Только единство духа и тела может творить чудеса.

Изречение Дзэн

 

Слово Чи, или Ки, можно перевести как «концентрация» или внутренняя энергия, которая состоит из физической, ментальной и духовной энергий человека и применяется в любой ситуации, где необходимо проявить максимально возможную для человека концентрацию энергии. Это внезапный взрыв энергии, подобный молнии. Хотя каждый человек обладает внутренней энергией, но она используется им крайне редко и только как результат сильного стресса. Так случайное касание раскаленного предмета заставляет человека отдернуть руку с неожиданной скоростью. У человека, запертого в горящей комнате, проявляется сила, необходимая, чтобы взломать дверь. Каратэка может накапливать и проявлять эту взрывную энергию по своему желанию.

Ки имеет такое же отношение к оружию каратэ ударам руками и ногами, как порох к пуле. Ее характеристики проявляются в тренировках, когда удары руками и ногами сопровождаются хлопаньем рукава или штанины, подобным хлопанью кнута. Степень громкости указывает на уровень энергии Ки. Невозможно произвести стреляющий звук без взрывной скорости, и термин «нокаутирующий удар» представляет идею концентрации. Развитие Ки не происходит быстро, для этого нужно длительное время. Эта энергия не является статической силой, которую надо освободить, она считается потоком космической силы и энергии, которая постоянно течет через тело человека от Тандена (точка, расположенная на 4 см ниже пупка) к конечностям. Личность, которая осознанно или неосознанно предоставляет своей Ки полную свободу течения, кажется, заряжает воздух вокруг себя электричеством: в тот момент, когда такой человек входит в комнату, его присутствие ощущается динамически, и все головы поворачиваются в его направлении. Этот поток невозможно ограничить подавлением или сдерживанием. Если кто-то осознает наличие такой энергии у себя, то он может направить ее в любую сторону. Результаты осознанного развития концентрации поражают и могут применяться в любой области жизни.

Термин Киай еще одна демонстрация Ки понятен многим начинающим заниматься каратэ. Это взрывной выдох в форме громкого пронзительного крика, возникающего в нижней части диафрагмы. Крик производится в момент соприкосновения ударной конечности с целью, освобождая ум ученика от страха и давая ему возможность полностью вложить себя в удар. Киай, развитый до предела, становится оружием сам по себе. Считается, что мастера используют крик Киай, чтобы привести человека в бессознательное состояние, а также оживить внешне безжизненного человека совместно с соответствующими методами физической реанимации Куатсу.

Существует два аспекта Киай, не относящиеся к слуховому выражению и которые, испытав один раз, не забудешь никогда. Первый называется Киай взгляда или «сила взгляда». Такой Киай состоит из всей энергии Ки человека, испускаемой взглядом. Слова «убийственный взгляд» имеют именно это происхождение. Некоторые мастера каратэ были известны способностью побеждать взглядом. Второй аспект известен как «настоящий Киай», так как он особо важен для всех каратэк. Настоящий Киай состоит из постоянной сильной концентрации при создании железной воли. Такая концентрация волевого усилия приводит ум и тело к такому развитию, что человек способен сделать невозможное, не осознавая этого.

Прогресс в каратэ зависит от интенсивности, с которой личность посвящает себя постоянной практике. Реализуя свой потенциал, личность должна исходить только из правильного понимания Киай и в практике каратэ, и в жизни. Гордость и мастерство, приобретенные в этом направлении, служат мотивацией ученику для дальнейшей работы над собой и дальнейшего роста мастерства. Настоящий Киай, или железная воля, вот при помощи чего каратэка разбивает невероятно прочные предметы руками и ногами. Именно с такой концентрацией воли китайские мастера каратэ могли убивать лошадь и всадника, закованного в металл. Их эффективность была настолько велика, что один удар в сердце лошади невооруженной рукой был смертелен. В Японии недавно умер мастер каратэ, который голыми руками сражался с быками и убивал их, не травмируя себя. Его имя Масутатсу Ояма. Он стал легендой в создании и использовании энергии Ки и настоящего Киай.

