Родословная Поречья

 

Издалека, долго течет красавица-Сура, младшая дочь Волги, огибая всю западную окраину Чувашии. И вот уже четыре столетия кряду плещутся ее волны у старинного села Порецкое.

Отменным вкусом обладали его основатели, на редкость живописное место выбрали они для поселения. Крутыми ярами обрываются у Суры плодородные прибрежные земли. Во­круг, насколько хватает взгляду, тают в голу­боватой дымке засурские леса. Пронизанные солнцем вековые дубравы сменяются то янтарностволыми соснами в пышных вечнозеле­ных шапках, то светлым улыбчивым разно­лесьем. От самой кромки воды, оттороченной золотистыми песчаными каемками, наперегон­ки с чащобами кустарников карабкаются ввысь по склону реки раскидистые дуплистые липы. Сквозь лесную глухомань то тут, то там про­свечивают голубыми зеркалами небольшие озерца.

И, главное, не подкрадется сюда незамечен­ным даже самый быстроходный плот или ла­дья: сделав у крутогора несколько причуд­ливых изгибов, река тут же выпрямляется и будто ярко-синяя лента неторопливо, спокой­но струится до самого горизонта.

Первые новоселы появились в здешних мес­тах лишь после взятия Казани, когда неподалеку был основан город Алатырь, одна из важных сторожевых крепостей на пути в По­волжье, под защитой которой селился служи­лый люд — пушкари и стрельцы, вольные люди и беглые крестьяне, спасавшиеся от кре­постной кабалы. Но, как гласит народное пре­дание, самыми первыми поселенцами буду­щего села Порецкое были опальные прибли­женные и даже родня самого Ивана Грозного. Как известно из летописи, в 1591 году в Угли­че при зловещих, таинственных обстоятельст­вах погиб его младший сын малолетний царе­вич Дмитрий, что вызвало смуту в народе, ис­кусно подогреваемую родственниками Ивана IV: ведь в смерти мальчика подозревался главный претендент на престол Борис Году­нов. Но тот сумел быстро погасить недоволь­ство, круто расправившись с его зачинщика­ми-жителями Москвы и Углича. Главных же своих врагов, почти пятьсот бояр, князей, вы­шедших из повиновения стрельцов, сослал на самую окраину Московского государства — на необжитые присурские пустоши.

Все ссыльные были наголо острижены, с позорным клеймом на лбу. Все они, незави­симо от своего происхождения, стали отныне государственными преступниками - «лобачами». Оттого-то и назвали поначалу их поселение на Суре хлестким словом «Лобачевка». Споро поднималось сельцо на высоком берегу реки: общая беда, приведшая ссыльных на чужби­ну, спаяла всех; дружно застучали топоры. И в дремучем лесу одна за другой росли лад­ные добротные избы из вечных дубовых бре­вен, украшенные резными фронтонами. Вско­ре здесь срубили и небольшую деревянную церквушку «для спасения грешных душ». Но­вое поселение оказалось на самом оживлен­ном перекрестке важных торговых путей — водных и пеших, ведущих в Казань, Нижний Новгород, Алатырь, Симбирск. И потянулся сюда самый разный пришлый люд, в том чис­ле и «инородцы» — татары, мордва, чуваши, которые быстро ассимилировались со старо­жилами, воспринимая их язык, обычаи, быт и даже веру. Пополняли число местных жите­лей также беглые крестьяне, спасавшиеся здесь от гнета помещиков. А улица Лобачевка, вытянувшаяся длиннющей цепочкой вдоль берега Суры, спускалась все ниже и ниже по реке, или, как тогда говорили, «по реце». Вот это старославянское «по рецке» и дало сохра­нившееся по сей День название селу — Порецкое.

