М. Накаяма 

                                                                       КАТА

Ката в каратэ-до - это логично объединенные в определенной последовательности блоки, удары руками и ногами. В настоящее время исполняется  около 50 ката, "формальных упражнений", одни из них передаются  из поколения в поколение, другие возникли совсем недавно.

Ката можно разделить на две большие группы. К первой относятся те, которые способствуют физическому развитию, укреплению скелета человека и его мышц. При кажущейся простоте они требуют хладнокровия и при правильном исполнении демонстрируют силу и достоинству каратиста. Во второй группе собраны ката, способствующие развитию рефлексов, быстрому и ловкому перемещению. Молниеносные движения в этих ката напоминают полет ласточки. Все ката требуют и развивают ритм и координацию движений.

Работа в ката носит как физический, так и духовный характер. При выполнении ката каратист должен продемонстрировать смелость и уверенность в себе, но также смирение, мягкость и понимание этикета, объединяя таким образом дух и тело в единое целое. Как часто напоминал ученикам Гичин Фунакоши: " без этикета дух каратэ-до теряется".

Одним из элементов этикета является поклон, совершаемый в начале и в конце каждого ката. Поклон делается в стоек мусуби -дачи; руки расслаблены, слегка касаются бедер, взгляд направлен прямо перед собой.

После поклона в начале ката каратист возвращается в камаэ, соответствующее первому движению в ката; тело расслаблено, особенно в плечах и коленях, дыхание спокойное. Сила и концентрация сосредоточены в тандене - центре тяжести тела. Каратист готов к любому повороту событий, он настроен на боевой лад.

Состояние расслабленной бдительности также характерно для поклона в конце ката и называется заншин. В каратэ-до, как и в других боевых искусствах, доведение ката до полного конца является наиважнейшим.

Каждый ката начинается с блока и состоит из определенного количества движений, которые необходимо выполнить в строго определенном порядке. Существуют наибольшие различия в сложности движений и времени, отпущенном на их выполнение; каждое движение имеет собственное значение и функцию. В ката нет ничего лишнего. Ката исполняется по определенному эмбусен (рисунку), который у каждого ката свой.

Выполняя ката, каратист представляет себя окруженным противниками, он должен быть готов к защитным и атакующим приемам в любом направлении.

Хорошее исполнение ката является необходимым условием при аттестации на кю и даны:

8 кю  - Хеан 1        7 кю  -  Хеан 2        6 кю  -  Хеан 3      5 кю  -  Хеан 4      4 кю  -  Хеан 5     3 кю   -  Текки 1

2 кю  - другой ката, кроме Хеанов и Текки

1 кю  - другой ката, кроме вышеперечисленных

1 дан - другой ката, кроме вышеперечисленных

2 дан - свободный ката

Свободный ката может быть выбран из следующего списка: Бассай, Канку, Джиттэ, Хангецу, Эмпи, Ганкаку, Джион, Текки, Нидзюшихо, Годзюшихо, Унсу, Сочин, Мейкьо, Чинтэ, Ванкан и другие.

Ключевые моменты__________________________________________________________________________________________

Поскольку эффект тренированности накапливается постепенно, занимайтесь каждый день, хотя бы по нескольку минут. Выполняя ката, сохраняйте спокойствие и не допускайте спешки в движениях. Это означает, что всегда необходимо  осознавать точное время исполнения каждого движения. Если какой - либо ката вызывает затруднение, уделите ему больше внимания и всегда помните о связи между занятиями ката и практикой кумитэ.

Ключевые моменты исполнения ката:

1. Правильный порядок движений. Необходимо выполнять все движения в установленной последовательности.

2. Начало и конец ката. Ката должен начинаться и заканчиваться в одной и той же точке эмбусен. Это требует тренировки.

3.Значение каждого движения. Каждое движение, оборонительное или атакующее, должно быть ясно понятно и полностью выражено. Это также касается всего ката в целом, поскольку  каждый из них имеет свои особенности.

4. Понимание цели. Каратист должен знать, какую цель он преследует и когда необходимо выполнить тот или иной прием.

