Шаги к толерантности

"Не поступай с другими людьми так, как не хотел бы, чтобы они поступили по отношению к тебе".

Цитата из Библии

 

Объяснительная записка

 

       Данная программа предназначена для разных возрастных групп с целью  формирования толерантных установок в школе, Программа делится на 4 раздела:

  1. "Радуга толерантности" для детей старшего дошкольного возраста.

  2. "Путешествие в страну Толерантность" для учащихся начальных классов.

  3. "Я в мире людей" для среднего школьного возраста.

  4. "Толерантное общение" для старшего школьного возраста.

     В деклорации прав человека говорится (ст. 2), что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, без какого бы то ни было различия как в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Толерантность как никогда ранее важна в современном мире.

     В современном мире, характеризующимся большим количеством конфликтов, становится все более актуальной проблема терпимого, сочувствующего отношения друг к другу, умения строить общение на толерантной основе.

     Толерантность необходима в отношениях, как между людьми, так и на уровне семьи и общины. Так как мы видим огрубелость чувств, безразличие к людям, недоверие, бессердечность и жестокость. Кризисная ситуация в стране в последнее время обострилась обнищанием старых и больных людей, разделением общества на очень богатое и очень бедное. Все проблемы общества наиболее ярко высвечиваются в школе.

     Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Способствует улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между отдельными группами и нациями.

     Программа охватывает весь период обучения в школе. Она является общепедагогической, подразумевает активное включение в воспитательный процесс всех педагогов школы, родителей и ученических коллективов. Программа построена  с учетом психологических особенностей и потребностей детей различных возрастов.

 

Проблемы:

        1. Утрата нравственных ценностей человека.

        2. Проявление таких качеств, как грубость, черствость, жестокость, равнодушие, бестактность.

        3. Неуважение к старшим.

        4. Отсутствие преемственности поколений.

 

Цель:

        Формирование основ толерантного сознания и поведения.

Задачи:

        1. Удовлетворение потребностей саморазвития и самосовершенствования личности и формирование умения и навыков самовоспитания, самообразования и межличностного взаимодействия личности в различных жизненных обстоятельствах.

        2. Формирование гуманистического, демократического мышления, которое способствует воспитанию высоконравственного отношения личности к себе и к миру, толерантности и экологического мышления.

        3. Воспитание устойчивой мотивации на здоровый образ жизни. Сохранение и укрепление здоровья ребенка.

 

План реализации воспитательной цели

I. Цикл бесед на тему "Я - толерантная личность":

    1) с учителями;

    2) с учащимися;

    3) с родителями.

II. Цикл мероприятий.

     

№ п/п Мероприятия   Ответственные

Сроки проведения

 1.

 Классные часы:

   - "Человек среди людей"

   - "Доброе слово - что ясный свет"

   - "Будьте добрыми и человечными"

   - "Тайна доброты"

   - "Я и другие"

   - "Чем я богат"

   - "Терпимость к чужим мнениям, верованиям, идеям и поведению"

 кл. руководители

ноябрь, 2007

 2.

 Часы толерантности на уроках языка и литературы

 учителя-языковеды

весь период

3.

Тестирование:

   - "Я о тебе, ты обо мне"

   - "Довольны ли вы собой"

   - "Воспитанный ли вы человек"

   - "Терпимый ли вы человек"

 кл. руководители

 

ноябрь, 2007

 

4.

Социально-психологические тренинги

психолог, социальный педагог

весь период

 

5.

Конкурсы сочинений, рисунков, стихов

учителя-языковеды

весь период

6.

Уроки-конференции по творчеству русских и чувашских писателей

учителя-предметники

весь период

7.

Анкетирование "Межличностные отношения"

кл. руководители

ноябрь, 2007

8.

Фотогазеты

зам. директора по ВР 

ноябрь, 2007 

9.

Диспуты: "Почему трудно быть терпимым?" (в старших классах) 

зам. директора по ВР 

ноябрь, 2007

 

10.

 Выставка книг, рисунков (библиотека)

 библиотекарь

ноябрь, 2007

 

11.

 Организация акции "Помоги ветерану",

 посильная помощь по хозяйству

ст. вожатая 

весь период

12.

Внеклассные мероприятия на тему "Будь человеком"   (мультимедийный)

кл. руководители

ноябрь, 2007

 

 

Ожидаемые результаты

 

 Программа должна помочь формировать основы толерантного сознания и поведения. Воспитать такие качества, как расположенность к другим, снисходительность, терпение, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию, чувства юмора.

Заключение

  Для эффективной реализации программы организуется методическая помощь всем категориям педагогических работников школы, участвующих в воспитывающей деятельности. При этом используюся разнообразные формы методической работы: постоянно действующий семинар по изучению личности, круглые столы, методические объединения классных руководителей.

  Для достижения запланированных результатов обучения, развития, воспиания  и социализации в оамках прграммы "Шаги к толерантности" предлагается сочетание базового школьного и дополнительного образования на организационном и содержательном уровне. Для этого создан "Центр по содействию укреплению здоровья" и работает детское общественное объединение "Ровесники".

  Данная программа учитывает преемственность от одной возрастной ступени к другой, ребенок остается все время в среде, которая представляет для него опыт творчества, достижения, самоутверждения и самореализации.

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".