Киай можно характеризовать как специальный крик, испускаемый или для превосходства над противником и даже повержения его в обморок, или для реанимации человека, находящегося без сознания. Буквально Киай означает «единство, союз духа, мысли и воли». Это слово составлено из существительного Ки «дух» и Аи сокращения глагола «соединять», «объединять».

В итоге Киай представляет собой явление, рожденное состоянием единства духа и тела, которое позволяет высвободиться скрытой силе, одушевляющей все живые существа. Иными словами, это источник энергии, который для своего проявления должен освободиться от всяких сдерживающих факторов. Например, нерешительная мысль, взвешивающая «за» и «против», прежде чем проявить себя, мешает спонтанности выражения Киай и ослабляет его силу. Наоборот, если идея, решение, действие, воля объединены и смешаны, т. е. ничто не стоит между ними, то энергия выбрасывается во всей мощи и первозданной чистоте.

Индусы обнаружили во всех живых существах некую своеобразную силу, которую они считали жизненной, или космической энергией прану. Они утверждают, что основная цель питания и дыхания накопление и высвобождение этой энергии. Хатха-Йога является практическим методом накопления этой энергии для овладения духом при помощи питания и дыхания.

Китайцы продвинулись несколько дальше, утверждая, что, предельно развивая йогу, можно научиться материализовать избыток этой накопленной энергии.

Японцы, не заостряя внимания на философских и религиозных аспектах, развивали Киай лишь как средство достижения превосходства над соперником.

Углубленное изучение позволяет определить в Киай изначальную энергию, присущую всякому проявлению жизни. Для ее освобождения необходимо сознательное усилие, и именно в этом усилии весь секрет. Сознательным усилием, которое обязательно должно быть добровольным, импульс вызывается наружу из глубины души, где он находится независимо от нашего разума.

Автоматическая тренировка не приводит к успеху. Только целенаправленный разумный поиск ведет к успеху в применении энергии Киай. Но это возможно только при чистом сознании и единстве духа и тела необходимых условиях возникновения и активного использования Киай. Киай может быть психофизиологическим или чисто физиологическим явлением. Даже при воздействии только на психику, Киай вызывает в организме механические процессы, проявляющиеся во временном затруднении речи и движений. Очень восприимчивых и слабых людей Киай может привести к обмороку.

Киай не обычный шум. Это звук, наполненный содержанием и определенным намерением. К решительному настрою, пристальному, полному воли взгляду (как у укротителя, стоящего перед своими хищниками) прибавляется бесспорный эффект неожиданности, производимый на человека громким криком в обстановке, накаленной опасностью, когда тот менее всего ожидает чего-либо подобного. Даже если Киай недостаточно силен, чтобы вызвать обморок, то, воспользовавшись эффектом неожиданности, можно без травм выйти из опасной ситуации. А слова «парализован испугом или неожиданностью» буквально соответствуют психологическому эффекту Киай.

К эффектам неожиданности и испуга добавляется и физическое воздействие, пропорциональное интенсивности Киай. При максимальном эффекте этих составляющих обморок неизбежен. Кроме того, Киай может воздействовать только силой звука. Например, человек, находящийся без сознания, не может быть объектом психологического воздействия. Человек же с пораженным зрением может быть травмирован очень сильным Киай, воздействующим на его слуховой аппарат.

Короткий интенсивный звук вызывает очень резкое и энергичное сжатие цепочки слуховых косточек в среднем ухе, что вызывает болевое ощущение и тормозящий вегетативный рефлекс. То же происходит на уровне внутреннего уха, причем эффекты, возникающие там, накладываются на предшествующие.

