1. Задачи каратэ.

   Любой родитель, посылая ребенка в секцию каратэ, ставит перед собой  и ребенком определенную, только им присущую задачу. Задачи эти могут быть разными. Кому-то хочется, чтобы их дите стало прославленным и великим спортсменом, кто-то хочет, чтобы ребенок научился приемам эффективной самообороны, другому необходимо подправить пошатнувшее здоровье ребенка и т.д.

В течении длительного времени (1996-2002 годы) моим учителем (сенсеем) был Кейносукэ Эноэда, обладатель черного пояса по каратэ 8 дана Японской ассоциации каратэ (JKA), главный инструктор по сетокан каратэ Европы и Союза организаций сетокан каратэ (USKO) России. Однажды на одном из своих семинарских занятий он так охарактеризовал задачи каратэ:

1) Здоровье.

2) Спорт.

3) Самооборона.

4) Развитие сознание.

Таким образом, следует четко понимать, что каратэ значительно шире, чем подготовка спортсмена или бойца-рукопашника и не стоит проводить параллель между сдачей экзамена на Кю (Дан) и сдачей на «краповый берет». В связи с этим, многие навыки, кажущиеся ненужными или даже вредными с точки зрения конкретных спортивных задач или проблем уличной драки, могут пригодиться лет через 15-20 занятий. Кроме того, отметим, что каратэ весьма рационально и эффективно как боевая система, а все элементы техники имеют сугубо практическое применение, необходимо осознать это. Но в рамки данного пособия рассмотрение этих вопросов не входит, ограничимся лишь задачами начального периода обучения (8-1Кю). На этом этапе ученик должен научиться основам базовой техники, то есть овладеть навыками наиболее рационального и адекватного поведения в экстремальной ситуации, включающими в себя психологическую, физическую и моральную составляющие. Психологическая составляющая имеет ввиду, состояние сознания ученика, его способность к концентрации и контролю ситуации в момент стресса. Физическая составляющая подразумевает наиболее оптимальное использование энергии и подготовленность к этому тела.  Моральная составляющая состоит из нравственных и духовных норм, на которые опирается человек в момент принятия решений. 

                                                                    2. Технический экзамен. 

Технический экзамен включает в себя следующие элементы:

  1. Ритуал
  2. Кихон
  3. Ката
  4. Кумитэ.

В  задачу  экзаменационной комиссии входит:

1.Оценка понимания претендентом взаимосвязи всех составляющих экзамена (форма поведения).

2. Оценка технического выполнения всех вышеуказанных составляющих экзамена (контроль сознания, контроль тела).

3. Оценка психологического настроя, его отношение к экзамену, экзаменационной комиссии и партнерам, «заншин» (контроль ситуации, основанной на базовых моральных принципах).

 

                                                                       Ритуал (рейги). 

    Ритуал является важным проявлением самоконтроля экзаменуемого и умения им контролировать свое сознание и пространство вокруг себя. Известный японский афоризм гласит: «Без рейги человек похож на животное». По сути на  начальном этапе обучения, рейги представляет собой набор форм этикета, жестко регламентирующих  поведение ученика во время занятий и экзаменов. Как мы отмечали выше, каратэ является психофизической системой и ритуал- важное связующее звено всех элементов тренировки и экзамена друг с другом. Довольно тяжело представить себе двигатель автомобиля без системы охлаждения. Такой двигатель неизбежно выйдет из строя через несколько минут работы. Рейги  является своего рода «системой охлаждения». Каратэ- это боевая система, обладающая огромной силой, в процессе занятий которой люди противостоят друг другу. Это противостояние  необходимо для закалки духа и совершенствование техники, однако есть серьезная опасность того, что оно может разбудить в человеке звериные инстинкты. Именно с помощью рейги человек учится контролировать в себе эти инстинкты. Очень часто на соревнованиях можно видеть спортсменов, демонстрирующих великолепный боевой дух, и бывает очень печально наблюдать, как сила, пробуждаемая этим духом, начинает управлять человеком, превращая его в животное. Это типичный пример неумелого обращения с каратэ, то, к чему приводят попытки «отбросить все чуждое и наносное», корректируя методику, неотъемлемой частью которой является рейги. Правила поведения не только являются вопросом отношений между людьми в обществе, но и эстетической характеристикой личности и способом укрепления духа. Известный китайский философ Сунн Ву говорил: «Победи себя, прежде чем побеждать других». Этикет можно считать средством победы над собой. На начальном этапе обучения в задачу экзаменационной комиссии входит оценка формального выполнения ритуала экзаменуемым, но следует помнить, что рей – это форма выражения уважения и благодарности, а источником его является сердце. Необходимо обращать внимание на рей, который не должен заканчиваться просто формой. 

                                                                            Кихон. 

    Кихон (базовая техника) является важнейшим аспектом обучения каратэ Сетокан. Сплошь и рядом можно видеть людей, разочаровавшихся в каратэ,- жертв «горе-учителей» и плохо переведенных, не всегда удачных «Самоучителей по  каратэ». Кроме того, неправильное выполнение кихон может нанести непоправимый вред здоровью, чему есть много примеров. В связи с этим, цель экзаменатора при оценке кихон следить не только за формой исполнения базовой техники, но и за пониманием учеником того, что в этой технике заложено, а так же использование этого на практике 

                                                                            Ката. 

   Ката- это набор формальных движений, отражающих определенные боевые психофизические состояния – мыслеформы. Цель ката – выработка навыков оптимальных спонтанных действий в экстремальных ситуациях. Если ката не отвечает этой  цели – значит либо его отрабатывают неправильно, либо это не ката. К сожалению, в настоящее время  часто к ката  подходят как к одной из спортивных дисциплин и работа над ката превращается в подготовку к соревнованиям с целью завоевания медалей. Это приводит к тому, что ката выполняется как комплекс хореографических фигур, а судьи оценивают красоту и зрелищность производимого шоу и форму исполняемых элементов, забывая, что форма должна иметь какое-то наполнение.

                                                                         Кумитэ. 

   Как говорил Накаяма Масатоси: «Ката и кумитэ два колеса одной двуколки». Учебное кумитэ (гохон-кумитэ, санбон-кумитэ, объединенные под общим названием якосоку-кумитэ и дзю-иппон-кумитэ) должно быть продолжением и отражением всех принципов, демонстрируемых экзаменуемым в кихон и ката. Также необходимо помнить, что кумитэ- это противостояние двух человек друг другу и с ростом квалификации ученика жесткость этого противостояние должна возрастать. Действия атакующего (тори) в яккосу-кумитэ и дзю-иппон кумитэ должны быть предельно реальными и направленными на поражение защищающегося (укэ), задача которого проявить полный контроль ситуации, после выполнения  защитных действий ответить эффективной контратакой, остановленной на безопасном для партнера расстоянии (принцип сун-дамэ;1 сун =2,5 см.). Оттого насколько искренне и самоотверженно станут действовать оба участника учебного поединка, будет зависеть их технический рост и духовная закалка. Тем не менее, следует четко различать боевую ярость и агрессию, которая является недопустимой во время экзамена и свидетельствует о потере самоконтроля. Еще более недопустимым и опасным является намеренное культивирование этой агрессии; учеников, проявляющих такую тенденцию, следует брать под особый контроль. В техническом отношении необходимо следить за тем, чтобы все атакующие и контратакующие действия соответствовали критериям эффективной атаки. Важнейшими техническими составляющими, которой являются: направленность вектора атаки и вертикальной оси тела, перпендикулярно к поверхности тела; правильно выбранная дистанция и, в соответствии с ней, выбор положения атакующей конечности; отсутствие конечностей противника (контроль их) в зоне, опасной для контратакующего; кимэ (в якусоку-кумитэ проявленное также четкой фиксаций конечности в конце удара; в дзю-иппон кумитэ – это желательно, особенно для тетей им подростков). Важнейшим аспектом состоянии экзаменуемого является заншин, проявляемый во время выполнения кумитэ в постоянном контроле противника .Недопустима потеря партнера из поля зрения по любой причине. При экзамене на старшие Кю даже полезно создать ситуацию, например, обратившись с вопросом к одному из экзаменуемых, в которой он должен будет повернуться к экзаменационной комиссии, и посмотреть, сохранил ли он в этот момент контроль над противником.  Свободный бой (дзю-кумитэ), практикуемый при аттестации на старшие Кю (3-1), является демонстрацией того, насколько изучаемые принципы освоены учеником и вошли в его плоть и кровь. Дзю-кумитэ на экзамене позволяет комиссии посмотреть на ученика в стрессовой ситуации, оценить его боевой дух и способность к самоконтролю. Важнейшим аспектом контроля является проявление уважения к противнику, так как отношение к оппоненту, с которым вступаешь в поединок, является зеркальным отношением к самому себе. Недооценка соперника - весьма опасна для жизни.  При оценке экзаменатором всех вышеперечисленных элементов необходимо исходить из следующих этапов освоения ими обучаемых:

