Публичный доклад общеобразовательного
учреждения - это важное средство
информационной открытости и прозрачности муниципального образовательного
учреждения, форма широкого информирования общественности, прежде всего родительской,
о деятельности образовательного
учреждения, об основных результатах и проблемах функционирования и развития.
Доклад дает значимую
информацию о положении дел, успехах и проблемах образовательного учреждения для
социальных партнёров образовательного учреждения, может оказаться средством
расширения их круга и повышения эффективности их деятельности в интересах
образовательного учреждения.
Доклад
отражает состояние дел в образовательном учреждении и результаты его
деятельности за последний год или другой период.
Основными
целевыми группами, для которых готовиться доклад, являются родители (законные
представители) обучающихся, учредитель, социальные партнёры образовательного
учреждения, сами обучающиеся, учредитель, местная общественность.
Данный
доклад – первый опыт публичного отчёта, который должен показать, в какой мере
деятельность администрации и педагогического коллектива образовательного
учреждения позволяет решать проблемы повышения качества и доступности
образования, формировать оптимальное соотношение интересов государства и местного
сообщества в этой сфере.
Общество
всегда, в любое время требовал от школы создать уникального и в то же время
стандартного человека. Уникального – чтобы он двигал общество, стандартного –
чтобы был не опасен. И так было всегда
и во всём мире. В подготовке подготовить полезного для общества и двигающего
его вперёд личности мы не должны отставать от Европы и других
передовых стран. Поэтому в нашей стране и республике принимаются различные программы, указы для усовершенствования
системы образования. Важной программой
в 1997 году в ЧР была принята Президентская программа «Новая школа».
Целью
она ставила выход на горизонт инновационного развития образования республики и
обеспечения её конкурентоспособности
лидерами российского образования, то есть «от тактики выживания - к стратегии развития» переходит
образование ЧР.
Вот
как сказал Н.В. Фёдоров об этой стратегии: «Можно сказать, что три источника и
три составные части и личного счастья,
и процветания Родины – это духовно просвещённые знания, повседневный и
вдохновенный труд, основанные на деятельной любви к родной земле. Для их
достижения мы вместе с вами, организаторами просвещения и воспитания –
единомышленниками, должны превратить школу
в главный катализатор жизненно необходимых системных духовно-нравственных
преобразований в обществе.
Сильному
государству нужно сильное и прогрессивное образование. Надеюсь, что каждый
педагог, каждый управленец сделают все возможное для того, чтобы наши дети
выросли достойными гражданами России, преданными своей родной земле – Чувашии».
Введение
инновационных технологий, новой профессиональной культуры, современного
образовательного менеджмента, предусматривало
увеличение количества участия школьников в республиканских предметных
олимпиадах, охват детей в возрасте 1-6
лет школьными образовательными учреждениями, развитие воспитательной системы,
увеличение процента поступаемости выпускников школ в вузы и т.д.
Программа «Новая школа» поддерживается другими
программами и проектами. Это: федеральная целевая программа развития образования «Дети России», ФЦП «Развитие
единой информационной образовательной среды», Российско-голландский проект «ИКТ
для поддержки сельских школ», российско-британский проект «Реформирование системы НПО», мегапроект
«Развитие образования России», российско-голландский проект
«Социально-эмоциональное ребёнка в дошкольном периоде», российско-финский
проект «Реструктуризация сети
учреждений НПО» и т.д.
В свете произошедших изменений в системе
образования, какие же изменения произошли в нашей школе? Что может увидеть
попавший в школу в 2007 году по сравнению с 1997 годом. Конечно же, заметим
ИКТ, а вместе с ним информатизацию системы образования, подготовка к приёму
дошкольников 4-6 лет, усиление внимания к благоустроенности, к воспитательной
деятельности и т. д., При всех плюсах,
к сожалению, явно отметим минус для нашей школы - реорганизацию от основной к начальной.
Школа, основанная в 1920 году, до сих пор только увеличивалась в
количестве классов, а теперь процесс пошёл вспять.
Общая характеристика школы
Вспомним немного историю
школы. В XIX веке в деревне Н.Б.- Шигали и деревне Ендоба
школы не было, хотя у сельчан было
огромное желание учиться. Имеющие возможность учиться посещали соседние
Первомайскую и Шераутскую школы. После
Октябрьской революции повсюду разворачивается просветительская работа. В1918
году было решено открыть школу и в д. Н.Б. –Шигали, но это дело
приостанавливается из – за отсутствия подходящего знания и педагогических
кадров. Это стало возможным только в феврале 1920 года.
