21 октября 2013 года                                                                                                                Пресс-релиз

 

 

Зачем нужна трудовая книжка

 

 

Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555. Пунктами 6, 41, 42 названных Правил установлено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка (дубликат трудовой книжки) установленного образца. При этом записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.

Статьей 18 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ установлено, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов. Правилами обращения за пенсией определен порядок рассмотрения заявления об установлении пенсии и документов, прилагаемых к заявлению. При приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности, проверяет правильность оформления представленных документов, в том числе трудовой книжки; дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов.

Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

В тех случаях, когда при оценке сведений, содержащихся в трудовой книжке: не читается оттиск печати, наименование организации, заполнившей сведения за все время работы гражданина в данной организации, не соответствует наименованию организации указанному в печати; имеются подчистки, исправления, дорисовки текста, записи в трудовой книжке оформлены без учета Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225, не соответствует дата выпуска бланка трудовой книжки (серии трудовой книжки, год ее выпуска) дате первой записи о трудовом стаже, внесенную в нее, и другие недостатки, вызывающие сомнение в достоверности данного документа, территориальный орган ПФР вправе затребовать от юридических и физических лиц необходимые дополнительные документы, подтверждающие запись в трудовой книжке, вызвавшие сомнение.

Таким образом, территориальный орган ПФР принимает к производству трудовые книжки, в том числе оформленные на бланках образца 1974 года, и с учетом изложенного оценивает записи о периодах работы, внесенные в нее.

В соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя (пункт 45). Имеющиеся у работников трудовые книжки ранее установленного образца действительны и обмену на новые не подлежат.

Согласно подпункта 5.2.114 пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» полномочия по форме, порядку ведения и хранения трудовых книжек, а также порядку изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей, осуществляет Минтруд России.

 

 

Управление Пенсионного фонда РФ

в Красноармейском районе

Чувашской Республики – Чувашии