  1. Точность - правильная биомеханика выполнения элементов базовой техники и сохранение ее при выполнении ката, а также правильное применение в базовых вариантах кумитэ, согласно отрабатываемым тактическим принципам, заложенным в базовой технике изначально. Отсутствие данной составляющей лишает смысла дальнейшее обучение.
  2. Скорость - подразумевает максимально быстрое выполнение элементов базовой техники, а также быструю реакцию на действие партнера в кумитэ с соблюдением правильного ритма и точности.
  3. Сила – важнейшая составляющая необходимая для результативного завершения защиты или атаки, являющихся по сути одним и тем же. Приложение силы должно быть взрывным и происходить в максимально короткий отрезок времени, с ростом мастерства, время приложения силы должно сокращаться.

     Соответственно, при сдаче экзамена на младшие кю (9-7), внимание экзаменатора должно быть в первую очередь обращено на понимание  экзаменуемым,      основных принципов        демонстрируемых техник, например таких      как «ханми-шомэн», «корни-ветви-листья» и т.д.,а затем на более высоких

     уровнях-(6-4) «детализацию» освоенных техник (т.е. добавление к работе бедер      управление кистями и стопами и т.д.). 

                                                                    3. Оценочные критерии:

9-8  кю:

кихон- адекватное реагирование на команды и выполнение в соответствии с ними технических действий;

ката – выполнение ката хейан 1 с незначительными нарушениями эмбусен;

кумитэ – понимание и соблюдение короткой дистанции (читомаа).

 

7 –кю:

кихон- выполнение формы заданных элементов кихон;

ката – выполнение ката хейан 2 с возможными незначительными нарушениями эмбусен;

кумитэ – понимание и соблюдение короткой, средней и дальней дистанции (читомаа, маа, тоомаа);

 

6 –кю:

кихон – выполнение формы заданных элементов кихон с достаточной скоростью;

ката – выполнение ката хейан 3;

кумитэ – варьирование дистанции в кумитэ; понимание правильного направления атаки- контратаки;

 

5 – кю:

кихон – выполнение формы заданных элементов кихон с достаточной скоростью и силой (кимэ), понимание заложенных в них тактических принципов и биомеханики;

ката – выполнение ката хейан 4;

кумитэ – применение тактических и биомеханических принципов, заложенных в кихон; выбор правильной позиции и техники для контратаки; 

4 –кю:

кихон –см.5 кю + выполнение различных элементов в связках (рендзоку);

ката – хейан 5, понимание бункай;

кумитэ – см.5 кю + понимание сущности «иппон» (эффективная техника). 

                                                                  4.     Термины каратэ.  

    Согласно традиции, в каратэ используется японская терминология. Было множество попыток, как в нашей стране, так и за рубежом перейти на «родную» терминологию. Более того, даже многие японские учителя, преподавая в Европе и Америке, часто используют при преподавании язык той страны, в которой они находятся. Выскажем наше мнение по этому поводу:

Во – первых, не следует исключать значение Слова и его звучания. Как  сказано в Библии: « В начале было слово…» Терминология и язык страны- носителя традиции, тесно связаны с менталитетом народа, живущего там. Следовательно, она (терминология) связана и с методикой передачи традиции, в нашем случае- Будо. Японец носитель традиции, может позволить себе интерпретировать ее как угодно, приспосабливая Будо к местным условиям, а соответственно, корректируя и методику, и терминологию, т. к. его интересует конечный результат, а не средства достижения. Будучи мастером – наставником, он легко внедряется в местную культуру и «возделывает» там свою родную традицию, как огородник выращивает американский картофель под Рязанью.  Мы  поставлены в несколько иные условия, т.к. в большинстве своем лишены возможности постоянного общения с наставниками. Поэтому обучение и понимание каратэ будет в значительной степени облегчено, если мы попытае6мся понять культуру народа, через которую традиция Будо пришла к нам. Использование японской терминологии вкупе с выполнением ритуала «рейги», форма одежды и т.д., позволяет нам лучше понять то, что пытаемся изучать.

Во- вторых, многие японские термины не имеют адекватных аналогов в русском (английском, немецком и т.д.) языке. Например, какой русский аналог можно подобрать к термину «ката» (дословно переводимый как «форма»), или «заншин», или более прозаичному термину «дзенкуцу-дати»?

В-третьих, мы не исключаем, что спустя какое-то время может измениться вся форма преподавания каратэ, когда у нас появиться свои носители традиции. Возможно, измениться и терминология, возможно, многие японские слова органично войдут в нашу жизнь, как вошли «картофель», «зонтик», «деньги», «презентация». 

                                                                              5. Заключение. 

   В заключении, хотелось бы отметить, что задачей экзаменационной комиссии является сделать так, чтобы экзамен стал серьезным испытанием для претендента, а после сдачи его, ученик чувствовал, что он перешагнул барьер и почувствовал в себе качественные изменения. Испытуемый должен быть поставлен на грань своих возможностей, в первую очередь психологических, при этом ему необходимо дать шанс попытаться преодолеть самого себя. Недопустимо торжество грубой силы на экзамене, если только это не являются одной из уловок экзаменатора. Следует также сказать, что вся система экзаменов имеет смысл лишь в том случае, если занимающийся проходит ее у одного учителя или в одной организации, в крайнем случае , в «родственных» организациях. В противном случае Данкай (Иерархическая система в Будо) превращается в очередную теплицу для взращивания человеческой гордыни. Нельзя оставить без внимания, что некоторые родители, в процессе обучения каратэ, опираются не на принципы успеха, такие как:

*      постоянность обучения,

*      длительность обучения,

*      настойчивость,

*      дисциплина,

*      целеустремленность,

а не на желание самого ребенка, на его (ее) «хочу заниматься», «не хочу заниматься». В таком случае задачи поставленные, в процессе обучения  каратэ никогда не будут достигнуты. Эффективность от учебы каратэ начинает проявляться в полной мере только к концу 3-его года обучения, поэтому необходим доброжелательный взаимопонятный союз учителя, родителей и детей для кропотливой и старательной учебы в течении этих лет и тогда успех  

                                                                           г а р а н т и р о в а н !

