей, не посещающих детские сады, открыты 3 группы кратковременного пребывания.
Продолжает интенсивно обновляться содержание дошкольного образования, более половины дошкольных образовательных учреждений реализуют программы нового поколения «Радуга», «Детство», «Развитие», «Школа-2100».
Вместе с тем ключевыми проблемами в системе дошкольного образования остаются охват детей старшего дошкольного возраста предшкольной подготовкой и удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей с разным уровнем доходов.
В центре особого внимания – дети- сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. На фоне сокращения общей численности детей увеличивается количество детей-сирот, детей, нуждающихся в поддержке государства, и детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим в последние годы предпочтение отдается развитию новых форм семейного устройства осиротевших детей. На воспитание в семьи передано 89 % детей-сирот (в 2001 году – 81,0 %).
Вместе с тем необходимы новые стратегии предупреждения социального сиротства, поиска и развития альтернативных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Особую значимость в условиях изменения образовательной среды приобретает процесс психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса. Эта деятельность осуществляется районной службой практической психологии, специалисты которых обладают квалификацией в области применения специальных технологий и инструментария, предназначенных для моделирования образовательных инноваций с учетом требований социума и особенностей возрастного и индивидуального развития ребенка. Компетентность специалистов службы позволяет им осуществлять качественные мониторинговые исследования, реализовывать профилактические и просветительские проекты, работать экспертами и консультантами.
Вместе с тем обеспеченность службы кадрами все еще остается крайне низкой: на уровне 50% от нормы (из расчета 1 педагог-психолог на 500 детей), а многообразие видов деятельности педагогов-психологов не подкреплено современной материально-технической базой и адаптированным к региональным условиям информационно-методическим обеспечением.
Задача создания образовательной инфраструктуры по формированию инновационной культуры населения обусловливает новые подходы в области кадровой политики. Результаты мониторинга кадрового персонала в системе общего образования района приведены в таблице 2. Тенденции в динамике показателей развития человеческих ресурсов повторяют в целом динамику общероссийских и республиканских показателей.
Таблица 2
Динамика показателей развития человеческих ресурсов
в системе общего образования Чувашской Республики
№ пп |
Наименование показателей |
Данные по годам |
|
2001 год |
2005 год |
||
1. |
Общая численность педагогических работников в системе общего образования, человек |
536 |
448 |
2. |
Удельный вес педагогических работников с высшим образованием, % |
88,7 |
92,6 |
3. |
Удельный вес педагогических работников, имеющих квалификационные категории, всего, % |
69,4 |
73,2 |
в том числе, имеющих высшую квалификационную категорию, % |
3,2 |
6,5 |
|
4. |
Удельный вес педагогических работников со стажем работы до 5 лет, % |
5,4 |
5,6 |
5. |
Удельный вес педагогических работников со стажем работы 20 и более лет, % |
46,6 |
48,7 |
6. |
Удельный вес работающих пенсионеров среди педагогических работников, % |
7,1 |
6,7 |
7. |
Удельный вес педагогических работников-женщин, % |
78,4 |
79,0 |
8. |
Удельный вес педагогических работников, прошедших переподготовку и повышение квалификации, % |
20,0 |
32,1 |
9. |
Удельный вес педагогических работников, выбывших в другие отрасли экономики, человек, % |
1,4 |
1,3 |
Усиливается тенденция старения педагогических кадров. При этом у большинства педагогов в возрасте старше 40 лет уже сформирован индивидуальный стиль деятельности с предпочтением учебно-дисциплинарной модели взаимодействия с детьми. Кроме того, исследования показывают, что у типичного сельского педагога преобладает традиционная профессиональная направленность. В связи с этой существующей проблемой возникла необходимость привлечения и закрепления молодых специалистов в образовательных учреждениях.
Возрастные особенности педагогических
работников предопределяют необходимость использования инновационных моделей
переподготовки и повышения квалификации педагогов, осуществляемой в основном
Чувашским республиканским институтом образования, в котором ежегодно проходят
курсовую подготовку более 70 руководителей и педагогов. В 2005 году на базе
ресурсных центров организованы курсы по обучению педагогов новым информационным
технологиям. Однако из 51% педагогов, владеющих компьютерными технологиями,
только 26% активно используют их в образовательном процессе.
Качественные системные изменения невозможны без подготовленных управленческих кадров, обладающих новым мышлением и высоким уровнем инновационной культуры. Среди руководителей образовательных учреждений 66,7 % составляют женщины, 3 % достигли пенсионного возраста, средний возраст руководителей – 50 лет. Большинство управленцев, педагогов регулярно повышает профессиональный уровень на курсах повышения квалификации в институте образования, многие из них активно участвуют в различной проектной деятельности, изучают и внедряют опыт работы других регионов и зарубежных стран.