5. Ритм и тайминг. Ритм должен соответствовать ката, тело должно быть гибким, не закрепощенным. Помните о трех факторах правильного применения силы, молниеносным и медленном выполнении приемов, о расслаблении и напряжении мышц.

6.Правильное дыхание. Дыхание зависит от ситуации, но в основном делайте вдох на блоке и выдох - в заключительной фазе приема, делайте вдох и выдох при выполнении последовательных приемов.

С дыханием связан киай, который выполняется в середине и в конце ката в момент максимального напряжения. При резком выдохе и напряжении пресса мышцам тела сообщается дополнительная сила.

Пять Хеанов и три Текки являются базовыми ката. Выполняя Хеаны, каратисту надлежит овладеть принципами и навыками, необходимыми в каратэ.

Осваивая Текки, каратист должен обрести достоинство и силу в исполнении приемов каратэ, а кроме того - необходимую для укрепления бедер и стоек динамическую движущую силу, которая появляется в процессе тренировки.

Бассай и Канку являются типичными ката Шотокан. Работая над Бассай, можно обрести хладнокровие и развить ловкость, укрепить силу и овладеть ее динамикой, научиться смене положений.  быстрым и медленным приемам, различным блокам, а также способам изменения невыгодной ситуации в свою пользу.

Работая над Канку, можно овладеть быстрыми и медленными приемами, развить динамику силы, обрести гибкость, научиться вращениям, прыжкам и приземлениям.

Важно приступать к освоению этих ката после изучения основ каратэ через Хеаны и Текки, поскольку эти два ката фигурируют в списке ката, исполняемых на турнирах Японской Ассоциации каратэ. Какой бы напряженной ни была их отработка, помните, что ими можно овладеть.

  В современном Шотокане основными считается 26 ката :

1.Хейан Шодан

2.Хейан Нидан

3.Хейан Сандан

4.Хейан Йондан

5.Хейан Годан

6.Текки Шодан

7.Текки Нидан

8.Текки Сандан

9.Бассай Дай

10. Бассай Шо

11.  Канку Дай

12.  Канку Шо

13. Годзюшихо Дай

14.  Годзюшихо Шо

15.   Эмпи

16.  Дзион

17.  Дзиин

18. Хангетсу

19.  Ганкаку

20. Джитте

21.  Чинте

22.  Сочин

23.  Унсу

24.  Мейкйо

25. Ванкан

26. Нидзюшихо

 

1.Heian Shodan

2.Heian Nidan

3.Heian Sandan

4.Heian Yodan

5.Heian Godan

6.Tekki Shodan

7.Tekki Nidan

8.Tekki Sandan

9.Bassai Dai

10.Bassai Sho

11.Kanku Dai

12.Kanku Sho

13.Gojushiho Dai

14.Gojushiho Sho

15. Empi

16.Jion

17. Jiin

18. Hangetsu

19.  Gankaku

20.  Jitte

21. Jhinte

22. Sochin

23. Unsu

24.  Meikyo

25. Wankan

26. Nijushiho

 

          До тех пор, пока вы не поймете смысл каждой ката, вы не выучите их. Тренируйтесь хоть всю жизнь.

                                                                                  Гичин Фунакоши. 