 

 

 

ПРОГРАММА  ЧЕТЫРЕХГОДИЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ВОСТОЧНОМУ БОЕВОМУ ЕДИНОБОРСТВУ КАРАТЭ СЁТОКАН
  9 КЮ - БЕЛЫЙ ПОЯС
    1. Кихон
1

5 РАЗ ВПЕРЕД ОЙ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ГЭДАН-БАРАЙ КАМАЭ.

2

 5 РАЗ, ОТСТУПАЯ АГЭ - УКЭ + ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ГЭДАН - БАРАИ КАМАЭ.

3

5 РАЗ ВПЕРЕД СОТО - УКЭ + ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ГЭДАН - БАРАИ КАМАЭ.

4

5 РАЗ, ОТСТУПАЯ УЧИ - УКЭ + ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ГЭДАН - БАРАИ КАМАЭ.

5

5 РАЗ ВПЕРЕД СЮТО - УКЭ (в КОКОЦУ - ДАТИ) + ГЯКУ - НУКИТЭ - ДЗУКИ ТЮДАН (с переходом в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ГЭДАН - БАРАИ КАМАЭ.

6

РАЗВЕРНУВШИСЬ, 5 РАЗ НАЗАД МАЭ - КЭРИ - КЭАГЭ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ -ДАТИ) из ТЮДАН - НО КАМАЭ.

   2.Кихон-нихон кумитэ
1  Тори: 2 раза вперед ой-дзуки дзёдан (в дзенкуцу дати) из гедан-барай камаэ по счету.
  Укэ: 2 раза отступая агэ-укэ (в дзенкуцу-дати) из йой.
2  Тори: 2 раза вперед ой-дзуки тюдан (в дзенкуцу дати) из гедан-барай камаэ по счету.
 

Укэ: 2 раза, отступая сото-укэ (в дзенкуцу дати) из гедан-барай камаэ. 

   
  8 КЮ -ЖЁЛТЫЙ ПОЯС
  1. Кихон
1 5 РАЗ ВПЕРЕД ОЙ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ГЭДАН-БАРАИ  КАМАЭ.
2

5 РАЗ, ОТСТУПАЯ АГЭ - УКЭ + ГЖУ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ГЭДАН - БАРАИ КАМАЭ.

3   5 РАЗ ВПЕРЕД СОТО - УКЭ + ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ГЭДАН - БАРАИ КАМАЭ.
4   5 РАЗ, ОТСТУПАЯ УЧИ - УКЭ + ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ГЭДАН - БАРАИ КАМАЭ.
5 5 РАЗ ВПЕРЕД СЮТО - УКЭ (в КОКОЦУ - ДАТИ) + ГЯКУ - НУКИТЭ - ДЗУКИ ТЮДАН (с переходом в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ГЭДАН - БАРАИ КАМАЭ.
6 РАЗВЕРНУВШИСЬ, 5 РАЗ НАЗАД МАЭ - КЭРИ - КЭАГЭ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ -ДАТИ) из ТЮДАН - НО КАМАЭ.
7 5 РАЗ ВПЕРЕД СКРЕСТНЫМ ШАГОМ ЕКО - КЭРИ - КЭАГЭ ТЮДАН (в КИБА - ДАТИ) из ТЮДАН - НО КАМАЭ.
8 РАЗВЕРНУВШИСЬ, 5 РАЗ НАЗАД СКРЕСТНЫМ ШАГОМ ЕКО - КЭРИ КЭАГЭ ТЮДАН (в КИБА - ДАТИ) из ТЮДАН - НО КАМАЭ.
9 5 РАЗ ВПЕРЕД СКРЕСТНЫМ ШАГОМ ЕКО - КЭРИ - КЭКОМИ ТЮДАН (в КИБА - ДАТИ) из ТЮДАН - НО КАМАЭ.
10 РАЗВЕРНУВШИСЬ, 5 РАЗ НАЗАД СКРЕСТНЫМ ШАГОМ ЕКО - КЭРИ - КЭКОМИ ТЮДАН (в КИБА - ДАТИ) из ТЮДАН - НО КАМАЭ.
 

2. КИХОН - ГОХОН - КУМИТЭ

1

 ТОРИ: 5 РАЗ ВПЕРЕД ОЙ - ДЗУКИ ДЗЕДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ГЭДАН -БАРАИ КАМАЭ по счету

  УКЭ: 5 РАЗ, ОТСТУПАЯ АГЭ - УКЭ (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ЙОЙ.
2 ТОРИ: 5 РАЗ ВПЕРЕД ОЙ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из   ГЭДАН -БАРАИ КАМАЭ.
 

УКЭ: 5 РАЗ, ОТСТУПАЯ СОТО - УКЭ (В ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) ИЗ ЙОЙ.

  З.  КАТА ХЭЙАН СЕДАН                 (по счету)
   
   7  КЮ  - ОРАНЖЕВЫЙ ПОЯС
      1. КИХОН
1 5 РАЗ ВПЕРЕД АГЭ - УКЭ + ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ГЭДАН БАРАИ КАМАЭ.
2 5 РАЗ, ОТСТУПАЯ СОТО - УКЭ + ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ГЭДАН - БАРАЙ КАМАЭ.
3 5 РАЗ ВПЕРЕД УЧИ - УКЭ + ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ГЭДАН -БАРАЙ КАМАЭ.
4 5 РАЗ, ОТСТУПАЯ СЮТО - УКЭ (в КОКОЦУ- ДАТИ) + ГЯКУ - НУКИТЭ - ДЗУКИ ТЮДАН (с переходом в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ГЭДАН - БАРАЙ КАМАЭ
5 5 РАЗ ВПЕРЕД МАЭ -КЭРИ -КЭАГЭ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ТЮДАН - НО КАМАЭ.
6 РАЗВЕРНУВШИСЬ, 5 РАЗ НАЗАД СКРЕСТНЫМ ШАГОМ ЕКО - КЭРИ - КЭАГЭ ДЗЕДАН (в КИБА - ДАТИ) из ТЮДАН - НО КАМАЭ.
7 5 РАЗ ВПЕРЕД СКРЕСТНЫМ ШАГОМ ЕКО - КЭРИ - КЭАГЭ ДЗЕДАН (в КИБА - ДАТИ) из ТЮДАН-НО КАМАЭ
8  РАЗВЕРНУВШИСЬ, 5 РАЗ НАЗАД СКРЕСТНЫМ ШАГОМ ЕКО - КЭРИ - КЭКОМИ ТЮДАН (в КИБА - ДАТИ) из ТЮДАН - НО КАМАЭ.
9 5 РАЗ ВПЕРЕД СКРЕСТНЫМ ШАГОМ ЕКО - КЭРИ - КЭКОМИ ТЮДАН (в КИБА - ДАТИ) из ТЮДАН-НО КАМАЭ.
10 РАЗВЕРНУВШИСЬ, 5 РАЗ НАЗАД МАВАСИ - КЭРИ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ТЮДАН - НО КАМАЭ.
 

2. КИХОН - ГОХОН - КУМИТЭ

1

ТОРИ: 5 РАЗ ВПЕРЕД ОЙ - ДЗУКИ ДЗЕДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ГЭДАН - БАРАЙ  КАМАЭ.

 

УКЭ: 5 РАЗ. ОТСТУПАЯ АГЭ - УКЭ (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ЙОЙ, НА 5 РАЗ НА МЕСТЕ ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ), ГЕДАН-БАРАЙ КАМАЭ.

2

ТОРИ: 5 РАЗ ВПЕРЕД ОЙ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ГЭДАН - БАРАЙ  КАМАЭ.

 

УКЭ: 5 РАЗ, ОТСТУПАЯ СОТО - УКЭ (ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ЙОЙ, НА5 РАЗ НА МЕСТЕ ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) ГЕДАН-БАРАЙ КАМАЭ.