Из–за отсутствия специального здания школы детей учили в домах
состоятельных людей.
Школьное здание начали строить лишь в 1937 г.
Строительство было завершено к 1 сентября 1939 г.
В истории школы можно
выделить следующие периоды:
- 1919 –
открытие начальной школы.
- с 1928
г. работает четырёхклассная начальная школа.
- в 1934
г. школа преобразована в семилетнюю.
- в 1961
– 1990 г.г. работает в деревне восьмилетняя школа.
- в 1990
г. школе присваивается статус девятилетней основной общеобразовательной школы.
- в мае 2006 года основная
школа была реструктуризирована и преобразована в начальную.
За время своего
существования она дала знания сотням выпускников. По данным сведениям, к 2000
г. 124 из них получили высшее, 200 среднее профессиональное образование. 38
человек закончили школу на «отлично». По достоинству гордится школа своими
прославившимися выпускниками. Немало
выпускников награждены правительственными наградами.
Настоящее
название школы – Муниципальное
образовательное учреждение «Нижние Бюртли-Шигалинская начальная
общеобразовательная школа». Сокращенное название МОУ «Н.Б.-Шигалинская
НОШ».Находится по адресу: 429347 д.
Нижние Бюртли Шигали, ул. Центральная,4 Комсомольского района ЧР,телефон:
36-2-57
До
2007 года у нас была своя очень хорошая и богатая библиотека. Только школьных
учебников было примерно 1158, а вместе с художественной литературой – 6642.
Есть при школе учебно-опытный земельный участок площадью 0,68 га, который является
хорошим помощником в организации питания в столовой. Столовая в данный момент
соответствует нормам, то есть оснащена канализацией и водоснабжением, имеется
достаточное количество посадочных мест.
Есть в наличие открытая спортивной площадка.
Много
внимания уделяется пожарной безопасности: установлена система оповещения, т.е. пожарная сигнализация, установлены пожарные
ёмкости с водой, первичные средства пожаротушения в количестве 10 штук
расположены в нужных местах.
То
есть созданы все условия для образовательного и воспитательного процесса.
Для работы школы в полную
мощность достаточно было наполняемость каждого класса по 14 человек. К
сожалению, за последние годы наблюдается снижение численности учащихся, прежде
всего за счёт уменьшения численности первоклассников и миграции населения.
Динамика показывает, что количество выпускников превышает количество первоклассников в
2001-2004 годах чуть ли не вдвое.
Структурно в
2005-06 учебном году школа состояла из двух звеньев: начального
1-4 классы и основного 5-9 классы, обучалось 64 ученика, из них:
-
в
начальном звене 23 учащихся;
-
в
среднем звене 41 ученик.
Заметно, что спад численности учащихся заметен в
среднем звене, особенно с 2002 года.
Если
проследить динамику спада, то видно, что школа в будущем стала бы принимать только половину от
необходимого для неё численности
учащихся.
Половой
состав учащихся: в настоящее время количество мальчиков в нашей школе
преобладает почти вдвое: 7 к 13. Так
выглядит соотношение девочек и мальчиков за последние 10 лет.
Структура управления школы,
социальные партнёры, социальный состав учащихся
Каждая школа работает над конкретно поставленной
проблемой. Проблема нашей школы: «Активизация познавательной деятельности
учащихся на уроках».
Учебно-воспитательная деятельность направляется на реализацию утверждённого на педсовете
плана учебно-воспитательной работы. Основными документами организации УВР
являются:
1 )план учебно-воспитательной работы;
2) базисный учебный план;
3) закон об образовании;
4) устав
школы;
5) конституции РФ и ЧР и другие новые положения и
инструкция из МО и науки ЧР и РФ.
Структура
управления традиционна. Главный орган управления – педагогический совет,
которым руководит директор.
Трудовой коллектив составляют все работники
Учреждения. На основании ст. 35 п. 2 Закона РФ « Об образовании» в Учреждении
создается Совет Учреждения. Совет Учреждения является высшим органом
самоуправления, т.к. он представляет интересы всех участников образовательного
процесса, т.е. учащихся, учителей и родителей.
Члены Совета Учреждения выбираются на конференции делегатов от
родителей, учащихся и учителей. Делегаты от каждой группы участников
образовательного процесса выбираются на общих собраниях родителей, учащихся 4
классов, сотрудников. Конференция
делегатов выбирает из своего состава 7 членов Совета Учреждения (2 – от
учителей, 2 – от родителей, 3 – от учащихся). Конференция определяет также
персональный состав членов Совета. Директор Учреждения избирается в состав
Совета Учреждения на общих основаниях.