Так что это, быль или легенда, его москов­ско-угличские корни? Как знать... История не сохранила документального подтверждения тому. Но в пользу этой версии говорит многое. И акающий «московский» говорок коренных поречан, так непонятно контрастирующий с «оканьем» соседей-нижегородцев. И этногра­фическое сходство старинных женских костю­мов. Да и случайно ли, например, что и поныне самые распространенные в Поречье фамилии— те же, что носила когда-то оказавшаяся в опале знать из окружении Грозного? Так что не зря, наверное, из века в век передавалось это предание о необычной «родословной» села.

В исторических же документах Порецкое, как крупное селение, впервые упомянуто в 1616 году. А ровно через полвека становится оно уже волостным селом, официальной тер­риториально-административной единицей Рос­сии.

И побежали десятилетие за десятилетием, век за веком. Причисленные было поначалу к вольным крестьянам, поселенцы скоро поте­ряли волю, надолго попав под крепостное яр­мо. Порецкая вотчина, ставшая уже к концу первого столетия своей истории одной из са­мых богатых в. Московском государстве, пе­реходила от владельца к владельцу вплоть до самой отмены крепостного права. Разных хо­зяев знали здешние жители. Были они под на­чалом и знатного князя А. Сицкого, и пред­приимчивых бояр Морозовых и Нарышкиных, и фаворита императрицы Анны Иоановны гра­фа С. Салтыкова. Несколько лет владел порецкими землями сын самого Петра I, царе­вич Алексей. А последней помещицей была вельможная статс-дама, крутая норовом П. Мятлева.

Всех их объединяло одно — стремление вы­качать как можно больше доходов из даль­них своих засурских владений. Кроме податей да оброка, десятки пудов, целыми обозами везли оттуда в свои городские дворцы муку ржаную и крупу овсяную, хлеб и мед, яблоки и орехи, знаменитую сурскую стерлядь, са­мую всевозможную снедь и живность, — в об­щем, сполна пользовались щедрыми дарами здешних нив, лесов и рыбных угодий.

Знатные господа Порецкого, как правило, не довольствовались пожалованными им зем­лями, всеми правдами и неправдами стара­лись присоединить к ним все новые и новые угодья. Немалый доход давали именитым помещикам и росшие здесь как на дрожжах ви­нокуренные, кожевенные, маслобойные заво­ды, крупорушки и мельницы, самые разные ре­месленные производства.

Вот, например, какие профессии были наи­более распространены в Порецком в первой четверти XVIII века, когда вотчиной правил царевич Алексей — кузнецы, серебряных дел мастера, котельники, колесники, санники, бон­дари, горшечники, столяры, плотники, кожев­ники, кирпичники,   сыромятники,   овчинники, рукавишники, шерстобиты, сапожники, порт­ные, шапочники, красильщики, рогожники, со­лодовники, калашники,    мясники,    мельники, рыболовы  и многие другие, не считая заня­тых чисто крестьянским делом или торговлей (купцы и крупные предприниматели особенно охотно селились вблизи этого бойкого торго­вого места). Тогда же на Суре была сооруже­на и лесосплавная пристань, откуда отправ­ляли в столицу отборные стройные мачтовые сосны и кондовые   дубы   для   строительства российского флота.

Чувашский край издавна славился своими знаменитыми  заповедными    дубравами.    Из здешних могучих приволжских дубов-богаты­рей по петровскому указу было построено не одно быстроходное судно. Немало таких ко­рабельных рощ в ту пору высилось и на пра­вобережье   Суры   неподалеку  от   Порецкого. Да и на левом берегу реки красовались ре­ликтовые нагорные дубравы с деревьями-ве­ликанами. Одна из таких рощ стеной стояла тогда и в северной части нынешней террито­рии Порецкого. Старожилы и поныне вспоми­нают, как временами вспучивали здесь землю остатки огромных дубовых пней толщиной в два-три обхвата. Приехав однажды с Невы на Суру, в свою вотчину, царевич Алексей сразу обратил внимание на одну из таких ве­ковых дубрав. И, зная особое пристрастие Петра I к хорошему корабельному лесу, спе­циально приберегал ее для особого случая, когда понадобится ему благосклонность не очень-то жаловавшего его своим расположе­нием отца. И случай такой скоро представил­ся: адмиралтейству срочно потребовался ко­рабельный дуб. Присурская роща тут же была срублена под корень, и древесина благопо­лучно доставлена водным путем в Санкт-Пе­тербург, чем Алексей очень угодил грозному родителю.

