Программа "Юный эколог"

 

 

Пояснительная записка

 

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий.

Целью обучения в дополнительном образовании является формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.

Программа для творческого объединения "Юный эколог" рассчитана на 3-х этапное изучение общего материала и индивидуальные или групповые творческие работы отдаренных и увлеченных детей.

В целом курс программы ставит перед собой следующие задачи:

- углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе;

- формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;

- воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий.

Содержание программы ориентировано на добровольные, разновозрастные и одновозрастные группы детей (10-12 человек) и рассчитана нa начальное возрастное звено 3 (2-4 классы) и на среднее возрастное звено (5-7 классы) в учреждении дополнительного образования.

Всего на учебный год - 144 учебных часа. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий (урок феи Экологии, урок Гнома-эконома). На практических занятиях (уроки Гнома-эконома) ребята пробуют решить проблему вторичного использования сырья ("Дадим вторую жизнь вещам!").

Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.

На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки.

Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.

Если на 1 году обучения ребята изучают общие экологические понятия, то на 2 году обучения программа нацелена на более углубленное изучение экологических проблем на Земле. Она состоит из следующих разделов:

1. "Бомбы замедленного действия" на нашей планете.

2. Дурные пристрастия.

3. Все для гурманов есть в природе.

4. Жизнь лесных дебрей;

5. Растения - гениальные инженеры природы.

6. Все о национальных парках.

Начиная с темы "Бомбы замедленного действия" на нашей планете", мы вспоминаем пройденное ребятами в первый год обучения, обобщаем и дополняем изученное ранее новым, более серьезным материалом.

В программе большое внимание уделяется заботе о своем здоровье, как экологическом факторе. Этому посвящены темы первого года обучения ("Экология человека", "Экология в нашем доме" и др.), а на втором году обучения - раздел программы "Дурные пристрастия", при изучении которого ребята получают информацию об опасности наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения.

В течение второго года обучения ребята узнают о жизни леса ("Жизнь лесных дебрей"), глубже изучат удивительные создания природы - растения. Заканчивается курс второго года обучения темой "Все о национальных парках", где подводится итог всему изученному ранее.

Курс программы третьего года обучения содержит краеведческий материал. Внимание ребят направляется на изучение и охрану природы своего края, поэтому цель программы третьего года обучения - воспитание у ребят убежденности в необходимости охраны природы и ее изучения; формирование экологического понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамике и путях рационального использования. В процессе обучения важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе.

Курс третьего года обучения ставит перед собой следующие задачи:

- сформировать у ребят навыки и умения, необходимые для проведения наблюдений и экспериментов в природе;

- научить оформлению наглядных пособий из собранных на экскурсиях природных материалов для использования их на учебных занятиях;

- развить коммуникативную культуру учащихся в процессе инструкторской работы в разновозрастных группах детей.

Ребята, обучающиеся третий год - инструкторы, будущие помощники педагога, организаторы экскурсий в природу, фенонаблюдатели, лекторы. Основная их задача - пропаганда экологических знаний. Именно инструкторская работа формирует у ребят организаторские навыки, чувство ответственности за порученное дело и воспитывает общественную экологическую активность.

Большое внимание программа третьего года обучения уделяет проблемам валеологии. Ребята получают навыки по оказанию помощи себе и близким. Учатся вести здоровый образ жизни. Этому посвящены как теоретические, так и практические занятия.

Отличие данной программы по экологии от существующих в том, что она предполагает обучение в игровой форме, что очень важно для дополнительного образования. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей.

В программе есть темы, которые сейчас очень актуальны и важны ("Дурные пристрастия"). Ребята не только получают полезную информацию о вреде наркомании, токсикомании, курения, алкоголизма, но и ставят опыты на растениях, проводят наблюдения и делают выводы из увиденного, что способствует большей убедительности теоретических выводов о пагубности воздействия данных факторов на человеческим организм.

Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в объединении "Юный эколог", являются:

1 год обучения:

- умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

- умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;

- активное участие в коллективной познавательной деятельности.

2 год обучения:

- умение проводить опыты с целью изучения вредных воздействий на здоровье человека;

- умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;

- знание основных экологических проблем города, форм и методов охраны окружающей среды.

3 год обучения:

- умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;

- умение проводить занятия в объединении, игровые программы, праздники.

 


 

Тематический план объединения ''Юный эколог"
Первый год обучения

 

Тема

Теория

Практика

Всего часов

1.

Организационное занятие

2

-

2

2.

Основы экологического образования

2

-

2

3.

Экология и экономия в собственном
кошельке.

2

-

2

4.

Природа - наш общий дом

2

-

2

5.

Основные составляющие природы

1

1

2

6.

Пищевые связи

1

1

2

7.

Мир полон хищников

1

1

2

8.

И на хищника управа есть

1

1

2

9.

Конкуренция и соперничество

1

1

2

10.

Дружба в природе

2

-

2

11.

Тайны живой природы

2

-

2

12.

Как построить экосистему

1

-

2

13.

Воздух, значение его чистоты для живых организмов

1

1

2

14.

Царство почвы - уникальный мир природы

1

1

2

15.

Вода - чудо природы

1

1

2

16.

Вода и живые организмы

2

-

2

17.

Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"

-

2

2

18.

Пресные воды - наше богатство

1

1

2

19.

Основные источники загрязнения водоемов

1

1

2

20.

Жизнь водных пространств и экология

1

1

2

21.

Приматы моря

2

-

2

22.

Уязвимое море

2

-

2

23.

Экологический рассказ. Диспут.

2

-

2

24.

Экология в нашем доме

2

-

0

25.

Экомир моей семьи

2

-

2

26.

Экология человека

1

1

2

27.

Экология и генетика

2

-

2

26.