Гичин Фунакоши утверждал, что в Шотокане существует 2 типа ката: быстрые и легкие (Шорин) и медленные и тяжелые (Шорей). Названия ката имеют разное происхождение, многие из названий неизвестного происхождения и означают ничего конкретного. В современном Шотокане, в различных версиях (SKIP, WKF, JKA, WSKF и др.), отдельные элементы ката подвергаются незначительным изменениям, не имеющим принципиального значения, в зависимости от трактовки исполнения, принятой в данной версии. Однако первоначальный рисунок и смысл ката, то есть основной принципиальный подход, остаются без изменений. В версии SKIF (Шихан Хироказу Каназава) из принятых к изучению 26 ката 10 считаются обязательными для изучения и сдачи их на аттестационных экзаменах и для демонстрации в соревнованиях (Хейан 5 ката: Текки Шодан, Канку Дай, Бассай Дай, Джион, Эмпи). В 1997 году X. Каназава добавил к программе «Токуй ката» еще три ката: Сэйпай, Ганкаку Шо и Сэйенчин. Таким образом, в настоящее время в системе SK1F насчитывается 29 ката. Ката, обязательные для изучения, называются «Ши-тей ката». Ката высшего класса, изучаемые индивидуально в зависимости от желания и их привлекательности для спортсмена, называются «Токуй ката». Ката развивает много качеств, которые не могут развить вольный бой или базовая техника, а именно: чувство пространства и ритма; возможность тренироваться без партнера; наработку новых приемов и их комбинаций. Ката также предоставляет возможность повторять комбинации техник, редко встречающихся в комплексе базовой подготовки, или приемы, никогда не встречающиеся в практике тренировок, но открывающие новые возможности в исполнительской практике. Иногда ката служит источником информации и тренировкой приемов, опасных для отработки их с партнером из-за высокой степени вероятности травмирования. Каждая ката обладает определенной информацией, которая специалистами считается присущей только ей. Однако в определенной степени все ката связаны между собой. Например, первая половина Хейан Нидан содержит туже технику, что и начальная часть Канку Дай. Шихон Нукитэ, применяемый в Хейан Нидан, дважды применяется в Канку Дай. Более того, другие ката Хейан также имеют аналоги в разных ката стиля Шотокан, что выделяет Канку Дай в качестве основной ката стиля Шотокан. Для этого имеется несколько доводов. Во всех ката существуют приемы,являющиеся частью Канку Дай, особенно в ката групп Хейан и Текки. Основная группа ката в стиле Шотокан это Канку Дай (главная), Бассай Дай, Джион, Эмпи, Джитте, Хангетсу и Ганкаку. При включении в эту группу все пять ката Хейан, которые располагаются между Канку Дай и другими ката системы Шотокан, все вышеприведенные ката становятся взаимосвязанными в единую общую систему информации стиля Шотокан. Спортсмены, овладевшие большей: частью ката системы Шотокан, пришли к выводу, что некоторые ката, интересные и уникальные сами по себе, «выпадают» из системы ката Шотокан. А такие ката, как Унсу, Сочин, Нидзюшихо, Годзюшихо Дай и Шо и некоторые другие, не обладают логическим единством с ката стиля Шотокан . Они были введены в эту систему мастерами прошлого и остались благодаря своей технической ценности и практическим действиям. Ката Унсу, в принципе, имеет мало общего с системой ката Шотокан, но была модифицирована и приспособлена к требованиям системы. Самая последняя техника: Aгe Уке и Тсуки может быть связана с ката Джион. Ката Сочин может быть непосредственно связана с Канку Дай, так как в обеих ката присутствуют Йоко Гери Кеаге и Шуто Уке. Ката Нидзюшихо слабо увязывается с Унсу, которая связана с Джион. Другие стили каратэ также имеют основные ката, например Супаринпей в стиле Годзю Рю, отражающая методику тренировок и тактику этого стиля. Какая бы ката ни являлась основной в каждом стиле, она является центром, общим показателем методологии и исполнительской техники и определяет направление в целом. Некоторые ката постепенно выпадают из исполнительского арсенала спортсменов. Этот эффект наблюдается с 1980-х годов. Каратэ почти полностью трансформировалось в спортивное направление, основной целью изучения ката стала эстетика исполнения. И очень немногие интересуются изначальным исполнением и значением перемещений |и техник ката. В основном по этой причине наиболее «представительные» по Динамичности и эстетике движений ката стали наиболее исполняемыми, в то время как другие, которым «не повезло», постепенно отошли и отходят в небытие. Например, Унсу и Сочин регулярна исполняются в наше время. Ката Сочин также стала очень популярной в соревнованиях различного ранга, возможно, благодаря своим стойкам и мощным ударам и блокам руками. Другие ката, не очень ритмичные и удобные в исполнении, стали демонстрироваться реже. Например, Ванкан, слишком короткая и не имеющая впечатляющих приемов, осваивается за короткий промежуток времени и все реже присутствует в программах соревнований. Ванкан и Джи'ин не были упомянуты в книге М. Накаямы «Best Karate», но присутствуют в двухтомнике по ката Хироказу Каназавы. Ката Мейкйо еще один пример отсутствия популярности среди исполнителей стиля Шотокан. Еще одной причиной снижения популярности у исполнителем определенных ката стало увеличение роли вольных боев в практике каратэ во всем мире. В связи с этим возросла тенденция изучения ката на основе базовой техники, то есть ката, по своей технике приближенных к реальным боевым условиям. Исторически, Гитин Фунакоши перенес акцент тренировок с изучения ката на вольный бой, что вывело ката с центрального места в тренировках каратэ. Поскольку ката, наравне с Кихоиом, являются основным методом освоения боевой техники и доведения ее исполнения до автоматизма в экстремальных условиях, когда технические действия выполняются на уровне подсознания, то многократное повторение единственный способ доведения боевого арсенала до высокого уровня качества и скорости исполнения. Поэтому необходимо привлекать к изучению и исполнению в Шотокане как можно большее число ката из других стилей при условии сохранения знаний по всем ката Шотокана. Чем больше количество ката, тем шире арсенал практических боевых действий. Ката содержит в себе набор определенных технических действий (ударов руками и ногами, блоков, перемещений), цель которых поразить воображаемого противника. Объяснение применения техники ката имеет два названия «Бункай» и «Ойо». Бункай означает «анализ», «подробное рассмотрение элементов ката». Термин Бункай правильнее использовать в значении «разобрать весь комплекс техники ката на элементы и отрабатывать каждый элемент отдельно». Ойо означает «практическое назначение, применение элементов ката». Термин Ойо правильнее использовать в значении практического применения технических приемов в разных конкретных ситуациях. Первоначальное назначение каждого вида техники ката забыто и потеряно, поскольку письменные записи отсутствуют, так же как и имена создателей ката или источников, откуда произошли ката и составляющие их технические приемы. Нижеприведенные трактовки применения исполняемых техник ката помогут определить целесообразность приемов и их практическое применение.