  3. КАТА ХЕЙАН НИДАН
   
  6 КЮ-КРАСНЫЙ ПОЯС
   1. КИХОН    
1 5 РАЗ ВПЕРЕД САНБОН - ДЗУКИ 1 - ДЗЕДАН, 2+3 - ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ГЭДАН - БАРАИ КАМАЭ
2 5 РАЗ, ОТСТУПАЯ АГЭ - УКЭ + ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН/ГЭДАН - БАРАЙ (в ДЗЭНКУЦУ -ДАТИ) из ГЭДАН - БАРАЙ КАМАЭ
3 5 РАЗ ВПЕРЕД СОТО - УКЭ (ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) + ЕКО - ЭМПИ - УЧИ ТЮДАН той же рукой (с переходом передней ногой в КИБА - ДАЧИ) из ГЭДАН - БАРАЙ КАМАЭ
4 5 РАЗ, ОТСТУПАЯ УЧИ - УКЭ/КИДЗАМИ - ДЗУКИ ДЗЕДАН + ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ГЭДАН - БАРАЙ КАМАЭ
5  5 РАЗ ВПЕРЕД СЮТО - УКЭ ( в КОКЦУ - ДАТИ)/КИДЗАМИ - МАЗ - КЭРИ - КЭАГЭ ДЗЕДАН + ГЯКУ - НУКИТЭ - ДЗУКИ ТЮДАН (с переходом передней ногой в ДЗЕНКУЦУ -ДАТИ) из ГЭДАН - БАРАЙ КАМАЭ,
6 РАЗВЕРНУВШИСЬ, 5 РАЗ НАЗАД МАЭ - КЭРИ - КЭАГЭ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ТЮДАН - НО КАМАЭ
7 5 РАЗ ВПЕРЕД МАЭ - КЭРИ - КЭКОМИ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ТЮДАН - НО КАМАЭ
8 РАЗВЕРНУВШИСЬ, 5 РАЗ НАЗАД МАЭ - КЭРИ - КЭАГЭ (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) + другой  ногой с шагом МАЭ - КЭРИ - КЭКОМИ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ТЮДАН - НО  КАМАЭ
9  5 РАЗ ВПЕРЕД ЕКО - КЭРИ - КЭАГЭ ДЗЕДАН задней ногой (в КИБА - ДАТИ) из ТЮДАН -НО КАМАЭ
10 РАЗВЕРНУВШИСЬ, 5 РАЗ НАЗАД ЕКО - КЭРИ - КЭКОМИ ТЮДАН задней ногой (в КИБА -ДАТИ) из ТЮДАН - НО КАМАЭ
11 5 РАЗ ВПЕРЕД ЕКО - КЭРИ - КЭАГЭ ДЗЕДАН задней ногой + другой ногой с шагом ЕКО -КЭРИ - КЭКОМИ ТЮДАН (в КИБА - ДАТИ) из ТЮДАН - НО КАМАЭ
12 РАЗВЕРНУВШИСЬ, 5 РАЗ НАЗАД МАВАСИ - КЭРИ ДЗЕДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ТЮДАН - НО КАМАЭ
  2. КИХОН-ИППОН-КУМИТЭ
1 ТОРИ: 1 РАЗ ВПЕРЕД ОЙ - ДЗУКИ ДЗЕДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ГЭДАН - БАРАЙ КАМАЭ.
 

УКЭ: 1 РАЗ, ОТСТУПАЯ АГЭ - УКЭ (в ДЗЕНКЦУ - ДАТИ) из ЙОЙ + ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН (ДЗЕНКУЦУ - ДАТИ).

2 ТОРИ: 1 РАЗ ВПЕРЕД ОЙ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ - ДАТИ) из ГЭДАН - БАРАЙ КАМАЭ.
 

УКЭ: 1 РАЗ, ОТСТУПАЯ СОТО - УКЭ (в ДЗЕНКУЦУ - ДАТИ) из ЙОЙ + ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ - ДАТИ).

3 ТОРИ: 1 РАЗ ВПЕРЕД ОЙ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ - ДАТИ) из ГЭДАН - БАРАЙ КАМАЭ.
  УКЭ: 1 РАЗ, ОТСТУПАЯ ГЭДАН - БАРАЙ (в ДЗЕНКУЦУ - ДАТИ) из ЙОЙ + ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ - ДАТИ).
 

3. КАТА   ХЕЙАН САНДАН

   
  5 КЮ-ЗЕЛЕНЫЙ ПОЯС
   1.КИХОН
1 5 РАЗ ВПЕРЕД САНБОН - ДЗУКИ 1 - ДЗЕДАН, 2+3 - ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из  ГЭДАН - БАРАЙ КАМАЭ.
2 5 РАЗ, ОТСТУПАЯ АГЭ - УКЭ + ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН/МАЭ - КЭРИ - КЭАГЭ ТЮДАН + ГЭДАН - БАРАЙ на постановке ноги назад (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ГЭДАН - БАРАЙ КАМАЭ
3 5 РАЗ ВПЕРЕД СОТО - УКЭ (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) + ЕКО - ЭМПИ - УЧИ ТЮДАН той же  рукой (с переходом передней ногой в КИБА - ДАЧИ) из ГЭДАН - БАРАЙ КАМАЭ.
4 5 РАЗ, ОТСТУПАЯ УЧИ - УКЭ/КИДЗАМИ - ДЗУКИ ДЗЕДАН + ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН/ МАЭ - КЭРИ -КЭАГЭ ТЮДАН + ГЭДАН - БАРАЙ на постановке ноги назад (в ДЗЕНКУЦУ - ДАТИ) из  ГЭДАН - БАРАЙ КАМАЭ
5  5 РАЗ ВПЕРЕД СЮТО - УКЭ (в КОКЦУ - ДАТИ)/КИДЗАМИ - ДЗУКИ ДЗЕДАН (с переходом передней ногой в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) + ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН на месте из ГЭДАН - БАРАЙ КАМАЭ.
6 РАЗВЕРНУВШИСЬ, 5 РАЗ НАЗАД МАЭ - КЭРИ - КЭАГЭ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из  ТЮДАН -НО КАМАЭ
7   5 РАЗ ВПЕРЕД МАЭ - КЭРИ - КЭКОМИ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ТЮДАН -НО КАМАЭ.
8   РАЗВЕРНУВШИСЬ, 5 РАЗ НАЗАД ЕКО - КЭРИ - КЭАГЭ ДЗЕДАН задней ногой (в КИБА - ДАТИ) из ТЮДАН - НО КАМАЭ.
9 5 РАЗ ВПЕРЕД ЕКО - КЭРИ -КЭКОМИ ТЮДАН задней ногой (в КИБА - ДАТИ) из ТЮДАН - НО КАМАЭ.
10 РАЗВЕРНУВШИСЬ, 5 РАЗ НАЗАД ЕКО - КЭРИ - КЭАГЭ ДЗЕДАН задней ногой + другой  ногой с шагом ЕКО - КЭРИ - КЭКОМИ ТЮДАН (в КИБА - ДАТИ) из ТЮДАН - НО КАМАЭ.
11   5   РАЗ ВПЕРЕД МАВАСИ - КЭРИ ДЗЕДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ТЮДАН - НО  КАМАЭ.
 

2. КИХОН - ИППОН - КУМИТЭ

1 ТОРИ: 1 РАЗ ВПЕРЕД ОЙ - ДЗУКИ ДЗЕДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) ГЭДАН - БАРАЙ  КАМАЭ.
 