Экология насекомых

2

2

4

29.

Бионика - наука о подражании живым
существам

2

-

2

30.

Агитзанятия "Секреты леса"

2

-

2

31.

А мы тоже пахнем

2

-

2

32.

Растения лечат людей

2

2

4

33.

Природа моей страны

2

-

2

34.

Красная книга

2

-

2

35.

Экологический марафон

4

-

4

36.

Экология нашего города

2

2

4

37.

Они любили свою Землю

4

-

4

Итого:

63

23

86

38.

Подготовка и проведение праздников

20

 

 

39.

Уроки Гнома эконома

6

 

 

40.

По страницам занимательной литературы

6

 

 

41.

Викторины конкурсы, игры, беседы

16

 

 

42.

Экскурсии

10

 

 

Всего:

       144 часа

Содержание программы
Первый год обучения

 

1. Организационное занятие

Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.

2. Основы экологического образования

Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Принципы обманного благополучия. Экология и мы.

 Урок феи Экологии. Экологический сценарий "Как Кузя изучал, что такое экология".

3. Экология и экономия в собственном кошельке

Почему скупой платит дважды? Давайте посчитаем. Меры личной экологической безопасности

4. Природа - наш общий дом

Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.

Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Подснежники".

5. Основные составляющие природы.

Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы.

Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Ландыш - цветок майский или Сказка о том, как человек чуть не погубил свою Землю".

6. Пищевые связи

Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни в море. Какому насекомому поставлен памятник и за какие "заслуги". Может ли человек вмешиваться в природу?

Урок феи Экологии. "Почему погибла дубрава?"

Давайте поиграем в пищевые цепочки.

7. Мир полон хищников

Один организм поедает другой, значит, он хищник? Пищевые цепи организмов, следующих друг за другом в порядке поедания. Растения-хищники.

Урок феи Экологии. Самостоятельная работа:

1. Придумать цепь питания, из 3-х звеньев.

2. Цикл питания.

3. Цепь питания с участием человека.

Экологический рассказ "Доброе слово о хищниках"

 

 

8. И на хищника управа есть

Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами, и т.д. Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д.

Урок феи Экологии. Самостоятельная работа:

Как на вашем огороде защищаются сорняки?

9. Конкуренция и соперничество

Что ж делать, если все одинаковые? Когда мало - плодиться и размножаться, а много - с голода помирать? Как можно соперничать? Злые и добрые хищники бывают только в сказках. Могут ли существовать в природе понятия "добра" и "зла"? Зачем в природе нужны хищники, может быть, надо от них избавиться?

Урок феи Экологии. Самостоятельная работа:

1. Рассказ про злого волка и доброго.

2. Что произойдет с животными, если не будет ни одного хищника?

3. А бывают ли в природе виды, не имеющие хищников? Как же они живут?

Самостоятельная фантазия.

10. Дружба в природе

Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и её результаты.

Урок феи Экологии. Экологический рассказ "Нужны ли пастбищу овцы".

 

11. Тайны живой природы.

Необычные случаи. Живые организмы-рекордсмены. Правда ли это? Загадочное поведение. Реальность или вымысел? Забавные случаи.

Урок феи Экологии. Работа с подобранной литературой.

12. Как построить экосистему.

Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы. Аквариум - искусственная экосистема созданная руками человека.

Урок феи Экологии. Давайте заведем аквариум.

13. Воздух, значение его чистоты для живых организмов

Чем все дышат. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека.

Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Спор". Экологический рассказ "Что такое кислотный дождь?"

 

 

14. Царство почвы - уникальный мир природы

Почва-источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Как растения помогают бороться с загрязнением почвы?

Урок феи Экологии. Экологический рассказ "О чудесной кладовой"

Составь рассказ по экологическому рисунку.

15. Вода - чудо природы

Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле писатели?

Урок феи Экологии. Капля воды. Путешествие капельки. Загадки, пословицы, поговорки.

16. Вода и живые организмы

Значение воды для растений (влаголюбивые и засухоустойчивые виды). Животный мир и вода. Почему животные и растения иногда выглядят причудливо? Приспособления к длительному пребыванию без воды. Почему мы не можем прожить без воды?

Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Мудрый Сагуаро".

17. Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"

Правила поведения в природе. Работа с экологическими плакатами и экологическими рисунками.

Урок феи Экологии. Составление правил поведения отдыхающих и туристов на реке, в лесу и т.д.

18. Пресные воды - наше богатство.

Использование пресной воды человеком. Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? Пресные воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды. Водные процедуры, закаливание и наше здоровье.

Урок феи Экологии. Составление рассказа по экологическому рисунку.

19. Основные источники загрязнения водоемов

Вода и производство. Проблемы возникающие в крупных городах. Самоочищение водоемов.

Урок феи Экологии. Экологический рассказ "Гибель ежей".

Практическая работа "Как влияют на качество воды загрязняющие вещества (стиральный порошок, масла, песок и т.д.)".

20. Жизнь водных пространств и экология

Вред, наносимый загрязнением морей и океанов. Наблюдения великих путешественников за загрязнением водных просторов.

Урок феи Экологии. Экологические рассказы: "Нефть в море", "Отчего погибли киты".

Экологическая игра: "В гости к фее Экологии"  

21. Приматы моря

Мой друг - осьминог. Живые ракеты. Чернильная бомба. Опасны ли осьминоги и кальмары? Спрут атакует моряков. "Чёрный суп "спартанцев. Как спят осьминоги? Жизнь в неволе. Как видоизменяются животные в связи с загрязнением вод? Человек должен стать другом природы.

22. Уязвимое море.

Сценарии, стихи о воде, море. Экологические размышления.

2З. Экологическии рассказ. Диспут

Так об экологии пишут дети. Знакомство с детскими работами.