В условиях активного инновационного развития особую важность приобретает социальная поддержка работников образования. В районе предусмотрены средства на дополнительные расходы, связанные с аттестацией педагогов. Ежегодно лучшие учителя года поощряются денежными премиями. С целью развития инновационного потенциала педагогических работников проводится районный конкурс «Учитель года», стимулируется активное участие педагогических работников в республиканских конкурсах профессионального мастерства.
За последние годы в систему образования вложены значительные финансовые и материально-технические ресурсы. Расходы на образование стали самой крупной статьей расходов в бюджете района. Объем бюджета отрасли увеличился более чем в 2,2 раза и достиг 59168 тыс. рублей. В период с 2001 по 2004 годы в район поступили средства из республиканского бюджета на строительство объектов образования в размере 37685 тыс. рублей.
В 2002 году введена в эксплуатацию МОУ « Урмарская средняя общеобразовательная школа №1им. Г.Е. Егорова» на 1296 учащихся. На строительство этой школы направлены финансовые средства из республиканского бюджета 39134,0 тыс. руб., из районного бюджета – 3115,3 тыс. руб. Включено в республиканскую инвестиционную программу 2006 года строительство нового здания на 240 учащихся с помещениями для дошкольной группы МОУ «Большеяниковской СОШ». В 2005 году начато строительство газовой котельной за счет средств районного бюджета. МОУ «Большеяниковская СОШ» расположена в центре разветвления автодорог из 9 деревень. В перспективе эта школа станет базовой.
Запланировано строительство пристроя на 6 классных помещений со спортзалом к существующему зданию детского сада на 90 мест МОУ «Шихабыловская основной общеобразовательная школа».
Около 44,1% общеобразовательных учреждений переведены на газовое отопление. В настоящее время все сельские школы обеспечены компьютерным оборудованием. Существенно изменилась спортивная база образовательных учреждений. В соответствии с федеральной целевой программой «Дети России» в район поступил спортивный инвентарь на сумму 530 тыс. рублей.
Приоритетной задачей финансовой деятельности учреждений системы образования в последние годы стало осуществление перехода на новый финансово-экономический механизм. С 2001 года внедряется нормативное бюджетное финансирование школ в расчете на 1 учащегося.
Нормативы бюджетного финансирования образовательных
учреждений Урмарского района
|
Город |
Село |
По району |
2001 |
1991,7 |
4172,3 |
3082,0 |
2002 |
3802,6 |
7602,4 |
6406,8 |
2003 |
4032,0 |
8276,1 |
6154,1 |
2004 |
4980,7 |
10284,8 |
7632,8 |
МОУ «Урмарская СОШ № 1 им. Г.Е. Егорова» и МОУ «Мусирминская СОШ» (7,4%) имеют самостоятельные бухгалтерии. С введением нормативного бюджетного финансирования руководители школ стали более профессионально оценивать финансовое состояние своих учреждений, планировать доходы и расходы, что позволило существенно увеличить объем привлечения внебюджетных средств в учреждения.
Вместе с тем не все образовательные учреждения готовы к эффективному использованию потенциальных возможностей нового организационно-экономического механизма. Низка фандрайзинговая активность руководителей образовательных учреждений и председателей попечительских советов.
Внедрение нового организационно-экономического механизма создало условия для широкого привлечения к управлению образованием общественности в лице потребителей образовательных услуг из числа родителей и представителей бизнес-среды. В настоящее время во многих образовательных учреждениях созданы попечительские советы (школы – 22%, самостоятельные дошкольные образовательные учреждения – 28,5%), которые вносят реальный вклад в развитие образовательных учреждений, укрепление материально-технической базы, повышение квалификации учителей и поддержку одаренных учащихся. Тем не менее существующий механизм государственно-общественного управления не обеспечивает активного участия общественных институтов управления школой в решении вопросов стратегического развития образовательных учреждений. Органы общественного управления образованием участвуют зачастую только в решении финансовых и материально-технических вопросов. Важным фактором торможения этого процесса является также неготовность ряда руководителей образовательных учреждений к делегированию им некоторых своих полномочий.
Качественное управление инновационными процессами в системе образования невозможно без поиска, апробации и внедрения новых моделей управления, без обновления самой системы управления на всех уровнях. Нуждается в оптимизации организационная структура отдела образования и образовательных учреждений, затрудняющая реализацию стратегических целей и задач инновационного развития системы образования. В широкой управленческой практике по-прежнему сохраняются традиционные технологии и приемы администрирования, недостаточно полно и эффективно используются возможности информационных технологий.
Так, в системе образования района проведена структурная перестройка сети сельских школ, начато внедрение нового финансово-экономического механизма управления. Параллельно с оперативным финансовым и материально-техническим насыщением образовательных учреждений формировалась ресурсная интеллектуально-технологическая база, которая способствовала активному наращиванию инновационного потенциала системы и созданию необходимых организационно-экономических условий для перевода ее в режим устойчивого развития.
Вместе с тем не произошло значительного повышения качества образовательных результатов в массовой практике.