УКЭ: 1 РАЗ, ОТСТУПАЯ АГЭ - УКЭ (в ДЗЕНКУЦУ - ДАТИ) из ЙОЙ + ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ)

2

ТОРИ: 1 РАЗ ВПЕРЕД ОЙ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ГЭДАН - БАРАЙ КАМАЭ.

 

УКЭ: 1 РАЗ, ОТСТУПАЯ СОТО - УКЭ (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ЙОЙ + ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ)

3 ТОРИ: 1 РАЗ ВПЕРЕД ОЙ - ДЗУКИ ГЭДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ГЭДАН - БАРАЙ КАМАЭ.
  УКЭ: 1 РАЗ, ОТСТУПАЯ ГЭДАН - БАРАЙ (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ЙОЙ + ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ).
4  ТОРИ: 1 РАЗ ВПЕРЕД ЕКО - КЭРИ - КЭКОМИ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ТЮДАН -НО КАМАЭ.
 

УКЭ: 1 РАЗ, ОТСТУПАЯ СОТО - УКЭ (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из  ЙОЙ + ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ).

5 ТОРИ: 1 РАЗ ВПЕРЕД МАВАСИ - КЭРИ ДЗЕДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ТЮДАН - НО КАМАЭ.
  УКЭ: 1 РАЗ, ОТСТУПАЯ МОРОТЭ - УЧИ -УКЭ (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ЙОЙ + ГЯКУ -ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ)
 

 3. КАТА   ХЕЙАН ЕНДАН

   
  4 КЮ- СИНИЙ ПОЯС
   1.КИХ0Н                                  
1 5 РАЗ ВПЕРЕД САНБОН - ДЗУКИ 1 - ДЗЕДАН, 2+3 - ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ -ДАТИ) из  ГЭДАН - БАРАЙ КАМАЭ.
2  5 РАЗ, ОТСТУПАЯ АГЭ -УКЭ + ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН/МАЭ - КЭРИ - КЭАГЭ ТЮДАН +ГЭДАН - БАРАЙ на постановке ноги назад (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ГЭДАН - БАРАЙ КАМАЭ.
3 5 РАЗ ВПЕРЕД СОТО - УКЭ (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) + ЕКО - ЭМПИ - УЧИ ТЮДАН той рукой (с переходом передней ногой в КИБА - ДАТИ) из ГЭДАН - БАРАЙ КАМАЭ.  
4 5 РАЗ, ОТСТУПАЯ УЧИ - УКЭ/КИДЗАМИ - ДЗУКИ ДЗЕДАН + ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН/МАЭ - КЭРИ - КЭАГЭ ТЮДАН - ГЭДАН - БАРАЙ на постановке ноги назад (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ГЭДАН - БАРАЙ КАМАЭ.
5 5 РАЗ ВПЕРЕД СЮТО - УКЭ (в КОКЦУ - ДАТИ)/КИДЗАМИ - ДЗУКИ ДЗЭДАН (с переходом передней ногой в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) + ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН на месте из ГЭДАН – БАРАЙ КАМАЭ.
6  РАЗВЕРНУВШИСЬ, 5 РАЗ НАЗАД МАЭ - КЭРИ - КЭАГЭ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ТЮДАН - НО КАМАЭ
7  5 РАЗ ВПЕРЕД МАЭ - КЭРИ - КЭКОМИ ТЮДАН   (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ТЮДАН – НО КАМАЭ.
8 РАЗВЕРНУВШИСЬ, 5 РАЗ НАЗАД ЕКО - КЭРИ -КЭАГЭ ДЗЕДАН задней ногой (в КИБА -ДАТИ) из ТЮДАН - НО КАМАЭ.
9 5 РАЗ ВПЕРЕД ЕКО - КЭРИ - КЭКОМИ ТЮДАН задней ногой (в КИБА - ДАТИ) из ТЮДАН -НО КАМАЭ.
10 РАЗВЕРНУВШИСЬ, 5 РАЗ НАЗАД ЕКО - КЭРИ - КЭАГЭ ДЗЕДАН задней ногой + другой ногой с шагом ЕКО - КЭРИ - КЭКОМИ ТЮДАН (в КИБА - ДАТИ) из ТЮДАН - НО КАМАЭ.
11 5 РАЗ ВПЕРЕД МАВАСИ - КЭРИ ДЗЕДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ТЮДАН - НО КАМАЭ.
12 РАЗВЕРНУВШИСЬ, 5 РАЗ НАЗАД УСИРО - КЭРИ ТЮДАН задней ногой с разворотом на 360° (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ТЮДАН - НО КАМАЭ.
 

2. КИХОН - ИППОН - КУМИТЭ

  ТОРИ: 1 РАЗ ВПЕРЕД ОЙ - ДЗУКИ ДЗЕДАН  (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ)  ГЕДАН – БАРАЙ КАМАЭ.
 

УКЭ: 1 РАЗ, ОТСТУПАЯ АГЭ - УКЭ (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ЙОЙ + ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ).

2 ТОРИ: 1 РАЗ ВПЕРЕД ОЙ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКУЦУ - ДАТИ) из ГЭДАН – БАРАЙ КАМАЭ.
 

УКЭ: 1 РАЗ, ОТСТУПАЯ СОТО - УКЭ (в ДЗЭНКЦУ - ДАТИ) из ЙОЙ + ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКЦУ - ДАТИ).

3 ТОРИ: 1 РАЗ ВПЕРЕД ОЙ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКЦУ - ДАТИ) ИЗ ГЕДАН - Б АРАИ  КАМАЭ.
 

УКЭ: 1 РАЗ, ОТСТУПАЯ ГЭДАН - БАР АИ (в ДЗЭНКЦУ - ДАТИ) из ЙОЙ + ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКЦУ - ДАТИ).

4 ТОРИ: 1 РАЗ ВПЕРЕД ЕКО - КЭРИ - КЭКОМИ ТЮДАН (в ДЗЭНКЦУ - ДАТИ) из ТЮДАН -НО КАМАЭ.
 

УКЭ: 1 РАЗ, ОТСТУПАЯ СОТО - УКЭ (в ДЗЭНКЦУ - ДАТИ) из ЙОЙ + ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКЦУ - ДАТИ).

5 ТОРИ: 1 РАЗ ВПЕРЕД МАВАСИ - КЭРИ ДЗЕДАН (в ДЗЭНКЦУ - ДАТИ) из ТЮДАН - НО КАМАЭ.
 

УКЭ: 1 РАЗ, ОТСТУПАЯ МОРОТЭ - УТИ - УКЭ (в ДЗЭНКЦУ - ДАТИ) из ЙОЙ + ГЯКУ -ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКЦУ - ДАТИ).

6 ТОРИ: 1 РАЗ ВПЕРЕД УСИРО - КЭРИ ТЮДАН ( в ДЗЭНКЦУ - ДАТИ) из ТЮДАН - НО  КАМАЭ.
  УКЭ: 1 РАЗ, ОТСТУПАЯ МОРОТЭ - ОСАЭ - УКЭ (в ДЗЭНКЦУ - ДАТИ) из ЙОЙ 1 РАЗ НА МЕСТЕ ГЯКУ - ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЭНКЦУ - ДАТИ).
 