24. Экология в нашем доме

Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома.

25. Экомир моей семьи

Вкусно, полезно, красиво. Природа в нашем доме. Экология души.

Урок феи Экологии. Игры "Приготовь блюдо", "Укрась своё жилище."

26. Экология человека.

Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье. Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку?

Урок феи Экологии. "Как знакомятся и приветствуют друг друга люди, животные, птицы и рыбы" (результаты наших опытов).

27. Экология и генетика

Злые причуды природы. Хочу добавлю, хочу уберу. "Мини" и "макси" люди. Поговорим о близнецах.

28. Экология насекомых

Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур. Охраняемые насекомые "Легенда о пауках"."Общественные" насекомые. Мудрость насекомых. Куда и зачем летят жуки? Сколько точек у божьей коровки? Ядовитые насекомые. Почему нельзя шуметь в лесу?

Урок феи Экологии. Загадки о насекомых. Игра "Узнай по описанию".

29. Бионика - наука о подражании живым существам

Чем занимается бионика? Инкубатор придуман не человеком. Реактивное движение не только у самолетов и ракет. Чем знаменито перо птицы?

30. Агитзанятия "Секреты леса"

В гостях у нас сказочные герои, и у них есть вопросы к ребятам.

31. А мы тоже пахнем

Как животные предупреждают друг друга? Размеры животного и запахи. Может ли человек пахнуть? Мир запахов у животных.

 

32. Растения лечат людей

История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.

Урок феи Экологии. Письма от больных сказочных героев. Помоги им!

33. Природа моей страны.

Разнообразие природы. Великие равнины. Великие пустыни. Бескрайняя тайга.

Урок феи Экологии. Работа с литературой по теме.

34. Красная книга

Почему она красная? "Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги.

35. Экологический марафон

Обобщающие занятия в конце учебного года. Вопросы и ответы.

З6. Экология нашего города

Состояние окружающей среды города Старая Русса. Ее связь с состоянием окружающей среды области. Атмосферный воздух, земля. Растительный и животный мир. Чем каждый из нас может помочь родному городу?

37. Они любили свою Землю

Поговорим о писателях-натуралистах (Дж.Даррелл, Э.Сетон-Томпсон, И.И.Акимушкин и другие). Их судьба, увлечения и вклад в экологию.

Урок феи Экологии. Чтение рассказов о природе, животных. Их обсуждение.

Тематический план объединения "Юный эколог"
Второй год обучения

 

Тема

Теория

Практ.

Всего часов

1.

Организационное занятие

2

-

2

"Бомбы замедленного действия" на нашей планете

2.

"Бомба замедленного действия" - вода. Её гибель - наша гибель.

2

-

2

3.

"Бомба замедленного действия" - мусор. Единственный выход - вторичное использование.

2

-

2

4.

"Бомба замедленного действия" - воздух. Изменения в глобальном масштабе.

2

-

2

5.

"Бомба замедленного действия" - шум. С ним можно бороться.

2

-

2

6.

"Бомба замедленного действия" - химикаты
"Яд - "приданое" цивилизации".

2

-

2

7.

Пугающий призрак АЭС.

2

-

2

8.

Экология и экономика.

2

-

2

Дурные пристрастия

9.

Животные - наркотики - человек.
Растения-убийцы.

4

-

4

10.

Передай в наследство трезвость.

4

-

4

11.

"Владыка мира" - никотин.

4

-

4

12.

Лучше вдыхать аромат розы, чем пары ацетона.

4

-

4

13.

Мы говорим на уровне крокодилов.

2

 

2

Практические мероприятия по данным проблемам (список прилагается)

 

6

6

Все для гурманов есть в природе

14.

Кофе сердцу не помеха.

2

-

2

15.

По великому чайному пути.

2

2

4

16.

Растения - наш доктор Айболит.

2

2

4

17.

Можно ли питаться сорняками?

2

2

4

Жизнь лесных дебрей

18.

Лес - зеленое море

2

-

2

19.

Лес и его обитатели

2

-

2

20.

Влияние температуры на живые организмы.

2

-

2

21.

По страницам лесного журнала мод.

2

-

2

22.

Доступ к информации.

2

-

2

23.

Средства передвижения у животных.

2

-

2

Растения - гениальные инженеры природы

24.

Растения-потребители отходов.

2

-

2

25.

Растения-химики.

2

-

2

26.

Растения- архитекторы, строители, механики.

2

-

2

27.

Растения-математики.

2

-

2

28.

Растения-путешественники.

2

-

2

29.

Растения-мастера гидравлики.

2

-

2

30

Растения-физики.

2

-

2

31.

Как растение передают информацию.

2

-

2

32.

Растения-биологические часы.

2

-

2

33.

Совершенство приспособления у растений.

2

-

2

34.

На что еще способны растения.

2

-

2

Все о национальна парках

35.

Все о национальных парках.

2

 

2

36.

Обустройство парков

2

 

2

37.

Ландшафтная архитектура.

2

 

2

38.

Заботы о досуге.

2

 

2

Итого

60

14

94

39

Подготовка и проведение праздников

20

 

 

40

Уроки Гнома эконома "Дадим вторую жизнь вещам''

6

 

 

41

По страницам занимательной литературы.

6

 

 

42

Викторины, конкурсы, беседы.

8

 

 

43

Экскурсии.

10

 

 

Всего

    144

 


 

Содержание программы
Второй год обучения

 

1. Организационнное занятие

Техника безопасности. Ваши собственные экологические достижения. Что было сделано за летний период.

 

"Бомбы замедленного действия" на нашей планете

2. "Бомба замедленного действия!" - вода. Ее гибель - это наша гибель.