На основании ст. 35 п. 2 Закона РФ «Об образовании»
в соответствии с Уставом создается попечительский совет Учреждения.
Попечительский совет избирается на общем собрании родителей (законных
представителей) Учреждения сроком на один учебный год . Членами попечительского совета могут быть избраны родители
учащихся (в том числе учителя школы, если их дети обучаются в этой школе),
представители государственных органов, представители районной управы или других
органов местного самоуправления, а также спонсоры и меценаты, сотрудничающие с
Учреждением и заинтересованные в его развитии.
Шераутская средняя школа является базовой школой на
территории Шераутского сельского поселения. Учительские коллективы двух школ в
тесном контакте друг с другом, вместе решают важные вопросы воспитания и
обучения учащихся.
Администрация школы работает по утверждённому
плану внутришкольного контроля, который является главным в управлении учено-воспитательной
работой. Результаты ВШК являются основанием для принятия оптимальных
управленческих решений
В
нашей школе обучаются дети из деревни Н.Б.-Шигали и близлежащей к ней Ендоба.
Преобладающее большинство составляют дети и Н.Б.-Шигали. Можно заметить, что динамика снижения
численности деревни Н.Б.-Шигали более резкая.
Спектр образовательных услуг
В 1 классе школы принимаются
все дети, достигшие возраста 6,5 лет и не имеющие медицинских противопоказаний.
В первую очередь приему
подлежат:
а) Дети, проживающие на
данной территории.
Территория (дома)
закрепляются за Учреждением ежегодным приказом вышестоящей организации.
б) Дети, старшие братья или
сестры, которых учатся в других классах этого Учреждения.
Зачисление учащихся в Учреждение родители (законные представители)
представляют следующие документы:
- Заявление на имя
руководителя Учреждения.
- Копия «Свидетельства о
рождении» (заверяется директором Учреждения).
- Медицинская карта ребенка,
в которой имеется заключение медиков о возможности обучения в массовой школе.
- Паспорт одного из
родителей (законного представителя), с указанием его места жительства.
Прием обучающихся во 2–4 классы
осуществляется при предоставлении
следующих документов:
- Заявление на
имя директора Учреждения.
- Дневник с
годовыми оценками, заверенный печатью школы. (При переходе в течение учебного
года).
- Личное дело
ученика.
- Медицинская
карта ученика.
- Паспорт
одного из родителей (законного представителя), с указанием его места жительства.
В Учреждении
устанавливается следующий режим занятий:
Начало уроков
в 8.00 , продолжительность урока – 40 минут; перемены между уроками – одна – 30
минут, а остальные – по 10 минут. В начальном звене у детей 4-5 уроков в день,
где наряду с традиционными предметами изучаются информатика, английский.
Нагрузка учащихся не превышает норм, рекомендованных базисным учебным планом.
Учащиеся питаются в соответствии с
утвержденным графиком: с 10:20 до 10:50. Столовую посещает 100% учащихся.
Но главным в школе в последнее время стала
воспитательная работа. А эта работа невозможна без рассмотрения ребёнка в сфере
семьи и ближайшего общества.
Учителя, классные руководители находятся в
постоянном сотрудничестве с родителями. Их общение не ограничивается территорией школы. Именно благодаря этому и
вовлечению учащихся в кружки и внутри школьные мероприятия за последние годы нашими учениками не было
совершено ни одного правонарушения, не зафиксировано ни одного случая
употребления спиртных напитков,
табакокурения в общественных местах. Так же не было оставшихся на повторный год
обучения.
Усиленная
работа ведётся с детьми из неполных семей. Ведётся учёт полных, неполных семей,
семей из группы риска, семей, где есть отчим или мачеха.
По
нашим данным, наши ученики – это в основном
дети из полных семей, где родители имеют определённое место работы,
собственный дом. Но к сожалению, многие из наших учеников не имеют собственной
комнаты в этом доме или делят её со своими братьями, сёстрами. Больше всего в
школе семей с 2,3 и более детьми.
Состав
учащихся школы практически однороден. Его составляют дети из семей рабочих
СХПК. 70 % родителей – это люди со средним образованием, некоторая часть – люди
с высшим образованием, небольшая – со средне специальным, незначительная часть - с основным образованием.
Но, к сожалению, по данным наблюдения и
осмотра фельдшеров и врачей, количество абсолютно здоровых детей с каждым годом уменьшается. Вот данные к
2006 году. Здоровье детей ухудшается в связи всеобщим развитием телевизионной
сети и уменьшением проводимости времени
детей на свежем воздухе.