 1. Не следует ограничивать сферу действий названиями и определениями. Если действие называется «Гедан Барай», это не означает, что данное действие не может быть использовано как связка «захват удар в пах рукой».

2. Все исполняемые действия должны привести к повреждениям или сильной боли, причиненным противнику.

3. Медленное исполнение приема означает преодоление сопротивления. Необходимо обратить внимание на эту технику, так как она может быть трудновыполнимой в реальных условиях.

4. Когда какая-либо техника или несколько действий повторяются, это означает, что эти действия важны. Это может быть не повторение действия, а несколько последовательно проведенных друг за другом действий.

 5. Любая прыжковая техника означает перепрыгивание через брошенного на землю противника.

 6. Перекрещивание ног, как правило, обозначает поворот на месте, а не горизонтально исполняемое действие, как это показано в ката. На практике необходимо добавить угол поворота и изменить траекторию исполнения.

7. Всегда и постоянно следует рассматривать исполняемое действие в связке с предыдущим и последующим для лучшего понимания исполняемого действия.

 8. В ката отсутствуют только блоки и защитные действия, а присутствуют контратакующие действия, которые исполняются в определенной последовательности, то есть одним действием осуществляется одновременно и защита, и контратака. Это означает, что блок должен быть таким же жестким, как удар, наносимый по атакующей конечности.

9. Предполагается, что в ката число повреждений, наносимых противнику, увеличивается с каждым последующим действием. Обычно последняя техника самая разрушительная.

 10. В ката не существует изначально единственного намерения при исполнении любой техники. Не следует зацикливаться на каком-то одном по нимании действия, приема. Применяя на практике вышеприведенную методологию, можно обнаружить много неожиданных эффективных решений. Например, в ката Хейан Шодан самое первое действие шаг влево с поворотом и замахом левой руки для проведения Гедан Барай можно рассматривать следующим образом: левая рука, поднимающаяся к правому плечу для замаха, осуществляет блок Нагаши Уке (вместо замаха), нанося удар по атакующей руке противника и одновременно отводя ее в сторону с траектории удара. Следующее действие захват той же атакующей руки противника правой рукой снизу за локоть одновременно с шагом-поворотом влево. После блока Нагаши Уке наносится удар в пах левой рукой (Тетсуи Учи, а не Гедан Барай). Затем с шагом вперед атакуете противника в голову любым ударом. Это только первые два действия в ката Хейан Шодан. В принципе, ката представляет собой ряд блоков и атак в серийном исполнении, которые могут применяться по сериям или подключать одну серию к другой, образуя целый ряд непрерывных последовательных боевых действий.