Когда от глотка воды можно заболеть? Без воды нет жизни. Первые законы человечества - законы о воде. Воде необходима жизнь. Вода -самый важный товар одноразового пользования. Реке делают искусственное дыхание. Грехи отцов. Как очищают грязную воду? Океаны крупнейшая "сточная канава" Земли. Как нефть попадает в море?

3. "Бомба замедленного действия" - мусор. Единственный выход - вторичное использование.

Черная смерть. Мусор на улицах наших городов. Отбросы - крысы - чума. Молоко загрязнено мусором. Куда деть мусор? Сырье и энергия из мусора. Санитарная очистка городов и вторичное использование отходов. Урок феи Экологии. Экологический рассказ "Ромашковая поляна".

4. "Бомба замедленного действия" - воздух. Изменения в глобальном масштабе

Человек и природа загрязняют воду. Кислород для жизни. Воздух отравляется ежедневно. Загрязненный воздух вреден для здоровья Самые опасные яды. Свинцовое отравление. Там, где свинец падает с неба. Миллиарды за чистый воздух.

5. "Бомба замедленного действия" - шум. С ним можно бороться

Шум вредит здоровью. Немного о шуме. Наш слух - чудо природы. Как шум действует на человека. Стресс разлаживает наши биологические часы. Протесты против шума самолетов. Шум - отброс цивилизации.

6. "Бомба замедленного действия" - химикаты. Яд - "приданое цивилизации"

Химикаты вокруг нас. Что такое загрязнители? Опасность для человека, природы. Кислотные дожди и миллионы тонн пестицидов. Катастрофы и аварии. Наша ежедневная доза яда. Заколдованный круг нарушений окружающей среды и развитие инфекционных болезней.

7. Пугающий призрак АЭС

Атомная бомба открыла новую эпоху. Отдаленные последствия у участников испытаний атомных бомб. Атомная энергия и безопасность. Чернобыль: что же дальше?

8. Экология и экономика

Что охранять и как использовать? Привычная расточительность или нетрадиционная бережливость?

Дурные пристрастия

9. Животные - наркотики - человек. Растения-у6ийцы

Голуби и марихуана. Зачем кошке валерьянка. Мухомор - наркотик. Что плетет паук, приняв наркотик? Кто был первым наркоманом? Наркомания многолика. Красота и коварство цветков мака. Конопля - гашиш. Истоки наркомании. Иные "должности" наркотиков.

10. Передай в наследство трезвость

Медведи любят выпить. Пиво в жизни воробьев. Развязность захмелевших пескарей. Болезнь за свои же денежки. Вино родит вину. Зияющие перспективы. Наркоман в обнимку с пьяницей. Трезвому совестно - пьяному нет.

 

 

11. Владыка мира - никотин

Курильщиками не рождаются, а умирают. Ошибка Петра Первого. Курильщик - сам себе могильщик. Жизни, истлевшие на кончике сигарет. Бунт в царстве никотина. Как воспитать волю.

12. Лучше вдыхать аромат роз, чем пары ацетона

Как становятся "нюхачами". Давайте посмотрим как действуют токсические вещества на живой организм.

Урок феи Экологии. Проведение опыта: "Влияние паров ацетона на герань обыкновенную". Записи в дневник наблюдений. Выводы.

13 Мы говорим на уровне крокодилов

Чем человек отличается от животных? Поговорим о сквернословии. На кого мы становимся похожи?

Все для гурманов есть в природе

14. Кофе сердцу не помеха

Спасибо козе за кофе. Кофейное дерево можно выращивать на окне. Каков вкус спелых плодов кофе? Откуда он к нам приехал? Рецепты кофе в разных странах.

15. По великому чайному пути

Коротко о чае. Из истории чайной торговли. Чайный путь. Сорта чая. Редкие типы чая. Лечебные свойства чая. Способы заварки чая. Травяные чаи и их рецепты.

Урок феи Экологии. "Мы за чаем не скучаем" Чаепитие с родителями. Викторина о чае.

16. Растения - наш доктор Айболит

Из истории применения лекарственных растений. Секреты заготовки растений. Формы применения лекарственных растений. Любое растение лечит?

17. Можно ли питаться сорняками

Дикорастущие съедобные растения в нашем питании. Что можно из них приготовить? Сорняки наших огородов – дополнительный резерв продуктов питания.

Урок феи Экологии. "Давайте их попробуем" (рецепты салатов из сорняков). Их приготовление и польза для здоровья.

Жизнь лесных дебрей

18. Лес - зеленое море

Разнообразие лесов. Богатство и бедность. Экологическая катастрофа -листопад. Зеленое море тайги. Сезонники. О Всероссийском конкурсе "Подрост".

19. Лес и его обитатели

Раздолье для вегетарианцев. Сластены. Подготовительный цех. Заглянем в закрома животных.

Уроки феи Экологии. Работа по теме.

20. Влияние температуры на живые организмы

Шубы, полушубки, малахаи у животных. Есть ли обувь у животных? Голь на выдумки хитра или переодевания животных. Погреться у чужой печки. Холодильные установки. Кратковременная и длительная консервация организмов.

Урок феи Экологии. Работа с рисунками.

21. По страницам лесного журнала мод

Мир красок у природы. Маскировочные халаты. Камуфляж. Сонное царство. Яркая окраска или лучше - не приставай. Костюмерная природы.

Урок феи Экологии. Работа по теме.

22. Доступ к информации

Голоса леса. Зачем им усы? Мир ароматов.

Урок феи Экологии. Работа по теме.

23. Средства передвижения животных.

Возможности и ограничения. Альпинисты. Акробаты. Планеристы. Зачем нужны хвосты?

Урок феи Экологии. Работа с рисунками.

Растения - гениальные инженеры природы

24. Растения - потребители отходов

Устранение отходов - проблема № 1. Водные растения-санитары.

