Возможные варианты ответов на вопросы, содержащиеся

в поступающих в органы ПФР обращениях граждан

 

2005 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. вопросы пенсионного обеспечения и страхования.. 3

1.1. Об отсутствии оснований для включения в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода выполнения военнослужащим во время службы в армии работ, предусмотернных Списками №1 и 2 3

1.2. Об основаниях назначения досрочной трудовой пенсии по старости многодетной матери 4

1.3. Об условиях назначения трудовой пенсии и порядке исчисления ее размера – ответ на обращение военнослужащего  5

1.4. О порядке включения в общий трудовой и страховой стаж периода прохождения срочной военной службы   7

1.5. Об обязанностях страхователей-адвокатов перед органами ПФР и ответственности за нарушение обязательств  8

1.6. Об обязанностях глав крестьянско-фермерских хозяйств по уплате страховых взносов в ПФР  9

2. Вопросы установления дополнительного материального обеспечения и осуществления ЕДВ   11

2.1. О праве на установление ДМО за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Отечеством   11

2.2. О праве на установление дополнительного ежемесячного материального обеспечения в связи с празднованием 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. 12

2.3. О выплате единовременной материальной помощи ко дню Победы труженикам тыла  13

2.4. Об отсутствии права на установление ДЕМО с 1 мая 2005 года труженикам тыла военных лет 14

2.5. О выплате неполученных сумм ежемесячной денежной выплаты в связи со смертью получателя 15

2.6. Об осуществлении ежемесячной денежной выплаты и предоставлении набора социальных услуг  17

2.7. Об осуществлении ЕДВ и отсутствии оснований для установления ДЕМО вдовам участников Великой Отечественной войны 18

3. Образцы ответов на чувашском языке.. 20

3.1. Об уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа индивидуальными предпринимателями  20

3.2. Об исчислении размера пенсии УОВ, достигшим 80-летнего возраста 20

3.3. О размере ЕДВ и мерах социальной поддержки, предоставляемых инвалидам.. 21

3.4. О   праве на установление ДЕМО вдове участника Великой Отечественной войны.. 22

1. Вопросы пенсионного обеспечения и страхования

 

1.1. Об отсутствии оснований для включения в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода выполнения военнослужащим во время службы в армии работ, предусмотренных Списками №1 и 2

С 1 января  2002 года при рассмотрении вопросов, связанных с установлением трудовых пенсий гражданам, проработавшим продолжительное время на работах с тяжелыми и вредными условиями труда в профессиях и должностях, предусмотренных Списками № 1 и 2, органы Пенсионного фонда Российской Федерации руководствуются Федеральным законом от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также нормативно-правовыми актами в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.

Вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.

Указанными Правилами не предусмотрено включение в стаж на соответствующих видах работ периода выполнения военнослужащим во время службы в армии работ, предусмотренных Списками.

Следует иметь в виду, что за период работы до 01.01.2002 исчисление соответствующего стажа может производиться также с учетом правил и норм Закона Российской Федерации от 20.11.1990 №340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до указанной даты.

Порядок подсчета специального стажа по состоянию на 1 января 2002 года регламентировался разъяснением Минтруда России от 22.05.1996 №5 «О порядке применения Списков производств, профессий, должностей и показателей…». В перечне периодов, относящихся к специальному стажу и подлежащих зачету наряду с периодами работы, время службы в армии, когда военнослужащий выполнял работы, предусмотренные Списками №1 и №2, не предусмотрено.

В связи с этим правовых оснований для зачета периода службы в стаж на соответствующих видах работ, даже в случае представления льготной уточняющей справки воинской части о занятости военнослужащего в этот период на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, у органов Пенсионного фонда РФ не имеется.

 

1.2. Об основаниях назначения досрочной трудовой пении по старости многодетной матери

Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность оформления досрочных трудовых пенсий многодетным матерям со снижением общеустановленных требований к возрасту и стажу при соблюдении необходимых условий.

Согласно статье 28 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсии по старости на льготных основаниях назначаются женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста, – по достижении возраста 50 лет при наличии страхового стажа не менее 15 лет (п.п.1, п.1, ст.28 Закона).

