Раздел II. Основные цели и задачи, сроки

 реализации Программы

 

Реализация Программы направлена на эффективное использование всех возможностей и ресурсов, которыми сегодня располагают муниципальное образование,   последовательное формирование динамично развивающейся экономики.

Одним из приоритетных направлений развития Порецкого района в период 2003-2006 годов будет являться дальнейшее развитие производства сельскохозяйственной продукции, с одновременным развитием промышленного производства, чему будет способствовать дальнейшее развитие предприятия  горнодобывающей промышленности ОАО «ГиПор».

Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих  задач:

создание необходимых условий для предотвращения дальнейшего развития социально-экономического кризиса, преодоление его последствий;

содействие реструктуризации предприятий, осуществление выбора приоритетов, направленных на поддержку отечественных товаропроизводителей;

повышение эффективности использования финансовых и материальных ресурсов  района;

укрепление собственной финансовой базы района;

обеспечение трудовых и социальных  гарантий граждан;

создание  эффективной системы развития инженерной и социальной инфраструктуры;

повышение качества предоставляемых услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

соблюдение республиканских стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг при одновременном осуществлении мер социальной защиты малообеспеченных категорий граждан путем предоставления им адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг;

 повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства, снижение финансовой нагрузки на бюджеты всех уровней;

привлечение  инвестиций в экономику района;

развитие малого предпринимательства.

В ходе реализации Программы имеют место быть вопросы,  решение которых выходят за рамки четырехлетнего  периода реализации Программы, поэтому органы местного самоуправления Порецкого района ставят задачу  не останавливаться на достигнутом в 2006 году и продолжить работу, направленную на повышение уровня материального, социального, культурного, духовного благосостояния жителей района.

 

Раздел III. Система основных программных мероприятий

 

В рамках  реализации Программы планируется выполнение мероприятий по следующим основным направлениям:

1.Развитие реального сектора экономики на основе эффективного и полного использования всех имеющихся в районе ресурсов.

Главным направлением действий в этой области являются максимизация доходов, рост чистой прибыли предприятий, эффективное использование муниципального имущества, рост инвестиций, развитие малого предпринимательства, инвентаризация, реструктуризация и ликвидация просроченной дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

2. Последовательное повышение уровня жизни населения, обеспечение всеобщей доступности социальных благ, качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

Предусматривается ведение  социального паспорта Порецкого района, мониторинг уровня обеспеченности социальными благами,  сохранить культурное наследие, для чего развивать сеть  учреждений культуры, организующих досуг населения.

В системе здравоохранения предусмотрено расширение оказания медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях путем замены дорогостоящего стационарного лечения на лечение в условиях дневного стационара и амбулаторно–поликлинических подразделениях (стационарозамещающие технологии, офисы врача общей –практики).

На укрепление  материально-технической базы планируется направить усилия в сферах образования, культуры и социальной защиты.

Реализация Программы в области поддержки малого предпринимательства и развития потребительского рынка предусматривает:

- поддержку формирования рынка информационных, консультационных и обучающих услуг для субъектов малого предпринимательства;

- распространение профессиональных знаний и опыта в сфере малого бизнеса на примере конкретных предприятий и организаций;

- привлечение предприятий к участию в республиканских смотрах – конкурсах;

- участие предприятий и организаций района в ярмарках сельскохозяйственной и иной продукции чувашских товаропроизводителей;

- внедрение системы выездного обслуживания  населения в сельской местности;

- расширение платных услуг предоставляемых физкультурными и спортивно-оздоровительными объектами, организация групп физического оздоровления для занятий с населением;

В сфере  молодежной политики предусматривается:

- ежегодное проведение конкурса «Учитель года»;

- организация научно – практической конференции «Здоровый образ жизни – высшая ценность общества»;

- проведение фестиваля детей и молодежи «Звонкая капель»;

- проведение военно-патриотической работы с молодежью и подростками – «День Победы», юноармейские игры - «Зарница», «Орленок», «День пограничника»;

- проведение в учебных заведениях района дня «Деловой игры»;

- проведение конкурса среди учащейся молодежи «Потенциал Порецкого района»;

- организация районных олимпиад по экономике, по основам правовых знаний.