З.КАТА ХЕЙАН ГОДАН

   
     3 КЮ-СВЕТЛО-КОРИЧНЕВЫЙ ПОЯС
    1.КИХОН
1 5 РАЗ ВПЕРЕД САНБОН-ДЗУКИ 1-ДЗЕДАН, 2+3 - ТЮДАН (В ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) ИЗ  ГЕДАН-БАРАЙ КАМАЭ.
2 5 РАЗ, ОТСТУПАЯ АГЭ-УКЭ + той же рукой на месте УРАКЭН-УЧИ ДЗЕДАН + на месте ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ГЕДАН-БАРАЙ КАМАЭ.
3 3 РАЗА ВПЕРЕД СОТО-УКЭ (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) + ЕКО-ЭМПИ-УЧИ ТЮДАН той же рукой (с переходом передней ногой в КИБА-ДАЧИ)/ЁКО-КЭКОМИ ТЮДАН передней ногой со скрестным шагом + передней рукой УРАКЭН-УЧИ ДЗЕДАН на постановке ноги С ВЫХОДОМ В СОЙКУ КОКОЦУ-ДАТИ + ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДИН (с переходом передней ногой в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ГЕДАН-БАРАЙ КАМАЭ.
4 3 РАЗА, ОТСТУПАЯ УЧИ-УКЭ (в КОКОЦУ-ДАТИ)/КИДЗАМИ-ДЗУКИ ДЗЕДАН (с переходом передней ногой в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) + ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДАН/на месте МАЭ-ГЕРИ - КЕАГЭ ДЗЕДАН + ГЕДАН-БАРАЙ на постановке ноги назад (в ДЗЕНКУЦУ - ДАТИ) из ГЭДАН-БАРАЙ КАМАЭ.
5 5 РАЗ ВПЕРЕД СЮТО-УКЭ (в КОКОЦУ-ДАТИ)/КИДЗАМИ-МАЗ-КЭРИ-КЭАГЭ ДЗЕДАН + на месте ГЯКУ-НУКИТЭ-ДЗУКИ с переходом передней ногой в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ из ГЕДАН-БАРАЙ КАМАЭ.
6 РАЗВЕРНУВШИСЬ, 5 РАЗ НАЗАД МАЭ-КЭРИ-КЭАГЭ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) + другой ногой с шагом МАЭ-КЭРИ-КЭКОМИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ТЮДАН-НО КАМАЭ. 
7  3 РАЗА ВПЕРЕД КИДЗАМИ - МАЭ - КЭРИ-КЭАГЭ ТЮДАН/другой ногой с шагом МАЭ-КЭРИ-КЭАГЭ ТЮДАН + другой ногой с            шагом  МАЭ-КЭРИ-КЭАГЭ ДЗЁДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ТЮДАН-НО КАМАЭ.
8   РАЗВЕРНУВШИСЬ, 5 РАЗ НАЗАД ЕКО-КЭРИ-КЭАГЕ ДЗЕДАН задней ногой (в КИБА-ДАТИ)  из ТЮДАН-НО КАМАЭ.
9 5 РАЗ ВПЕРЕД ЕКО-КЭРИ-КЭКОМИ ТЮДАН задней ногой (в КИБА-ДАТИ) ИЗ ТЮДАН-НО КАМАЭ.
10 РАЗВЕРНУВШИСЬ, 5 РАЗ НАЗАД ЕКО-КЭРИ-КЭАГЭ ДЗЕДАН задней ногой + другой ногой с шагом ЕКО-КЭРИ-КЭКОМИ                 ТЮДАН  (в КИБА-ДАТИ) из ТЮДАН-НО КАМАЭ.
11  РАЗ ВПЕРЕД МАВАСИ-КЭРИ ДЗЕДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) + на постановке ноги вперед ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-          ДАТИ)  из ТЮДАН-НО КАМАЭ.
12 РАЗВЕРНУВШИСЬ, 5 РАЗ НАЗАД УСИРО-КЭРИ ТЮДАН задней ногой с разворотом на 360° (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) на                          +   постановке  ноги вперед ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ТЮДАН -НО КАМАЭ
  2. КИХОН-ИППОН-КУМИТЭ
1  ТОРИ: 1 РАЗ ВПЕРЕД ОЙ-ДЗУКИ ДЗЕДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) ГЭДАН-БАРАЙ КАМАЭ
  УКЭ: 1 РАЗ, ОТСТУПАЯ АГЭ-УКЭ (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ЙОЙ +ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ)                                                                                                 
2  ТОРИ: 1 РАЗ ВПЕРЕД ОЙ-ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ГЕДАН-БАРАЙ КАМАЭ
 

УКЭ: 1 РАЗ ОТСТУПАЯ СОТО-УКЭ (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ЙОЙ +ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ).

3 ТОРИ: 1 РАЗ ВПЕРЕД ОЙ-ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ГЕДАН-БАРАЙ КАМАЭ
  УКЭ: 1 РАЗ ОТСТУПАЯ ГЭДАН-БАРАЙ (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ЙОЙ + ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ).
4 ТОРИ: 1 РАЗ ВПЕРЕД ЕКО-КЭРИ-КЭКОМИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ТЮДАН-НО КАМАЭ
 

УКЭ: 1 РАЗ, ОТСТУПАЯ СОТО-УКЭ (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ЙОЙ + ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ)

5 ТОРИ: 1 РАЗ ВПЕРЕД МАВАСИ-КЭРИ ДЗЕДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ТЮДАН-НО КАМАЭ
 

УКЭ: 1 РАЗ. ОТСТУПАЯ МОРОТЭ-УЧИ-УКЭ (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ЙОЙ + ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ)

6 ТОРИ: 1 РАЗ ВПЕРЕД УСИРО-КЭРИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ТЮДАН-НО КАМАЭ
  УКЭ: 1 РАЗ, ОТСТУПАЯ МОРОТЭ-ОСАЭ-УКЭ (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ЙОЙ + ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) 
 

3. ДЗЮ-ИППОН-КУМИТЭ

1 ТОРИ: 1 РАЗ ЛЮБОЙ РУКОЙ ОЙ-ДЗУКИ ДЗЁДАН из ДЗЮ-ДАТИ
  УКЭ: ЛЮБАЯ ЗАЩИТА + ЛЮБАЯ КОНТРАТАКА
2 ТОРИ: 1 РАЗ ЛЮБОЙ РУКОЙ ОЙ-ДЗУКИ ТЮДАН из ДЗЮ-ДАТИ
  УКЭ: ЛЮБАЯ ЗАЩИТА + ЛЮБАЯ  КОНТРАТАКА
3 ТОРИ: 1 РАЗ ЛЮБОЙ НОГОЙМАЭ-КЭРИ ТЮДАН из ДЗЮ-ДАТИ
  УКЭ: ЛЮБАЯ ЗАЩИТА + ЛЮБАЯ КОНТРАТАКА
4 ТОРИ: 1 РАЗ ЕКО-КЭРИ-КЭКОМИ ТЮДАН из ДЗЮ-ДАТИ
  УКЭ: ЛЮБАЯ ЗАЩИТА + ЛЮБАЯ КОНТРАТАКА
5 ТОРИ: 1 РАЗ ЛЮБОЙ НОГОЙ МАВАСИ-КЭРИ ДЗЕДАН из ДЗЮ-ДАТИ
  УКЭ: ЛЮБАЯ ЗАЩИТА + ЛЮБАЯ КОНТРАТАКА
  4.  ДЗЮ-КУМИТЭ 
   СХВАТКА (2-3 МИН.) С ОБЛАДАТЕЛЕМ 4 КЮ-3 КЮ
  5. КАТА
1 .ТЕККИ СЕДАН
2 Любой КАТА серии ХЕЙАН по указанию экзаменатора.     
   