Таким образом, право на назначение пенсии по старости при пониженном пенсионном возрасте и стаже меньшей продолжительности, чем общеустановленный, в соответствии с действующим законодательством может быть предоставлено женщине, которая родила не менее пяти детей и воспитала каждого из них до достижения восьмилетнего возраста. При этом следует иметь в виду, что факт воспитания детей одиноким родителем (вдовой или одинокой матерью)  не является определяющим при установлении права на пенсионное обеспечение по старости.

Из содержания обращения следует, что Вы имеете троих детей, которых воспитывали одиноко. При указанных обстоятельствах, правовых оснований для установления Вам досрочной трудовой пенсии по старости по нормам статьи 28 Закона от 17.12.2001 в возрасте 50 лет не имеется.

1.3. Об условиях назначения трудовой пенсии и порядке исчисления ее размера – ответ на обращение военнослужащего

Пенсионные правоотношения в Российской Федерации в настоящее время регулируются Федеральными законами от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенными в действие с 1 января 2002 года в рамках проводимой в стране пенсионной реформы.

Трудовая пенсия по старости устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при наличии у застрахованного лица не менее пяти лет страхового стажа. При продолжительности страхового стажа менее 5 лет, либо полном его отсутствии у гражданина, устанавливается социальная пенсия в соответствии с Федеральным законом  от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Трудовая пенсия по старости (инвалидности) является ежемесячной денежной выплатой в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии.

Трудовые пенсии по старости и инвалидности складываются из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая часть трудовой пенсии является государственной гарантией минимального пенсионного обеспечения и устанавливается в твердом (фиксированном) размере. Страховая и накопительная части трудовой пенсии выплачиваются сверх базовой и размер этих частей зависит от сумм пенсионного капитала и пенсионных накоплений, сформированных к моменту назначения пенсии.

Таким образом, реализация права гражданина на трудовую пенсию находится во взаимосвязи с уплатой страховых взносов и при наступлении страхового случая, например, достижении пенсионного возраста или наступлении инвалидности, устанавливается трудовая пенсия в размере, эквивалентном уплаченной сумме страховых взносов.

Страховые взносы в пенсионном законодательстве определены как индивидуально возмездные, обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда России и персональным целевым назначением которых является обеспечение гражданина его будущей трудовой пенсией.

Порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлен Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон от 15.12.2001), а также законодательством о налогах и сборах. Объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым, авторским и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.

На военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, имеющих специальные звания, нормы обязательного пенсионного страхования, установленные Законом от 15.12.2001, не распространяются. Страховые взносы с их денежного довольствия не уплачиваются. Пенсионное обеспечение указанной категории граждан производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон от 12.02.1993), в соответствии со статьей 10 которого выплата пенсии указанным лицам обеспечивается за счет средств федерального бюджета.

Вместе с тем, данная категория граждан сохраняет право перейти на трудовую пенсию в соответствии с Законом от 17.12.2001 при условии наличия у них не менее 5 лет страхового стажа. При этом при определении размера трудовой пенсии, наряду с базовой частью пенсии (гарантированной государством), будут учтены суммы страховых взносов, уплаченные за периоды осуществления трудовой деятельности, когда выплаты в пользу этих лиц входили в состав налоговой базы и являлись объектом обложения  страховыми взносами.

Следует также отметить, что в страховой стаж, учитываемый при определении права гражданина на трудовую пенсию, засчитываются периоды прохождения военной и приравненной к ней службы, предусмотренной Законом от 12.12.1993, но лишь в том случае, если службе предшествовала и (или) за ней следовала трудовая деятельность, когда производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

 

1.4. О порядке включения в общий трудовой и страховой стаж периода прохождения срочной военной службы

Пенсионным законодательством, действовавшим до вступления в силу новых пенсионных законов (до  1 января 2002 года), было предусмотрено льготное исчисление отдельных периодов, засчитываемых в трудовой стаж (статья 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской  Федерации»). Так, период прохождения военной службы по призыву исчислялся в двойном размере.

С 1 января 2002 года действует новое пенсионное законодательство, в том числе Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон от 17.12.2001).

Закон от 17.12.2001 содержит понятие страхового стажа, который определяется как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (в том числе военной службы). Исчисление страхового стажа, требуемого для назначения пенсии, производится в календарном порядке.