25. Растения-химики

Все началось со скороспелых яблок. В поисках пищи.

26. Растения-архитекторы, строители, механики

Как был создан Хрустальный дворец. Гофрированный лист. Вьющиеся и лазящие канаты. Свайные постройки в природе.

27. Растения-математики

С точностью до одной тысячной. Золотое сечение, Математически точно, геометрически правильно.

28. Растения-путешественники.

Через реки, озёра, моря. Мирные стрелки. Ветряные мельницы, парашюты и планеры. Исключительная способность пыльцы. Пассажиры с билетом и "зайцы". Растения-эмигранты.

29. Растение-мастера гидравлики

Ежедневно 20 ведер на шестой этаж. Губки, вакуумные насосы и электpoстатика. Растительный организм и морские глубины.

30. Растения-физики

Приспособление к сохранению тепла. Спасающиеся от жары в собственной тени. Зимняя спячка растений.

31. Как растения передают информацию

Сигнальные флажки, светофоры, запахи и тепло. Совершенные компьютеры.

 

32. Paстения - биологические часы

Цветочные часы. Полуночные свидания бурых водорослей. Цветы-предсказатели погоды.

33. Совершенство приспособления у растений

Объединение интересов - симбиоз. Маскировка - основа процветание. Горящие кактусы. Пионеры безжизненных пространств.

34. На что еще способны растения

Слышно и видно, как растет трава. Растения гиганты. Мнимая смерть, длящаяся 250 лет. Растения, переваривающие кости и сыр. Свет в полном мраке.

Все о национальных парках

35. Все о национальных парках

Первые национальные парки России. Статус национальных парков. Парки отдыха. Достопримечательные памятники природа. Заповедники. Заказники. Отдых на любой вкус. По водным дорогам. Следопыты природы. Памятники природы в Новгородской области и в г.Старая Русса.

36. Обустройство парков

Доктор - лес. Сервис парка. Лесные постройки. Площадки для отдыха детей. Зоны развлечений для взрослых. Лесная мебель. Житейские удобства.

37. Ландшафтная архитектура

Ландшафт. Хозяйственна пригодность. Зеленое строительство. Критерии красоты. Охрана парков. Какой парк лучше. Лесоохранные рубки. Искусство строить лес.

38. Забота о досуге

Управление национальными парками. Быт - дело серьезное. Лесные приюты. Дороги отдыха. Промысловые хозяйства парков.

 


 

Тематический план объединения "Юный эколог"
Третий год обучения

 

Тема

Теория

Практика

Всего часов

1.

Организационное занятие

2

-

2

 

2.

Экологическая деятельность летом.

2

-

2

 

3.

Учимся передавать свои знания другим
ребятам

-

 

6

6

 

4.

Учись быть здоровым. Простейшие уроки жизни.

2

4

6

 

5.

Изучаем способы охраны природы.

2

-

2

 

6.

Обсуждаем экологические катастрофы.

2

-

2

 

7.

Окружающая среда и здоровье человека.

14

-

14

 

8.

Экологические взаимоотношения организмов.

8

-

8

 

9.

Экология популяции

8

-

8

 

10.

Организмы и среда их обитания.

4

-

4

 

11.

Человек в созданной им среде.

2

 

2

 

I2.

Деловые игры.

-

2

2

 

13.

Вопросы задает природа.

-

2

2

 

14.

Хочу стать экологом-инструктором.

-

4

4

 

15.

Заведем словарик юного эколога.

-

10

10

 

16.

Практикум.

-

10

10

 

Итого:

46

38

84

 

17

Подготовка и проведение праздников.

 

 

20

 

18

Уроки Гнома-эконома.

 

 

6

 

19

По страницам занимательной литературы.

 

 

6

 

20

Викторины, конкурсы, беседы.

 

 

10

 

21

Экскурсии.

 

 

18

 

Всего:                          144часа

 

 


 

Содержание программы
Третий год обучения

 

1. Организационное занятие

Задачи объединения. Техника безопасности. Знакомство с программой на учебный год.

2. Моя экологическая деятельность летом

Беседа-диспут о времени летнего отдыха. Обсуждение результатов выполнения заданий на лето.

3. Учимся передавать свои знания другим ребятам

Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей и для взрослых.

4. Учись быть здоровым

Простейшие уроки жизни. Ты отравился, ты ушибся, ты сломал руку, ногу, ты угорел, ты обжегся.

Урок феи Экологии. Игра "Я - доктор".

5. Изучаем способы охраны природы

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады, и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов. Памятники природы Новгородской области. Ильменский глинт, история и современность. Что мы должны охранять в нашем родном городе.

 

6. Обсуждаем примеры экологических катастроф

Загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы. Влияние нефти на обитателей моря и побережья.

Представление о радиоактивном загрязнении среды (авария на Чернобыльской АЭС). Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.

7. Окружающая среда и здоровье человека

Химические загрязнения среды и здоровье человека. Биологические загрязнения и болезни человека. Влияние звуков на человека. Погода и самочувствие человека. Питание и здоровье человека. Ландшафт как фактор здоровья. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

Урок феи Экологии. "Лесная столовая", "Восточный лекарь", "Что может есть Робинзон", "Я - доктор".

8. Экологические взаимоотношения организмов

Типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия. Хищничество. Паразитизм и болезни.

Урок феи Экологии. "Осторожно! Они ядовиты". Ядовитые растения местности: вороний глаз, борщевик, волчье лыко, болиголов, вех, дурман.

9. Экология популяций

Популяция и ее основные характеристики. Свойства популяционной группы.

Рождаемость и смертность. Возрастная структура популяции. Динамика популяций

10. Организмы и среда их обитания

Условия и ресурсы среды. Соответствие между организмами и средой их обитания. Энергетический бюджет и тепловой баланс организма. Экологическая ниша.