Вследствие этого на фоне быстрых темпов инновационного развития системы образования района возникло противоречие между реальными качественными изменениями в организации деятельности образовательных учреждений, качеством продукта образовательной деятельности и возрастающими образовательными потребностями социума.
II. Цель, задачи и сроки реализации Программы
Основной целью Программы является обеспечение современного качества образования, направленного на развитие инновационной культуры выпускника школы в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства.
Задачи Программы:
развитие инновационной образовательной инфраструктуры, обеспечивающей преемственность всех уровней образования и успешную социальную интеграцию выпускников школы в общество;
формирование современных механизмов ресурсного обеспечения развития системы образования;
совершенствование методов и механизмов анализа и прогнозирования развития системы образования на основе внедрения инновационных технологий исследований, мониторинга и оценки качества образования;
развитие новых форм государственно-общественного управления образованием, обеспечивающих взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных учреждений, бизнеса, общественных организаций.
III. Система программных мероприятий
Мероприятия программы (приложение № 1) направлены на эффективное использование потенциала системы образования при соответствующей государственной поддержке, предусмотренной законодательством, и разбиты на кластеры по каждой задаче:
1 – разработка и реализация инновационных моделей управления и организации системы общего и дополнительного образования детей;
2 – внедрение эффективных механизмов ресурсного обеспечения развития системы образования;
3 – формирование и внедрение механизмов государственно-общественной системы управления образованием;
4 – создание эффективной системы исследований, мониторинга, статистики и оценки качества образования.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Основными источниками финансирования Программы являются:
средства федерального, республиканского и районного бюджетов – для финансирования приоритетных направлений инвестиционных проектов развития образования;
внебюджетные средства, в том числе привлекаемые для реализации проектов.
Программа предусматривает программно-целевое финансирование мероприятий, что соответствует принципам формирования районного бюджета.
Объем инвестиций и других расходов на осуществление Программы может ежегодно уточняться исходя из возможностей бюджетов всех уровней.
Объемы и источники финансирования Программы
по годам ее реализации
(тыс. рублей)
Общие объемы затрат по источникам финансирования |
2006- 2010 годы |
В том числе по годам реализации |
||||
|
|
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
федеральный бюджет
республиканский бюджет Чувашской Республики
Районный бюджет
внебюджетные источники |
250
46800
20985,5
240 |
-
10270
5055
43 |
250
14320
4547
51 |
-
12070
4523,5
46 |
-
3070
3137,5
53 |
-
7070
3722,5
47 |
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
68275,5 |
15368 |
19168 |
16639,5 |
6260,5 |
10839,5 |
V. Ожидаемые результаты реализации Программы,
основные показатели и индикаторы ее эффективности
Результатами реализации Программы станут:
наличие развитой инновационной образовательной инфраструктуры;
позитивная динамика изменения уровня инновационной культуры участников образовательного процесса;
появление новых управленческих и образовательных практик, позитивно влияющих на повышение качества образования;
полный охват детей дошкольного возраста предшкольной подготовкой;
охват услугами системы дополнительного образования до 95% школьников;
готовность 80% учащихся к осознанному выбору индивидуальной образовательной траектории в профессиональном пространстве социума;
достижение компьютерной грамотности у 100% школьников и 90% учителей на уровне навыков работы с информацией;
владение каждым выпускником школы одним иностранным языком на уровне функциональной грамотности;
обеспечение образовательных учреждений компьютерами в соотношении 1 на 10 учащихся;
практическое применение 80% педагогических работников инновационных образовательных технологий в процессе обучения и воспитания учащихся;
перевод всех образовательных учреждений на финансово-хозяйственную самостоятельность;
формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей достижение высокого уровня современного качества образования;
качественное многопрофильное психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение участников образовательного процесса;
появление инновационных моделей и практик научно-методического сопровождения образовательных систем и процессов;
наличие разнообразных форм государственно-общественного управления качеством образования;
функционирование системы оперативного получения достоверной информации о состоянии развития системы образования, индивидуальных достижениях учащихся, педагогических работников.
VI. Механизмы реализации Программы, организация управления,
контроль за выполнением
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей с учетом меняющихся социально-экономических условий. В зависимости от изменения задач на разной стадии исполнения отдельные мероприятия Программы могут быть заменены на другие, в большей степени отвечающие задачам конкретного периода.
Управление реализацией Программы осуществляет муниципальный заказчик – администрация Урмарского района Чувашской Республики, контролирующий выполнение намеченных мероприятий и целевое использование выделенных ассигнований. Государственный заказчик обеспечивает также организационное руководство реализацией Программы.
Муниципальный заказчик Программы ежегодно формирует бюджетную заявку на ассигнования из районного бюджета Урмарского района и в установленном порядке представляет ее в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики.
Отдел образования и другие отделы администрации Урмарского района ежегодно к 1 февраля до 2011 года информируют о ходе выполнения Программы Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики и администрации Урмарского района.