Вот как описывает его реакцию на дорогой душе подарок писатель Дмитрий Мережков­ский в одном из своих романов: «Спасибо, Алеша... Спасибо за гостинец. В самую нуж­ную пору пришелся. Мой-то ведь дуб, что пло­тами с Казани плавили, бурей на Ладоге раз­било. Так ежели б не твой подарок, с новым-то фрегатом и к осени бы, чай, не управились. Да и лес-то самый добрый, крепкий, что твое железо, давно я такого изрядного дуба не ви­дывал».

Да, поистине богата была порецкая земля. Только вовсе не с неба падали ее щедрые дары, были они плодом жесточайшей эксплуа­тации крестьян их знатными барами-крепост­никами. Ведь сутками напролет бесплатно трудилась беднота на помещиков, сама при этом едва сводя концы с концами. Известный ученый-историк В. Д. Димитриев в своей кни­ге «История Чувашии XVIII века» приводит, например, такое документальное свидетельст­во той эпохи, касающееся земледельцев здеш­них мест. «А в год помещичьему крестьянину, кроме оброчных, дается  свободных дней  на себя работать лишь у некоторых помещиков в каждой неделе по три дня и по столько же на господина, а у других по четыре и по пя­ти дней на господина работают... А ныне по­мещики в случае благополучного времени за­ставляют беспрерывно на себя    работать,    а как весь хлеб собран, и сено скошено и сме­тано будет в стога, то уж тогда крестьянам дают свободность на себя работать».

Народы Поволжья  и Прикамья — русские, чуваши, татары, мордва,  марийцы — находи­лись в особо тяжелом положении, эксплуата­ция была здесь невыносимой. Замученные не­посильным трудом крестьяне Поречья напрас­но слали властям челобитную за челобитной, — положение к лучшему не менялось. И даже бунты, не столь уж и редкие в те времена, не помогали. Граф И. П. Салтыков, к примеру, чтобы посильней наказать своих непокорных подданных из села Семеновское, специально основал в лесной глухомани за Сурой новую деревню Шадриху, куда и ссылал их на поис­тине каторжные работы: раскорчевывать лес для создания новых  пахотных угодий.

Как нигде много было здесь и беглых кре­стьян. Так, по данным 1739 года, в бегах на­ходились, не считая детей, 182 мужчин и 126 женщин из Порецкой вотчины, — почти восемь процентов всех здешних крепостных. Не от хорошей жизни покидали они насиженные места, слишком уж невыносимо было кре­постное ярмо.

Так надо ли удивляться тому, что когда-то с такой охотой и единодушием вставали местные жители под знамена Степана Разина, а позже целыми деревнями вступали в пугачев­ское войско?

«В середине июля 1774 года Пугачев переправился через Волгу на правый берег реки близ одного из чувашских селений. Его опе­режала вездесущая молва о крестьянском ца­ре, принесшем народу волю. Одна за другой поднимались против помещиков здешние де­ревни. Через пару дней восстанием была ох­вачена и вся Порецкая волость. Были раз­громлены имения и убиты помещики в здеш­них селах Козловке, Ряпине, Ломакине, Анастасове, Коровине, Выползове, Полибине, Скучихе, Сыресях, разгромлены винокуренный и стекольный заводы в Кудеихе, развезен по крестьянским дворам барский хлеб из амба­ров села Семеновское. Разгромлен был и по­мещичий дом в самом Порецком.