В связи с введением в действие Закона от 17.12.2001 производится оценка пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных по состоянию на 1 января 2002 года, путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал  (ст.30 Закона от 17.12.2001).

Для оценки пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года во внимание принимается общий трудовой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой и  иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются периоды, предусмотренные пунктом 4 статьи 30 Закона от 17.12.2001, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Вместе с тем, согласно пункту 9 статьи 30 Закона от 17.12.2001 в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц трудовой стаж может быть исчислен по нормам законодательства, действовавшего до 01.01.2002 г. Это означает, что период прохождения срочной военной службы может быть включен в общий трудовой стаж в двойном размере. Однако в этом случае определение размера пенсии будет производиться также по нормам «старого» пенсионного законодательства, то есть Закона от 20.11.1990 г. Следует иметь в виду, что пенсия, исчисленная по Закону от 20.11.1990 г., ограничивалась максимальным размером, который устанавливался на уровне трех минимальных размеров пенсии по старости (по состоянию на 31.12.2001 года - 185 руб. 32 коп.) с увеличением на один процент за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый, но не более, чем на 20 процентов в общей сложности.

Таким образом, трудовой стаж, выработанный до 01.01.2002 г., в том числе период прохождения срочной военной службы, при оценке пенсионных прав будет исчислен по нормам того законодательства («старого», либо «нового»), которое позволит установить пенсию в наивысшем размере.

 

1.5. Об обязанностях страхователей-адвокатов перед органами ПФР и ответственности за нарушение обязательств

Обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно статье 14 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлена для всех страхователей, к которым, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Закона от 15.12.2001 г. относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона №167-ФЗ вышеперечисленные категории страхователей уплачивают суммы страховых взносов в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа (минимальный размер фиксированного платежа установлен в размере 150 рублей в месяц). Данный платеж является обязательным.

Специальной нормы, устанавливающей льготы по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование страхователями, являющимися пенсионерами (в том числе инвалидами), не предусмотрено.

Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).

В соответствии с пунктом 5 статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2002г. №187-ФЗ) страхователи-адвокаты вправе уплачивать страховые взносы самостоятельно либо через соответствующие адвокатские образования, исполняющие в отношении адвокатов функции налоговых агентов.

Таким образом, Вам необходимо ежемесячно производить уплату фиксированного платежа в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Кроме того, ежегодно не позднее 1 марта страхователь обязан представлять в территориальный орган ПФР по месту жительства сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежных документов.

 

1.6. Об обязанностях глав крестьянско-фермерских хозяйств по уплате страховых взносов в ПФР

Статьей 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон) обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации установлена для всех страхователей, к которым относятся и главы крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – главы КФХ).

В соответствии со статьей 28 указанного Закона страхователи - индивидуальные предприниматели, в том числе главы КФХ, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа, порядок и сроки уплаты которого устанавливаются Правительством Российской Федерации. Минимальный размер фиксированного платежа установлен в размере 150 руб. в месяц. Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года.

Действующим законодательством по обязательному пенсионному страхованию освобождение глав (членов) КФХ, от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа не предусмотрено. Это связано с тем, что реализация прав граждан на трудовую пенсию находится во взаимосвязи с уплатой страховых взносов.

Таким образом, главы КФХ независимо от возраста, наличия, либо отсутствия дохода, обязаны уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа.

Кроме того, согласно Федеральному закону от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации» ежегодно в срок до 1 марта страхователи, в том числе главы КФХ, обязаны представлять в территориальный орган ПФР по месту жительства сведения об уплаченных страховых взносах вместе с копией платежных документов, имея при себе паспорт и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. Формы документов утверждены постановлением Правления ПФР от 21.10.2002 № 122п. За непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии со статьей 17 указанного Закона к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в ПФР.

По информации, представленной межрайонной инспекцией ФНС России № … по Чувашской Республике, КФХ «………………» зарегистрировано …….. …. г. Несмотря на неоднократные напоминания Управления ПФР в ………………… районе (письма от ……. ….г., …….. ….. г., совместные с органами Прокуратуры, налоговыми органами рейдами, проведенными …….. ….. г.. и ……… ….. г.), Вы, как глава крестьянско-фермерского хозяйства, уплату страховых взносов в виде фиксированного платежа за …. - ….. годы не произвели. За Вами числится задолженность на обязательное пенсионное страхование в сумме ….. руб. Вами также до настоящего времени не представлены индивидуальные сведения.