Таким образом, интенсивный неожиданный звук в диапазоне диссонансов высоких и низких тонов или в их смеси, действуя на указанные выше части слухового аппарата, способен, понизив артериальное давление и вызвав сбой в сердечном ритме, привести к обмороку.

Основа произношения Киай это звук «а», который слегка изменяется каждым индивидуумом, но к которому надо стремиться. Выбирается вариант произношения, который можно воспроизвести с наибольшей легкостью, силой и громкостью без артикуляций, модуляций и каких-либо прибавлений.

Киай должен быть очень концентрированным и коротким. Частота колебаний не играет роли, так как ограничена физическими возможностями человека. Звук Киай отличается от обычных звуков интенсивностью и тембром. Он может быть глухим и пронзительным, но иметь одну и ту же частоту.

Весь физический секрет Киай заключается в интенсивности и мощности звука, Киай не является модулированным звуком нарастающей интенсивности, с первого мгновения он имеет максимальную интенсивность.

Интенсивность звука убывает пропорционально квадрату расстояния до источника звука. Чем ближе исполняется Киай, тем он интенсивнее, а значит, и эффективнее. Благоприятными условиями являются влажный и теплый воздух, неблагоприятными сухой и холодный. Мощность звука зависит также от наличия других звуков. Поэтому в тишине, во влажной жаркой атмосфере, на коротком расстоянии Киай получает максимум физических условий, благоприятных для его исполнения.

Условия для выполнения Киай следующие: легкие полны воздуха, рот закрыт, подбородок подобран, позвоночник прямой и расположен перпендикулярно, ноги чуть согнуты в коленях, мышцы расслаблены. Резко сокращая мышцы живота и открывая рот, следует издать Киай подобно взрыву без всякой предварительной подготовки. Дистанция максимальной эффективности 0,6 1,5 метра.

При реализации Киай должно происходить что-то похожее на оседание торса в самого себя, а ноги слегка сгибаются в коленях. Сокращение мышц живота производит давление на диафрагму снизу вверх и с силой выталкивает воздух из легких. Если рот остается закрытым, эффект оказывается обратным: воздух удерживает диафрагму на месте, и внутренности, не имея возможности подняться, опускаются. Центр тяжести тела опускается примерно на 12 см, что резко увеличивает устойчивость.

Киай можно применять и в Куатсу (восточные методы реанимации), причем одновременно с одним из приемов Куатсу или в качестве самого Куатсу. Киай, используемый вместе с каким-либо приемом Куатсу, имеет целью сконцентрировать усилия и объединить лечебный эффект совместных действий.

Удар, выполненный с Киай, будь то в бою или при применении Куатсу, приобретает большую силу и эффективность. Но на этом функции Киай не заканчиваются. Если он достаточно мощен, то не только усилит удар, но и подействует сам по себе как психологическое и психофизиологическое средство.

В качестве приема реанимации Киай должен обладать особым качеством, чтобы вызвать оживление физиологических процессов. Психологическое воздействие в данном случае не сработает, так как человек находится без сознания. Поэтому необходимо воздействовать на органы слуха. Если для потери сознания от Киай необходимо понизить артериальное давление и замедлить сердечный ритм, то в Куатсу наоборот, Киай действует как ускоритель частоты сердечных сокращений и стимулятор артериального давления и дыхательных функций.

Применение тех же средств приводит к противоположным результатам. Но в данном случае звук Киай отличается тоном. Здесь используются консонансы высоких и пронзительных тонов, чистые звуки, которые при достаточно высокой интенсивности вызывают возбуждение и ускорение функций дыхательных органов и сердца. Но и этот Киай другой по тону и противоположный по результату имеет ту же природу.

Техника реанимации: 1-й способ

Объект: Лежит на спине, голова чуть ниже и по оси туловища, ноги вытянуты, руки вдоль тела. Реаниматор: Сидит на пятках, колени врозь, туловище вертикально, взгляд вперед. Сидеть напротив грудной клетки лежащего справа или слева.