11. Человек в созданной им среде.

Сумасшедшие шляпники и отравленные короли (ответ биосферы - бумеранг воздействий). Мода и интерьер (экология жилища). "Ты лучше голодай, чем что попало есть" (экология и образ жизни).

12. Деловые игры

Проблемные экологические ситуации предлагает педагог, а ребята стараются найти оптимальный выход из нее.

13. Bопросы задает природа

Загадки на маршруте. Вопросы и ответы

14. Хочу стать экологом-инструктором

Подготовка и проведение ребятами бесед, конкурсов, КВНов экологического содержания, адресованных учащимся других групп объединения.

15. Заведем словарик юного эколога

Ребята собирают экологические термины в свой собственный словарик, делают пояснения к ним и рисунки по теме.

16. Практикум

Уход за зимним садом. Работа по проращиванию саженцев деревьев из семян (дуб, каштан, липа) .Уход за ними, подкормка. Ведение наблюдений за мини фруктовым садом. Записи в дневнике наблюдений.

 


 

Список рекомендуемой литературы

 

Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1987.

Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.

Ефремов Ю.К. Природа моей страны - М.: Мысль, 1985.

Ленькова А. Оскальпированная земля. - М.: Прогресс, 1971.

Литинецкий И.Е. На пути к бионике. - М.: Просвещение, 1972.

Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.

Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.

Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. - АО "Мэрил", 1994.

Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Цветкова И.В. Экология для начальной школы. - Ярославль: Академия развития, 1997

Экология России. Хрестоматия - М.,  1995.

 

Список рекомендуемой литературы для учащихся

 

Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992

Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997

Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995

Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994

Журнал "Муравейник ".

Авторская образовательная программа
кружка «Информационные технологии»

Профиль деятельности: научно-технический
Возрастной состав: 11-17 лет
Продолжительность образовательного процесса: 2 года
Автор- составитель: Родионов Петр Васильевич, педагог дополнительного образования, МОУ «Комсомольская СОШ №1»

 

В связи с тем, что информационные технологии стали занимать в нашей повседневной жизни ведущую позицию, назрела необходимость в создании дополнительных образовательных услуг для школьников. Это и явилось причиной к организации на базе компьютерного класса Комсомольской средней школы №1 кружка «Информационные технологии».

И сразу же ребята, под руководством Родионова Петра Васильевича, успешно зарекомендовали себя на Всероссийском  уровне.  Учащийся 11 б класса Петров Евгений стал дипломантом Всероссийской телекоммуникационной олимпиады юных журналистов.

.

Организация образовательного процесса

Кружок как локальная технология охватывает большую или меньшую часть содержания учебной дисциплины. Он состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели. Выбор темпа работы и т.д. кружок часто начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. Нам следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой, и только после этого точка зрения группы объявляется классу, в этот момент знания еще раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп.



 

Особенности организации образовательного процесса

Кружок – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии руководителя, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Основные методические приемы – элементы технологии: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания.

Индукция. Системообразующим элементом кружка является проблемная ситуация. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое – вопросное состояние субъекта (ученика), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить и имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индукцией (индуктором).

Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у детей.

Широкий индуктор рассчитывается и на тех, у кого обучение опирается и на зрительную, и на слуховую, и на двигательную память. Он дает большую свободу выбора каждому реализовать свое стремление к актуализации.

Индуктор в зачаточном состоянии есть в каждом ребенке, он как бы настраивает организм на саморазвитие. Если у ученика вообще нет потребности изучать науку, то одним индуктором не обойтись, нужна серия кружков по формированию данной познавательной потребности. Существует и масса других, не менее значимых: потребность быть личностью, потребность в самоутверждении, в общении, в самовыражении, в эмоциональном насыщении, в свободе. В эмоциональном контакте. В двигательной активности, в игре и др. кружок стремится реализовать все эти потребности, но приоритет отдается развитию познавательной потребности.

Если интереса к предмету нет, кружок направляет действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы ребята сами открыли. Что эта цель для них достижима. Осознать возможность решения проблемы – могучее средство для стимулирования интереса.

Самоконструкция – это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Социоконструкция. Важнейшим элементом кружка является групповая работа (малые группы выделяются в классе, образуются из учащихся разных классов, часто возникают стихийно, по инициативе ребят). Руководитель кружка может корректировать состав групп, регулируя равновесие психологических качеств детей (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Руководитель кружка разбивает задание на ряд частичных задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем ребята свободны в выборе метода, темпа, поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

Социализация. Всякое выступление ребенка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно настоять, чтобы в отчете были задействованы все. Выступать за группу ответственно и почетно. Каждому хочется, чтобы его группа выступила хорошо. Это заражает всех. Работа в малых группах в отличие от фронтальной работы с классом позволяет использовать уникальные способности ребят, дает им возможность самореализоваться. Она в большей мере, чем индивидуальная и фронтальная работа с классом, позволяет учесть и включить в работу различные способы познания у каждого из ребят.

Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого слова озарение, инсайт, понимание. Понимание всякое: себя, других, науки. Разрыв – это внутреннее осознание участником кружка неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным источником. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях ученых, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.

Творчество. Кружок дает ученикам творческий «опыт дерзновения», а не «опыт послушания». В какой же мере в кружке предоставляется возможность использовать свое дерзновение, в какой мере руководитель кружок требует от него послушания? Каковы их пропорции в кружке? Принять задание руководителя кружка – акт послушания ученика. Но в выполнении задания свобода творчества, ребята сами выбирают путь его осуществления, и одна версия не исчерпывает всего задания. не получает запланированных им дома ответов, а иногда результат выполнения задания учениками приводит к разрыву цепей, сковывающих самого руководителя кружка.

Позиция руководителя кружка – это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий.