Оснований для освобождения Вас от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа у органов ПФР не имеется.

 

 

2. Вопросы установления дополнительного материального обеспечения и осуществления ЕДВ

 

2.1. О праве на установление дополнительного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Отечеством

Дополнительное материальное обеспечение гражданам Российской Федерации устанавливается в зависимости от имеющихся званий и наград в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» (далее – Закон от 04.03.2002).

Круг лиц, на которых распространяется действие Закона от 04.03.2002, определен в статье 1 данного Закона.  Из числа лиц, награжденных орденами,  право на дополнительное материальное обеспечение имеют граждане, награжденные:

- орденом Святого апостола Андрея Первозванного;

- орденом Ленина;

- орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени;

- орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени;

- орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени;

- орденом Славы трех степеней;

- орденом Трудовой Славы трех степеней;

- орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней.

Граждане Российской Федерации, награжденные вышеперечисленными орденами, имеют право на установление дополнительного материального обеспечения в соответствии с Законом от 4 марта 2002 г. при условии постоянного проживания на территории Российской Федерации и получения пенсии по законодательству Российской Федерации. Лица, награжденные другими орденами, учрежденными в России (СССР), в том числе орденом Трудового Красного знамени, таким правом, к сожалению, не обладают.

Рассмотрев копии наградных документов, приложенных к обращению, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике (Управление ПФР в …………………………. Чувашской Республики) правовых оснований для установления Вам дополнительного материального обеспечения не находит.

По вопросу замены льгот денежными компенсациями сообщаем, что проводимая в стране социальная реформа,  целью которой является реальное  повышение уровня доходов населения, предусматривает изменение порядка предоставления и финансирования льгот путем оценки стоимости натуральных льгот и постепенного перехода в форму денежных доходов. При этом  гражданам предоставлено право полностью или частично сохранить льготы, либо заменить их на денежную компенсацию. Таким образом, нормы нового законодательства не ухудшают положение граждан и не отменяют права, приобретенные ими на основании ранее действовавшего законодательства.

 

2.2. О праве на установление дополнительного ежемесячного материального обеспечения в связи с празднованием 60-летия Победы в Великой Отечественной войне

С 1 мая 2005 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.03.2005 № 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" некоторым гражданам в зависимости от их статуса и имеющихся наград устанавливается дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО).

Согласно этому Указу, целому ряду категорий граждан предоставлено право на получение установленных Президентом Российской Федерации дополнительных пожизненных выплат. Инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны, выплачивается ежемесячно 1000 рублей. Военнослужащим, проходившим службу не в действующей армии, или награжденным за службу в годы Великой Отечественной войны орденами или медалями СССР, вдовам военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны или войны с Японией, совершеннолетним узникам фашистских концлагерей, тюрем и гетто, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», - 500 рублей в месяц.

Необходимо отметить, что регулирование вопросов, связанных с определением оснований для назначения денежных выплат, является прерогативой законодателя. Органами Пенсионного фонда Российской Федерации установление денежных выплат производится в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.

 

2.3. О выплате единовременной материальной помощи ко дню Победы труженикам тыла  

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летим Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» с 1 мая 2005 года установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение отдельным категориям граждан.

Наряду с этим, согласно распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 18 апреля 2005 года №53р в рамках финансирования социальных программ Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике были выделены средства на проведение мероприятий, связанных с празднованием 60-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим Кабинетом Министров Чувашской Республики 29 апреля 2005 года было принято распоряжение об оказании единовременной материальной помощи в размере 150 рублей труженикам тыла военных лет, за исключением получателей дополнительного ежемесячного материального обеспечения, установленного Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. №363.

Следует иметь в виду, что указанная выплата осуществлялась за счет средств Пенсионного фонда в рамках оказания адресной социальной помощи пенсионерам, относящимся к категории ветеранов Великой Отечественной войны – тружеников тыла, к которым в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» отнесены лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев (исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР), и лица, награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Поскольку документами о награждении за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны Вы не располагаете, а стаж работы в период с 22.06.1941 по 09.05.1945, подтвержденный показаниями свидетелей (трудовой книжкой), составляет … месяца, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике (Управление ПФР в ……………….. Чувашской Республики), к сожалению, правовых оснований для оказания Вам адресной социальной помощи как труженику тыла не находит.