На развитие народных художественных промыслов направлены следующие мероприятия:

создание общественного объединения мастеров народных художественных промыслов;

организация и проведение мастер класса по лозоплетению;

организация в районном краеведческом музее постоянно действующей выставки изделий мастеров народных художественных промыслов и декоративно- прикладного искусства;

организация мастер класса по филейной вышивке;

организация и проведение круглого стола «Поречье славится мастерами» по проблемам сохранения, развития и возрождения народных художественных промыслов.

В области охраны правопорядка и борьбы с преступностью предусматривается:

организация работы по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних  (лектории, месячники и декады по пропаганде правовых знаний и др.),

укрепление материально – технической базы органов внутренних дел,

укомплектование кадрового состава высококвалифицированными специалистами.

3. Развитие инфраструктуры на основе рационального использования территории, муниципальной собственности  и природных ресурсов,  строительства, коммуникаций, жилищно-коммунального хозяйств:

реализация проекта «Создание энергосберегающих экологически чистых бивалентных теплоисточников «тепловой насос - пиковые электрокотлы», для теплоснабжения школ в селах Гарт, Кудеиха;

установка двух тарифных счетчиков,  учета электрической энергии по принципу «день-ночь»;

перевод котельных отапливающих объекты социальной сферы с твердого вида топлива на природный газ;

продолжение работы по составлению энергопаспортов, проведение мониторинга энергопотребления бюджетными организациями и жилищно-коммунальным хозяйством.

Активное жилищное строительство, в том числе с использованием механизма ипотечного кредитования, дорожное строительство, участие в реформирование жилищно-коммунального хозяйства с одновременной реализацией механизма предоставления субсидий, проведение экологических мероприятий.

 

Раздел IV. Механизм реализации Программы

 

Механизм реализации программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий, ведущих к достижению намеченных результатов.

Намечается задействовать такие рычаги экономической политики как размещение заказов на поставку продукции для муниципальных нужд на конкурсной основе, взаимодействие с предпринимательскими структурами в рамках Соглашений о социально-экономическом сотрудничестве, привлечение средств инвесторов, лизинг.

Основными исполнителями Программы являются отделы, управления администрации района, координационный совет по поддержке и развитию малого предпринимательства,  предприятия и организации Порецкого района.

Порядок финансирования программных мероприятий определяется соответствующими нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, Чувашской Республики и органов местного самоуправления Порецкого района.

В ходе рассмотрения  вопроса финансирования мероприятий Программы в следующем финансовом году предполагается учитывать результаты мониторинга и оценки эффективности выполнения исполнителями мероприятий Программы в отчетном году.

 

Раздел V. Ресурсное обеспечение Программы

 

Суммарный объем финансирования Программы в 2003 – 2006 годах (в среднегодовых ценах 2002 года) составляет                                         861,9  миллионов рублей,

из них:

средства районного бюджета                            39,0 миллионов рублей (4,6 %);

средства республиканского бюджета

Чувашской Республики                                      421,348   миллионов рублей (48,9 %);

средства федерального бюджета                       56,906     миллионов рублей. (6,6 %);

кредиты коммерческих банков                          32,3         миллионов рублей (3,7 %);

средства других внебюджетных источников   276,9972 миллионов рублей (32,1 %).

 

Объемы финансирования Программы будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании соответствующих бюджетов на очередной финансовый  год.

 

Раздел VI. Оценка эффективности социально – экономических и экологических последствий от реализации Программы.