  2 КЮ -КОРИЧНЕВЫЙ ПОЯС
   1. КИХОН
1  5 РАЗ ВПЕРЕД САНБОН-ДЗУКИ 1-ДЗЕДАН, 2+3 - ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ГЕДАН-БАРАЙ КАМАЭ
2 5 РАЗ, ОТСТУПАЯ АГЭ-УКЭ + той же рукой на месте УРАКЭН-УЧИ ДЗЕДАН + на месте ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ГЕДАН-БАРАЙ КАМАЭ
3  3 РАЗА ВПЕРЕД СОТО-УКЭ (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) + ЁКО-ЭМПИ-УЧИ ТЮДАН той же рукой (с переходом передней ногой в КИБА-ДАЧИ)/ЁКО-КЭКОМИ ТЮДАН передней ногой со скрестным шагом + передней рукой УРАКЭН - УЧИ ДЗЕДАН на постановке ноги С ВЫХОДОМ В СТОЙКУ КОКОЦУ-ДАТИ + ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДАН (с переходом передней ногой в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ГЭДАН-БАРАИ  КАМАЭ.
4 3 РАЗА, ОТСТУПАЯ УЧИ-УКЭ (в КОКОЦУ-ДАТИ)/КИДЗАМИ-ДЗУКИ ДЗЕДАН (с переходом передней ногой в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ)+ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДАН/на месте МАЭ-КЭРИ-КЭАГЕ ДЗЕДАН + ГЭДАН-БАРАЙ на постановке ноги назад (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ГЭДАН-БАРАЙ КАМАЭ.
5 5   РАЗ   ВПЕРЕД   СЮТО-УКЭ   (в   КОКОЦУ-ДАТИ)/КИДЗАМИ-МАЭ-КЭРИ-КЭАГЭ ДЗЕДАН+ на месте ГЯКУ-НУКИТЭ-ДЗУКИ с переходом передней ногой в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ из ГЭДАН-БАРАЙ КАМАЭ.
6  РАЗВЕРНУВШИСЬ, 5 РАЗ НАЗАД МАЭ-КЭРИ-КЭАГЭ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) +другой ногой с шагом МАЭ-КЭРИ-КЭКОМИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ТЮДАН-НО КАМАЭ.
7 3 РАЗА ВПЕРЕД КИДЗАМИ-МАЭ-КЭРИ-КЭАГЭ ДЗЕДАН/другой ногой с шагом МАЭ-КЭРИ-КЭАГЭ ДЗЕДАН + другой ногой с шагом МАЭ-КЭРИ-КЭАГЭ ДЗЕДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ТЮДАН-НО КАМАЭ.
8 РАЗВЕРНУВШИСЬ, 5 РАЗ НАЗАД ЁКО- КЭРИ-КЭАГЭ ДЗЕДАН задней ногой (в КИБА-ДАТИ) из ТЮДАН-НО КАМАЭ.
9 5 РАЗ ВПЕРЕД ЁКО-КЭРИ-КЭКОМИ ТЮДАН задней ногой (в КИБА-ДАТИ) из ТЮДАН-НО КАМАЭ
10 РАЗВЕРНУВШИСЬ, 5 РАЗ НАЗАД ЁКО-КЭРИ-КЭАГЭ ДЗЕДАН задней ногой + другой ногой с шагом ЁКО-КЭРИ-КЭКОМИ ТЮДАН (в КИБА-ДАТИ) из ТЮДАН-НО КАМАЭ
11 5 РАЗ ВПЕРЕД МАВАСИ-КЭРИ ДЗЕДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) + на постановке ноги вперед ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ТЮДАН-НО КАМАЭ.
12 РАЗВЕРНУВШИСЬ, 5 РАЗ НАЗАД УСИРО-КЭРИ ТЮДАН задней ногой с разворотом на 360° (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) + на постановке ноги вперед ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ТЮДАН-НО КАМАЭ.
 

2. КИХОН-ИППОН-КУМИТЭ

1  ТОРИ: 1 РАЗ ВПЕРЕД ОЙ-ДЗУКИ ДЗЕДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) ГЭДАН-БАРАЙ КАМАЭ
  УКЭ: 1 РАЗ, ОТСТУПАЯ АГЭ-УКЭ (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ЙОЙ + ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ).
2 ТОРИ: 1 РАЗ ВПЕРЕД ОЙ-ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ГЭДАН-БАРАЙ  КАМАЭ
 

УКЭ: 1 РАЗ, ОТСТУПАЯ СОТО-УКЭ (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ЙОЙ + ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ).

3  ТОРИ: 1 РАЗ ВПЕРЕД ОЙ-ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ГЭДАН-БАРАЙ  КАМАЭ
 

УКЭ: 1 РАЗ, ОТСТУПАЯ ГЭДАН-БАРАЙ (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ЙОЙ + ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ).

4 ТОРИ: 1 РАЗ ВПЕРЕД ЁКО-КЭРИ-КЭКОМИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ТЮДАН-НО КАМАЭ
 

УКЭ: 1 РАЗ, ОТСТУПАЯ СОТО-УКЭ (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ЙОЙ + ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ).

5 ТОРИ: 1 РАЗ ВПЕРЕД МАВАСИ-КЭРИ ДЗЕДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ТЮДАН-НО КАМАЭ
 

УКЭ: 1 РАЗ, ОТСТУПАЯ МОРОТЭ-УЧИ-УКЭ (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ЙОЙ + ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ).

6 ТОРИ: 1 РАЗ ВПЕРЕД УСИРО-КЭРИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ТЮДАН-НО КАМАЭ
  УКЭ: 1 РАЗ, ОТСТУПАЯ МОРОТЭ-ОСАЭ-УКЭ (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ЙОЙ + ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ).
 

3. ДЗЮ-ИППОН-КУМИТЭ

1 ТОРИ: 1 РАЗ ЛЮБОЙ РУКОЙ ОЙ-ДЗУКИ ДЗЕДАН из ДЗЮ-ДАТИ
  УКЭ: ЛЮБАЯ ЗАЩИТА + ЛЮБАЯ  КОНТРАТАКА                                               
2 ТОРИ: 1 РАЗ ЛЮБОЙ РУКОЙ ОЙ-ДЗУКИ ТЮДАН из ДЗЮ-ДАТИ 
   УКЭ: ЛЮБАЯ ЗАЩИТА + ЛЮБАЯ КОНТРАТАКА                                                
3 ТОРИ: 1 РАЗ ЛЮБОЙ НОГОЙ МАЭ-КЭРИ ТЮДАН из ДЗЮ-ДАТИ
  УКЭ: ЛЮБАЯ ЗАЩИТА + ЛЮБАЯ КОНТРАТАКА
4 ТОРИ: 1 РАЗ ЁКО-КЭРИ-КЭКОМИ ТЮДАН из ДЗЮ-ДАТИ
  УКЭ: ЛЮБАЯ ЗАЩИТА + ЛЮБАЯ КОНТРАТАКА    
5 ТОРИ: 1 РАЗ ЛЮБОЙ НОГОЙ МАВАСИ-КЭРИ ДЗЕДАН из ДЗЮ-ДАТИ
  УКЭ: ЛЮБАЯ ЗАЩИТА + ЛЮБАЯ КОНТРАТАКА
6 ТОРИ: 1 РАЗ ЗАДНЕЙ НОГОЙ (360°) УСИРО-КЭРИ из ДЗЮ-ДАТИ
  УКЭ: ЛЮБАЯ ЗАЩИТА + ЛЮБАЯ КОНТРАТАКА
 

4. ДЗЮ-КУМИТЭ

 

1 СХВАТКА (2-3 МИН.) С ОБЛАДАТЕЛЕМ З КЮ-2 КЮ

 

5. КАТА

1 Любой КАТА из: БАССАЙ ДАЙ, КАНКУ ДАЙ, ДЗИЁН, ЭНПИ по своему выбору
2 Любой КАТА серии ХЕЙАН или ТЕККИ СЕДАН, по указанию экзаменатора.
   