Условия осуществления
образовательного процесса
Педагогический коллектив школы - это сплочённый коллектив единомышленников,
где средний возраст педагога 37 лет. С каждым годом увеличивается количество
учителей в возрасте 30-39 лет, но вместе с тем увеличивается педагогический
стаж.
В школе среди учителей в 2007 году нет
мужчин, но и до этого их процентное
соотношение составляло не более 10-15 %. Сегодня половина учителей имеет первую
категорию. 1 учитель - Почётный
работник общего образования. Повышение квалификации педагогов,
совершенствование педагогического мастерства проводится системно.
Результаты образовательной
деятельности
После окончания основной школы учащиеся
получают аттестат об основном образовании.
Не
получивших аттестат за последние 10 лет не было.
О качестве образования в школе можно судить также и
по предметным олимпиадам, которые проводятся в Комсомольском районе.
Призёры,
участники районных и республиканских олимпиад
2000-01 учебный год
Предмет |
Класс |
Место |
ФИО ученика |
ФИО подготовившего учителя
|
Чувашский язык |
9 |
3 |
Козлова Алина |
Козлова Е.Г. |
2001-02 учебный год
Предмет |
Класс |
Место |
ФИО ученика |
ФИО подготовившего учителя
|
Чувашский язык |
9 |
3 |
Анисимова Люда |
Козлова Е.Г. |
Русский язык |
9 |
2 |
Афанасьева Ирина |
Ежергина А.Т. |
Немецкий язык |
9 |
2 |
Тарасова Лида |
Яковлева И.И. |
2002-03 учебный год
Предмет |
Класс |
Место |
ФИО ученика |
ФИО подготовившего учителя
|
Немецкий язык |
9 |
2 |
Шикова О. |
Яковлева И.И. |
2003-04 учебный год
Предмет |
Класс |
Место |
ФИО ученика |
ФИО подготовившего учителя
|
ОПЗ |
9 |
1, участница республиканской
олимпиады |
Афанасьева Наталья |
Мышкина Н.М. |
2004-05 учебный год
Предмет |
Класс |
Место |
ФИО ученика |
ФИО подготовившего учителя
|
Чувашский язык |
4 |
1 |
Афанасьева Анастасия |
Мунтайкина С.Н. |
Чувашский язык |
3 |
1 |
Шагарова Ольга |
Казакова Т.М. |
Математика |
4 |
3 |
Яковлев Александр |
Мунтайкина С.Н. |
2005-06
Предмет |
Класс |
Место |
ФИО ученика |
ФИО подготовившего учителя
|
Физическая культура |
8 |
3 |
Алексеев Алексей
Александрович |
Козлов П.Е. |
Результаты контрольных срезов по тексту РУО
дают следующие результаты:
Предмет
|
ФИО учителя
|
Класс
|
Кол-во уч-ся в классе |
Кол-во уч-ся, выпол. работу |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
«1» |
|
Процентное
соотношение |
100% |
100% |
27% |
40,5% |
29,73% |
2,77% |
_ |
|||
Судьба выпускников после окончания школы
складываются следующим образом:
50% в Шераутскую СОШ, 10% - в профтехучилища,
40% в Первомайский центр образования.
За время своего существования она дала знания сотням
выпускников. По данным сведениям, к 2000 г. 124 из них получили высшее, 200
среднее профессиональное образование. 38 человек закончили школу на «отлично»:
Среди них Лепешкин Г.Г., закончивший
в 1964 г. Первомайскую среднюю школу золотой медалью, и Павлова А.Н.,
выпускница 1991 г. Шераутской средней школы, получившая серебряную медаль.
По достоинству
гордится школа своими прославившимися выпускниками. Среди них: Скворцов В.Г.
(профессор, доктор химических наук), Скворцов Н.В. (полковник милиции), Егоров
С.В. (генеральный директор треста №1 г. Чебоксары), Макеев Г.Г. и Кузьмин В.И.
(преподаватели Чувашской сельхозакадемии).
Немало выпускников награждены
правительственными наградами. Вот некоторые из них: Мулгачев Иван Фадеевич,
Казакова Т.М. почетный педагог, награжден орденом «Знак почета»; Маштанов
Михаил Сергеевич, награжден орденом Трудового Красного Знамени; Шагаров Василий
Федорович и Шагаров Николай Федорович, награждены орденами «Знак почета».
И в дальнейшем, надеемся, что из числа
выпускников нашей школы окажется много знаменитых и уважаемых людей республики,
страны и мира.