 

2.4. Об отсутствии права на установление ДЕМО с 1 мая 2005 года труженикам тыла военных лет

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летим Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (далее – Указ №363) с 1 мая 2005 года установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) отдельным категориям граждан.

Круг лиц, на которых распространяется действие Указа №363, определен в статье 1. Из числа ветеранов Великой Отечественной войны право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение имеют:

- инвалиды и участники Великой Отечественной войны;

- военнослужащие, проходившие военную службу в период Великой Отечественной войны в воинских частях, не входивших в состав действующей армии;

- вдовы военнослужащих, погибших в период войны, и вдовы умерших инвалидов Великой Отечественной войны;

- лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

- бывшие узники нацистских концлагерей.

Указанные лица имеют право на установление дополнительного ежемесячного материального обеспечения в размерах от 500 до 1000 рублей в зависимости от категории, к которой они относятся в соответствии с законодательством. Иные категории ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе труженики тыла, таким правом не обладают.

Вместе с тем, согласно распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 18 апреля 2005 года №53р в рамках финансирования социальных программ Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике были выделены средства на проведение мероприятий, связанных с празднованием 60-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим Кабинетом Министров Чувашской Республики 29 апреля 2005 года было принято распоряжение об оказании единовременной материальной помощи в размере 150 рублей труженикам тыла военных лет, за исключением получателей дополнительного ежемесячного материального обеспечения, установленного Указом Президента РФ от 30 марта 2005 г. №363.

Следует иметь в виду, что указанная выплата осуществлялась за счет средств Пенсионного фонда в рамках оказания адресной социальной помощи пенсионерам, относящимся к категории ветеранов Великой Отечественной войны – тружеников тыла, к которым в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» отнесены лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев (исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР), и лица, награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Поскольку Ваш отец, ……………………………………., не относится к числу ветеранов, имеющих право на установление дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с Указом №363, ему, как труженику тыла военных лет, была оказана единовременная материальная помощь в размере 150 руб.

 

2.5. О выплате неполученных сумм ежемесячной денежной выплаты в связи со смертью получателя

Согласно п.31 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 года №294, суммы ежемесячной денежной выплаты, причитавшиеся гражданину и не полученные им при жизни, наследуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При решении вопросов о выплате сумм ЕДВ, недополученных в связи со смертью получателя, органы ПФР руководствуются статьей 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанной статьей регулируется порядок наследования денежных доходов умершего, которые по своему предназначению являлись для него средствами к существованию.

Право получить указанные средства принадлежит членам семьи умершего, проживавшим с ним совместно на дату смерти, а также его нетрудоспособным иждивенцам, независимо от факта совместного проживания.

В соответствии с правилами пункта 2 статьи 1183 ГК РФ обращение за выплатой невыплаченных сумм должно поступить от лица, которому принадлежит это право, в течение четырех месяцев со дня смерти (признания умершим) получателя ежемесячной денежной выплаты.

Учитывая вышеизложенное, сумма ежемесячной денежной выплаты, причитавшаяся Вашему отцу и не полученная им при жизни, размер которой составляет … руб., выплачена Вам правильно.

Правом пользоваться набором социальных услуг обладает только получатель ежемесячной денежной выплаты. Если получатель ежемесячной денежной выплаты при жизни, по каким - либо причинам, не успел воспользоваться услугами, входящими в состав «социального пакета», то оснований для получения набора социальных услуг у родственников умершего получателя ежемесячной денежной выплаты не имеется.

Следует также иметь в виду, что в 2005 году денежная компенсация стоимости набора социальных услуг законодательством не предусмотрена, так как отказ от получения набора социальных услуг допускается только с 2006 года. В этой связи в текущем году стоимость набора социальных услуг в размере 450 руб. наследованию не подлежит.

 

2.6. Об осуществлении ежемесячной денежной выплаты и предоставлении набора социальных услуг

В связи с принятием Федерального закона  от 22 августа 2004 года №122-ФЗ  «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон от 22.08.2004)  в отношении лиц, социальная поддержка которых отнесена к полномочиям федеральных органов государственной власти, предусмотрена замена основной части натуральных льгот  ежемесячными денежными выплатами.