  1 КЮ-ТЁМНО-КОРИЧНЕВЫЙ ПОЯС
  1. КИХОН
1 5 РАЗ ВПЕРЕД САНБОН-ДЗУКИ 1-ДЗЕДАН, 2+3 - ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ГЭДАН-БАРАЙ КАМАЭ.
2 РАЗВЕРНУВШИСЬ,  5  РАЗ НАЗАД КИДЗАМИ-ДЗУКИ ДЗЕДАН + ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДАН/задней ногой с шагом МАВАСИ-КЭРИ ДЗЕДАН + передней рукой на постановке ноги вперед УРАКЭН-УЧИ ДЗЕДАН + на месте ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-
ДАТИ) из ТЮДАН-НО КАМАЭ.
3 5 РАЗ ВПЕРЕД МАЭ-КЭРИ-КЭАГЭ ДЗЕДАН + на постановке ноги вперед КИДЗАМИ-ДЗУКИ ДЗЕДАН + ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ТЮДАН-НО КАМАЭ.
4 РАЗВЕРНУВШИСЬ, 5 РАЗ НАЗАД МАВАСИ-КЭРИ ДЗЕДАН + передней рукой на постановке ноги вперед УРАКЭН-УЧИ ДЗЕДАН + на месте ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ТЮДАН-НО КАМАЭ.
5 3 РАЗА ВПЕРЕД МАЭ-КЭРИ-КЭАГЭ ДЗЕДАН + задней ногой на постановке ударной  ноги вперед ЁКО-КЭРИ-КЭКОМИ ТЮДАН с шагом + задней ногой, на постановке ударной ноги вперед МАВАСИ-КЭРИ ДЗЕДАН с шагом + задней ногой, с разворотом на 360° УСИРО-КЭРИ ТЮДАН с шагом (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ТЮДАН-НО КАМАЭ
6 РАЗВЕРНУВШИСЬ, 5 РАЗ НАЗАД УСИРО-КЭРИ ТЮДАН с шагом и разворотом на 360° + на постановке ноги вперед ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ТЮДАН-НО КАМАЭ.
7 5 РАЗ ВПЕРЕД УСИРО-КЭРИ ДЗЕДАН с шагом и разворотом на 360° + на постановке ноги вперед ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ТЮДАН-НО КАМАЭ.
8 РАЗВЕРНУВШИСЬ, 3 РАЗА НАЗАД МАЭ-КЭРИ-КЭАГЭ ДЗЕДАН - на постановке ноги вперед КИДЗАМИ-ДЗУКИ ДЗЕДАН + ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ)/задней ногой МАВАСИ-КЭРИ ДЗЕДАН с шагом вперед + передней рукой на постановке
ноги вперед УРАКЭН-УЧИ ДЗЕДАН + на месте ГЯКУ-ДЗУКИ ТЮДАН (в ДЗЕНКУЦУ-ДАТИ) из ТЮДАН-НО КАМАЭ.
9  3 РАЗА КАЖДОЙ НОГОЙ НА МЕСТЕ МАЭ-КЭРИ-КЭАГЭ ТЮДАН+ ЁКО-КЭРИ ТЮДАН той же ногой в бок + УСИРО-КЭРИ ТЮДАН той же ногой назад
  2. ДЗЮ-ИППОН-КУМИТЭ
1  ТОРИ: 1 РАЗ ЛЮБОЙ РУКОЙ ОЙ-ДЗУКИ ДЗЕДАН из ДЗЮ-ДАТИ
  УКЭ-ЛЮБАЯ ЗАЩИТА + ЛЮБАЯ КОНТРАТАКА
2  ТОРИ: 1 РАЗ ЛЮБОЙ РУКОЙ ОЙ-ДЗУКИ ТЮДАН из ДЗЮ-ДАТИ
  УКЭ-ЛЮБАЯ ЗАЩИТА + ЛЮБАЯ КОНТРАТАКА
3    ТОРИ: 1 РАЗ ЛЮБОЙ НОГОЙ МАЭ-КЭРИ ТЮДАН из ДЗЮ-ДАТИ
  УКЭ-ЛЮБАЯ ЗАЩИТА + ЛЮБАЯ КОНТРАТАКА
4  ТОРИ: 1 РАЗ ЁКО-КЭРИ-КЭКОМИ ТЮДАН из ДЗЮ-ДАТИ
  УКЭ-ЛЮБАЯ ЗАЩИТА + ЛЮБАЯ КОНТРАТАКА
5    ТОРИ: 1РАЗ ЛЮБОЙ НОГОЙ МАВАСИ-КЭРИ ДЗЕДАН из ДЗЮ-ДАТИ
  УКЭ-ЛЮБАЯ ЗАЩИТА + ЛЮБАЯ КОНТРАТАКА
6  ТОРИ: 1 РАЗ ЗАДНЕЙ НОГОЙ (360°) УСИРО-КЭРИ ТЮДАН
  УКЭ-ЛЮБАЯ ЗАЩИТА + ЛЮБАЯ КОНТРАТАКА
  3. ДЗЮ-КУМИТЭ
 

1 .СХВАТКА (2-3 МИН.) С ОБЛАДАТЕЛЕМ 2 КЮ - 1 КЮ

  4. КАТА
1 Любой КАТА из: БАССАЙ ДАЙ, КАНКУ ДАЙ, ДЗИЁН, ЭНПИ по своему выбору, кроме выполнявшегося на 2 кю.
2 Любой КАТА серии ХЕЙАН, ТЕККИ СЕДАН или КАТА, выполнявшийся на 2 кю, по указанию экзаменатора

 

1-й год обучения

9 кю (белый пояс) - 1,5 месяца обучения 8 кю (желтый пояс) - 1,5 месяца обучения 7 кю (оранжевый пояс) -1- 1,5 месяца обучения 6 кю (красный пояс) - 1,5 месяца обучения 5 кю (зеленый пояс) - 1,5 месяца обучения

участие в одном соревновании в конце учебного года

2-й год обучения

4 кю (синий пояс) - 2 месяца обучения

3 кю (светло-коричневый пояс) - 6 месяцев обучения

участие в шести соревнованиях в течение учебного года

3-й год обучения

2 кю (коричневый пояс) - 6 месяцев обучения

участие в девяти соревнованиях в течение учебного года

 

4-й год обучения

1 кю (темно-коричневый пояс) - 6 месяцев обучения

участие в двенадцати соревнованиях в течение учебного года       

 

 

СОСТАВЛЕНО ТИМОФЕЕВЫМ ВЯЧЕСЛАВОМ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМ, ТРЕНЕРОМ-ПРЕПОДОВАТЕЛЕМ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ ПО КАРАТЭ ДЮСШ №1 Г. НОВОЧЕБОКСАРСКА, ПРЕЗИДЕНТОМ ФЕДЕРАЦИИ КАРАТЭ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЧЛЕНОМ ПРЕЗИДИУМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАРАТЭ РОССИИ, ОБЛАДАТЕЛЕМ ЧЁРНОГО ПОЯСА ПО КАРАТЭ  4 ДАНА JKA, 4 ДАНА WKC,СУДЬЕЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КАТЕГОРИИ WKC, ESKA, WSKA.

РЕКОМЕНДОВАНО ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ВОСТОЧНОГО БОЕВОГО ЕДИНОБОРСТВА КАРАТЭ СЁТОКАН В РАЗЛИЧНЫХ ФЕДЕРАЦИЯХ, КЛУБАХ И СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ В ИЗУЧЕНИИ ИСКУССТВА КАРАТЭ-ДО !             НЕ ОСТАНАВЛИВАЙТЕСЬ НА ПОЛОВИНЕ ПУТИ !              ПОСТИГАЯ КАРАТЭ, ПОСТИГНЕТЕ  САМОГО СЕБЯ !