 

Основными результатами реализации Программы станут:

- приведение предприятий в состояние экономического равновесия, предполагающего сбалансированность объемов потребления энергоресурсов, численности персонала и размеров производственных площадей, объемов производства и сбыта продукции;

- создание новых рабочих мест;

внедрение системы договорных отношений «Заказчик – Подрядчик», проведения исключительно конкурсного отбора участников выполнения работ по содержанию, ремонту жилья и благоустройству территории, включая поставки материалов;

повышение эффективности, качества, надежности работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания;

- последовательное повышения уровня жизни населения. Безусловная приоритетность инвестиций в человека, и, прежде всего в образование, которое является непременным условием  конкурентоспособности района, а также в здравоохранение; 

- важным станет  не число коек на душу населения, а продолжительность пребывания больного на больничной койке;

- повышение эффективности социального обслуживания населения, обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем;

- внедрение новых  методов обучения, существенно расширив долю тех из них, которые формируют навыки анализа информации, самообучения, реализация программы Занкова, углубленное изучение иностранного языка,  воспитание толерантного сознания учащихся,  пропаганда здорового образа жизни  подрастающего поколения;

- сохранение национально-самобытного и культурного наследия, обеспечение условий для доступа населения к культурным благам и информационным ресурсам библиотечных фондов;

- расширение возможностей населения  заниматься физической культурой и спортом независимо от их доходов и благосостояния.

Основными показателями, характеризующими изменения социально – экономического положения района в результате реализации программы являются:

динамика объемов промышленного  и сельскохозяйственного производства;

поступления налогов и других обязательных платежей, собираемых на территории Порецкого района;

рост уровня бюджетной обеспеченности.

 

Ожидаемые социально-экономические результаты

 

В результате реализации мероприятий Программы к 2006 году:

1. Уровень среднемесячной заработной платы работающих в отраслях экономики увеличится в 2,2 раза по отношению к 2002 году.

2. Повысится уровень информационно-технического обеспечения образовательных учреждений  и  качество образовательного процесса.

3. Улучшится здоровье населения.

Снизится уровень заболеваемости хроническими заболеваниями, туберкулезом, стабилизируется процесс распространения ВИЧ-инфекций и заболеваний, передаваемых половым путем. Будут введены в действие офисы врача общей практики в с. Напольное, с.Порецкое. Повысится качество оказания медицинской помощи сельскому населению.

4. Расшириться сеть культурно - досуговых центров  и возможностей.

Одними из основных факторов, способствующих повышению качества жизни населения района, являются развитие  конкурентоспособного промышленного комплекса, способного обеспечить экономический рост, создание благоприятного предпринимательского климата

5. В рамках Программы промышленными предприятиями будут созданы новые, расширены действующие производства:

организовано производство гипсово-картонных плит;

         установка линии по производству пищевого крахмала из зерна пшеницы и ячменя;                    строительство завода по получения сорбента из торфа, установка линии по расфасовке торфяного удобрения;

производство шлангов высокого давления к тракторам МТЗ и ДТ.

В агропромышленном комплексе планируется создание агрофирмы «Буви» по производству сахарной свеклы; реконструкция Бахмутовского карьера; создание совместного предприятия на базе СХПК имени М. Горького по производству  сельскохозяйственной продукции.

Субъектами малого предпринимательства предполагается:

открытие кафе–бара при районном дворце культуре ИЧП А.Л. Егиазарян;

открытие магазина  «Хозяйственные товары»  ИЧП Лесина В.В.;

открытие мастерской  по пошиву и ремонту обуви ИЧП Андреасян М.Е.

Реализация Программы окажет влияние на динамику развития промышленного и сельскохозяйственного производства. Объем производства промышленной продукции к концу реализации Программы составит 29 миллионов рублей, увеличившись к уровню 2002 года более чем в 1,5 раза, сельскохозяйственной  продукции   573 миллиона рублей.