Меры социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла, обеспечиваются за счет средств регионального и местного бюджетов и, соответственно, их объем определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

Вам, как инвалиду … группы (… степени ограничения способности к трудовой деятельности), с ………. …. г. установлена ежемесячная денежная выплата в размере ….. руб. Кроме этого предоставляется право на пользование набором социальных услуг, на оплату которого предусматривается 450 руб. в месяц. В указанный набор входит дополнительная бесплатная медицинская помощь (стоимость указанной части социального пакета составляет 400 руб.), в том числе  обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно (стоимость указанной части составляет 50 руб.). При этом Вы при желании  вправе отказаться от предоставления набора социальных услуг или его части с …. (следующего) года, для чего необходимо подать соответствующее заявление в Управление ПФР по месту жительства в срок до 1 октября ….. (текущего) года.

При подаче заявления об отказе от социальных услуг до 1 октября …. года сумма ежемесячной денежной выплаты с 1 января …. года будет выплачиваться Вам без вычета стоимости набора социальных услуг, то есть сумма ежемесячной денежной выплаты будет увеличена на 450 рублей.

Одновременно сообщаем,  что в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 22 января 2005 года № 5 «О мерах по дополнительной социальной поддержке отдельных категорий граждан (федеральных льготников) на территории Чувашской Республики» льготникам, включенным в Федеральный регистр, предоставлено право бесплатного проезда на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения.

Дополнительно информируем, что по вопросу предоставления набора социальных услуг в части осуществления дополнительной медицинской помощи, рекомендуем Вам обратиться в территориальный фонд обязательного  медицинского страхования Чувашской Республики по месту жительства.

 

2.7. Об осуществлении ЕДВ и отсутствии оснований для установления ДЕМО вдовам участников Великой Отечественной войны

В соответствии  с Федеральным законом  от 22 августа 2004 года №122-ФЗ  «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах местного самоуправления  в  Российской Федерации»  (далее – Закон от 22.08.2004) вдовам участников Великой Отечественной войны (ВОВ) с 1 января 2005 г. установлена ежемесячная денежная выплата в размере 150 руб.

Наряду с этим им предоставлено право на пользование набором социальных услуг, в состав которого входит дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе  обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера) и предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;  бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.03.2005 № 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" устанавливается гражданам с 1 мая 2005 г. в зависимости от их статуса и имеющихся наград.

Круг лиц, на которых распространяется действие Указа от 30.03.2005 г. приведен в пункте 1, в соответствии с которым право на ДЕМО из числа вдов приобрели вдовы военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, и вдовы умерших инвалидов Великой Отечественной войны. При этом к категории умершего инвалида Великой Отечественной войны следует относить ветерана – участника ВОВ, являвшегося на дату смерти инвалидом вследствие военной травмы, наступившей вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины в период ВОВ, в том числе в связи с пребыванием на фронте в период ВОВ. На вдов участников ВОВ, являвшихся на дату смерти инвалидами от общего заболевания,  действия данного Указа не распространяется.

Таким образом, если Вы, ………………………….., располагает документами, дающими право на установление дополнительного ежемесячного материального обеспечения   в соответствии с Указом Президента от 30.03.2005 №363., как вдова умершего инвалида ВОВ (справки об инвалидности умершего супруга, свидетельство о смерти, свидетельство о браке,  удостоверение о праве на льготы инвалида войны и др.), их следует представить в Управление ПФР по месту жительства, при этом Вам будет установлено ДЕМО в размере 500 руб.

 

 

3. Образцы ответов на чувашском языке

 

3.1. Об уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа индивидуальными предпринимателями

2001 =улхи декабр.н 15-м.ш.нче йышённё 167-ФЗ ном.рл. «Обязательнёй пенси страхований. =инчен»  Федераллё саккун.пе кил.ш\лл.н  уйрём предринимательсем: =ав шутрах ял-ху=алёх.нче .=лекен фермерсем те: страховательсем шутлана==.? Кунсёр пу=не в.сем  Ра==ей Федераций.н Пенси фонд.нче страхланё =ынсем шутне те к.ре==.: паллах  пенси страховани свидетельстви пур пулсан? +авён пирки уйрём предпринимательсен страховани взносне Пенси фондне хёйсем т.лл.н ку=арма тивет?