Куатсу (Киай): Сильно выдохнуть, глубоко вдохнуть, наполняя Танден и легкие, подбородок подтянут, руки разведены. Выполнить Киай со всей возможной внезапностью и силой. Взгляд прикован к лицу лежащего, концентрация на Тандене.

Можно повторить 2, 3 раза с интервалом, равным максимально глубокому вдоху и выдоху.

2-й способ

Куатсу (Киай): Сделать глубокий вдох. На одном выдохе, с силой выдыхая, произвести серию из 4 ,5 Киай подряд, стараясь придать каждому максимальную интенсивность.

В обоих случаях:

 Как только пациент придет в себя, заставить его дышать сидя с медленными круговыми движениями рук, с глубокими вдохами и сильными выдохами. После восстановления нормального ритма дыхания помочь ему встать и некоторое время медленно походить с ним.

Для достижения желаемых результатов при выполнении Киай необходима! тренировка с целью приобретения навыков. Принципы тренировки и полученные навыки пригодны и для других видов человеческой деятельности.

Цели тренировки следующие:

(а) Научиться концентрироваться, для чего необходимо избавиться от рассеяности. Любое начатое дело (фраза, тема, работа) должно быть закончено, Раздражение, спешка, развлечения отвлекают нас от внутренней: жизни.

(б) Развивать внимание, что позволяет не упускать ничего существенного,даже в мелочах. Например, незначительные изменения выражения лица,или положения тела позволят определить степень опасности и предпринять превентивные меры. Внимание это волевое явление. Мы направляем, удерживаем или меняем объект внимания по нашему желанию.

(в) Развивать твердость характера, волю, что позволяет преодолевать препятствия и достигать намеченной цели. Разочарование, страх, победа, поражение, критика должны быть встречены с безразличием, так как все они те же средства рассеивания и отвлечения, отдаляющие нас от конечной цели.

 (г) Научиться медитировать. Это позволит нам лучше разобраться в самом себе, анализировать наши самые тайные наклонности, хорошие и плохие, при этом от плохих наклонностей следует избавляться, а хорошие развивать.

Медитировать необходимо ежедневно не менее получаса. Место должно быть тихим. Воздух чистый. Лучшее время раннее утро. Сесть на пол или на. стул лицом на север. Позвоночник прямой от затылка до копчика. Ладони раскрыты и лежат на передней части бедер. Дышать спокойно в постоянном ритме через нос. Вдох на 5 ударов сердца, выдох 5 ударов. Не напрягаться.

В течение трех месяцев постоянных тренировок достигается управление ритмом дыхания. Спокойное дыхание приводит к спокойствию духа, из головы уходят ненужные мысленные образы, концентрируется внимание.

В эту пустоту усилием воли вводится одна какая-либо тема, выбранная для медитации в этот день. Допустим, темой является гнев. Происходит разбор причины, путей развития, результатов после взрыва эмоций и т. д. Таким способом, подбирая «острые» для себя темы и детально разбирая их, человек приходит к самопониманию, самообладанию, самоуправлению.

Возможен только постепенный прогресс. Самое благородное, но расплывчатое намерение, как и беспорядочный энтузиазм, недостаточны, необходимо решительное, четкое, спокойное и настойчивое намерение. Не следует забывать, что Киай это концентрация абсолютно всей духовной и физической энергии на одном-единственном объекте с твердым намерением достичь цели. Дыхание в данном случае имеет первостепенное значение, потому что является единственной функцией человеческого тела, которую можно изменять по нашему желанию. Дыхание может не только привести нас к полному господству над физическими и умственными способностями, но и к увеличению энергии до невероятных размеров.

Используются следующие виды дыхания:

 1.Очищающее дыхание. Заполнив легкие и Танден вдохом через нос, выдыхать через рот, как при попытке погасить далеко стоящую свечу. Исходное положение стоя или сидя, позвоночник расположен вертикально. Выполняется после упражнений на ритмическое дыхание. В результате тонизируются, очищаются и расслабляются легкие, стимулируются клетки. Очищающее дыхание показано также после любого мощного усилия, подобного пению, речи, а в нашем случае после Киай.