 Ката могут выполняться с акцентом на следующие моменты:

 1. Скорость: очень медленно (ниже скорости исполнения комплексов в Тайцзи Цюань); медленно; в обычном темпе; в быстром темпе; в сверхбыстром темпе (с максимальной скоростью, при которой может выполняться ката);

 2. Напряжение: с легким напряжением (расслабленно); с обычным напряжением; с сильным напряжением;

 3. Стойка: узкая и высокая; классическая; низкая;

 4. Взгляд: глаза открыты; глаза закрыты (для развития чувства пространства и ориентации в пространстве);

5. Партнер: с партнером; без партнера;

 6. Киай: с выполнением Киай; без выполнения Киай. По сложности выполнения и заложенной в них информации, ката можно условно разделить на: Ката начального уровня: база исполнения блокконтратака. Ката среднего уровня: включает в себя освобождение от захватов,встречные удары и уходы. Ката высшего уровня: предполагает методы воздействия на суставы и нервные узлы, защита от ударов в жизненно важные центры, уходы,ведение ближнего и встречного боя. Кроме того, ката могут выполняться в обратном порядке (в соответствии с логическим построением обратного порядка) и в зеркальном отражении по отношению к классическому исполнению. Важным моментом в исполнении ката является «видение» предполагаемых противников, то есть следует по возможности реально вести условный бой с воображаемыми противниками.

 По характеру исполнения ката можно отнести к упражнениям, которые развивают следующие качества:

1) скоростную выносливость;

 2) совершенствование технико-тактического мастерства;

3) скоростное выполнение техники;

4) серийное выполнение техники;

5) чередование концентрации и расслабления мышц;

 6) активную медитацию в процессе исполнения ката. Поэтому исполнение ката в соответствующем режиме (соревновательном, ускоренном, с акцентом на кимирование, с отягощениями) будет развивать и соответствующие качества спортсмена.

КАТА

 Продолжительность выполнения ката стиля Шотокан в исполнении Шихана Хироказу Каназавы по видеозаписи (в секундах) (версия SKIF):

 Хейан Шодан- 36

Хейан Нидан -36

Хейан Сан дан 36

 Хейан Йондан- 50

 Хейан Годан 40

 Текки Шодан 40

 Текки Нидан -38

Текки Сан дан- 30

Бассай Дай -72

Бассай Шо -56

 Канку Дай -90

 Канку Шо -70

 Эмпи- 70

Джион- 67

 Джитте- 45

 Хангетсу-100

Танкаку- 70

 Сочин- 65

 Чинте- 80

 Джи'ин -50

Нидзюшихо- 60

 Мейкйо- 70

 Унсу -70

Ванкан- 35

Годзюшихо Дай -115

Годзюшихо Шо- 115

Ганкаку Шо- 115

Сэйпай- 85

 Сэйенчин -120



        Мастер Фунакоши настаивал на том, что из большого разнообразия Ката нужно брать их ограниченное число и тщательно обработать. Такой подход в мышлении может быть признан основным для Шотокан. Фунакоши часто говорил :
"Если ты полностью освоил один прием, то откроешь для себя его взаимосвязь с другими. Ты должен понять, что все Ката могут быть сведены к нескольким - базовым. И если ты научился мастерски выполнять одну из них, то вскоре сможешь понять и другие."
 