19 июля пугачевский манифест, жалующий крестьян волей и «владением землями, лесны­ми, сенокосными угодьями и рыбными лов­лями», попал и в имения, расположенные по нижнему течению реки Меня, притока Суры. Но только гонец-повстанец начал читать со­бравшейся толпе в селе Владимировка этот документ, как тут же упал бездыханным от ножа помещичьего приказчика. Не успели люди придти в себя от неожиданности, как уже и сам приказчик лежал на земле, истекая кровью. А поразившая его метким ударом вы­сокая, статная девушка подняла скомканный манифест, расправила его и продолжала как ни в чем не бывало читать дальше. Это была дочь местного пастуха, в недавнем прошлом крепостная актриса Настасья Хлопова, кото­рую нестареющая народная память называет в числе наиболее известных военачальников войска Пугачева.

Вот как рассказывает о происшедшей сразу после этого случая их первой встрече писательница-поречанка Вера Жакова, у истоков творчества которой стоял сам А. М. Горький, написавший в ее адрес немало теплых писем, в том числе и об историческом рассказе «Нас­тасья Хлопова»: «Под ее предводительством владимирские, батунинские и шатинские му­жики двинулись навстречу... царскому войску. Они нагнали его под Курмышом. Через не­сколько минут Настасью провели к Пугачеву. В переднем углу, тяжело облокотившись на стол, насмешливо улыбался бородатый сухой человек. Настасья подумала: «Сейчас прика­жет высечь», тихонько всхлипнула и заломи­ла тонкие точеные пальцы.

Генеральша, а ревет... Чего хочешь, какого званья? Грамоте знаешь?

Воевать хочу.

Зачем?

Девушка, захлебываясь от рыданий, рас­сказала о своей нерадостной, нелепой жизни. Пугачев слушал внимательно и настороженно....

  Ну что ж, рабой быть не хочешь — царицей будешь, — усмехнулся он, когда обессиленная Настасья замолчала.

В этот же вечер местный поп обвенчал «го­сударя-императора Петра III и Настасью. Пу­гачев сделал ее своим адъютантом. Девушка жадно вдыхала раскаленный воздух необы­чайных дней.    В    будущем — императорская корона, тусклая, тяжелая парча коронацион­ного платья, раболепные улыбки и преклоне­ние. Теперь — пыльные дороги, убогие дере­веньки, разъяренная лошадь, пакет на груди и бесконечные полчища людей, которым нуж­на земля и свобода. И под грохот пушек, у виселиц, на которых качались князья и стол­бовые дворяне, Настасья поняла, что она кость от кости и кровь от крови этих оборванных, засеченных мужиков, мечтающих о хлебном мужичьем рае, о крепком и тороватом царе».

Но не сбылись крестьянские мечты о воле и счастье: жестоко было подавлено захлеб­нувшееся в крови пугачевское восстание. Все дороги, ведущие к Порецкому, были густо «об­сажены» виселицами. Немало казненных бы­ло и в самом селе. На месте многих окрест­ных деревень остались лишь пепелища и дотла разоренные дома. И на осиротевших семьях подневольных крестьян все туже затягивалось крепостное ярмо.

Долгий, нелегкий путь длиной в четыре сто­летия прошло Порецкое. Видело старинное присурское село на своем веку и разрушитель­ные войны, и пожары, и стихийные бедствия, голод и эпидемии. Подолгу, всем миром при­ходилось потом залечивать раны этих бед.

Так, в 1830 году большой урон селу нанес гигантский оползень, разрушивший и навсег­да унесший в пучину сурских волн десятки крестьянских изб со всеми хозяйственными постройками, привольно раскинувшимися на склоне реки в окружении садов. Вызвали его подземные грунтовые воды, копившуюся ис­подволь разрушительную силу которых сто­крат  усилили на редкость  сильные в ту пору июльские ливни. На глазах росла, ширилась трещина, появившаяся вдруг неподалеку от спуска к Суре, образовывались все новые и но­вые ее ответвления. И вот под оглушительные раскаты грома с треском стали рушиться дере­вянные строения и, нагромождаясь одно на другое, начали сползать со склона в Суру. Так чуть ли не полсела осталось без крова. И не от хорошей жизни в другом конце Порецкого пришлось заложить новую улицу с невеселым названием Растащиха.