Проводя кружок, руководитель кружка никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать разум, мысль ребенка, сделать их активными. Разбудить в нем то, что скрыто даже для него самого, понять и устранить то, что ему мешает учиться. Все задания руководителя кружка  и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение ребенка, создать такую атмосферу, чтобы он проявил себя как творец. Руководитель кружка мягко, демократично, незаметно руководит работой ребят.

Форма кружка как психологический тренинг помогает добраться до самого тайного в человеке, вызвать у него то, что он и не желал бы показывать; в этом состоит опасность действий руководителя кружка.

Удивительная миссия руководителя: разблокировать способности человека, разобрать завалы в самом человеке и в окружающем его мире, убрать то, что тормозит реализацию творческого потенциала, заложенного природой.



 

Пояснительная записка

Несмотря на бурное развитие Интернет-технологий и глобализации информационных ресурсов, самостоятельные программы, связанные с Интернет пока отсутствуют. Работа с информацией стала отдельной специальностью, остро востребованной на рынке труда. Необходимость создания подобной программы вызвана тем, что навыки целевого поиска информации в глобальной сети становятся необходимыми на каждом этапе образования.

Возникла необходимость изучения Интернет-технологий, так как пришло осознание того, что Веб-сайты пригодны не только для распространения развлечений, но и для серьезной образовательной деятельности. А раз так, то и подход к изучению Интернет-технологий должен быть серьезным.

Программа – документ, определяющий направление и характер целенаправленного развития личности.

Приступая к построению своей программы, я ориентировался на следующие принципы дополнительного образования:

- свобода выбора ребенком дополнительной образовательной программы и видов деятельности;

- создание условий для самореализации личности;

- признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самореализации;

- обеспечение ситуации успеха для каждого;

O применения таких средств определения результативности продвижения воспитанника в границах избранной им дополнительной образовательной программы, которые помогли бы ему увидеть перспективы собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности.

Для изучения курса предусмотрено использование мультимедийных технологий и мультимедийных обучающих сред. Таких как «Практический курсы PhotoShop, CorelDraw, PageMaker, Macromedia Flash, Dreamweaver».

Программа обучения рассчитана на определенный уровень подготовки учащихся: базовые знания по информатике, владение основными приемами работы в операционной среде Microsoft Windows.

Целью программы является формирование у учащихся целостного представления о глобальном информационном пространстве и принципах получения информации.

Основные задачи программы: систематизировать подходы к изучению предмета; сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации; показать основные приемы эффективного использования информационных ресурсов Интернет; сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Современные условия развития дополнительного образования предполагают создание программ открытых систем, допускающих внесение дополнений, изменений. Эта программа интегрированная.

 

 


Структура программы

Программа мастер-класса «Компьютерная графика и анимация» состоит из двух частей, рассчитана на 144 часа.

Первая часть 72 часа, первый год обучения, посвящена изучению adobe Photoshop 6.0. Кружковцы должны научиться работать с растровой графикой.

Вторая часть 72 часа, второй год обучения, посвящена изучению векторной графики в CorelDraw.

Таким образом, они изучат различные способы представления графической информации. Изучение проводится с применением мультимедийных обучающих программ «Практический курс PhotoShop» и «Практический курс CorelDraw».

Программа мастер-класса «Web-дизайн» состоит из одной части, рассчитана на 72 часа. Изучение проводится с применением программ «Macromedia Flash, Dreamweaver 4»

Программа мастер-класса «Компьютерная музыка» рассчитана на 72 часа. Изучение проводится с помощью программы «CakeWelk Pro Audio 9» и электронного учебника к этой программе.

Программа мастер-класса «Районная молодежная газета» рассчитана на 72 часа. Изучение проводится с помощью мультимедийной обучающей программы «Практический курс PageMaker».

Adobe PageMaker 6.5—наиболее распространенная в мире программа компоновки и макетирования публикаций. В курсе обучения используются компьютерная программа практический курс «Изучаем PageMaker 6.5». Работа по созданию газеты требует творческой коллективной деятельности. Учит работать с новыми информационными технологиями, связывать текстовую и графическую информацию.



 

Тематический план

ПРОГРАММА
МАСТЕР-КЛАССА
«КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА И АНИМАЦИЯ»
Первый год обучения adobe Photoshop 6.0 (растровая графика)
(72 ч.)

Тема занятия

Теория

Практика

1. Знакомство с adobe Photoshop 6.0 Знакомство с интерфейсом Photoshop 6.0

1

3

2. Знакомство с меню программы. Обзор панели инструментов Photoshop 6.0

1

3

3. Палитры в Photoshop 6.0 Основы обработки изображений. Открытие, сохранение и создание файлов

1

3

4. Изменение разрешения и кадрирование. Инструменты рисования и редактирования

2

4

5. Инструмент «Paintbrush». . Режимы кистей рисования и редактирования

1

3

6. Инструменты выделения. Геометрическое выделение. Произвольное выделение

1

3

7. Инструмент «Magic Wand». Изменение границ выделения

1

1

8. Создание дорожек. Инструмент “Pen”. Изменение дорожек

1

1

9. Настройка цвета. Инструмент «Выбор цвета». Цветовая схема. . Палитра «Color» и «Color Sampler»

1

3

10. Настройка цветовой гаммы. Цветовые каналы. Применение цветовых каналов

1

3

11. Инструмент «Paint Bucket». Инструмент «Gradient»

1

1

12. Слои в Photoshop 6.0. Создание слоев. Работа со слоями. Смешивание, удаление и сохранение слоев

2

4

13. Работа с эффектами окна «Layer Stile».