                                                                                JION

        Существует мнение, что это Ката индийского происхождения, потому что слово jion - это буддийский термин, который упоминается в древних китайских книгах. Кроме того, происхождение может быть в храме Дзион, где практиковались боевые искусства, впоследствии оно достигло ТОМАРИ. Движения этого Ката скрывают сильный боевой дух. Фактически это Ката практикуется только в стилях Шотокай и Вадо-Рю. Выполнять его очень тяжело; совершенное владение HEIAN KATA поможет в его изучении и совершенствовании.
        Типичное ката в Шотокане выполняется в следующих основных стойках: kiba-dachi, zenkutsu-dachi, kokutsu-dachi, последнее движение выполняется с использованием силы противника; выполняющий одновременно захватывает запястье и контратакует в рёбра. Это ката является обязательным во Всеяпонской Федерации Каратэ-До.

 

                                                                                  JITTE

        Ещё одно Ката из ТОМАРИ. Это Ката среднего уровня, состоящее из 27 движений, в Шотокане практикуется для защиты от БО (палки, шеста), включает в себя интересные способы выкручивания запястий. Название jitte (10 рук) означает, что овладев им, можно встретиться лицом к лицу с десятью противниками.
        Это Ката включает много мощных технических приёмов и GYAKE-WAZ из ОКИНАВЫ от БО. Приёмы выполняются открытой ладонью, блок в стойке kosa-dachi и без keri (удар ногой). Среди мастеров существуют различные интерпретации.

 

                                                                               HANGETSU

        Мастер Фунакоши в своей книге "Рюкю Каратэ Кемпо" назвал это ката, происходящим из НАХАТЭ, SEISHAN (41 движение),. выполняемое под 32 счёта.
        ХАНГЕЦУ - ПОЛУМЕСЯЦ - так называется это Ката в современном Шотокане из-за круговых движений ног; основные характерные черты - это mikazuki-geri и специальный вид дыхания. Для развития мощности и контроля дыхания в этой стойке, необходимы упорная и стабильная практика. Расстояние между стопами должно быть чуть меньше, чем две ширины плеч, носки развёрнуты вовнутрь под углом 45 градусов, а пятки - наружу, также под углом 45 градусов. Развёрнутые вовнутрь колени и напряженный пресс дают возможность использовать эту стойку против kinteki (удар ногой в нижний уровень).

 

                                                                                   TEKKI

        Фунакоши заменил название NAIHANCHI на TEKKI. TEKKI - железный всадник - самое распространённое Ката из основных в Сюри-Тэ, включая HEIAN. Известно, что TEKKI-SHODAN практиковалось в Сюри-Тэ с давних времён, однако имя её создателя не известно.
        Существует много теорий для доказательства горизонтальных линий в бою. Согласно китайским боевым искусствам это означает борьбу в лодке или стоя спиной к стене, не имея возможности отступать.
        TEKKI NIDAN и SANDAN были созданы Мастером Итосу на основе школ Сюри-Тэ. Он использовал TEKKI SHODAN в качестве образца. На первый взгляд технические прёмы кажутся лёгкими. Однако в TEKKI NIDAN и SANDAN они особенно трудны. Поэтому изучение этих Ката начинают на ступени 2-го Дана.
        Сэнсей Итосу создал эти Ката для тренировок в спортивном зале. Фунакоши отмечает, что для того, чтобы избежать опасных практических приёмов, оно выполняется в naihanchi-dachi (ступни развёрнуты наружу), в то время как при концентрации силы ног, ступни должны быть развёрнуты внутрь. В TEKKI SANDAN - это стойка hachi-ji-dachi. В настоящее время эти Ката выполняются в kiba-dachi.

 

                                                                              BASSAI

        BASSAI - "взятие башни". BASSAI в каждом стиле различен Он есть у таких мастеров, как Итосу, Мацумура. Томари, Оядомари и Ишимине. Несмотря на то, что первоначальный вариант принадлежит Оядомари, BASSAI-SHO создал Мастер Итосу, "Несокрушимый кулак Сюри-Тэ".
        Основные особенности - это сочетание блоков и контратак, направленных в суставы, против шеста, и важность центра тяжести в KOKUTSU-DACHI и NEKOASHI-DACHI для блокировки шеста открытой ладонью в то время, когда противник, поворачиваясь для встречи следующей атаки, находится в неустойчивом положении.
        DAI и SHO принадлежат только стилю Итосу. В настоящее время SHO практикуется редко (Мастер Каназава рекомендует изучать BASSAI-SHO для отработки равновесия).