 Взноса вёхётра ку=арни  в.сен страхланё .= стажне т.р.с палёртма май парать? Тата взнос м.н чухл. т\ленинчен  пулас пенси ви=и  те килет? +авён пирки: уйрём предпринимательсен пенси валли тив.=л. страховани взносне саккунра палёртнинчен кая мар: тата вёхётра т\лесе пымалла?   

2002 =улхи майён 29-м.ш.нче йышённё 57-м.ш ном.рл. «Ра==ей Федераций.нчи Налук код.ксне тата  хёш-п.р саккун акч.сене улшёнусем тата хушусем к.ртесси =инчен»  Федераллё саккун.пе кил.ш\лл.н:  палёртнё страховани взнос.н уйёхри чи п.ч.к ви=и 150 тенк.? Предпринимательсене =ак  взноса т\лессинчен хётарман?

Енчен те ку е вёл =ын уйрём предприниматель шутланса тёрать:  анчах та хёш-п.р уйёхсенче (=улсенче) .=леймен пулсан та: вёл  страховани взнос.н палёртнё  чи п.ч.к ви=ине п.т.мпех т\леме тив.=л.?

 

3.2. Об исчислении размера пенсии УОВ, достигшим 80-летнего возраста

2002 =улхи январь уйёх.нчен пу=ласа пенси 2001 =улхи декабр.н 17-м.ш.нче йышённё 173–ФЗ номерл.  «Ра==ей Федераций.нчи .= пенси.сем =инчен» тата декабр.н 15–м.ш.нче йышённё 166–ФЗ номерл. «Ра==ей Федераций.нчи патшалёх пенси.сем =инчен» Федераллё саккунсемпе  шутланать?

       +ак  cакуннсемпе кил.ш\лл.н ик. пенси  вёр=ёра аманса инвалид пулнё =ынсене тата Аслё Отечественёй вёр=а хутшённисене - «Ветерансем =инчен» Федераллё саккунён 2–м.ш статйин  «а» -«ж» тата «и» подпункт.нче асённё  =ынсене памалла тунё?

«Ра==ей Федераций.нчи .= пенси.сем =инчен» Федераллё cаккунпа кил.ш\лл.н пенси  т.п тата страховани пай.сенчен тёрать? ,= пенсий.н т.п пай.н калёп.шне «Ра==ей Федераций.нчи .= пенсий.сем =инчен» саккунпа  =ир.плетн.? +ак саккунён 14 статйипе кил.ш\лл.н ватлёхра паракан .= пенсий.н т.п пай. 2005 =улхи  мартён 1-м.ш.нчен –  900 тенк.пе: 80 =ула =итн. тата 1 ушкёнри инвалидсен – 1800 тенк.пе танлашнё? ,= пенсий.н страховани пай.н ви=и -  пенсионерён .= стаж.нчен тата .= ук=инчен килет?  Паянхи куна Сир.н пенси ви=и ????? тенк. те ??? пуспа танлашнё: =ав шутра:

т.п пай. - 1800 тенк.*

страховани пай. - ????? тенк. те ??? пус*

«Ра==ей Федераций.нче патшалёх пенсий.пе тив.=тересси =инчен» Федераллё саккунпа т\лекен икк.м.ш пенси.н ви=и - 1800 тенк.пе танлашать?

       Сире т\лесе тёракан пенси ви=ине т.р.сех шутланё?

 

3.3. О размере ЕДВ и мерах социальной поддержки, предоставляемых инвалидам

2005 =улхи январ.н 1-м.ш.нчен 2004 =улхи август уйёх.н 22- м.ш.нче йышённё 122–ФЗ номерл. Федераллё  саккун вёя к.н.? +ак Саккунпа кил.ш\лл.н: федераци =ёмёллёх=исене (инвалидсене: Аслё Отечественнёй вёр=а хутшённисене тата ыттисене те) =ёмёллёхсем вырённе уйёхсерен ук=а т\леме палёртнё?