 Будут обеспечены стабильные темпы роста производства, что позволит к 2006 году довести объемы производства продукции во всех категориях хозяйств: зерна - 40,4 тысяч тонн, мяса – 3,2 тысячи тонн, молока - 16,62 тысячи тонн, яиц - 7,96 миллионов штук.

Таблица 22.

Динамика увеличения объемов

промышленного и сельскохозяйственного производства

 

 

Показатели

 

 

       2003 год

 

        2004 год

 

        2005 год

 

 2006 год

Выпуск промышленной продукции,

 в действующих ценах, миллионов рублей

 

 

14,1

 

 

16,5

 

 

19,8

 

 

29,0

Темп роста  промышленного производства, % к предыдущему году    в сопоставимых ценах

 

100

 

106,5

 

110

 

135

Производство сельскохозяйственной продукции в действующих ценах, миллионов рублей

 

 

360,0

 

 

441,5

 

 

508,0

 

 

573,0

Темп роста производства сельскохозяйственной продукции, % к предыдущему году в сопоставимых ценах

 

 

 

111,3

 

 

 

113

 

 

 

107,5

 

 

 

107

  Мясо

  (тысяч тонн)

 

3,1

 

3,165

 

3,18

 

3,21

   Молоко

  (тысяч тонн)

 

11,2

 

13,0

 

14,8

 

16,62

Зерно

(тысяч тонн)

 

27,3

 

32,5

 

36,8

 

40,4

Сахарная свекла

(тысяч тонн)

 

26,2

 

46,0

 

50,0

 

54,0

Картофель

(тысяч тонн)

 

12,0

 

14,0

 

16,0

 

18,0

Овощи

(тысяч тонн)

 

6,5

 

7,0

 

7,5

 

  8,0

 

6. В результате повышения эффективности управления муниципальным имуществом и активизации работы по собираемости налоговых платежей повысятся доходы местного бюджета.

7. Программой предусматривается ускоренное развитие общественной инфраструктуры. Более высокими темпами будет продолжено строительство и реконструкция объектов инженерной инфраструктуры, газификация населенных пунктов, строительство дорог и объектов социально-культурной сферы.

За период реализации Программы будет построено 25,9 тысяч квадратных метров жилой площади, 7 км водопровода, 14,1 км автодорог с твердым покрытием. В 2003-2004 годах будет построено также 92,8 км газовых распределительных сетей, из них 39 км межпоселковых сетей, 53,8 км – уличных распределительных газопроводов, будет газифицировано 4230 жилых домов. В целях экономии расходов на отопление планируется реконструировать 14 котельных с переводом котлов с твердого вида топлива на природный газ; реализация мероприятий программы энергосбережения в Порецком районе на 2001-2005 годы, позволит обеспечить снижение затрат на приобретение топливно-энергетических ресурсов бюджетным организациям и ЖКХ, за счет нормирования,  лимитирования, энергосбережения до 80 тысяч рублей в год. 

В ходе реализации Программы будет создано дополнительно во всех отраслях экономики района  192 новых рабочих места.

8. Реализация мероприятий Программы в области охраны окружающей среды  позволит улучшить санитарно-эпидемиологическую ситуацию в районе, сократить экологический ущерб на 10 тыс. рублей .

При оценке социально-экономических последствий реализации Программы используются показатели текущего эффекта, рассчитанного для определенного момента времени, и интегрального эффекта, который определяется как сумма текущих эффектов за определенный период реализации Программы.

Для характеристики эффектов использованы показатели бюджетного и социального эффектов, которые определялись следующим образом:

бюджетный эффект выражается в увеличении бюджетных доходов и (или) снижением бюджетных расходов в результате реализации проекта;

социальный эффект определяется в зависимости от количества вновь созданных рабочих мест и рассчитывается как сумма фонда заработной платы  вновь принятых работников организаций.

Таблица 23.