2. Оживляющее дыхание. Полный вдох носом, руки без напряжения вытянуты вперед. Задержав дыхание, сгибать руки, напрягая их и сжимая кулаки. Выпрямить напряженные руки. Повторить, быстро сгибая и разгибая напряженные руки, несколько раз. Закончить очищающим дыханием. Напряженные руки следует сгибать так энергично, чтобы кулаки с силой ударяли по мышцам груди. При выполнении упражнения рот держать закрытым, подбородок подобрать, Танден заполнен воздухом, который не выпускается до конца упражнения.

Положение тела должно соответствовать двум основным критериям: расслабленный позвоночник и расслабленные мышцы.

Вертикальный позвоночник соответствует положению расслабленного положения тела (например, длинную лестницу трудно поднять в наклонном положении, но, поставив ее вертикально, можно ее легко перемещать). Необходимо выработать в себе чувство присутствия вертикали и не утрачивать ее ни стоя, ни при ходьбе, ни сидя, ограничиваясь лишь ее перемещением и избегая тем самым лишнего утомления.

Еще на тренировках самураев и буддистских монахов всегда рекомендовалось держаться прямо, подобрав подбородок, держа шею на одной линии с корпусом, рот закрыт, дыхание через нос. Это облегчает дыхание и циркуляции энергии в позвоночнике. Закрытый рот контролирует дыхание, а поджатый подбородок позволяет поддерживать основные мышцы горла натянутыми и позвоночник прямым.

Когда мышцы расслаблены, то энергия располагается равномерно по всему телу, готовая «выстрелить» в любом направлении. Если, наоборот, рука напряжена и кулак сжат, то Киай не может возникнуть свободно, потому что часть энергии, которая должна быть в Тандене, находится в кулаке. Таким образом, если вместе с духом, мыслью и волей энергия уходит в сжатый кулак, ее количество уменьшается в других местах, которые оказываются сравнительно более уязвимыми.

Один из старых мастеров Кендо (фехтование на мечах) выразил суть своего искусства в следующих словах: «Не концентрируйте свой ум на поведении вашего противника, не направляйте свое внимание на ваше собственное поведение и ваш меч. Наоборот, сконцентрируйтесь на Тандене и не думайте ни о нанесении удара противнику, ни о том, что он может вас поразить, отбросьте какие-либо определенные намерения и бросайтесь в атаку в тот самый момент, когда противник занес меч над вашей головой».

Надо стараться держать тело гибким и эластичным, стараться не концентрировать энергию нигде, кроме Тандена, так как если энергия направляется в какое-либо место волевым усилием и задерживается там, то это делается преждевременно, даже если энергия действительно будет применена в этом месте как следствие чувства опасности и стремления предвидеть, предупредить события. Таким образом, если энергия или часть ее находится в одном месте, то она отсутствует в другом месте, и насколько она оказывается сконцентрированной в этом месте, настолько она оказывается недейственной для любого другого применения, уменьшая количество остальной энергии...

Поэтому тело должно быть эластичным, как резиновое, совершенно однородным, связанное лишь одним позвоночником, прямым и вертикальным. Танден должен быть наполнен энергией, рот закрыт. Сознание спокойное, без всяких конкретных мыслей и намерений, сконцентрировано на Тандене.

Взгляд, не выражая никаких мыслей, регистрирует все вокруг, не останавливаясь конкретно ни на чем, охватывая противника в целом и проходит как бы сквозь него. Таким образом, положение тела, позвоночника, головы, шеи, рта и Тандена, взгляд, расслабленность мышц, концентрация сознания все это представляет собой психофизиологическую подготовку для мгновенного выполнения Киап в нужный момент с максимальной силой.