Ви==.м.ш ушкён инвалидсен уйёхсерен ук=а т\лемелли ви=и 600 тенк.пе танлашать? 2005 =ултан =ак ви=ене 150 тенк. ук=алла тата 450 тенк.л.х  социаллё пулёшу пуххипе тив.=терме палёртнё?

Социаллё пулёшу пуххине т\левс.р медикаментсемпе: санатори-курортра сипленмелли путевкёпа тив.=тересси (400 тенк.) тата санаторине т\левс.р =итсе килесси: хула=ум чукун =улпа т\левс.р =\ресси к.рет (50 тенк.)? Анчах социаллё пулёшу пуххипе федераци =ёмёллёх=и =ав ви=епе =е= усё курай. тени вырёнсёр: сывё мар кирек м.н хаклёх эмел те илме пултарать?

2006 =ултан: енчен те гражданин социаллё пулёшёва к.рекен суммёна ук=алла илесш.н пулсан: кун пирки хёй пурёнакан вырёнти Пенси фонч.н управленине 2005 =улхи октябр.н 1-м.ш.ччен заявлени тёратмалла?

 

3.4. О праве на установление ДЕМО вдове участника Великой Отечественной войны

Ра==ей Федераций.н Правительствин 2005 – м.ш =улхи ака уйёх.н 30 –м.ш.нче тухнё 273 ном.рле «Тёван =.ршывён 1941 –1945 =улсенчи Аслё вёр=инче =.нтерн.ренпе 60 =ул =итн. май Ра==ей Федераций.н граждан.сен уйрём категорий.сен пурлёх т.л.ш.нчи лару - тёрёвне лайёхлатмалли мерёсем =инчен» калакан постановленипе кил.ш\лл.н уйёхсерен хушма ук=а т\леме =ак уйрём Ра==ей Федераций.н граждан.сен категорий.сене валли =ир.плетн.:

- Тёван =.ршывён Аслё вёр=ин инвалич.сем:

- Тёван =.ршывён Аслё вёр=ин участник.сем:

- партизан отряч.сенче: вёрттён ушкён.сенче хутшённисем:

- «Ленинграда х\т.лен.ш.н» медальпе наградёланё =ынсем:

- Тёван =.ршывён 1941–1945 =улсенчи Аслё вёр=ин =апё=.в.сем вёхёт.нче аманса: контузие: сусёрланнине пула ачаранах инвалида тухнисем:

- Тёван =ершывён Аслё вёр=и вёхёт.нче фашистсем тата весен союзник.сем й.ркелен. концлагерьсен: геттосен: =ул =итмен узник.сем пулнисем:

- 1941 =улхи =.ртме уйёх.н 22 –м.ш.нчен пу=ласа 1945 =улхи авён уйёх.н 3 – м.ш.нчченхи тапхёрта =апё=акан =арсен йышне к.мен ча=сенче: учрежденисенче: =ар тата в.рен\ заведений.сенче ултё уйёхран кая мар службёра тёнё =ар =ыннисем: асённё тапхёрта службёшён СССР орден – медал.пе наградёланнисем:

- финн вёр=и: Тёван =.ршывён Аслё вёр=и: яппун вёр=и вёхёт.нче вилн. =ар =ыннисен тёлёх арём.сем: Тёван =.ршывён Аслё вёр=ин вилн. ивалич.сен тёлёх арём.сем:

- «Блокадёри Ленинградра пурённё =ын» паллёпа наградёланё =ынсем:

- нацистсен концлагер.сен: т.рмисен: геттосен =ул =итн. узник.сем пулнисем:

Шел пулин те: Эсир =\лерех асённё нихёш категорине те к.реймест.р? «Тёван =.ршывён Аслё вёр=ин  инвалич.сен тёлёх арём.сем» категорипе уйёхсерен хушма ук=а илме тиве=ле пулма Сирен мёшёр вёр=ё суранне пула инвалид пулнине =иреплетекен хут кирл.? Кун пек вёр=ё суранне пула инвалид пулнине Медицинёпа социаллё экспертиза учреждений.  =иреплетн. акт е =ёмёллёхсем паракан инвалид удостоверений. =ир.плетет?

Сир.н Тёван =.ршывён Аслё вёр=и инвалич.н тёлёх арём. пулни =инчен документсем =ук пирки: Сире уйёхсерен хушма ук=а т\леме май =ук?