Социальный эффект по программе

 

 

 

 

Отрасли

Число рабочих мест,

Человек

Социальный эффект, тыс. рублей

Всего

в том числе новых

Промышленность

347

70

245,0

Агропромышленный комплекс           

1903

55

110,0

Жилищно – коммунальное хозяйство

56

3

10,5

Строительство

65

5

19,0

Транспорт и связь

51

-

-

Поддержка малого предпринимательства, развитие торговли, общественного питания

 

 

625

 

 

50

 

 

200,0

Здравоохранение, социальное обеспечение, физкультура и спорт

 

408

 

5

 

11,0

Образование, культура

980

4

9,2

Итого по программе

4435

192

604,7

 

Уровень налоговых платежей в бюджеты всех уровней возрастет в 1,8 раза и составит в 2006 году 31,3 млн. рублей, в том числе в местный бюджет – более чем в 2 раза (13,1 млн. рублей), уровень бюджетной обеспеченности составит 9820 рублей на душу населения, увеличившись к уровню 2002 года в 2,2 раза. Реализация Программы позволит создать основу для постепенного снижения дотационности района в последующие годы.

Таблица 24.

Поступления налогов по Порецкому району

 

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Всего поступлений

17,5

22,6

26,4

31,3

в том числе:

 

 

 

 

в федеральный  и республиканский бюджеты

 

11,4

 

13,9

 

15,6

 

18,2

в бюджет Порецкого района

6,1

8,7

10,8

13,1

в рамках программы, млн. рублей

 

 

 Таблица 25.

Уровень бюджетной обеспеченности

Порецкого  района,  млн. рублей

 

 

 

2003 год

 

2004 год

 

2005 год

 

2006 год

 

 

Доходы бюджета Порецкого района с учетом реализации Программы

          114,5

142,6

142,2

164,0

Собственные средства бюджета Порецкого района

7,9

10,6

12,7

15,2

Безвозмездные перечисления из федерального и республиканского бюджетов

 

100,5

 

123,3

 

118,7

 

135,7

Налоговые поступления в бюджет Порецкого района с учетом реализации Программы

6,1

8,7

10,8

13,1

Дотационность бюджета с учетом реализации Программы, %

 

87,8

 

86,4

 

83,4

 

82,7

Душевые бюджетные доходы, рублей

 

6618

 

6339

 

8414

 

9820

 

 

 

Таблица 26.

Бюджетный эффект для бюджета Порецкого района, млн. рублей

 

 

 

2003 г

 

2004 г

 

2005 г

 

2006 г

 

Расходы по Программе, связанные с выделением безвозвратных средств из бюджета района

 

 

 

7,9

 

 

 

11,5

 

 

 

11,7

 

 

 

7,9

 

Налоги, остающиеся на территории района

 

6,1

 

8,7

 

10,8

 

13,1

 

Текущий бюджетный эффект

-1,8

- 2,8

- 0,9

7,0

 

Интегральный бюджетный эффект

 

-1,8

 

- 4,6

 

- 5,5

 

-0,3

 

Таблица 27.

Бюджетный эффект для республиканского

 и федерального бюджетов, млн. рублей

 

 

 

2003 г

 

2004 г

 

2005 г

 

2006 г

Средства федерального и республиканского бюджетов на безвозвратной основе

 

100,5

 

123,3

 

118,7

 

135,7

Налоговые поступления от реализации Программы в федеральный и республиканский бюджеты

 

11,4

 

13,9

 

15,6

 

18,2

Текущий бюджетный эффект

- 89,1

- 109,4

- 103,1

- 117,5

Интегральный бюджетный эффект

- 89,1

- 198,5

- 301,6

- 419,1

Уменьшение трансферта

-

17,8

- 4,6

17,0

Текущий федеральный бюджетный эффект с учетом уменьшения трансферта

 

- 89,1

 

- 127,2

 

- 98,5

 

- 134,5

Интегральный федеральный бюджетный эффект с учетом уменьшения трансферта

 

- 89,1

 

- 216,3

 

- 314,8

 

 

- 449,3