Но лишь чуть-чуть пришли в себя, обустрои­лись здесь новоселы — очередная горькая на­пасть: пожар, во время которого в 1886 году дотла сгорели не только Растащиха, но и со­седние улицы — Кабацкая (ныне Колхозная), Кумина (Севастьянова), Ляхова (Октябрь­ская),— всего сто двадцать дворов. А причи­на  тому — обыкновенная  детская  шалость.

В ту пору на главной сельской площади поя­вилось небывалое сооружение — медеплавиль­ная печь для отливки церковных колоколов. И пока здесь отливался огромный одиннад­цатитонный колокол для Порецкого собора, с утра до вечера вокруг было полным-полно зевак-зрителей, в том числе, конечно, и ребя­тишек. И вот двое мальчишек-братьев, заво­роженных работой мастеров, решили и сами попробовать «отлить» колокол из глины. Дож­давшись, пока взрослые уйдут в поле, развели под сараем, где сушилось сено, огромный кос­тер, и... в мгновение ока целое море огня раз­лилось над безлюдным селом...

Кстати, зычный медный колокол, мастерски отлитый порецкими умельцами в самый канун этого бедствия, совсем недолго, всего-то двенадцать лет, радовал поречан своим малино­вым звоном. Он пострадал от нового пожара, который в летописи села сохранился как большой пожар: 320 крестьянских дворов уничто­жил он. Повредил огонь и деревянные пере­крытия соборной колокольни, и колокол, обор­вавшись, всей своей многотонной тяжестью рухнул с высоты, основательно разрушив при падении все три каменных свода…

В канун Октября в Порецком проживало без малого шесть тысяч человек. Одним из самых крупных населенных пунктов Поволжья по праву считалось тогда это старинное село. ...Как Сура неторопливо, спокойно несет свои величавые воды к Волге, так же неспеш­но, размеренно текла и жизнь Порецкого в преддверии четвертого столетия своей истории. Населявшие его крестьяне возделывали хлеб, растили детей. Самыми разнообразными ре­меслами владели мастеровые люди, среди ко­торых особо славились ювелирной тонкостью и сложностью работы кузнецы. Преуспевали купцы, коих немало было в этом известном на всю округу  торговом   селе.  Особый  колорит порецким будням придавала Сура, ведь здеш­ние пристани служили важным перевалочным пунктом для многих товаров, которым было еще плыть и плыть и в ближние волости, и в самые дальние города и веси, даже за гра­ницу. Торговали здесь и зерном, и скотом, и изделиями народных промыслов. Одного толь­ко хлеба на сурских причалах Порецкого за зиму, бывало, накапливалось до трех-трех с половиной миллионов пудов.

Выразительную картину дореволюционного Порецкого создал местный поэт И. Лавров. Его стихотворением «Порецкое», опублико­ванным к 300-летию села.

 

На горе крутой

Расположено

И ничем вокруг

Не огорожено.

 

Стройно домики

Двухэтажные

По всем улицам

Протянулися.

 

На верху горы

Стоит храм святой,

И блестят на нем

Кресты золотом.

 

А на площади

Семинария

Придает селу

Вид величия.

 

Под горой течет

Река быстрая.

В берегах крутых

Извивается.

 

И весной по ней

Баржи грузные

Плывут с хлебушком

Вниз до Рыбинска.

 

А на пристани

Люд работает,

С песней звонкою

Грузят барочки.

 

Есть у нас в селе

Богачи-купцы,

Нищеты с сумой

Еще более.

 

Я люблю тебя,

Мою родину,

Лучше прочих сел

На святой Руси.