1

3

14. Работа с текстом в Photoshop 6.0. Обзор инструментов по работе с текстом. Редактирование текста. Инструмент “Type”. Типы текста и применение эффектов

2

2

15. Фильтры в Photoshop 6.0. Общие понятия о фильтрах. Фильтры повышения резкости. Фильтры, ослабляющие резкость. Характеристика других фильтров

2

4

16. Печать изображений. . Настройка печати в Photoshop 6.0

1

1

17. Дуплексные изображения: создание и печать. Печать группы изображений

1

1

18. Автоматизация работы и настройка интерфейса

1

1

19. Творческая работа по созданию рисунка

 

6

ИТОГО:

22

50

 


 

Второй год обучения CorelDraw (векторная графика)
(72 ч.)

Тема занятия

Теория

Практика

Основные функции CorelDraw 9.0

1

1

Настройка графических компонентов

1

3

Создание эмблемы

1

5

Импорт рисунка

1

1

Самостоятельная работа. Создание нового документа

1

5

Изготовление календаря в CorelDraw 9.0 Настройка параметров страницы. Создание шаблона настенного календаря

2

6

Самостоятельная работа. Создание листа настенного календаря

1

5

Практическое применение CorelDraw 9.0

1

 

Создание рекламного объявления

1

7

Подготовка к созданию схемы. Создание структуры схемы

1

5

Творческая работа по выбору

1

22

ИТОГО:

12

60

 


 

ПРОГРАММА
МАСТЕР-КЛАССА
«WEB-ДИЗАЙН»
Macromedia Flash, Dreamweaver
(72 ч.)

Тема занятия

Теория

Практика

Ведение в сайтостроение. Классификация сайтов. Этапы разработки сайта

2

 

Планирование сайта.

1

1

Реализация. Разработка общей структуры сайта.

1

1

Подготовка текстового и иллюстративного материала для наполнения страниц сайта

1

5

Разработка навигационной структуры сайта

1

3

Разработка структуры и дизайна главной страницы

1

3

Разработка структуры и дизайна основных страниц

1

3

Разработка структуры и дизайна страницы обратной связи

1

3

Разработка структуры и дизайна страниц форм (почтовая форма, форма опроса и др.)

2

4

Создание элементов навигации

1

5

Создание графических элементов

2

4

Программирование и заполнение страниц информационным материалом и графическими элементами

1

3

Тестирование. Правильность работы гиперссылок. Правильность работы форм

 

2

Загрузка графики (правильность гиперссылок на графические файлы и скорость их загрузки

 

2

Корректная работа сайта в различных броузерах.

 

2

Наличие ошибок в текстах и иллюстративном материале страниц

 

2

Удобство навигации по страницам сайта

 

2

Публикация сайта. Тестирование

1

3

Рекламирование сайта. Регистрация сайта в популярных поисковых серверах. Размещение ссылок на сайт в других сайтах. Использование баннеров для рекламы сайта

1

3

Сопровождение сайта

1

3

ИТОГО:

18

54

 


 

МАСТЕР-КЛАСС
«КОМПЬЮТЕРНАЯ МУЗЫКА»
CaceWelk 9.0
(72 ч.)

Тема занятия

Теория

Практика

Подготовка программы к работе

1

5

Панели инструментов главного окна программы

1

5

Менеджер треков – окно TRAСK

1

5

Окно EVENT LIST

1

5

 Окно PIANO ROLL

1

5

Главное меню программы

1

5

Окна  STAFF и LYRICS

1

5

Окно STUDIOWARE (PANEL)

1

5

Редактор банков системных сообщений – окно SYSX

1

5

MIDI – эффекты

1

5

Окно AUDIO  и работа с оцифрованным звуком

1

5

Окно CONSOLE

1

5

ИТОГО:

12

60

 


 

ПРОГРАММА
МАСТЕР-КЛАССА
«КРУЖКОВАЯ ГАЗЕТА»
По изучению Adobe PageMaker 6.5

Тема занятия

Теория

Практика

1. Работа с программой PageMaker 6.5

1

1

2. Основные возможности PageMaker 6.5

1

3

3. Самостоятельная работа (создание публикации)

 

4

4. Редактирование текста

1

3

5. Практическая работа

 

4

6. Работа с текстом большого объема

1

3

7. Создание титульного листа

1

1

8. Оформление заголовка

1

1

9. Документы большого объема

1

3

 

 

 

10. Зачетное занятие по PageMaker 6.5

1

1

11. Создание шаблона проспекта

2

2

12. Создание титульного листа

1

1

13. Шаблон рекламы

1

1

14. Работа с электронным словарем. Поиск искомых слов

1

1

15. Тест (Контроль по PageMaker 6.5)

2

 

16. Выпуск первой газеты

2

10

17. Дизайн газетных страниц

2

2

18. Макет газеты

2

2

19. Творческая работа по выбору

 

8

ИТОГО:

21

51

 


 

 


Литература

1. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», М., 1998 г.;

2. Белов Н. «Урок-мастерская: приглашение к поиску», 1997 г.;

3. «Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта», – Спб., 1995 г.;

4. «Педагогика наших дней»/ Сост. В.П. Бедерханова. – Краснодар, 1989 г.;

5. Окунев А. «Как учить не уча» – Спб.: Питер-Пресс, 1996 г.;

6. Апатова Н.В. «Информационные технологии в школьном образовании», М., 1994 г.;

7. «Дидактические основы компьютерного обучения», Л., 1989 г.;
8. «Педагогика»/Под ред. П.И. Пидкасистого. –М.: РПА, 1996 г.;

9. Роберт И.В. «Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования», М.: Школа- Пресс, 1994 г.;

10. Щеншев Л.В. «Компьютерное обучение; прогресс или регресс?» /Педагогика. – 1992 г.;

11. «Политика в области образования и новые информационные технологии» /Информатика и образование, № 5, 1996 г.

На главную страницу